1. Реклама лекарственных средств, методов лечения и товаров, имеющих
отношение к здоровью не должна создавать впечатления ненужности обращения
к врачу.
Примеры:
-
серия рекламных клипов с "фармацевтом Марией", в которых используется рекламный
текст: "Примите "Панадол" - и все!"
-
в рекламе пищевой добавки "Лабре Джаст" сообщается: "Если в вашей семье
были случаи онкологических заболеваний, то вам необходимо применять "Лабре
Джаст" не менее 2-х раз в год".
-
в рекламе "Йохимбе" противопоставляется "лечение в больнице" ("простатиту
хоть бы что") и прием добавки к пище ("долбит простатит и задалбливает")
2. В рекламе недопустимо представлять средства профилактики и гигиены,
пищевые добавки и прочие как лекарственные средства и наоборот.
Примеры:
-
в рекламе средства от выпадения волос "Dercos" (Виши) - косметическое средство
- используется текст: "Перед вами первое лечебное средство от выпадения
волос с аминексилом...Курс лечения..."
-
реклама "Эплан" - гигиенического средства: "Ничто в мире не сравнится с
"Эпланом" лечебной мощью";
-
в рекламе Акульего хряща-экстра (пищевая добавка) сообщается, что он "блокирует
развитие новообразований, замедляет рост опухолей, спасает от артритов,
мастопатии, аденомы предстательной железы, заболеваний крови...";
-
в рекламе "КарТСелл" (пищевая добавка) указывается, что "одна доза ...
позволяет достичь нужного эффекта, необходимого для терапии ревматоидного
артрита, псориаза, онкологических и других заболеваний...";
-
в телевизионной рекламе гигиенического средства "Дермапьюр" используется
рекламный текст: "Комплексная система лечения от угрей....Отличается от
других лекарственных средств тем, что...";
-
в рекламе лекарственного препарата "Берокка", имеющего определенные побочные
эффекты (напр., аллергическая реакция), препарат представлен как средство
от стресса, не указаны показания для этого препарата - витаминная недостаточность
в период роста, при применении антибиотиков имеет противопоказания.
3. Реклама не должна:
3.1. создавать впечатление, что лекарственное средство не имеет (не
вызывает) побочных эффектов.
Примеры:
-
в телевизионной рекламе "Кларитина" сказано, что это "безопасное средство
от аллергии без рецепта врача". При этом "Кларитин" имеет побочные действия
- сухость во рту, рвота, а также противопоказания - лактация, гиперчувствительность
к препарату.
-
в рекламе "Нурофена" указано на то, что он "действует быстро и легко" (ТВ
клип), "легко переносится организмом" (печатная реклама). Данный препарат
имеет побочные действия: тошнота, анорексия, рвота, ощущение дискомфорта,
диарея, головная боль, головокружение, нарушение сна, кожная сыпь и др.
Имеет ряд противопоказаний;
-
в рекламе детского "Эффералгана Упса" утверждается, что это "безопасное
жаропонижающее" в то время как он имеет побочные действия - аллергические
реакции (в отдельных случаях - тромбацитопения) и противопоказания - гиперчувствительность
к парацетамолу, печеночная недостаточность. Также имеет особые указания:
при длительном приеме....следует контролировать функции почек...
-
в рекламе "Эуторбиум композитум" указано, что "он абсолютно безопасен...
не имеет побочных эффектов". При этом он имеет особые указания по применению
и побочное действие: возможно слюнотечение.
3.2. создавать у здорового человека впечатление о необходимости применения
лекарственного средства
Пример: телевизионная реклама лака "Батрафен" сообщает, что его можно
применять в качестве профилактического средства от микозов. Однако, "Батрафен"
- лекарственный препарат применяемый только для лечения.
3.3.
-
ссылаться на рекомендации врачей, фармацевтов, медицинских учреждений и
общественных организаций, а также лиц непричастных к медицине, которые
благодаря своей известности могут побудить к бесконтрольному употреблению
лекарства;
-
использовать образ врача и фармацевта, создающий впечатление профессиональной
рекомендации для побуждения к применению конкретных препаратов, медицинских
приборов или способов лечения.
Примеры:
-
рекламные клипы с "фармацевтом Марией";
-
в рекламе "Кларитина" рекомендации дает фармацевт;
-
в рекламе зубной пасты "Бленд-а-мед" указано на рекомендации стоматологической
ассоциации (общероссийская);
-
в рекламе "Лабре Джаст" "рекомендуется центром экологической безопасности
фонда защиты потребителей";
-
в телевизионной рекламе "Маска молодости Биофлекс" "рекомендована международной
организацией здоровья";
-
в рекламе "Тамс" сообщается, что он "рекомендован Федеральным гастроэнтерологическим
центром"
-
в рекламе средство для похудения "Диетрин" рекомендуется актрисой кино
Г.Польских.
3.4. давать понять, что безопасность и эффективность данного средства
гарантированы тем, что это "натуральный (растительный) продукт"
Примеры:
-
реклама "Лабре Джаст";
-
в печатной рекламе мумие сообщается, что "поскольку ... является продуктом
естественного происхождения, то не оказывает на организм токсического воздействия
и не дает вредных побочных эффектов".
3.5. ссылаться на свидетельства об улучшении состояния или выздоровлении
Пример: в рекламе "Лабре Джаст" женщина говорит: "У моей мамы иммунитет
почти ноль. Она даже лежала в больнице под целлофановым колпаком" Но после
приема - полное исцеление.
4. Реклама для населения не может содержать терапевтических рекомендаций
по таким болезням, как
-
туберкулез;
-
венерические заболевания и СПИД;
-
инфекционные заболевания;
-
онкологические заболевания;
-
болезни обмена веществ и диабет;
-
психические заболевания и хроническая бессонница;
-
острый живот.
5. Реклама средств профилактики и гигиены (в том числе добавок к
пище) не должна гарантировать полный эффект, вызывать чувства страха при
отказе от приема препарата.
Примеры:
-
в рекламе зубной пасты "Маклинз" используется текст: "единственное, что
у моей бабушки осталось своего - это зубы", который может расцениваться
как гарантия эффекта;
-
в рекламе зубной пасты "Бленд-а-мед" показано разрушение зубного камня
и восстановление десен после воспаления при чистке этой зубной пастой (гарантия
эффекта);
-
в печатной рекламе Акульего хряща-экстра утверждается, что "...к концу
века в России каждые полторы минуты будет фиксироваться смерть от рака...."
и далее описание эффективности препарата "блокирующего рост новообразований",
что может вызвать чувство страха при неприеме препарата;
-
в рекламе "Лабре Джаст" показаны пациенты в больнице (что в принципе неэтично!),
в это время идет текст об опасности онкологических заболеваний, что может
вызывать чувство страха;
6. Реклама биологически активных добавок, добавок к пище не должна
побуждать к отказу от нормального сбалансированного питания
Пример: телевизионная реклама чая "Slimming tea".
7. Детское питание не должно представляться как полноценная замена
грудному вскармливанию
Пример: печатная реклама детского питания "Топ-Топ" содержит утверждение:
"Как у мамы и даже лучше".
8.1 Нельзя адресовать рекламу лекарственных средств детям.
8.2 Нельзя адресовать рекламу профилактических средств исключительно
или преимущественно детям.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Общественного Совета по рекламе
в Федеральный закон "О рекламе"
В части законодательного регулирования рекламы Общественный Совет по
рекламе предлагает дополнить статью 16.2 Федерального закона "О рекламе"
следующим положением:
"Реклама лекарственных средств должна сопровождаться обязательным текстом
"О возможности риска и побочного действия посоветуйтесь с врачом или фармацевтом".
Эта мера позволила бы напомнить пациентам и потребителям о вероятности
побочных эффектов лекарственных средств, связанных со свойствами препаратов
и индивидуальной реакцией на них организма. В настоящее время большинство
ТВ-клипов и рекламных объявлений создают у потребителей впечатление отсутствия
риска и полной безопасности лекарственных средств.
Примеры:
-
телевизионная реклама "Кларитина", в которой говорится, что это "безопасное
средство от аллергии";
-
телевизионная реклама "Нурофена", в которой говорится, что он "действует
быстро и легко", в печатной рекламе говорится:" легко переносится организмом";
-
в рекламе детского "Эфералгана Упса" утверждается, что это "безопасное
жаропонижающее".