Женское движение, социальная активность

Лахова Е. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1995.
 
В начало документа
В конец документа

Лахова Е. Ф.

Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Срок парламентской деятельности "Женщин России" был недолгим - всего два года. Одной из серьезных задач этих лет стала подготовка к следующим выборам. Эта подготовка подразумевала как серьезную доработку программных документов политического движения "Женщины России", так и его организационное укрепление за счет развития региональных отделений. Решение организационных вопросов натолкнулось, однако, на сопротивление тех организаций, что составили политический блок. Они не приняли саму идею формирования региональных отделений политического движения, считая, что для его представительства на местах вполне достаточно их собственных региональных структур, и, прежде всего - женсоветов.

Летом 1995 года была подготовлена новая программа политического движения "Женщины России", а ближе к осени на ее основе - избирательная платформа блока. Программа включала в себя три сюжетные линии: человек, семья, мир в России, и состояла из трех соответствующих разделов. В первом развивалась проблематика прав человека; во втором обосновывалась необходимость укрепления и защиты семьи в качестве одной из основных ценностей российского общества, в третьем рассматривались вопросы строительства в России правового демократического государства[[Программа политического движения "Женщины России". М., 1995.]]. В программе особо подчеркивалось, что эти три группы проблем имеют ключевое значение для судьбы российских реформ, что только их решение обеспечит условия для превращения России в цивилизованное сообщество.

Так же была структурирована и избирательная платформа блока. В первом разделе говорилось, что человек, его достойная жизнь, благосостояние, а вместе с тем - равные права, свободы и равные возможности в их осуществлении для женщин и мужчин, являются основными приоритетами политического движения. "Женщины России" в своей деятельности намерены уделять основное внимание таким важным для каждого россиянина вопросам как своевременная и социально обоснованная оплата труда, соблюдение трудовых прав работника независимо от его пола, сохранение бесплатного полного среднего и профессионального образования, сохранение и развитие системы бесплатного государственного здравоохранения, а параллельно - развитие платных форм образования и платных услуг в сфере здравоохранения. В числе приоритетов движения также - гарантированное социальное обеспечение и социальное обслуживание престарелых, пенсионеров, инвалидов, детей и т.д.

Во втором разделе предлагалась развернутая программа государственной поддержки семьи, которая включала: трудовые льготы для лиц с семейными обязанностями, выплату на каждого ребенка экономически значимых пособий, надежно защищенных от инфляции и увеличенных для неполных семей с одним кормильцем, гарантии качественного медицинского обслуживания будущих матерей и новорожденных детей, развитие системы планирования семьи, способной обеспечивать население полной информацией о современных методах регулирования рождаемости и доступными средствами контрацепции.

В третьем разделе рассматривались вопросы государственного строительства. Здесь подчеркивалось, что становление в России правового демократического государства, развитие федерализма, конструктивное взаимодействие всех ветвей власти, социально ориентированная экономическая политика, борьба с преступностью являются основными предпосылками устойчивого развития страны и благополучия ее граждан. Платформа провозглашала, что для разрешения национальных, религиозных и иных противоречий следует использовать сугубо политические методы, что назревающие противоречия надлежит разрешать только путем переговоров, что использование армии во внутренних конфликтах недопустимо.[[Платформа политического движения "Женщины России". М., 1995.]]

Оба документа - Программа и Платформа 1995 года - развивали положения предвыборной программы политического движения, которая была предложена на суд избирателя в 1993 году. С точки зрения идейного наполнения они представляли собой некую смесь самых передовых - демократических - и традиционалистских установок. Принцип равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, положенный в их основу вместо традиционных тезисов о необходимости всемерно повышать социальный статус женщин, выводил документы на уровень международных стандартов в определении роли и места женщины. При таком концептуальном подходе женщина предстает не объектом государственной патерналистской политики, а самостоятельным субъектом социальных отношений. Подобный подход соответствовал ожиданиям участниц женского движения и должен был обеспечить поддержку идейно-политического курса движения с их стороны. Но этого не произошло. Почему?

Новые положения не были развиты в цельный единый проект, они оказались "обрамленными" привычными, довольно общими - можно даже сказать, "советскими" - требованиями. Аналитики говорили об их излишней "грамотности", слишком общем характере, "абсолютной бесспорности"[["Известия", 1995, 5 ноября.]]. И это нередко вызывало реакцию отторжения. Вместе с тем, активистки женских организаций называли в числе просчетов "неразвернутость" антидискриминационных положений[[Вестник Женского Информационно-образовательного проекта. 1996, № 5. С. 10.]], отсутствие критического анализа сложившейся в стране гендерной асимметрии.

Вступая в избирательную кампанию 1995 года, политическое движение "Женщины России" включило в федеральный список кандидатов в депутаты 80 женских имен. Девять представительниц движения выставили свои кандидатуры по одномандатным округам. Фракции "Женщины России" было чем отчитаться за деятельность в парламенте. Депутаты много и постоянно работали как в Комитетах и Комиссиях Государственной Думы, так и среди избирателей, они поддерживали связи с женскими организациями на местах - в регионах, краях, областях. Социологические опросы обещали им успех - они свидетельствовали об устойчивости электората движения. По всем прогнозам, движение должно было уверенно преодолеть пятипроцентный барьер и пройти в новую Государственную Думу.

Наиболее вдумчивые аналитики, однако, предостерегали "Женщин России" от чрезмерного оптимизма, обозначая слабые места движения. Главная опасность, по их убеждению, крылась в том, что движение представляло собой типичный образец объединения сугубо электорального типа. Такие объединения не имеют солидной опоры на местах, они способны лишь в определенный момент более или менее удачно отмобилизовывать своих потенциальных сторонников для организации предвыборной поддержки под тем или иным лозунгом. В подобном случае очень многое зависит от активности организаторов кампании, от "штаба" движения, его умения прогнозировать шаги и удары со стороны соперников, а также от точности избранного лозунга или идеи.

"Женщины России" выстраивали обе избирательные кампании на "женской" идее. В 1993 году появление движения на политической сцене было настолько неожиданным, что "Женщин России" никто не принял в расчет, у них не оказалось серьезных конкурентов. Ситуация 1995 года была совершенно иной. Фракция движения так удачно "раскрутила" женскую тему, что возникла вполне реальная угроза ее перехвата политическими конкурентами. Ими стали в первую очередь женщины же - кандидаты в депутаты от других политических блоков.

Зачастую соперницы, стоявшие во многих вопросах на противоположных позициях, объединяли свои усилия в стремлении разнести в пух и прах "Женщин России", порой - с помощью откровенных инсинуаций. Многие из них широко эксплуатировали тезис о том, что "Женщины России" "голосовали за войну в Чечне", хотя им было прекрасно известно, что такого события, как "голосование о вводе войск в Чечню в Государственной Думе", не было и в помине.

Конкуренты - мужчины вели против женского политического блока не менее ожесточенную борьбу, не брезгуя не только подобными же "разоблачениями", но и ненормативной лексикой.

Были ли у "Женщин России" влиятельные союзники, способные активно поддержать их репутацию в глазах избирателей? Если они и были, то в явно недостаточном числе - ни парламентская фракция, ни политическое движение "Женщины России" не сумели добиться необходимой поддержки как со стороны общественного мнения, так и со стороны других потоков женского движения.

Ко дню голосования в активе "Женщин России" оказались конструктивная работа в парламенте, наличие сплоченной команды кандидатов в депутаты, политическая известность лидеров движения. В пассиве - отсутствие выстроенной организационной структуры, широкого круга сподвижников, поддержки со стороны других женских организаций, наличие конкурентов, борющихся за тот же электорат. Эта чаша весов перевесила. Не добрав 200 тысяч голосов избирателей, "Женщины России" не сумели преодолеть пятипроцентный барьер, дающий право на получение депутатских мандатов в Государственной Думе. Возможно, откровенно лживый тезис "о голосовании за ввод войск в Чечню", который использовали практически все их политические конкуренты, оказался для них роковым.

Была и еще одна причина неудачи. Парламентские выборы 1995 года рассматривались избирателями как своеобразный предварительный тур будущих президентских выборов. Поэтому они предпочитали отдавать свои голоса тем блокам и партиям, лидеры которых всерьез претендовали на участие в схватке за президентский пост.

Вместе с тем, результаты парламентских выборов 1995 года для "Женщин России" нельзя расценивать как откровенное поражение. Во-первых, движение получило пятый результат в общем списке из 43 блоков и объединений, выступавших на выборах. В глазах избирателей "Женщины России", следовательно, остались в числе самых представительных политических объединений страны. Во-вторых, в ходе той кампании во многом благодаря усилиям фракции "Женщины России" стало совершенно очевидно, что существует особая "женская" тема в политике, что у женщин есть свои социальные интересы, и политическим партиям следует их определенным образом артикулировать - бороться за женские голоса, готовить женщин-кандидатов в депутаты, включать их в свои списки. Не случайно в 1995 году в списках кандидатов от различных блоков и объединений женщин стало вдвое больше, чем на предыдущих парламентских выборах (14% против 7%). Причем во многих из этих списков женщины были включены в первую тройку имен, обеспечивая "персонификацию" объединения, его "узнавание" избирателями. Таким был непосредственный политический эффект от деятельности парламентской фракции "Женщины России". И по большому счету его можно считать не менее значимым, чем преодоление пятипроцентного барьера.

Глава 4 Общероссийское

общественно-политическое

Движение женщин России

Общероссийское общественно-политическое движение женщин России было зарегистрировано Министерством юстиции РФ 22 ноября 1996 года. Его учредителям чаще всего задавали и задают вопрос о том, зачем нужно было создавать в стране новое женское политическое объединение. На это были веские причины. О главных из них говорили активистки женского движения - и поддержавшие, и не поддержавшие на выборах 1995 года "Женщин России". Одни из них констатировали, что "с исчезновением фракции "Женщины России" в Государственной Думе резко сокращаются возможности для формирования основ политики переходного периода в отношении женщин. Непонятно теперь, кто сможет еще достроить систему российского законодательства в соответствии со статьей 19 Конституции?"[[Там же. С. 11]]. Важно отметить, что это высказывание принадлежит вовсе не горячей стороннице этого блока.

Другие - опять же далеко не союзницы "Женщин России" - негодовали по поводу откровенно шовинистического выступления на открытии первой сессии VI-ой Государственной Думы лидера фракции ЛДПР В. Жириновского. Последний заявил, что именно усилиями его фракции "Женщины России" не были избраны на второй срок и вернулись туда, где "их давно ждали швабры и кастрюли"[["Московский комсомолец", 31 января 1996 года.]].

Третьи ссылались на то, что "в нашем обществе вполне можно говорить о женщинах как о большинстве, но угнетаемом... Нам необходимо защищать права женщин от того сексизма, который здесь распространен. Это часть защиты прав человека... Нам нужна политика позитивных действий..."[[Там же.]].

Четвертые пытались понять причины неудачи и предлагали варианты дальнейшего развития политического движения: "Анализ показал, - писала, например, от имени Конгресса женщин Кольского полуострова Л. Штылева, - что наибольшего результата добиваются те силы, которые имеют разветвленные структуры: вертикальные или другие. Пример - компартия, представители администраций... Отсюда следует вывод: если мы, женщины, надеемся побеждать, нам необходимо... плести "сети" женских организаций. Нам кажется, что сейчас очень хороший момент для ревизии наших сил и взглядов. Мы все теперь в одном лагере: побежденные! Хороший момент, чтобы начать переговоры и налаживать новые отношения!"[[Вестник Женского Информационно-образовательного проекта, 1996, № 5. С. 12]]

Во всех этих высказываниях речь шла, в сущности, об одном и том же - о непредставленности интересов российских женщин в структурах законодательной и исполнительной власти. Об утрате пусть небольшой, но существовавшей в период работы фракции "Женщины России" в Государственной Думе, возможности воздействовать на законотворчество, на принятие важных государственных решений с учетом женских запросов и потребностей. А главное - о необходимости структурной реорганизации и укрепления идейно-теоретических основ женского политического движения с целью усиления его позиций и подготовки к новым серьезным политическим кампаниям. Ведь иного способа войти на равных в мир политики у российских женщин как не было, так и нет.

Политические партии, включая те из них, что старательно разыгрывали на выборах 1995 года "женскую" карту и даже пошли на включение женских имен в свои списки, сохраняли и сохраняют отчетливо выраженный "мужской" характер. Они не собираются заниматься перераспределением политической власти в пользу женщин: слишком глубоко укоренена в России привычка использовать женщин в политической игре в качестве разменной монеты, слишком сильна инерция патриархатного уклада. Мужская политическая элита признала пока всего лишь необходимость существования женщин "при" политике, а не "в" политике [[Лахова Е. Женщины в политике или при политике. // "Женщины России", 1996, № 8.]].

Сразу после парламентских выборов 1995 года возможность подобной реорганизации сохранялась и у политического движения "Женщины России". Но оно этой возможностью не воспользовалось и как бы застыло в прежних формах. В ходе президентских выборов 1996 года, когда стало очевидно, что происходит явная биполяризация общества, его размежевание на сторонников и противников реформ, руководство политического движения приняло решение поддержать Б.Н. Ельцина. Так же выступал тогда целый ряд демократически ориентированных женских организаций. В их числе - Всероссийская благотворительная организация женщин "Будущее без СПИДа", Фонд поддержки женского предпринимательства "Ромашка", Фонд "Технология и образование для женщин", Ассоциация "Юнона", Женский клуб "Преображение", Общественное объединение женщин "Преодоление" и др.

Как показал ход этой кампании, структуры политического блока "Женщины России" оказались организационно разобщенными, неспособными к последовательной реализации единой политической задачи. Их действия были несогласованными, разнонаправленными. Со всей очевидностью обнаружилось, что политическое движение остается временным верхушечным объединением самостоятельных организаций, не всегда способных координировать свои действия.

После президентских выборов в регионах полным ходом пошли выборы в местные органы представительной власти, выборы глав администраций, в которых женщины зачастую участвовали лишь как вспомогательная сила, практически нигде не выдвигая своих кандидатов. Женские организации - общероссийские, региональные, местные - настойчиво требовали перемен. Активистки многих из них говорили о необходимости создания хорошо выстроенного, сплоченного общими идеями женского политического объединения, которое стало бы для женщин каналом выхода в сферу политики. Пятого ноября 1996 года состоялась Учредительная Конференция, которая приняла решение о создании нового женского объединения - общероссийского общественно-политического движения женщин России. На ней присутствовали представительницы 51 российского региона. Все участницы Конференции имели высшее образование, в их числе было несколько кандидатов и докторов наук. По профессиональному составу - врачи, учителя, юристы, финансовые работники, экономисты, предприниматели, физики, инженеры, социальные работники, а также несколько бывших депутатов фракции "Женщины России". Средний возраст - от 40 до 50 лет: пора зрелости, когда дети подросли и появилась возможность отдать время и силы общественной деятельности. Четверть присутствовавших на конференции - моложе 30 лет. Каждая из них, независимо от возраста, обладала определенным опытом руководства женскими организациями в регионе. Участниц Конференции объединяло стремление продолжить дело, начатое фракцией "Женщины России": приумножить достоинства, постараться избавиться от явных просчетов. Отсюда - некоторая преемственность в названии движения.

На Учредительной Конференции многократно подчеркивалось, что главное для нового движения - это его организационное строительство на местах: в регионах, городах, поселках. А кроме того - активный поиск союзников, партнеров, привлечение общественного мнения на свою сторону.

Конференция приняла Устав и Программу движения, избрала его руководящие органы - Координационный совет, Ревизионную комиссию и Председателя движения.

В ходе подготовки Устава и Программы движения женщин России (ДЖР) были учтены как сильные, так и слабые стороны идейно-теоретических разработок политического движения "Женщины России" и его парламентской фракции.

Устав ДЖР четко определял его основные цели и задачи. В нем отмечалось, что "основная цель Движения - активизация участия женщин в общественно-политической жизни России, увеличение их представительства в органах власти, на всех уровнях принятия решений". В числе задач движения: "реализация Конституционного положения, направленного на соблюдение равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни; соблюдение положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; других международно-правовых актов, направленных на улучшение положения женщин, семьи и детей, широкое вовлечение женщин в управление делами общества и государства; достижение гражданского согласия и мира в Российской Федерации, устойчивого развития, укрепления демократии в стране"[[Общероссийское общественно-политическое движение женщин России. Устав. Программа. М.,1997. С. 4-5.]].

Новое общественно-политическое движение женщин России в организационном плане принципиально отлично от уже существовавшего. Оно выстроено не как блок самостоятельных организаций, а как единая структура, поддерживаемая и вертикальными, и горизонтальными связями. Ее костяк - собственные региональные отделения, имеющие статус юридического лица и по вертикали подчиненные центру. Высшим руководящим органом движения является Конференция, которая созывается раз в два года. Между Конференциями движением руководит Координационный совет, избираемый участниками Конференции сроком на два года. Работу Координационного Совета возглавляет Председатель движения, которого также избирает Конференция. Устав движения предусматривает индивидуальное и коллективное участие в его деятельности. Поэтому региональные отделения самыми тесными - уже горизонтальными - узами связаны с коллективными участниками движения, сохраняющими определенную автономность. Гибкость такой структуры создает предпосылки для успешного развития нового женского объединения.

Программа движения разрабатывалась с учетом общих потребностей женского движения страны, которое с момента своего возникновения испытывает определенный дефицит интеллектуального обеспечения. Всем женским организациям демократической направленности - независимо от их масштаба, сферы приложения сил, - как воздух необходимы идейно-теоретические обоснования. Они нужны и для поиска новых социальных технологий, выстраивания отношений социального партнерства со структурами власти, и для разработки общих стратегий внутри третьего сектора, и для социально-политической адаптации российских женщин к новым реалиям[[См. Федорова Л. Проблемы женских неправительственных организаций России в период трансформации общества. // Вестник Женского Информационно-образовательного проекта. 1996, № 1. С.61.]]. Вместе с тем, эта Программа отвечает и внутренним задачам нового общественно-политического движения. Она полностью снимает вопрос о характере идейно - политических предпочтений его участниц, об идентичности движения, четко обозначая его место в российском политическом пространстве.

В преамбуле декларируются основные ценности и цели движения. Ценности - свобода, достоинство, безопасность человека. Цели - формирование в России подлинно цивилизованного общества и становление правового демократического государства, в жизни которых женщины принимают полноценное социальное и политическое участие[[Общероссийское общественно-политическое движение женщин России. Устав. Программа. М.,1997. С.15]].

В программе делается заявка на самоидентификацию движения в широком контексте общественного развития России, через поиск ответов на его главные вопросы, значимые не только для женщин, но для нации в целом. В этом - одна из особенностей программного документа Движения женщин России.

Другая его особенность - гендерная чувствительность, проявляющаяся, прежде всего в выявлении гендерного аспекта текущего общественно-политического процесса. Обе эти черты, во-первых, радикально отличают Программу движения от программно-аналитических разработок других российских общественно-политических объединений. А во-вторых, создают основу для решения едва ли не важнейшей - и едва ли не сложнейшей - для всех женских организаций страны задачи, которую следовало бы определить как легитимизация гендерного измерения социальных и политических отношений.

Скажем, в преамбуле особо выделяется тезис о том, что "гуманизация и демократизация российского общества требуют устранения гендерной асимметрии, которая ограничивает возможности свободного самовыражения и самореализации как женщин, так и мужчин. Но справедливо и обратное: преодолеть эту асимметрию можно лишь по мере утверждения гуманистических и демократических начал в общественной жизни России"[[Там же. С.16.]]. Именно поэтому Движение женщин России считает своим долгом "приложить все силы к тому, чтобы обеспечить подлинно гуманистическую и демократическую направленность идущих в стране преобразований"[[Там же. С.20.]]. Обозначенная таким образом двуединая задача движения - достижение демократии и гендерной симметрии в российском обществе - получает дальнейшее развитие в следующих за преамбулой разделах программы - "Человек", "Семья", "Общество", "Государство". Такая структура Программы далеко не случайна. Она отражает иерархию ценностей демократического женского движения, в которой права, потребности, интересы человека являются точкой отсчета и высшим приоритетом.

В первом разделе Программы определяются подходы Движения женщин России к проблематике прав человека и гражданина, обозначены направления формирования более цивилизованных, гармоничных отношений между людьми, между человеком и социумом. Ключевым здесь можно считать следующее положение: "Ответственная политика базируется на признании того, что общество есть среда жизнедеятельности человека, а государство - инструмент защиты его прав и реализации интересов. Государство призвано обслуживать человека, а не наоборот. Единственно верный критерий гуманистической направленности социальных преобразований - это повышение качества жизни человека при гарантированном обеспечении его прав и свобод."[[Там же. С.21.]].

Через весь раздел проходит мысль о том, что право человека на достойную жизнь и раскрытие своих способностей является неотъемлемым. Его реализация требует соблюдения целой совокупности гарантий со стороны общества: на личную, экологическую, экономическую безопасность, на безопасность человека как гражданина. Особо выделяется положение о том, что эти гарантии не могут и не должны освобождать человека от персональной ответственности - за себя, свою жизнь, жизнь своих детей: "Своим свободным, ежедневным выбором человек определяет смысл собственной жизни и одновременно оказывает воздействие на направление и динамику общественного развития. Отказ от волеизъявления и выбора есть отказ от личной ответственности. Он неизбежно обрекает общество на застой и провоцирует вмешательство государства во все сферы общественной и частной жизни"[[Там же. С.22-23.]].

Тема личной ответственности и общественной активности каждого гражданина в качестве главного условия утверждения демократических норм, правил и процедур в обществе напрямую увязывается с основным программным тезисом движения - о его намерении добиваться реализации конституционного принципа равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин.

Далее...