Право

Женский вопрос и строительство социалистического правового государства // Труд, семья, быт советской женщины. М., Юридическая литература, 1990.
 
В начало документа
В конец документа

Поленина С. В.

Женский вопрос и строительство социалистического правового государства


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Социальная активность советских женщин во многом обусловлена неограниченным доступом к образованию. В СССР право на образование обеспечено как для мужчин, так и для женщин и законодательно, и материально. В результате женщины составляют 61% от общей численности специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве2. Больше, чем мужчин, их среди студентов вузов и техникумов. Иными словами, по уровню общего и специального образования женщины в СССР достигли фактического равенства с мужчинами, что теоретически создает для них равные с мужчинами стартовые условия при поступлении на интересную работу, продвижении по службе и получении заработка.

Реальность, однако, далека от розовых красок. Прежде всего право женщин на образование нередко ущемляется еще при поступлении в специальные учебные заведения. Ведомственными актами для девушек регулярно закрывается по разным основаниям доступ на определенные факультеты

1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. № 25. Ст. 464.

2 См.: Вестник статистики. 1990- № 1. С. 49.

и отделения, в том числе подготавливающие молодежь для работы, выполнению которой отнюдь не препятствуют особенности женской физиологии и психологии, например на переводческие отделения языковых вузов. Следует подчеркнуть, что такие решения ведомств нарушают требования п. "а" ст. 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обязывающей государства-участников обеспечивать для мужчин и женщин одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий как в сельских, так и городских районах.

Ущемляются права женщин и при распределении выпускников вузов и техникумов на работу, а также при формировании контингента слушателей высших партийных школ и учебных заведений, готовящих руководящие кадры для управления народным хозяйством1. Стоит ли удивляться в этих условиях общему недостаточно высокому удельному весу женщин на ответственных постах, который характерен практически для всех отраслей хозяйственной, социальной и общественной жизни страны. Даже в народном образовании, где женщины составляют 74% от общей численности учителей, женщин среди директоров средних школ значительно ниже - 39% 2. А в целом по стране из числа мужчин, имеющих высшее и среднее специальное образование, почти каждый второй, т. е. 48%, находится на руководящей работе всех уровней, тогда как среди женщин - только 7%. Столько же (7%) составляют женщины и среди секретарей обкомов, крайкомов партии, хотя всего в партии женщин 29%3

Отдельные, имеющиеся в этом вопросе исключения скорее подтверждают общее правило, свидетельствуя о больших возможностях советских женщин, чем опровергают его.

Сказанное в основном касается фактического неравенства с мужчинами в труде женщин-служащих. Еще более острые проблемы связаны с трудом женщин-работниц. На Все-

1 Между тем в постановлении Совета Министров СССР от 19 ноября 1988 г. "О мерах по совершенствованию организации обучения руководящих кадров в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР" (СП СССР. 1988. № 37. С. 108) малое число женщин среди обучающихся даже не отмечается в числе недостатков в работе Академии.

2 См.: Вестник статистики. 1990. № 1. С. 51.

3 См.: Известия. 1988. 2 июля. Всего по стране доля женщин среди первых руководителей народного хозяйства составляет 5,6%; максимальная в РСФСР она равна 6,5%, минимальная в Армении - 0,9%//Вестник статистики. 1990. № 1. С. 49.

союзной конференции женщин в январе 1987 года отмечалось, что перестройка требует решения многих проблем, связанных с более эффективным участием женщин в производстве. Между тем в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве еще большое число женщин занято малоквалифицированным трудом. Разрыв в уровне квалификации в ряде отраслей достигает II-III рязрядов. Так, б машиностроении и металлообработке I-III разряд имеют 70% работниц и только 1,3% самый высокий - VI разряд. Причем за пять лет в целом по стране численность женщин-работниц, получивших более высокую квалификацию, снизилась на 1,5%. И это несмотря на установленные Правительством СССР льготы для профессионального обучения работниц, имеющих детей в возрасте до восьми лет. Среди лиц, занятых тяжелым физическим трудом в деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, полиграфической промышленности, женщины составляют от 30 до 50%; в строительстве - 26%. В полеводстве, овощеводстве, садоводстве 98% работающих вручную - это женщины 1.

В этих условиях как достаточно близкие к истине воспринимаются, к сожалению, суждения фельетониста Марины Лебедевой о том, что среди 16 млн. человек, которые, по расчетам ученых, будут высвобождены в народном хозяйстве за ближайшие две пятилетки в процессе проведения экономической реформы и осуществления мер по механизации ручных работ, не менее 15 млн. окажутся женщины 2.

Еще хуже обстоит дело с охраной труда работающих женщин. Вопреки ст. 70 Основ законодательства о труде далеко не всегда переводят на более легкую работу беременных женщин, в результате чего, несомненно, увеличивается процент детской смертности. Около 3,5 млн. женщин работает в условиях, не соответствующих правилам и нормам охраны труда. Не соблюдаются зачастую требования ратифицированной СССР Конвенции МОТ № 45, запретившей применение труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию)3. Причем делается это с ведома

1 См.: Известия. 1988. 31 янв.

2 См.: Известия. 1985. 22 окт.

3 О закреплении норм Конвенции МОТ № 45 в советском законодательстве см.: Аметистов Э.М. Международное право и труд. М., 1982. С.144-147.

ВЦСПС, призванного прежде всего защищать интересы трудящихся1.

Экономическая реформа, переход предприятий и организаций на хозрасчет и самофинансирование, бригадный подряд еще больше обострили проблему охраны прав и интересов работающих женщин. Периодическая печать пестрит фактами незаконных увольнений беременных женщин, матерей, имеющих маленьких детей, принудительного перевода женщин на неполный рабочий день и прочих нарушений трудового законодательства. Кадровики под разными предлогами стараются не принимать на работу женщин с детьми, а также девушек, которые в перспективе могут стать матерями. Постепенно складывается стереотип восприятия женщин как ненадежных работников. Даже такая льгота, как право ухода на пенсию на пять лет раньше мужчин, стала ныне для женщин дискриминирующим их правилом. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г.2 и постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 февраля 1988 г. "Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усилении социальных гарантий для трудящихся"3, администрация получила право прекращать по своему усмотрению с согласия профсоюзного комитета трудовые отношения с работниками, достигшими пенсионного возраста, и, следовательно, увольнять женщин с работы, даже против их желания, на пять лет раньше, чем мужчин.

Более агрессивной и ориентированной на ограничение участия женщин в общественном производстве стала позиция ряда ученых и многих средств массовых коммуникаций. На совещаниях, симпозиумах и на страницах газет часто обсуждается вопрос о том, что более выгодно в условиях хозрасчета и самофинансирования; строить детские дошкольные учреждения либо доплачивать из фонда предприятия женщинам, имеющим детей, чтобы они сидели дома и не осложняли своими материнскими заботами налаженный ход производства. Рекламируются решения тех трудовых коллективов, где, подобно комбинату "Туваасбест", решено предоставлять работницам-матерям на протяжении трех лет с момента рождения ребенка оплачиваемый отпуск по

1 См.: Билялитдинова Г. Не женская ноша//Правда. 1988. 11 июня.

2 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 6. Ст. 95.

3 СП СССР. 1988. № 5. Ст. 13.

уходу за ребенком в размере от 75 до 100 руб. При этом на вопрос корреспондента, не окажутся ли выплаты таких сумм накладными для коллектива, директор комбината "Туваасбест" сообщил, что, по расчетам экономистов, медиков и социологов, все расходы себя окупят, поскольку первые три года жизни дети часто болеют, а периодическое отсутствие работницы на производстве с непрерывным технологическим циклом - непозволительное расточительство при хозрасчете 1. О том, как это может сказаться на развитии женщин-работниц как личностей, вопрос даже не ставился.

Возможно, что в тяжелых условиях производства асбеста такая норма действительно удобна для женщин-работниц, которые, родив, например, троих детей, что считается оптимальным с демографической точки зрения, смогут при финансовой поддержке трудового коллектива провести десятилетие вне стен комбината. Однако при принятии таких решений, по существу, ставящих женщину перед выбором - производство, продвижение по службе, или материнство и пребывание дома, вне коллектива, в течение многих лет - нелишне было бы взвесить не только экономические, но и прочие социальные интересы всех работающих на предприятии, в том числе и женщин.

Наука должна реально оценивать происходящие в обществе процессы, прогнозировать возможные пути их развития и разрабатывать рекомендации по оптимальному разрешению возникающих проблемных ситуаций. По-видимому, следует принять за факт, что в условиях развития товарно-денежных отношений, хозрасчета и самофинансирования у предприятий будет возникать собственный интерес к вытеснению женской рабочей силы, равно как и работников других "маргинальных" групп - молодежи, пенсионеров, лиц предпенсионного возраста, с ослабленным здоровьем, инвалидов и т. д. Соответственно у представителей всех этих групп населения будут снижаться возможности в получении интересной и требующей творческого подхода работы, в продвижении по службе, повышении оплаты труда, но зато расти шансы потерять работу в связи с модернизацией производства, сокращением штатов и т. д. Большое число примеров такого рода может быть взято из практики любой капиталистической страны.

Очевидно, что такой путь не имеет ничего общего с

1 См.: Богдановский А. Три года на уход за ребенком//Известия. 1988. 11 дек.; Шипитько Г. Трехлетний отпуск незаконное//Известия. 1989. 11 марта.

социализмом. Для преодоления подобного реально возникающего противоречия в развитии общественных отношений социалистическое государство должно найти такой механизм, который гарантировал бы социальную защищенность "маргинальных" слоев населения, но вместе с тем был бы созвучен экономической реформе, т. е. воздействовал бы на предприятия через экономический интерес.

Применительно к проблеме реализации в этих условиях конституционного принципа равенства полов в области трудовых отношений оптимальным представляется создание предприятию таких экономических условий, при которых фактор пола или наличие детей у человека не являлся бы априорно позитивным или негативным. В литературе высказывалось предложение использовать механизм нормативного отчисления от валовой прибыли. При этом доля прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, должна пропорционально возрастать в зависимости от "детской нагрузки", т. е. отношения числа детей у работников предприятия к общему числу работающих. Такие деньги смогут накапливаться в "детском фонде", право использовать который должно принадлежать исключительно коллективу предприятия. В частности, средства могут быть направлены на различного рода компенсацию за дополнительную трудовую нагрузку тем, кому приходится работать за коллегу, оставшегося дома с больным ребенком, что на практике встречается довольно часто. Из такого фонда можно бы оплачивать труд работников детских садов и яслей, где снизилась заболеваемость детей, и т. д.1.

Возможны и другие пути решения данной проблемы. Одного нельзя допустить - стихийного развития товарно-денежных отношений и неизбежно следующего за этим ухудшения социального и правового статуса женщин и других "маргинальных" слоев населения.

Устранению дискриминации по признаку пола должно способствовать разрешенное ныне предоставление отпуска по уходу за ребенком и иных, связанных с этим льгот семье как социальному коллективу. Отсутствие у отцов такого рода прав создало предпосылки дискриминации женщин в трудовой сфере. Скорейшее уравнение их трудовых и семейных прав, на наш взгляд, неотделимо от создания нового, соответствующего подлинным социалистическим идеалам общества.

1 См.; Захарова Н., Посадская П., Римашевская Н. Цит. соч. С. 60.

Комплекс вопросов - женщина, труд, хозрасчет, права человека, перестройка - не может решаться спонтанно на уровне отдельных трудовых коллективов. Больше, чем в каком-либо другом вопросе, здесь необходима научно обоснованная и ориентированная на перспективу политика поэтапного решения "женского вопроса" в масштабах всей страны и ее отдельных регионов, а также железный контроль за ходом выполнения уже принятых решений, в том числе законодательного порядка. Оптимальным для достижения этих целей было бы создание специального государственного органа, например Государственного комитета по делам женщин, по образцу существующих в ряде других развитых стран. Осуществление названных функций на общественных началах, например ВЦСПС и Комитетом советских женщин, как это имеет место сейчас, явно недостаточно.

Думается, что при выработке на государственном и общественном уровне политической линии решения "женского вопроса" во главу угла должно быть поставлено признание в равной мере социально значимыми для общества каждой из трех осуществляемых женщинами функций - труженицы, гражданки, матери. За этим должны следовать соответствующие практические выводы.

С одной стороны, недопустимо принуждение к материнству и домашнему затворничеству, в том числе как следствие дискриминации женщин при приеме на работу, продвижении по службе, трудностей устройства детей в детские учреждения и реализации предоставленных законом только матери, а не семье в целом дополнительных прав в связи с уходом за ребенком.

С другой стороны, предоставление женщинам, желающим отдать все свои силы и умение семье и воспитанию детей, соответствующих для этого экономических и социальных предпосылок, в том числе установление неработающим матерям пенсий по старости и инвалидности, а также пособий по случаю временной нетрудоспособности.

Пока мы делаем плохо то и другое. Скорейшее решение каждой из этих задач в отдельности и обеих вместе явилось бы важным вкладом в дело перестройки и создания правового государства.

3. Участие женщин в государственной и общественной жизни

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязывает государства-участников принимать все соответствующие меры, чтобы такой дискриминации не было. Сказанное относится и к политической, и к общественной жизни страны (ст. 7 Конвенции). Для этого, в частности, женщинам должно обеспечиваться на равных условиях с мужчинами право: а) голосовать на всех выборах и референдумах и избираться во все публично избираемые органы; в) участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления; с) принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.

Советские женщины, как известно, проявляют активность не только в производственной, но и в общественно-политической сфере. Все 70 с лишним лет Советской власти они широко используют конституционно закрепленные за ними активное и пассивное избирательные права. Велик удельный вес женщин и КПСС и иных общественных организациях.

Многие женщины занимают важные государственные посты. Периодически женщины стоят во главе Президиумов Верховных Советов тех или иных союзных республик. Многие женщины работают заместителями председателей Советов Министров союзных республик, входят в правительство этих республик, занимают должности руководителей в министерствах, ведомствах, в партийных, молодежных и профсоюзных органах.

До Великой Октябрьской социалистической революции женщины России вообще не допускались к отправлению правосудия. Советская власть стала широко привлекать их к работе в органах суда, юстиции и прокуратуры, что свидетельствовало не только о раскрепощении женщин, но и было результатом ломки психологии мужчин, не представлявших себе раньше, особенно в республиках Средней Азии, возможности отправления правосудия женщинами. В целом по стране сегодня более 5 тыс. женщин народных судей, что составляет 44,5%, т.е. каждый второй народный судья - женщина. Среди народных заседателей в целом по СССР женщин более половины 1.

В течение ряда десятилетий стабильным был процент

1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 506.

В середине 80-х годов женщины составляли 4% судей США// Сов. юстиция. 1990. № 5. С. 28.

женщин-депутатов в государственных органах власти. Он колебался в пределах 50% в местных Советах народных депутатов и был несколько больше одной трети в Верховном Совете СССР и Верховных Советах союзных и автономных республик.

Однако, как показала практика выборов в условиях перестройки, широкое представительство женщин-депутатов в органах государственной власти - Советах народных депутатов отражало не реальную роль женщин в общественно-политической жизни, а в значительной мере искусственно поддерживалось исходящими от вышестоящих советских и партийных органов разнарядками (своеобразными, не закрепленными в законе квотами). Отказ от этих разнарядок, вместе с предоставлением населению возможности реального выбора среди нескольких кандидатов, резко изменил картину.

При выборах 1987 года по многомандатным округам в местные Советы женщины потеряли более 10 тыс. мест. Еще более разительной стала картина при выборах в Верховный Совет СССР, проводившихся в 1989 году на основе Закона о выборах народных депутатов СССР 1988 года. Если в Верховном Совете СССР прошлых и предыдущего созывов женщины составляли 33% депутатов, то среди 2250 депутатов, избранных на Съезд народных депутатов СССР в 1989 году, женщин 352, т. е- их число снизилось до 15,6%. И это несмотря на предоставление женским советам, объединенным Комитетом советских женщин, целевой квоты - 75 мандатов.

Анализ избирательной кампании позволяет сделать несколько выводов, явно неблагополучных с точки зрения оценки тенденций участия советских женщин в работе высших представительных органов страны.

Во-первых, низким оказался процент женщин, выдвинутых кандидатами в народные депутаты СССР. Среди 2895 кандидатов в депутаты, зарегистрированных по территориальным и национально-территориальным округам, женщины составили 16,6%. Из 880 кандидатов, выдвинутых от всех общественных организаций, на долю женщин пришлось 198 кандидатов, т. е. только 22,5%. Если из этого числа отбросить 80 кандидатов - женщин, выдвинутых Комитетом советских женщин, то процент женщин, выдвинутых от всех остальных общественных организаций, понизится до 14,71.

1 Во время выборов в 1990 году в законодательные органы РСФСР и Украины доля женщин среди кандидатов в депутаты понизилась до 7%. В результате женщин среди депутатов оказалось лишь около 5%//Иэвестия.1990. 7 и 8янв.;Правда. 1990. 26 марта.

"Рекордсменом" в этом вопросе оказалась научная общественность. Из 168 научных работников, выдвинутых от научно-исследовательских институтов АН СССР, во втором туре голосования (в первом туре были избраны депутатами 8 ученых-мужчин) только 3 были женщины. Но ни одна из них не попала в число 28 лиц, отобранных Президиумом АН СССР в качестве кандидатов в народные депутаты СССР, баллотировавшихся на оставшиеся 12 мандатов.

Во-вторых, достаточно велик оказался процент женщин, выдвинутых кандидатами в народные депутаты, но не избранных на съезд. Так, во Всесоюзном обществе "Знание" из 11 кандидатов на 10 мандатов неизбранной оказалась единственная женщина среди кандидатов - ответственный секретарь правления Валдайской районной организации "Знания". Схожая картина сложилась па выборах народных депутатов СССР от общественных спортивных организаций. Там па три мандата баллотировалось шесть кандидатов, в том числе одна женщина. Среди избранных на съезд ее не оказалось.

В-третьих, соотношение числа женщин и мужчин, избранных народными депутатами от общественных организаций, оказалось явно неадекватным числу женщин и мужчин среди членов этих организаций либо представителей соответствующих профессий. Так, хотя среди инженеров в СССР больше одной трети составляют женщины, среди 10 депутатов, избранных от Союза научных и инженерных обществ СССР, нет ни одной женщины. Из 4 депутатов, избранных от Академии педагогических наук СССР и Советской ассоциации педагогов-исследователей, только одна женщина, хотя среди учителей их 74%.

То же относится и к женщинам-врачам, составляющим 66% от общей численности врачей. На их долю из 10 мандатов, занятых депутатами, избранными от Академии медицинских наук СССР и научных медицинских обществ Минздрава СССР, пришлось лишь 2 мандата.

Даже борьба за трезвость в высших представительных органах страны оказалась почему-то уделом мужчин. Всесоюзным обществом борьбы за трезвость, насчитывающим 14 млн. членов, был удостоен этой чести Трубилин И. Т. - заместитель Председателя Совета Министров РСФСР и одновременно Председатель Российской комиссии по борьбе с пьянством при Совете Министров РСФСР, т. е. при органе, которым он сам же руководит.

Показатели удельного веса женщин среди народных депутатов, избранных от других общественных организаций, следующие:

от потребительской кооперации, где процент работающих женщин особенно велик, из 40 избранных народных депутатов - 18, т. е. 45%;

от ВЦСПС, представляющего трудящихся страны, половину из которых составляют женщины, - 23%;

от КПСС, среди членов которой 29% женщин, - 12%.

Все "рекорды" в этом вопросе побила Всесоюзная организация ветеранов войны и труда. Хотя женщины уходят на пенсию раньше мужчин, живут дольше и, следовательно, их число превалирует среди общего числа пенсионеров в нашей стране, процент женщин среди депутатов, избранных от данной общественной организации, крайне низок. Из 75 мандатов лишь 6, т. е. только 8%, досталось женщинам. Такой показатель тем более удивителен, что среди депутатов, избранных от Всесоюзной организации ветеранов войны и труда, оказалось почему-то 5 высших военных, работающих в Министерстве обороны СССР (6,6% избранных). Среди них-два заместителя министра обороны СССР, первый заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, а также генеральный инспектор и военный инспектор - советник группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Особое беспокойство на перспективу вызывает тот факт, что хотя в рядах ВЛКСМ девушек даже несколько больше половины, кандидатами в народные депутаты были выдвинуты в основном мужчины. Соответственно, и среди 75 избранных от этой общественной организации народных депутатов девушек оказалось только 11 человек, т. е. 15%.

Если количественные характеристики женщин среди корпуса народных депутатов существенно изменились в сторону уменьшения их числа, то качественные показатели остались практически неизменными, хотя применительно к мужской части депутатского корпуса они претерпели существенные изменения. По-прежнему среди женщин-депутатов преобладают рабочие и крестьянки, изредка встречаются врачи и учителя, а также партийные, советские и хозяйственные руководители нижнего звена. Такое положение не случайно и в значительной мере отражает реальную картину участия женщин в общественно-политической жизни страны.

В этом смысле показательны данные, характеризующие народных депутатов СССР, избранных от общественных организаций. Значительное число среди выдвинутых кандидатами и избранных депутатами составили руководители соответствующих общественных организаций. Поскольку среди них крайне мало женщин, весьма невелик и процент женщин, оказавшихся избранными от общественных организаций.

Начнем с депутатов, избранных от КПСС. Из 100 депутатов, представляющих партию в высшем органе государственной власти страны, только 12 женщины. Четыре из них трудятся рабочими и бригадирами в промышленности и строительстве; четыре - в колхозах (в том числе одна - зам. председателя правления колхоза); две-секретарями парткомов соответственно колхоза и совхоза; одна - заместителем директора средней школы; одна - руководителем предприятия (против 14 мужчин-депутатов, занимающих аналогичные должности). Это Голубева В. П.-генеральный директор Ивановского производственного хлопчатобумажного объединения.

Далее...