Кодекс показывает, что все стороны, имеющие отношение к производству и распространению политической рекламы, признают свою ответственность перед обществом, а также необходимость установления справедливого баланса между интересами отдельных субъектов политической деятельности и обществом в целом.
В Кодексе отражается современное понимание сущности политической рекламы как средства обмена информацией между субъектами политической деятельности и обществом. Свобода обмена информацией (установленная статьей 19 Международного Соглашения Организации Объединенных Наций по гражданским и политическим правам) признается Кодексом в качестве основополагающего принципа.
Кодекс, в первую очередь, является средством самодисциплины, однако, он может быть также использован в качестве справочного документа при определении корректности поведения субъектов, участвующих в процессе производства и распространения политической рекламы в рамках соответствующего законодательства.
ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ КОДЕКСА
Кодекс распространяется на все виды политической рекламы.
Кодекс устанавливает стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться все стороны, имеющие отношение к политической рекламе: рекламные агентства, средства массовых коммуникаций и субъекты политической деятельности.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Кодекс подразумевает следование не только своей букве, но и духу.
Ввиду различных особенностей разнообразных средств массовой информации (печатных изданий, теле-, радио-, кино-, видеопрограмм, других электронных средств массовой информации) иных средств, форм, способов распространения политической рекламы (наружной рекламы, прямой почтовой рассылки и т.п.), политическая реклама, которая может быть приемлемой для одного вида средств массовой информации, может оказаться неприемлемой для другого.
Политическая реклама, рассматриваемая в рамках настоящего Кодекса, оценивается, принимая во внимание то действие, которое она может оказать на общество и отдельного гражданина, с учетом используемых средств ее распространения.
Положения настоящего Кодекса распространяются на все содержание политической рекламы, включая все слова и числа (в письменном виде и произносимые), любое визуальное изображение, музыку и звуковые эффекты.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В рамках настоящего Кодекса:
Политическая реклама – распространение в средствах массовых коммуникаций сведений об участниках политического процесса (субъектах политической деятельности), признаваемых в качестве рекламы федеральным законодательством, с целью формирования общественного мнения в пользу участников политического процесса (субъектов политической деятельности).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Политическая реклама должна быть законной и пристойной. Политическая реклама не должна быть заведомо ложной и наносить вред обществу.
Политическая реклама должна разрабатываться с чувством ответственности перед обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, принятым в обществе.
ПРАВИЛА
Статья 1
Политическая реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности.
Статья 2
Политическая реклама не должна злоупотреблять доверием тех, кому она адресована, или извлекать преимущества благодаря их недостаточному опыту или знаниям.
Статья 3
1.Политическая реклама не должна без обоснованных причин включать в
себя текстовую, звуковую или визуальную информацию, вызывающую чувство
страха.
2.Политическая реклама не может содержать текстовую, звуковую или визуальную
информацию, которая могла бы побудить или спровоцировать акты насилия,
неповиновения и т.п.
3.Политическая реклама должна избегать одобрения дискриминации по признаку
пола, расовому, национальному, религиозному или любому иному признаку.
Статья 4
1.Политическая реклама не должна содержать информацию, которая прямо
или косвенно, за счет замалчивания, двусмысленности или преувеличения может
ввести потребителя политической рекламы в заблуждение.
2.В политической рекламе не допускается использование искаженной (недостоверной)
информации в отношении результатов исследований или выдержек из научных
и иных публикаций, а также некорректное использование статистических данных
и результатов социологических исследований.
Статья 5
Политическая реклама, содержащая сравнения, должна быть выполнена таким образом, чтобы само сравнение не могло оказаться вводящим в заблуждение. Сравнение должно быть основано на документально подтвержденных фактах, или фактах по которым могут быть представлены доказательства и которые не должны отбираться тенденциозно.
Статья 6
Политическая реклама не должна содержать свидетельств или подтверждений, или ссылок на них, если они не являются подлинными и не основаны на опыте лиц, дающих их. Не должны использоваться свидетельства или подтверждения, которые являются устаревшими или уже неприменимыми по другим причинам.
Статья 7
Политическая реклама не должна вводить в заблуждение относительно изображения или ссылки на любых лиц, а также их собственность.
Статья 8
Политическая реклама не должна необоснованно использовать наименования или аббревиатуры и символики других субъектов политической деятельности (организаций, партий, объединений, движений и т.д.).
Статья 9
Политическая реклама не должна без получения соответствующего разрешения правообладателей имитировать общую композицию, текст, лозунги, визуальные изображения, музыку, звуковые эффекты и т. п. других рекламных сообщений таким образом, при котором она может ввести в заблуждение, быть принята за другую политическую рекламу или с целью извлечения преимущества из престижа, присущего другому юридическому или физическому лицу.
Статья 10
Политическая реклама должна быть легко идентифицирована, как таковая,
вне зависимости от используемой формы, способа и средства распространения
информации; при публикации рекламы в средстве массовой информации, содержащим
новости и редакционные материалы, внешний вид должен обеспечивать ее безошибочную
идентификацию, как политической рекламы.
Статья 11
Никто из рекламных агентств, распространителей рекламы (средств массовых коммуникаций) и субъектов политической деятельности, присоединившихся к настоящему Кодексу, не будет принимать участие в производстве и распространении политической рекламы, которая была признана неприемлемой организацией, ответственной за соблюдение положений настоящего Кодекса.
Статья 12
Разрешение конфликтных ситуаций в сфере действия настоящего Кодекса
принимает на себя общественный Совет по рекламе и уполномоченные им организации.
_________________________
Кодекс одобрен на заседании Общественного Совета по рекламе 22 сентября
1999 г.