Программа примирения

Максудов Р., Флямер М.

Что такое Примирение и зачем оно нужно для России?

Примирение - это деятельность, направленная на преодоление последствий преступления, где усилиями обвиняемого и потерпевшего

Примирительная встреча может проходить в присутствии нейтрального лица (ведущего примирительной встречи). Ведущий создает условия для конструктивного диалога между участниками и достижения взаимоприемлемого соглашения. Соглашение о возмещении ущерба и планы изменения поведения участников способствовавшего возникновению криминальной ситуации отражается в примирительном договоре.

Подобная деятельность необходима для

Примирение полезно и выгодно не только потерпевшей и обвиняемой сторонам, но и обществу в целом. Оно ведет к

Чем Примирение не является?

Это не замена судебной системы и тюрем,

не третейский суд,

не лечение или психотерапия,

и не панацея в борьбе с преступностью.

Сегодня традиции раскаяния, милосердия и прощения не исчезли из российской жизни. Потерпевший и обвиняемый иногда имеют установку и осуществляют различные действия в направлении примирения. В то же время, установка на примирение часто не реализуется из-за невозможности провести нормальные встречи и переговоры, взаимного недоверия и нежелания вести переговоры наедине, страха подвергнуться давлению и т.д. В случаях, когда элементы примирения осуществляются (например, происходит возмещение ущерба), оно зачастую не носит целостного, с точки зрения общества, характера. Отсутствует взаимопонимание по поводу ситуации правонарушения, жертва не может получить ответы на вопросы, дающие возможность выйти из стрессовой ситуации, правонарушитель не всегда осознает реальные последствия своих действий, не используются возможности специальных реабилитационных программ.

Преодолеть данные недостатки спонтанно возникающих актов примирения призваны специально организуемые программы примирения жертвы и правонарушителя. Программы примирения жертвы и правонарушителя (Victim Offender Reconciliation Program) распространяются по всему миру более 25 лет. В Европе наиболее развита практика примирения в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Норвегии, Финляндии и Франции. В Польше и Чехии после проведения успешных экспериментальных программ перешли к законодательному закреплению и расширению примирительной практики. В современном мире, эти программы рассматриваются как движение к справедливости, дополняющее сложившиеся формы правосудия и сокращающее применение уголовной репрессии.

Примирительная встреча, ее ход и результаты.

  1. Заинтересованность в примирении могут выразить и потерпевший и обвиняемый, также дело может быть направлено на примирение органами внутренних дел. Для направления в программу примирения обязательно признание факта деяния и своего участия в нем со стороны обвиняемого.
  2. Ведущий встречается с обвиняемой и потерпевшей сторонами по отдельности, объясняет суть и возможные результаты примирительных встреч.
  3. Если обе стороны соглашаются участвовать в примирении, то согласовывается дата совместной встречи. Сама встреча проходит в нейтральном месте, никак не связанном с уголовным процессом. По согласованию с ведущим, в этой встрече могут принять участие не только обвиняемый и потерпевший лично, но и их родственники, адвокаты, социальный работник.
  4. Примирительная встреча может состоять из двух основных этапов. Первый этап нужен для достижения взаимопонимания жертвы и правонарушителя по поводу ситуации правонарушения. Здесь жертва имеет возможность высказать, как повлияло на нее правонарушение, а правонарушитель увидеть реальные последствия своих действий. Жертва может задать вопросы, почему это случилось с ней, как ей следовало бы поступать и получить ответы на них. На этом этапе правонарушитель может подтвердить свое раскаяние через извинение и сочувствие жертве, объяснить и осознать свое поведение. На втором этапе участниками вырабатывается стратегия выхода из данной ситуации. Одновременно, при необходимости, принимается решение о направлении правонарушителя (при его согласии) в ту или иную реабилитационную программу. Если все участники согласны с принятыми решениями, подписывается примирительный договор, который направляется в правоохранительные органы.
  5. Во время встречи ведущий сохраняет нейтральную позицию. Его роль состоит в том, чтобы направлять и облегчать переговоры, а также следить, чтобы каждый участник был понят и был в состоянии выразить свою точку зрения, которая должна быть услышана;
  6. Копия этого договора вместе с документами, подтверждающими его выполнение, направляется в правоохранительные органы или суд и служит основанием для принятия решений по уголовному делу.

Весь этот процесс происходит на добровольной основе, т.е. в любой момент и потерпевший и обвиняемый имеют полное право отказаться от участия в нем.

Для пострадавшего, примирение – это возможность

получить возмещение ущерба,

психологического облегчения;

поддержки и признания обществом несправедливости произошедшего;

получить ответы на вопросы о событии преступления - “почему это произошло со мной?”, “неужели это я сам в чем-то виноват?”, “может ли это повторится снова?”;

для прощения - подлинного проявления человечности и благородства.

Для правонарушителя участие в примирении может привести к

- пониманию реальных последствий своих действий;

- формированию ответственности за свои поступки;

- выражению деятельного раскаяния;

Для общества программы примирения - это

- возвращение части конфликтов и криминальных ситуаций для разрешения самим людям;

- укрепление и восстановление традиций миротворчества и сострадания;

- форум, где граждане самостоятельны в формировании оценки произошедшего, установлении справедливости, выработке и реализации норм общежития;

- средство освобождения судов от незначительных дел, что позволяет им сконцентрироваться на более серьезных преступлениях;

- экономия рабочего времени профессионалов и бюджета уголовной юстиции.

Какие возможности дает законодательство России для использования программ примирения?

Под примирением обвиняемого и потерпевшего для нужд уголовного правосудия понимается оформление в надлежащей процессуальной форме отказа потерпевшего от своих первоначальных претензий и требований к лицу, совершившему преступление (ст. 76 УК РФ). Например, отказа от просьбы привлечь его к уголовной ответственности (если уголовное дело пока не возбуждалось) или просьбу прекратить уголовное дело, возбужденное по его заявлению. При этом для того, чтобы факт примирения порождал правовые последствия, необходимо, что бы ему предшествовало заглаживание вреда причиненного потерпевшему. Заглаживание вреда может означать или реальное возмещение в денежной либо иной форме причиненного имущественного ущерба, или устранение своими силами материального вреда, или возмещение морального вреда, а также выдачу достаточных гарантий возмещения вреда в оговоренный срок.

Что касается осуществления примирения между гражданами, то, разумеется, законодательство не запрещает и не должно запрещать примиряться ни при каких условиях. При этом в России ход примирения действующим законодательством не регламентируется. Значение для уголовного процесса получает результат примирения. Так, по уголовным делам небольшой и средней тяжести юридическое значение примирения определяется в соответствии со ст. ст. 8, 9, ч.1 ст. 27 УПК РСФСР. В этом случае, например, примирение может вести к прекращению уголовного дела несовершеннолетнего обвиняемого с применением к нему мер воспитательного воздействия. В прочих случаях, в том числе и по тяжким составам, примирение и его результаты могут вести к смягчению наказания в соответствии - п. К, ч.1, ст.61 УК РФ (“добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненные потерпевшему”). Таким образом, правовым последствием примирения в данном случае будет являться смягчение наказания.

Предполагаются ли изменения в текущем законодательстве?

В рамках Комитета по делам молодежи сегодня создана группа по разработке законопроекта о ювенальной юстиции в России. Для этой группы готовятся предложения о необходимости введения в законопроект статьи, дающей возможность прекращать дела за примирением сторон по расширенному составу дел по делам несовершеннолетних. В настоящее время также разрабатывается пакет законодательных поправок в уголовное правосудие в России.

Как работают на данный момент программы примирения в России?

На протяжении 1997-1998 гг. сотрудниками Центра “Судебно-правовая реформа” была разработана технология примирения потерпевшего и обвиняемого, реализуемая в рамках существующей законодательной базы. Статьи с изложением данной технологии опубликованы в журналах “Уголовное право”, 1998, N 1, “Правозащитник”, 1998. № 2, “Адвокат”, 1998. № 5. Материалы о деятельности Центра, связанной с реализацией идей восстановительного правосудия в России опубликованы в газетах “Юридический вестник”, август 1998, № 17 (197), “Общая газета”, 6-12 августа 1998, № 31 (261). На сегодняшний день в Росси имеют подготовку для ведения программ примирения 6 человек.

В начале 1999 г. была достигнута договоренность о содействии данным программам МВД РФ, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры г.Москвы. Руководство Таганского УВД, председатель Таганского межмуниципального суда, Таганский межрайонный прокурор дали принципиальное согласие на содействие программам примирения. Для работы в рамках существующего законодательства создан алгоритм проведения процедур примирения, согласованный с Отделом по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной Прокуратуры РФ. Программы примирения потерпевшего и обвиняемого на основе данного алгоритма проводятся на территории Таганского района г.Москвы.

Сегодня в Москве создана первая программа примирения по делам несовершеннолетних. Инициаторы первой программы примирения в России – Рустем Максудов и Михаил Флямер. В рамках данной программы в Таганском районе были проведены 4 примирительные встречи, которые произвели реабилитационный эффект и 3 из них закончились примирением. Одновременно проводятся примирительные встречи по материалам, направляемым отделом по профилактике правонарушений несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних района Академический” г.Москвы. В районе “Академический” были проведены 2 примирительные встречи, имевших реабилитационный эффект.

Общественный Центр “Судебно-правовая реформа” оказывает содействие в организации программ примирения в Москве и других городах России, организует подготовку ведущих программ примирения в уголовном правосудии, проводит исследования примирительной практики и распространяет полученные результаты на международных и региональных конференциях через систему публикаций и переводов.

Мы считаем, что ограничение уголовной репрессии и одновременно введение в практику нашей жизни технологий неуголовной ответственности – важная миссия нашего Центра.

Какие трудности возникают в проведении программ примирения по делам несовершеннолетних?

Главной трудностью в проведении программ примирения является то, что принципы и технология уголовного процесса по делам несовершеннолетних почти не отличаются от принципов и технологии по делам взрослых правонарушителей. Правосудие России не базируется на принципе дифференциации уголовного процесса. Реализация данного принципа позволила бы сэкономить огромные деньги и ликвидировать кадровые бреши.

Важнейшим препятствием на пути развития программ примирения является неразумная уголовная политика России, ориентирующаяся на расширение уголовной репрессии.

Как можно использовать программы примирения для сокращения тюремного населения в России?

Программы примирения как технологии неуголовной ответственности правонарушителей могут содействовать разгрузке следственных изоляторов и колоний, вследствие сокращения числа арестов как меры пресечения и приговоров, связанных с лишением свободы.

В то же время, расширение количества дел направленных на примирение, дающее ощутимый эффект в плане снижения количества обвиняемых, заключенных под стражу и количества осужденных к лишению свободы зависит от формирования некарательной установки представителей правоохранительных органов. Сегодня требуется более расширенная и углубленная работа по продвижению идей восстановительного правосудия в России и внедрению технологии примирения в различных регионах России. В настоящее время сотрудники Центра “Судебно-правовая реформа” проводят мероприятия направленные на организационное укрепление, совершенствование и расширение этой практики и перенос отработанной модели такой работы в регионы России. Проводится работа по запуску программ примирения в г.Казани, Владимире, Петрозаводске, Калуге, Челябинске, Дзержинске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Томске.

По делам несовершеннолетних, важную роль в этом могут сыграть представители отделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних районных управлений внутренних дел (ОППН), комиссий по делам несовершеннолетних (КДН), социальных служб и общественных организаций, осуществляющих реабилитационные программы. Сотрудники Центра совместно с Российским благотворительным фондом “Нет алкоголизму и наркомании” участвуют в проектах направленных на реформирование правосудия по делам несовершеннолетних. Такая работа развернута сегодня в Таганском и Черемушкинском районах, управе “Академическая” г.Москвы.

В настоящее время разрабатывается технология, позволяющая заменять арест мерами общественной опеки и социально-реабилитационной работы с обвиняемым подростком и его семьей и дополняющая защиту прав несовершеннолетнего обвиняемого мерами по его ресоциализации. На практике особенно эффективным будет использовать эту технологии в связке с программами примирения.

Особенности медиации (посредничества между жертвой и правонарушителем) в Польше

Важной особенностью функционирования правосудия в Польше, чрезвычайно облегчающей проведение программ медиации, является то, что дела несовершеннолетних направляются в специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних. Именно судья определяет характер воспитательных мер и наказание.

В Польше существует очень ограниченный характер уголовной репрессии по отношению к несовершеннолетним. Наказание в виде лишения свободы может применяться к несовершеннолетнему только в том случае, если предыдущие воспитательные меры оказались неэффективными.

Программы медиации в Польше по делам несовершеннолетних по инициативе Пенитенциарной ассоциации “Патронат” проводятся с 1995 г. В 1998 г. был принят новый уголовный и уголовно-процессуальный кодекс, который дает возможность прекращать дела за примирением по расширенному составу дел взрослых правонарушителей. Активистам комитета за введение медиации в Польше во главе с Яниной Валюк удалось привлечь многих известных юристов и политиков к работе по развитию программ медиации. В Польше прошли подготовку для ведения программ медиации 150 человек, проведено более 130 медиаций. Большую методическую помощь польские коллеги оказали сотрудникам Центра “Судебно-правовая реформа” на этапе становления программ примирения в России.

 

  Rambler's Top100