Арт - искусство, художественное творчество.
Артиада - период развития художественной культуры и искусства человеческого общества за пять последовательных лет. Первая Артиада начинается 1 января 1996 года и заканчивается 31 декабря 2000 года.
Артиада - Мировой Артийский Фестиваль - международный праздник искусств, проводимый участниками и членами Мирового Артийского Движения. Первый Мировой Артийский Фестиваль проводится с 25 декабря 2000 года по 7 января 2001 года.
Артиада России - художественный фестиваль, проводимый ежегодно заинтересованными государственными, общественными и иными организациями, по одиннадцати Артийским видам искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, изобразительное искусство, кино, литература, музыка, театр, телевидение, хореография, цирк.
Артиада - имя собственное, женское.
Артийский девиз:
Красота и доброта спасут мир!
Пара... (от греческого слова para - рядом, возле, при, против, вопреки) - первая составная часть сложных слов, обозначающая нахождение рядом, отклонение от чего-либо, например: парамагнетизм, параллель, параграф, парашют, параолимпийские игры, параартийская лига, параартийский комитет.
ПараАртиада - составная часть Артиады, которая при общих критериях позволяет специально рассмотреть художественное творчество артийцев-инвалидов.
Артийский знак представляет собой графический образ капители - верхней части колонны, символизирующей искусство.
Артийский знак образуют шесть параллельных линий (по числу континентов планеты), расходящихся вверху и переходящих в окружности. Три линии слева образуют букву "А" - начальную букву слов "Арт" и "Артиада". Три линии справа образуют зеркальное отражение этой буквы, символизируя функцию искусства отражать действительность в художественных образах. Артийский знак изображается в одно- и многоцветном исполнении. Одноцветное исполнение исходит из дизайна документа, рекламы или предмета. Многоцветное исполнение должно быть в обязательном порядке следующим (нумерация вертикальных линий слева - направо): первая линия – черная, вторая - белая (на белом фоне в синем обрамлении), третья – красная, четвертая – синяя, пятая - желтая, шестая - зеленая. Цветовое решение Артийского знака исходит из общепринятой колористики континентов: Америка – красный, Антарктида – белый, Африка – черный, Европа - синий, Азия – желтый, Австралия - зеленый. (Артийский знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков СССР 21 октября 1991 года, свидетельство Госкомизобретений ќ 99692.)
Прочтение Артийского знака в России: три линии слева образуют букву "А" - начальную букву слова "Артиада", три линии справа образуют букву "Р" - начальную букву слова "Россия". Таким образом, Артийский знак читается как "Артиада России".
11 сентября 1992 года
Монсиньор Л. САНДРИ, асессор. Ватикан. |
Государственный Секретариат рад сообщить, что Его Святейшество Папа Иоанн Павел Второй с радостью принял недавно посланное ему приглашение к Артиаде. Святейший Отец, в свою очередь, отвечает той же любезностью, моля Господа о ниспослании щедрых Своих благ, и шлет Вам свое особое приветствие и благословение. |
28 апреля 1994 года
В. П. ДЕМИН, заместитель министра культуры Российской Федерации. |
Идея создать единое творческое движение, объединяющее художественные силы и организации разных стран, проведение комплексного фестиваля искусств на рубеже XX - XXI вв. представляется нам важным и полезным делом. ... Желаем Вам успехов в реализации благородной идеи. |
20 сентября 1994 года
И. Б. БУГАЕВ, председатель Комитета по культуре Москвы. |
Идея проведения серии международных художественных фестивалей, по организационному размаху напоминающих Олимпийское движение, заслуживает пристального внимания и одобрения в целом... В связи с этим, как нам кажется, надо обратиться в правительственные структуры России. |
27 июня 1996 года
Б. Н. ЕЛЬЦИН, Президент Российской Федерации. |
Верю, что Артийское движение послужит развитию профессионального и самодеятельного творчества, поможет молодым россиянам раскрыть свои дарования. Пусть воплощается в жизнь ваш девиз - "Красота и доброта спасут мир!" Желаю Артийскому движению долгой и полнокровной жизни. |
1 октября 1996 года
Г. В. ЯСЕВИЧ, Генеральный секретарь МАК, Президент общественной корпорации "Артиада". Калифорния, США. |
Мы продолжаем активно обсуждать идею и принципы развития Артийского движения с самыми разными категориями людей в разных странах. Общее мнение таково: проект не имеет изъяна в идеологии и появился как всемирный проект в правильное для мировой истории время. Артиаде предрекают большое будущее. |
14 ноября 1996 года
А. Д. СИЛИН, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР. |
Артиада - великая идея! Я рад, что стоял у истоков этого начинания, хотя не нашел ни сил, ни времени, ни упорства воплотить его в реальность. На это нужно положить жизнь. Мировая Артиада как идея - выше и нужнее сегодня, чем Олимпиада, потому что она развивает не мускулы, а душу. |
21 ноября 1996 года
Г. Н. СЕЛЕЗНЕВ, Председатель Государственной Думы Российской Федерации |
Отрадно, что замысел Артиады родился на российской земле, и эта тема стала привлекательной для деятелей и ценителей культуры разных стран...Убежден, что высоко гуманная и благородная Артийская идея, соединенная с энергией и талантом участников Артийского Движения, способна увлечь людей доброй воли на всех континентах, соединить их усилия в стремлении к гармоничному развитию личности, возвеличению Человека-Творца. Реализация этого глобального проекта позволит заложить фундамент культурной политики будущего. |
7 марта 1997 года
В. Г. КИРАКОСЯН, Вице-президент МАК, Президент НАК Армении, народный мастер Армении, художник-ювелир, лауреат международных конкурсов. Ереван, Армения. |
Артиада, я уверен, не на года, а на века. Как библейский Арарат стал спасительным пристанищем для Ноева ковчега, так и Артиада приведет народы планеты к всеобщему миру и согласию. Армения в 301 году первой приняла Христианство. Наша страна первой принимает Артийскую эстафету, стартовавшую в России. Католикос всех армян мира Гарегин I благословил развитие Артийского Движения в Армении и под-держал гуманитарный проект создания в Ереване Духовно-архитектурного ансамбля Христа Спасителя. Реализация этого Артийского замысла станет символом дружбы и веры двух великих народов. |
28 сентября 1998 года
А. М. КРАВЦОВ, писатель и режиссер, заслуженный деятель искусств. Москва. |
Россия способна подарить вечности вовсе не подражание чужим субкультурам, а одно из самых прекрасных общечеловеческих начинаний - Мировое Артийское Движение. Но какую стену равнодушия, в том числе и государственного, надо пробить прежде, чем само понятие "Артиада" придет к народу! От нас с вами зависит, как скоро наступит нравственное и духовное прозрение, каким будет новый праздник планеты в третьем тысячелетии. |
Сердечно приветствую всех, объединившихся под Артийским
девизом "Красота и доброта спасут мир!" Уверен, придет время, когда дети
и взрослые перестанут играть в войну. Я предлагаю детям и взрослым играть
в Артиаду.
ћ Накопление организационного опыта. Участие группы подвижников фестивального движения в подготовке и проведении культурных программ XI и XII Всемирных фестивалей молодежи и студентов (Гавана, Москва), XXII Олимпийских игр (Москва), фестивалей дружбы молодежи СССР и Монголии (Иркутск), Кубы (Минск, Гавана), Чехословакии (Волгоград), Кореи (Ульяновск), Польши (Львов-Краков-Варшава), Кабо-Верде (Прая), Индии (Москва-Калькутта), в молодежных культурных акциях в Москве, Новокузнецке, Брюсселе, Мадриде, Кемерово, Будапеште, Новосибирске, Иваново, Екатеринбурге, Тюмени, Казани, Ереване, Ташкенте, Алма-Ате, Киеве, Белграде, Кабуле.
Май - сентябрь 1989 года: Международный фестиваль уличных театров "Караван Мира" по маршруту Москва-Ленинград-Варшава-Прага-Берлин-Копенгаген-Базель-Лозанна-Блуа-Париж. Руководитель и координатор акций - Валерий Тарбоков, режиссер и консультант - Анатолий Силин, организаторы - Вячеслав Полунин, Геннадий Ясевич, Любовь Шапчиц, Владимир Киракосян, Сергей Лапташ и другие.
ћ Научное осмысление
организационного опыта, появление идеи
мирового художественного фестиваля. 1987-1990 годы: социологические
исследования в Риге, Душанбе и Ярославле, изучение истории и практики молодежного
фестивального и олимпийского движений. Защита диссертации в Институте молодежи
"Реализация художественных интересов работающей молодежи в сфере досуга"
(В. М. Тарбоков. Москва, 1990). Август - сентябрь 1990 года: создание Артфирмы
"Ренессанс" и знака, ставшего символом нового движения (художник - Вячеслав
Дучинский). В ноябре 1990 года по предложению В. Тарбокова утвердилось
наименование предполагаемого фестиваля - Артиада.
ћ Разработка и утверждение
концепции Артиады. В июне идея Артиады под
девизом "Красота и доброта спасут мир!" получила поддержку ученых и специалистов
(Егоров В.К., Чурбанов В.Б.). Артийский Кодекс был написан автором за два
месяца, рукопись закончена 21 августа 1991 года. 21 октября 1991 года Артийский
знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков СССР под
ќ 99692. 21 ноября 1991 года в Москве в Центральном Доме работников
искусств состоялся Первый учредительный Конгресс Мирового Артийского Движения.
В его работе приняло участие 56 человек из России, Грузии и Украины. Конгресс
утвердил Артийский Кодекс, избрал Мировой Артийский Комитет. По предложению
председательствовавшего на заседании доктора философии Ю. И. Боканя Президентом
МАК был избран В. М. Тарбоков. В декабре МАК внес заявление на регистрацию
Артийского Движения в Министерство юстиции Российской Федерации.
ћ Развитие и распространение
идеи Артиады. Особенность политического момента
в России и очевидная нестандартность Артийского Кодекса позволили юристам
оставить его "без рассмотрения". По действующему законодательству МАК функционирует
как общественный орган без образования юридического лица, Артийский Кодекс
является программой Артийского Движения. Этот документ зарегистрирован
в Книжной палате, переведен на английский язык Дмитрием Шишкиным, неоднократно
переиздавался и распространялся тиражом от 200 до 5000 экземпляров. Приглашение
МАК к Артиаде было направлено в 50 стран мира. В сентябре 1992 года МАК
получил из Ватикана особое приветствие и благословение от Его Святейшества
Папы Иоанна Павла Второго. В 1994 году поддержку Артиаде оказал Комитет
Российской Федерации по делам молодежи.
ћ Лауреатами II Артиады России стали 156 самодеятельных и профессиональных коллективов, художников, писателей, артистов из 28 регионов страны. В соответствии с Артийским календарем в течение года проведено 70 межрегиональных, общероссийских и международных акций, в которых выступили 4900 молодых творческих дарований. Зрителями и участниками центральных мероприятий Артиады стали 140 тысяч человек.
ћ IV Артиада России завершилась 28 ноября 1998 года в Культурном центре Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Участники III Ассамблеи НАД России чествовали 146 новых лауреатов Артиады России из 23 регионов страны. Впервые в номинациях по Артийским видам искусства определились Высшая лига, Лига мастеров, Молодежная лига, Юношеская лига, Параартийская лига, Лига подвижников, Лига меценатов и Лига спонсоров. В дальнейшем НАК России планирует разделить лиги на профессиональные и любительские группы.
ћ Создание Параартийской лиги и избрание Параартийского Комитета. 3 декабря 1998 года в международный день инвалидов в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации в Москве Центр творческой реабилитации инвалидов "Иван да Марья" (Президент Веселовская М.М.) совместно с НАК России открыл ПараАртиаду России, провел учредительное собрание Параартийской лиги, избрал Параартийский Комитет НАД России и объявил о создании первого Параартийского центра "Иван да Марья" под патронажем Мирового Артийского Комитета.
ћ Пятая Артиада России проводится с 28 ноября 1998 года по 21 ноября 1999 года. НАК России принимает для рассмотрения Коллегией Постоянного Артийского жюри документы от организаций-учредителей фестиваля на соискание почетных званий "Лауреат V Артиады России" и предложения в Артийский календарь VI Артиады России с 14 января по 14 июля 1999 года. Этот период одновременно является первым отборочным туром по формированию Официальной Артийской сборной делегации России на предстоящий Первый Мировой Артийский фестиваль 2001 года. Вторым отборочным туром по формированию Артийской сборной России станет VI Артиада России (1999 - 2000 гг.).
Артиада России освещалась в газетах "Культура", "Литературная
газета", "Музыкальное обозрение", "Книжное обозрение", "Труд", "Собеседник",
"Народная газета", "Вечерняя Москва", "Правда", в журналах "Олимпийская
панорама", "Пограничник Содружества", "Амати", "Юный художник", "Детская
литература", в передачах ТПО "РОСТ" (ВГТРК), ОРТ, МТК, "Радио России",
"Радио Арт", "Маяк", "Юность", "Резонанс", "Говорит Москва" и других.
- Валерий Михайлович, как Вы могли бы определить смысл Артийского Движения в человеческом, гражданском, духовном плане?
- Основополагающие принципы, цели и задачи Мирового Артийского Движения определены в Артийском Кодексе, который утвержден Первым учредительным Конгрессом 21 декабря 1991 года. Наша неправительственная гуманитарная организация объединяет профессионалов и любителей, коллективы и группы, организации и фонды, коммерческие и некоммерческие фирмы.
Основа нашей жизненной философии - вера в разум и всесторонний прогресс человечества, надежда на мирное будущее и благоденствие, любовь к искусству и уважение к таланту, стремление возвысить идеалы красоты, добра и гармонии, возвысить Человека-Творца, Человека-Художника. Мы предложили современникам, людям доброй воли, ценителям и деятелям культуры и искусства, меценатам и спонсорам всех стран и народов объединить возможности и общими усилиями провести на стыке двух тысячелетий Первую Артиаду - Мировой Артийский Фестиваль.
Один из центральных принципов: когда говорят музы - пушки молчат. Для его реализации наше движение способствует созданию мирного сообщества и распространению философии мира, повсеместному развитию художественной культуры и искусства, гармоничному развитию человека, защищает и возвышает талантливых людей, формирует и внедряет художественный стиль в жизнь и быт людей, приобщает их к искусству.
Суть философии Артиады сформулирована в девизе: "Красота и доброта спасут мир!". Люди доброй воли имеют право объединиться в своих поисках и усилиях, чтобы на Земле восторжествовало добро - красивое и законное. И эта философия имеет право стать силой, способной противостоять злу. Хотелось бы надеяться, что на рубеже тысячелетий - ко времени проведения Мирового Артийского Фестиваля - будет побеждать добро.
- Видимо, вся моя сознательная жизнь, связанная с культурой и искусством, готовила меня к идее Артиады. Во многих странах существует необходимость помочь художникам, особенно молодым, получить общественное признание, которое позволило бы им идти дальше, сравнивать свои поиски с работами других художников.
В 1989 году, будучи директором-координатором Международного фестиваля уличных театров "Караван мира", я убедился, что проблема творческого роста, равно как и общественного признания молодых художников характерна не только для нашей страны. Я увидел новые возможности развития культуры и искусства, понаблюдав, как это делается в Западном Берлине, Дании, Швейцарии, Франции.
Тогда и возникла идея проведения крупного фестивального действа, которое бы стало по значимости, по уровню не ниже, чем Олимпиада для спортсменов. Обратившись к истории олимпизма, я убедился, что благодаря Пьеру де Кубертену спортсмены более ста лет назад получили такую схему развития своего движения, которая позволяет им на достаточно высоком уровне поддерживать авторитет спорта и достижения атлетов. Почему бы такой подход не экстраполировать на сферу художественного, духовного развития человека?
Общество идет к объединению усилий в поиске наиболее оптимальных путей решения тех или иных проблем, стоящих в глобальном масштабе. ООН в Нью-Йорке, ЮНЕСКО в Париже, Всемирный экономический форум в Давосе, Международный арбитраж в Гааге, Римский клуб, Международный Олимпийский Комитет в Лозанне - важнейшие сферы человеческой деятельности уже имеют систему развития и координирующие органы. Почему бы в культуре не использовать положительный опыт, уже наработанный в других сферах?
- Мысли о всемирном форуме искусств зародились давно и обсуждались с моими друзьями и коллегами. В конце концов возникла идея проведения Всемирных фестивалей искусства. Нам удалось ее осмыслить, выкристаллизовать и изложить на бумаге. В августе 1991 года была завершена работа над проектом Артийского Кодекса.
Появилось понятие Артиады от слова "art", означающего "искусство, художественное творчество". В нашем понимании Артиада - пятилетний период развития культуры и искусства, а Артийский фестиваль - финал этого периода. Первый такой цикл определен Артийским Кодексом с 1 января 1996 года по 31 декабря 2000 года. На стыке тысячелетий предлагается провести финал мировой Артиады в 2001 году.
В ноябре 1991 года в Москве был проведен первый учредительный Конгресс Мирового Артийского Движения. В нем участвовало 56 человек, в основном, конечно, представители России, а также участники из Грузии и Украины. На этом Конгрессе был утвержден Артийский Кодекс как программный и нормативный документ. Участники Конгресса избрали Мировой Артийский Комитет (МАК) и доверили мне возглавить его.
Идея подобного движения родилась почти одновременно в разных странах. В 1994 году в Германии появилась идея проведения Дельфийских игр. Олимпиада искусств будет проходить в Сиднее одновременно с Олимпийскими играми 2000 года. Видимо мы и те, кто предлагают подобные акции, движимы одной целью - возвысить искусство, избавить его от роли служанки, возвеличить человека-художника, определить наивысшие достижения в художественной сфере. Человеческое общество созрело для реализации таких глобальных проектов.
- Современное олимпийское движение неразрывными нитями связано с далеким прошлым, с Древней Грецией. А где искать исторические корни артийских идей?
- Концепция Артиады, конечно, возникла не на пустом месте. История художественной культуры и фестивалей искусств имеет достаточно большой и многовековой опыт. Начинать можно с древних времен, когда целые народы устраивали празднества, сопровождаемые различными художественными действами с песнями, ритуальными танцами, турнирами поэтов.
На сегодняшний день фестивальное движение получило большое развитие. Практически по всем видам искусства проводятся фестивали и конкурсы. В сфере литературы наиболее значимой является Нобелевская премия, в киноискусстве весьма престижна премия "Оскар". Перечень можно продолжать бесконечно. Но эти акции носят, как правило, конкретный, локальный характер. Само собой, всякий фестиваль имеет право на жизнь и его проведение нужно только приветствовать.
Однако спортсмены каждый год проводят чемпионаты мира, международные турниры, кубковые соревнования. И только один раз в четыре года съезжаются на Олимпийские игры. Любой спортсмен или команда могут ежегодно завоевывать чемпионский титул, и только раз в четыре года - олимпийские награды. Мне кажется, художники достойны такого фестиваля, который раз в пять лет назвал бы своих лауреатов во всех видах искусства. Это нисколько не умаляет значения всех остальных конкурсов - каждого в своей номинации. Но идея объединения художников, стремление возвысить человека, способного сотворить шедевр, желание еще раз посмотреть на достижения позволяют нам предложить проведение Мирового художественного фестиваля Артиада.
- Как отнеслись к Вашему проекту деятели культуры и искусства, общественные организации, государственные органы?
- С пониманием и поддержкой. Однако, в той экономико-политической ситуации, в которой оказалась Россия, ожидать серьезной финансовой поддержки Артиады нам не приходится. Поэтому мы вынуждены были пойти несколько другим путем. Было юридически зарегистрировано Артийское Движение, запатентована его символика. Движение развивается в рамках имеющихся возможностей.
Одновременно мы обратились к деятелям культуры и искусства, политикам и меценатам, руководителям религиозных конфессий, пригласили их к участию в Артиаде. Авторы многих ответов, приветствуя идею, ссылались на то, что не имеют организационных и финансовых возможностей для участия в реализации такого масштабного проекта. В настоящее время отношение к Артиаде изменяется в лучшую сторону.
- Как складываются отношения Артиады с шоу-бизнесом?
- Я с уважением отношусь к шоу-бизнесу. Но Артийское Движение занимается в первую очередь высоким искусством. Для нас приоритет не в сегодняшнем дне, не в сиюминутной прибыли, которую может дать та или иная акция. Главная цель - помогать таланту расти, начиная с детских лет, и создавать высокохудожественные произведения, а не "раскручивать" очередную звезду. Поэтому в шоу-бизнес мы не идем, и на данном этапе это принципиальная позиция.
Нас волнует не столько потребление искусства, сколько вовлечение молодых людей в художественное творчество и создание условий для того, чтобы любой из них мог стать Художником. К примеру, большую часть любителей спорта составляют болельщики, а не спортсмены. Так вот мы стремимся к тому, чтобы из числа почитателей художественного творчества как можно больше появилось настоящих Творцов. Для нас очень важно, чтобы наряду с большими художественными акциями, проводимыми в крупных городах, дети и молодежь в глубинке также смогли почувствовать вкус творчества, написав стихотворение, создав картину, приняв участие в танцевальном конкурсе и стали бы в искусстве если не профессионалами, то достаточно подготовленными любителями, "болельщиками". Мы хотим, чтобы каждый человек, с детства живущий в окружении эстетики и красивых вещей, в постоянном общении с произведениями искусства, был не только потребителем, но и принимал посильное участие в создании художественных ценностей.
- На каких принципах строятся отношения Артийского Движения с политическими партиями и деятелями?
- Изначально в Артийском Кодексе заявлено, что суть Движения - его внеполитичность. Идеи, заложенные в Кодексе, носят глобальный, планетарный характер. Артийское Движение в России с 1991 года достаточно четко обозначило свою внеполитическую ориентацию. Наша общественная организация до сих пор не примкнула ни к одной из политических партий, но участники движения как самостоятельные личности не ограничены в реализации своих политических и гражданских прав и свобод.
Поиск устройства художественной сферы общества сродни поискам экологов. Проблемы экологии души встают перед всем человечеством не менее остро, чем экология природы и общества. Выработка философии таких понятий еще предстоит. Мы надеемся, что Артийское Движение выйдет на достаточно авторитетный уровень и будет поднимать вопросы, связанные с экологией души.
- Валерий Михайлович, Вы проводите некие параллели между творчеством музыкантов, художников, скульпторов, артистов с занятиями спортом. Всегда ли это оправдано?
- У спортсменов мы позаимствовали принципиальную систему организации и проведения мероприятий соревновательного, сравнительного, развивающего, обучающего характера. По аналогии с национальными олимпийскими комитетами и международными спортивными федерациями, в каждой стране может быть образован национальный артийский комитет, а в международном масштабе - творческие центры, координирующие деятельность в конкретных видах и жанрах искусства. Пятилетний период Артиады уместно сравнить с четырехгодичным олимпийским циклом, а Мировой Артийский Фестиваль – с Олимпийскими играми.
- Было бы ошибочным проводить прямые аналогии. Мы не стремимся к механическому переносу правил и норм из спорта в культуру. Это совершенно различные сферы, и упрощенческий подход здесь граничит с вульгарностью. В искусстве, как и в спорте, существуют школы и педагоги, разрабатываются условия конкурсов и правила их проведения, есть зрители и эксперты.
Но мы не определяем чемпионов. В каждом из одиннадцати видов искусства - десятки лауреатов, заслуживших это звание работой в разных жанрах и стилях. Артийскими премиями отмечаются не победители, опередившие соперников, а художники, которые создали наиболее талантливые произведения искусства, получили общественное признание и внесли существенный вклад в развитие художественной культуры.
И все же главная задача любой Артийской акции - не оценивать творчество и раздавать награды. Ведь проведение спортивных чемпионатов и Олимпийских игр преследует цели не только определения победителей и фиксирования новых рекордов, но и развития спорта в целом, приобщения масс к физической культуре, укрепления физического здоровья человека. Точно так же и Артиада задумана и проводится для укрепления духовного здоровья человека посредством его участия в художественном процессе и развития творчества. Для того чтобы красота и доброта, заявленные в нашем девизе, не были "дорогой в никуда", а стали основой гармоничного развития личности. Для неразрывного соединения искусства и художественной культуры с воспитанием и образованием.
- Участником Артийского Движения может стать любой человек, разделяющий наши принципы и цели, участвующий в художественном процессе и мероприятиях Артиады. Для оформления коллективного членства необходимо представить в любой орган Артийского Движения протокол учредительного собрания своего национального или регионального отделения и письмо с просьбой о принятии. Для фиксации индивидуального членства достаточно личного заявления. Есть желание - будьте с нами, создавайте свое отделение, пишите, звоните, приходите.
- В российских средствах массовой информации иногда появляются публикации и передачи о событиях в Артийском Движении. Вышел сборник "Артиада России". На его страницах можно найти сведения об организациях-учредителях, составах Оргкомитета и комиссий, о лауреатах фестиваля, календарь Артиады России, программные и уставные документы.
В перспективе мы хотим обзавестись собственным периодическим изданием "Артийский проспект", которое будет пропагандировать идеи Артиады, информировать о текущих событиях фестиваля и движения, знакомить читателей с лауреатами, публиковать аналитические и познавательные материалы по проблемам культуры и искусства.
В газетах и журналах, информационных программах телевидения и радио отдельной рубрикой подаются новости спорта. О событиях культуры сообщается между прочим, в ряду других тем. Я считаю, что имеет право на жизнь самостоятельный раздел во всех СМИ, посвященный искусству, художественному творчеству. Не суть важно, как он будет именоваться - "Артийский дневник" или "Панорама культуры" - главное, чтобы такой информации уделялось достаточно места на полосе и времени в эфире, чтобы она была регулярной и обязательной. Думается, для большинства читателей, зрителей, слушателей это будет не менее интересно, чем вести с фронтов, политическая информация, криминальная хроника, экономические проблемы, спортивные репортажи.
В январе 1996 года создан пресс-центр "Артиада", распространяющий информацию о нашей деятельности и оказывающий журналистам содействие в освещении конкретных мероприятий. Для координации усилий и обмена мнениями планируются регулярные собрания Артийского пресс-клуба, к участию в которых приглашаются представители ведущих средств массовой информации. В программе заседаний - текущая информация и анонсирование мероприятий, встречи с деятелями культуры и искусства, лауреатами фестивалей, обсуждение публикаций и передач, общение в секциях по интересам. Продолжается работа по организации ежегодного творческого конкурса среди журналистов, пишущих на темы культуры и искусства, который, надеемся, органично впишется в Артийский календарь.
- Сегодня в России, к сожалению, не приходится говорить о том, что кто-то серьезно поддерживает культуру и искусство. В настоящее время это, пожалуй, самый неразработанный вопрос Артийского Движения. Сейчас мы имеем нерегулярную, разовую финансовую поддержку. Развитие нашей темы, расширение масштабов деятельности, поступательное движение вперед позволит найти постоянные источники укрепления материальной базы и финансирования акций. В ряду других нормативных документов разрабатывается Положение о клубе меценатов и спонсоров Артиады. Мы уверены, что со временем существующий реестр благотворителей перерастет в Мировую книгу, и у Артиады будут спонсоры не менее состоятельные, чем у Олимпиады.
- Главное - это создание такой системы художественно-эстетического воспитания и развития творчества, в которой каждый Творец получил бы возможность проявить себя, представить свои произведения на любом уровне. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева упорядочила представления о веществе, дала импульс к новым открытиям. Такой таблицей Менделеева в культуре мог бы стать Артийский календарь, объединивший периодические акции по всем видам и жанрам искусства. В Артийском календаре мы предлагаем систему художественных акций, в которой каждый желающий может попробовать свои способности и проявить свое дарование. Проведение фестиваля, внедрение в жизнь Артийского стиля позволят создать условия для поворота сознания и интересов большинства людей от разрушения культурного наследия к созиданию художественных ценностей.
- Артиада уже стала органичным элементом культурной жизни. Фестиваль живет и развивается, есть позитивные результаты, накапливается опыт, впереди - широкие перспективы. К сожалению, политикам далеко не всегда есть дело до культуры и искусства. Но теперь, когда остановлена бессмысленная бойня в Чечне, появилась надежда повернуть политику от культуры войны к культуре мира. Хотелось бы верить, что идеи, изложенные в Артийском Кодексе, будут востребованы не только одержимыми энтузиастами, но и представителями высших эшелонов власти.
- Артиада стала смыслом и целью моей жизни. Дело, у истоков которого мы стоим, - не однократный акт, а долговременный процесс. Он начался и, надеюсь, стал необратимым. Верю, что новые поколения артийцев сделают нечто большее и придумают нечто интереснее, чем я и мои коллеги. Артийское Движение находится сейчас в начале пути. "Ребенок" растет и развивается, делает первые шаги.
Великий философ и гуманист Альберт Швейцер еще на заре века, подводя итог размышлениям о судьбе культуры, написал: "Пусть дороги, по которым нам предстоит идти к цели, еще не видны – направление нашего движения уже ясно. Все мы должны задуматься над смыслом жизни и сообща бороться за создание миро- и жизнеутверждающего мировоззрения, в котором наша жажда деятельности, столь необходимая и ценная для нас, получит свое оправдание и объяснение, свои ориентиры и закалку, будет углублена и облагорожена и в конце концов обретет способность выдвинуть и осуществить внушенные духом подлинной гуманности окончательные идеалы культуры". Именно такая работа предстоит нам, нашим современникам и потомкам.
Уверен, придет время, когда дети и взрослые перестанут играть в войну. Я предлагаю детям и взрослым играть в Артиаду.