Гендерные исследования (гендерология) — новая междисциплинарная область научных
исследований, в центре которой находится пол как социо-культурное образование.
В России, как известно, гендерология находится в процессе становления и институционализации.
В последние годы в круг наук, связанных с гендерными исследованиями, все активнее
вовлекаются не только социальные, философские, экономические науки, но и лингвистика,
культурология, а также литературоведение. Хотя именно эта область методологически
менее всего разработана как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении.
В 90-е годы XX века в связи с исчезновением запретов и идеологических догм
усилился интерес к гендерным исследованиям в области литературоведения. Об этом
свидетельствуют работы М. Михайловой, Н. Пушкаревой, Е. И. Трофимовой, Е. 3.
Тарланова, конференции и круглые столы, посвященные данным проблемам («Инновации
в женском творчестве») и др., издаваемые журналы, специальный выпуск литературоведческого
журнала «Филологические науки» за 2000 год, созданные программы,
например «Женщина и творчество» Н. Габриэлян, «Женщины и художественное
новаторство в России» — руководитель А.Альчук и др. Можно привести и другие
примеры, но дело не в мероприятиях и в их количестве. До сих пор не сформирована
методология гендерных исследований в литературоведении, а в связи с этим отсутствует
и методика гендерного анализа текста. Несмотря на то что в 60—70-годы в западном
литературоведении сложилось направление, именуемое феминистской критикой в ее
американском и французском вариантах, тем не менее и в западных и в отечественных
гендерных исследованиях в области литературоведения преобладает эмпирическое
начало. Чем это обусловлено? Здесь можно назвать ряд причин. В-первых, маскулинностью
классического литературоведения, во-вторых, неопределенностью самого понятия
«гендер». Несмотря на то что существует огромное количество определений
гендера, каждый исследователь вкладывает в это понятие свой, порой субъективный
смысл. Приведем одно из наиболее продуктивных определений: «гендер — это
определенность человека, возникающая в результате социокультурного наполнения
полового диморфизма, имеющая систему смыслосодержащих символов, включающая в
себя полоролевые стереотипы, полоролевые нормы и гендерную идентичность. Это
— определенный тип ментальности и тип социального поведения»[1].
Хотя многие ученые пришли к выводу, что осмысление литературы и культуры через
призму гендера дает ценный материал как для литературоведения, культурологии,
так и для гуманитарных наук в целом, однако лишь только в 80-е годы подобного
рода исследования стали восприниматься как более или менее единый комплекс (постструктуралистский
в своей основе), наиболее приемлемый для анализа «инаковости женского
сознания» и тех средств, при помощи которых эта «инаковость»
находит свое выражение в литературе. Несмотря на то что существуют попытки обоснования
необходимости гендерных исследований в гуманитарных науках[2],
они не нашли еще широкого применения в отечественном литературоведении, поэтому
данная проблема остается актуальной и требует своего осмысления.
Попытки такого рода исследований уже имеются: в рамках гендерологии формируется
отдельная область литературоведения, которую можно условно назвать «гендерной
поэтикой». Это понятие уже введено в обиход в современном литературоведении.
Одно из определений принадлежит Е. 3. Тарланову. Он рассматривает гендерную
поэтику как «важнейший атрибут художественной платформы модернизма»,
а Сапфо и ее творчество — в качестве «культурной модели декадентского
модернизма и женщины-поэта». Однако трудно согласиться с утверждением
Е. 3. Тарланова, что «возникновению этой поэтики в рамках литературной
ситуации России рубежа веков» лишь «способствовал интерес к модели
творческого поведения дилетанта, осознанно удалявшей сферу искусства слова от
проблем социального характера и оставлявшей за ним только экспромты на случай».
По его мнению, «подчеркнуто облегченная, не претендующая на профессионализм
...стилистика на первых порах становится удобной формой массового творчества
... представительниц "женской поэзии"»[3].
Концепция Е. В. Тарланова ' чрезвычайно интересна в связи с заявленным в исследовании
социальным аспектом, однако она не исчерпывает всей сложности проблемы. Разработка
основ гендерной поэтики весьма своевременна, актуальна и до сих пор не раскрыта
в полном объеме (а для некоторых исследователей весьма спорна). Тем не менее,
хотелось бы высказать свои суждения по данному вопросу.
Гендерные исследования в литературоведении — весьма перспективная область
исследований. Гендерная поэтика — это часть исторической поэтики, разработка
которой стоит в ряду первостепенных задач современной науки о литературе. Предметом
данного вида поэтики является гендер, который выступает не в качестве
биологического пола, а как совокупность социальных репрезентаций, «культурная
маска пола» в границах тех или иных социокультурных представлений, закрепившихся
в данном обществе. В соответствии с данным подходом гендер рассматривается как
важный концепт литературы и предстает как измерение социальных моделей поведения,
укорененных в данном типе культуры.
Важной категорией гендера является гендерное самосознание[4].
«Гендерное самосознание, — утверждает В. Макаров, — является системой,
элементами которой выступают, помимо гендерной идентичности, представления о
собственном соответствии моделям феминности и маскулинности, оценка подобного
соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения.
Гендерное самосознание — это разновидность социального самосознания, которое
обладает такими же признаками, как национальное или классовое самосознание»[5].
Соответственно феминность и маскулинность — основные формы гендерного самосознания,
которые реализуются в определенном гендерном типе и способствуют формированию
гендерной идеологии, реализуя ее в различных видах социального поведения. Наличие
гендерного самосознания ведет к формированию гендерной поэтики.
Как известно, категории поэтики подвижны, и от периода к периоду, от эпохи
к эпохе они меняют свой облик, вступают все в новые связи и отношения, всякий
раз складываясь в особые, отличные друг от друга системы. Характер каждой такой
системы обусловлен, на наш взгляд, не только литературным самосознанием эпохи,
но и гендерным самосознанием, характерным для данного периода. Именно гендерное
самосознание, в котором всякий раз отражены историческое содержание той или
иной эпохи, его идеологические потребности и представления, отношения литературы
и действительности, определяет совокупность принципов литературного творчества
в их теоретическом и практическом художественном освоении мира. Смена гендерных
стереотипов сознания находит отражение в историческом движении поэтических форм
и категорий. Условно можно выделить четыре наиболее общих и устойчивых типа
гендерного самосознания 1) архаический (основанный на принципе тождества); 2)
нормативный, традиционный (иерархический); 3) модернистский (основанный на принципе
реконструкции); 4) постмодернистский (где действует принцип деконструкции).
Основы гендерной поэтики были заложены еще Платоном, который ввел понятие
андрогинов, имея в виду образ первых людей, воплощающих единство мужского и
женского. Исследование архаической стадии гендерной поэтики нашло отражение
в работах таких отечественных литературоведов, как А. Ф. Лосев, О. М. Фрейденберг,
которая в «Поэтике сюжета и жанра», выявила стадию архаической «гендерной
поэтики», где дает себя знать «женский характер культа», указывая,
что в этот период «активным творческим, оплодотворяющим началом служит
женщина, а не мужчина». Она пишет: «Теперь запевалой и зачинателем
хора является женщина, а не мужчина; это она — корифей, плакальщица, ведунья,
поэтесса»[6].
Другой важной категорией гендерной поэтики являются индивидуальные характеристики
автора, как говорящего субъекта, и персонажей. Поскольку язык по своей
природе не только антропоцентричен, но андроцентричен, то есть отражает, прежде
всего, маскулинный взгляд на мир, в связи с этим различие мужчины и женщины
проявляется уже на языковом уровне: лексики (особенности организации словаря
мужчины и женщины), фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса. А. В. Кирилина
не без основания утверждает, что «андроцентризм, присущий всем языкам,
функционирующим в христианских и мусульманских культурах, в разных языках проявляется
с неравной степенью интенсивности»[7],
поэтому в гендерной поэтике при осмыслении литературного произведения необходимо
учитывать стратегию и тактику речевого поведения полов в целом, мужской и женский
дискурс. В связи с этим закономерно выявление гендерного: мужского или женского
стилей письма, которые обусловлены и биологическими и социальными факторами,
функциональной асимметрией мозга (ФАМ) и половым диморфизмом речевой деятельности.
(Теория половой дихотомии А. Холода)[8].
Методологической основой гендерных исследований в литературоведении является
концепция субъекта, теоретические основы которого заложены в работах
В. Вулф «Второй пол», с ее концепцией «Другого», исследованиях
Ю. Кристевой, Люс Иригарай, Ж. Дерриды, Ф. Лакана, в которых была раскрыта
особая роль женщины в оформлении структуры сознания человека. Ю. Кристева, синтезировав
в своих работах концепцию Лакана и Дерриды, отказавшись от оппозиционности мужского-женского,
от утвердившейся в традиционной культуре иерархии в структуре гендерного субъекта,
сформулировала теорию двойной детерминированности субъекта, в соответствии с
которой человек предстает в борьбе двух начал: семиотического и символического.
В данном случае речь идет об ином типе человеческого сознания, человеке не как
индивиде, то есть целостном, неразделимом субъекте, а как фрагментированном,
разорванном, смятенном, лишенном целостности человеке Новейшего времени. «В
современном представлении, — отмечает И. Ильин, — человек перестал восприниматься
как нечто тождественное самому себе, своему сознанию, само понятие личности
оказалось под вопросом, социологи и психологи предпочитают оперировать понятиями
«персональной» и социальной идентичности», с кардинальным
и неизбежным несовпадением социальных, «персональных» и биологических
функций и ролевых стереотипов поведения человека»[9].
Понятие Субъекта Ю. Кристевой соотносится с концепцией диалогизма, разработанной
М. М. Бахтиным.
Становится все более очевидным, что гендерная система общества оказывает влияние
на создание, анализ и интерпретацию литературного произведения, что находит
отражение и в содержании и в форме литературного произведения, а также особенностях
читательского восприятия. Большинство феминистских критиков справедливо отмечают,
что существует специфически женский читательский опыт, которому приходится,
по их представлению, преодолевать в самом себе навязанные с детства традиционные
культурные стереотипы мужского сознания и, следовательно, мужского восприятия.
Гендерная поэтика, формируясь в рамках традиционной поэтики, изучающей универсальные
свойства словесно-художественных произведений, учитывает и аспекты создания,
восприятия и интерпретации текста, поэтому она оперирует не дихотомическим,
но, прежде всего, многоуровневым подходом к литературному произведению. Ю. Кристева
предполагает выделение в составе художественного текста трех уровней: субъекта
письма, получателя и внеположных им текстов, три инстанции, пребывающие в состоянии
диалога. В статье «Бахтин, слово, диалог и роман» исследовательница
отмечает: «В этом случае статус слова определяется а) горизонтально
(слово в тексте одновременно принадлежит и субъекту письма, и его получателю)
и б) вертикально (слово в тексте ориентировано по отношению к совокупности
других литературных текстов — более ранних или современных)[10].
Гендер реализуется в этом случае на всех трех уровнях. В феминистской критике
эти задачи интерпретируются следующим образом: Шоултер подчеркивает, «женщины
должны отрешиться, несмотря на то что от них ожидают, что они будут идентифицировать
себя с мужским опытом и перспективой, которая представляется как общечеловеческая»[11].
Формирующееся в литературоведении гендерологическое направление, объектом
которого являются зафиксированные в литературе социально-психологические стереотипы
фемининности и маскулинности, воплощаются в особой картине мира, особой точке
зрения автора и героя, особой системе персонажей, в особом характере авторского
сознания, объектно-субъектной системе, реализуются в особом типе женской-мужской
литературы (речевых жанрах), репрезентирующихся в особенностях речевого поведения
мужчин и женщин, особом стиле женской и мужской поэзии и прозы, а также в жанровой
системе, имеющей также гендерное измерение. Речь в данном случае не идет о создании
новых жанров, а об эволюции и трансформации существующей жанровой системы. Все
эти вопросы, связанные с гендерной поэтикой, находятся в процессе разработки
и относятся к числу наиболее перспективных и приоритетных областей как гендерологии,
так и современного литературоведения XXI века. Гендерные исследования дают возможность
отойти от традиционных литературоведческих и социально-политических трактовок,
анализировать произведения с точки зрения представлений о понятиях «мужественное»
и «женственное», являющихся конструктами культуры и подвергающихся
постоянной эволюции в исторической перспективе. Гендерное «измерение»
способствует формированию нового взгляда на литературное произведение, а интерпретация
их с учетом гендерной дифференциации позволит найти формы, отражающие символы
женского опыта, формируя тем самым гендерную поэтику.
Ссылки
[1] Макаров В. В. Основные принципы философии пола: Ст. первая. Биологический диморфизм, гендерная симметрия // Женщина в российском обществе. 2001. №2. С. 17.