Вопрос. - Синьор Плачадо, несмотря на более чем 20-ти летнюю Вашу кинокарьеру, Вам наверное известно, что многомиллионным российским зрителям Вы известны, прежде всего, как Коррадо Катани, сериал "Спрут". В связи с этим вопрос. Скажите, пожалуйста, как для Вас соотносятся роли в салонных сериалах, которые приносят всенародную любовь и популярность и роли серьезные, этапные, но которые такой популярности не приносят? И как Вам видится Ваша кинокарьера в свете этого?
М.П. - Любой персонаж - это персонаж. Я хочу сказать, что роман может состоять из 500 страниц, а может из 100 страниц. Так же и здесь. Актеры обычно не разделяют сериалы и серьезные фильмы. Поэтому никакой разницы я не вижу.
Вопрос. - вчера на пресс-конференции в Шереметьево-2 Вы откровенно признались, что очень устали, потому что накануне спали только три часа, ибо мешали дети. Скажите, удалось ли Вам немножко отдохнуть? Как Вас поселили? И еще такой вопрос: Вы сказали, что уже завтра Вы поедете во Францию продолжать съемки в фильме. Какой это фильм, о чем он, если возможно, - его рабочее название.
М.П. - На первый вопрос отвечаю: я спал прекрасно. Вчера вечером мы немножко выпили. Я обычно не пью, но иногда мне это нравится, поэтому я отдохнул очень здорово. У меня сегодня немножко опухшее лицо, извините...
Что касается парижского фильма. Интересно, что французские режиссеры видят меня не как человека с благородными намерениями, типа героя комиссара Катани, а как человека немножко с пороками. Фильм молодого французского режиссера, которого зовут Николас Бок. Он - очень, очень популярный режиссер во Франции. Действие фильма разворачивается в современной среде. Я там играю адвоката, гомосексуалиста. Это очень тяжелый и сильный фильм. Несколько лет назад был снят фильм, который назывался "Монплезир" ("Удовольствие"). Наш фильм как раз ремейк этого фильма.
Вопрос. - В фильме "Спрут" Вам постоянно приходится спасать женщин. Приходилось ли Вам в жизни спасать, поддерживать женщину. И, если можно, что-нибудь о своей личной жизни.
И второй вопрос. Как Вам удается в тяжелый условиях поддерживать физическую форму, как актеру?
М.П. - Спасибо за второй вопрос. Прежде всего хочу сказать, отвечая на второй вопрос: поддерживаю себя в такой "молодой" форме, потому что последние годы, в основном, я прошу женщин, чтобы они меня спасали. И я должен сказать, что я вошел в такой период жизни, когда вокруг меня очень много женщин-друзей.
Раньше, когда я жил семейной жизнью, - но прошу сейчас не затрагивать эту персональную тему, - у меня было очень мало женщин-друзей, то есть я сейчас говорю именно о дружбе женской.
Сейчас у меня очень много женщин-подруг, и это как раз они мне дают советы, как я должен вести себя с женщинами. Среди них есть и молодые девушки, кстати. И, надо сказать, что я нахожу их очень мудрыми, гораздо мудрее, чем я сам иногда. И, наверное, сейчас нет необходимости их спасать. Может быть, это они меня спасают сейчас.
Вопрос. - Синьор Плачидо, наш кинозритель хорошо помнит Вас в роли советского офицера в фильме "Афганский излом". Если бы у Вас была такая возможность сейчас сняться в роли российского офицера в фильме "Чеченский излом"?
М.П. - Вообще говоря, для иностранца очень сложно судить о тех событиях, которые происходят в других государствах. Но к России у меня особая любовь, особые теплые чувства. Потому что, как мне кажется, что никто, никакой народ не любит мою роль комиссара Катани, как вы. Так, что наверное, я вправе дать ответ на вопрос. Ну что ж, могу сказать: мне понравился бы персонаж, русский герой, который мог бы дать понять, что эта война глупая, как, собственно говоря, все войны. Наверное, самое главное было не то, что Чечня независимая или зависимая, а то, что нужно постараться было не потерять то положительное, позитивное, которое было хотя бы на утопическом уровне.
Я должен отметить: часто иностранцы очень довольны, когда у других народов есть какие-то проблемы. А мне это доставляло огромную боль, что есть еще народы, которые друг друга убивают.
В общем, мне подошла бы роль такого "Достоевского" между двумя борющимися сторонами.
Вопрос. - Синьюр Плачидо, здесь вспоминают все о "Спруте". Часто актеры берут для своего характера что-то от своих героев. Это был положительный у Вас герой. Что в свой характер Вы взяли от своего героя.
М.П. - Я думаю, что Вы упустили один очень, очень важный момент. Обычно, это актеры дают свой характер персонажу. Гамлет, например, все время играется по-разному: актеры разные. И если бы вы, например, играли комиссара Катани, то, наверное, Вы бы сыграли его совершенно по-другому, нежели я. Я дал этому персонажу то, чем являюсь на самом деле. Не знаю точно что, но - это я. А Домиано Домиани он как раз написал эту роль для итальянского актера, которого зовут Франко Неро. А потом он подумал о том, чтобы пригласить меня, потому, что он хотел придать персонажу что-то другое. А на бумаге это был просто полицейский.
Мне кажется, может быть, вы полюбили этот персонаж потому, что я постарался дать ему те свои положительные моменты, о которых, может быть, сам не знаю. Я не могу сказать, что люблю его больше, чем другие персонажи. Просто - один из персонажей. Я ему весьма обязан, потому что благодаря ему я познакомился с вами. И, видимо, в этой смеси Плачидо-Катани есть что-нибудь хорошее.
Вопрос. - Мы знаем Микеле Плачидо не только как актера, но и как режиссера-постановщика фильма. Вопрос такой: какова прокатная судьба этого фильма? И как вообще сложилась режиссерская судьба Плачидо после этого фильма?
М.П. - Это мой первый фильм, который я делал как режиссер. С общественной точки зрения, - это самый важный фильм, который я сделал. Еще и потому, что был первым итальянским режиссером в истории африканского кино, который был приглашен на фестиваль в Буркина Фасо. Это был первый раз, когда европейский режиссер обратил внимание на проблемы расизма в Африке. Я не могу сказать, что у фильма был большой успех, потому что это жестокий документ. И итальянцы не захотели отдать себе отчет в том, что они тоже расисты, как и все мы по отношению к меньшинству. Но этот фильм принес мне большое моральное удовлетворение. Этот фильм очень хорошо прошел среди национальных меньшинств в Европе. Почему? Потому, что это - отражение реальной проблемы. И, несмотря на то, что уже прошли десятилетия с тех пор, до сих пор фильм очень актуален.
У этого фильма было очень много прессы не только итальянской. Вы знаете, что в Европе есть молодежные формирования, расистски настроенные против африканского меньшинства. Так что в фильме как раз была отражена сегодняшняя Европа, эта проблема.
Вопрос. - Господин Плачидо! Помните ли Вы свои впечатления, когда увидели себя на большом экране?
М.П. - Я родился как театральный актер. И очень много лет работал именно с театральными режиссерами, такими как Джорджо Стреллер, Луко Рукони и другими итальянскими режиссерами. И я не думал о том, чтобы сниматься в кино, потому что театральные актер изначально очень "чистые" и с некоторым снобизмом относятся к кино. И я первые годы совсем на себя не смотрел в кино. Я, практически, зарабатывал деньги, просто потому, что мне нужны были деньги. Через несколько лет, поскольку мне стали говорить, что у меня получается в кино, я стал ходить в кинотеатры и смотреть себя. Это - правда. Я, практически, свои первые 4-5 фильмов не видел, я смотрел их уже потом. И когда я смотрел на себя даже в каких-то романтических ролях, мне почему-то было смешно.
Вопрос. - Дорогой Микеле! Сейчас звеэды занимаются помимо своего основного занятия виноделием, скульптурой, фотографией. Есть ли у Вас такие побочные занятия?
Как Вас правильно называть Пл`ачидо, Плачид`о?
М.П. - Пл`ачидо, конечно. вообще иногда хочется заняться бизнесом, но стараюсь подальше от этого держаться. Потому что, я - прирожденный театральный актер, и я стараюсь сохранить "чистоту образа" что ли. Актер - это все-таки актер, это не кусок мыла. Мне было предложено заняться бизнесом, кстати, и в России тоже.
Однажды ко мне пришел один человек, который предложил открыть мне здесь, в России сеть обувных магазинов. Меня, в общем, повеселило это предложение. Это было забавно: сложно себе представить комиссара Катани, который продает обувь людям, видевшим во мне идеал. Хотя, делать и носить обувь - это, наверное, почетное дело. Я думаю, что рано и неправильно мне заниматься мне таким делом.
Вчера я обсуждал со своей переводчицей идею об издании в России книги, которая рассказывала бы о том, как складывались мои отношения с русским народом. Потому что, когда я был известен, как актер, сыгравший в "Спруте", в России, с исторической точки зрения, происходили совершенно феноменальные события. И я хотел бы написать книгу, которая была бы некоей параллелью между моей историей маленького человека и этой страной, которая освобождала сама себя. Я уже серьезно задумываюсь над тем, чтобы написать эту книгу и думаю, что этим займусь.
Вопрос. - Встречались ли Вы когда-нибудь на театральной площадке с Вашим партнером по фильму "Спрут" Рено Джероне? И как складывались ваши отношения?
М.П. - Мы с Рено Джероне работали на одной площадке в театре еще до того, как был "Спрут". Мы вместе работали. Я могу рассказать одну забавную вещь. Когда мы занимались театральной деятельностью, должен сказать честно, что так бывало: один вечер больше аплодировали Рено, а другой - больше мне. То есть у нас было практически соревнование между двумя хорошими актерами. И вот в одно прекрасное воскресенье вышел фильм "Спрут-1", где Рено Джероне не было. И с того вечера аплодисменты принадлежали мне, а бедный Рено очень от этого страдал, причем страдал очень серьезно, он был просто в отчаянии. Но через несколько лет позвали его, чтобы дать ему роль в "Спруте" и мы как бы сравнялись.
Актриса Катрин Денев родилась в актерской семье в 1943 году в Париже. Актерскую династию продолжили и ее дети: сын Кристиан Вадим снимался у своего отца, Роже Вадима, дочь Кьери Мастрояни тоже актриса.
Катрин пришла в кино еще подростком и ее первые кинороли не были выдающимися. Первый настоящий успех и международная известность связаны с фильмом Жака Деми "Шербургские зонтики" (1964 г.). Позже холодное и загадочное очарование Катрин вдохновило Романа Полянского снять ее в фильме "Отвращение" (1965 г.). Луис Бунюэль также не остался равнодушен к белокурой красавице, сняв с ней два фильма: "Дневная красавица" (1967 г.) и "Тристана" (1970 г.). Актриса снялась почти у всех знаменитых режиссеров Старого Света. Снималась она и в Голливуде ("Первое апреля", 1969 г., реж. Стюарт Розенберг; "Шмон", 1975 г., реж Роберт Олдрич; "Голод", 1983 г., реж. Тони Скотт и др.).
Катрин Денев выдвигалась на премию "Оскар" как лучшая исполнительница женской роли в 1992 году (фильм "Индокитай", реж. Режи Варнье).
Последние работы актрисы в кино: "Мое любимое время года" (1993 г.), "Игра в шахматы" (1994 г.), "Сто и одна ночь" (1995 г.).
На пресс-конференции 27 июля 1997 года, прошедшей в рамках ХХ Московского кинофестиваля Катрин Денев рассказала следующее.
Не все русские фильмы попадают за границу. Но по тем, которые видела Катрин Денев, ее представление о русском кино: "Русское кино - лирическое, взволнованное, богатое фантазией. Представление о пространстве здесь очень хорошее. Русское кино уникально, его ни с чем сравнить нельзя".
"Я люблю русских актеров и актрис".
"К сожалению, ни одного предложения сниматься от русских режиссеров не поступало. Жду и буду очень довольна сниматься в России".
"В России была 20 лет назад зимой. Было холодно, темно. Поэтому Москву посмотрела плохо. Была также в Ленинграде".
"Сейчас несколько недель снимаюсь в фильме "Площадь Вандо", режиссер фильма - женщина".
"В пошлом году снялась у чилийского режиссера Рауля Руиса, играла психоаналитика, после этого заинтересовалась психоанализом".
"Больше всего я горжусь наградой "Золотая пальма", присужденной фильму "Шербургские зонтики" на кинофестивале в Каннах".
"Может быть, я когда-нибудь напишу книгу о своей жизни и карьере".
"Мои любимые писатели: Бальзак, Стендаль, Набоков".
"Красота - это и существенная и ненужная вещь одновременно".
"Я не суеверный человек. Амулеты я с собой не ношу, разве что без ключей из дома не выйду".
"Я, в основном, за феминизм. Много раз принимала участие в различных феминистических мероприятиях".
"В России пробовала водку. Но очень понравилась грузинская минеральная вода. Она помогает идти водке туда, куда надо и пищеварению помогает".
"Женщине вообще, особенно актрисе, трудно видеть в зеркале как она стареет. Но зато начинают предлагать такие роли, которые богаты по содержанию, и которые не предлагают в двадцать лет".
"Считаю, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель".
Сергей Соловьев вручил Катрин Денев на кинофестивале приз - статуэтку Святого Георгия за выдающийся вклад в киноискусство.