|
ЛАТНОЕ. СВЯТО-КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
(весь текст подобран полностью по воспоминаниям Нины Васильевны Леоновой,
1914 года рожд., проживающей в наст. время в Москве).
ПЈтр Евгеньевич ФЈдоров родился в 1866 году в селе Щучье, Воронежской области, в семье кузнеца и крестьянки. Жили бедно. Дьякон, служивший в том селе, заприметил умного и смышлЈного мальчика Петра, и отправил его вместе со своим малоспособным |
сыном учиться в Воронежскую семинарию, чтобы ПЈтр в учЈбе помогал его отпрыску.
В семье ФЈдоровых было ещЈ два сына - Василий и Григорий, и несколько сестЈр. После окончания семинарии ПЈтр помог туда поступить и братьям. (Забегая вперЈд: После убийства деда, Василия и Григория отправили в лагеря. Василий в лагере устроился работать счетоводом. Он обладал великолепным
чувством юмора, и был оптимистом по натуре - видимо, это помогло выжить...После освобождения Василий ещЈ служил в какой-то церкви, где-то тоже в Воронежской области. А Григорий очень голодал в лагере. И в день возвращения домой умер от заворота кишок.)
После окончания семинарии дед женился на Адамовой Александре Владимировне. Она жила в Латном. ЕЈ отец - Владимир Адамов - имел свой приход в старой церкви, которая стояла на месте сегоднешнего Храма. Церковь та была деревянная.
Александра училась в Епархиальном училище в Воронеже, где получали образование дочери священников (там преподавали курс домоводства, музыку, правила хорошего тона и т.п.). Ей было 16, а деду 19, когда они поженились, и Адамов Владимир отдал своему зятю свой приход.
Дед задался целью построить большой Храм... И по сельским масштабам и тем временам он выстроил действительно достаточно большую церковь. А рядом с ней построил школу ( в 2-а этажа, первый кирпичный, второй деревянный) и пристройку к школе ( что-то вроде концертного зала) - дед собирался
приглашать туда лекторов, просвещать население и культуру прививать. Он учил селян делать в хозяйстве теплицы: объяснял, что это очень выгодно - находясь в непосредственой близости от города, продать излишки ...Показывал, как их строить.
В перспективе дед мечтал сделать из Латного областной центр. Построил он в Латном так же торговое здание, так называемую "потребиловку", где продавали
предметы первой необходимости. ( Н.В. вспоминает, как девчонкой бегала туда, чтобы купить лоскутков на платья для кукол. Она хорошо с детства шила...)
В семье у отца Петра и его жены Александры было много детей: Надежда ( мать Н.В.), старшая; затем Николай, Александра, Ольга, Александр ( это те, кто выжил в младенческом возрасте, и выросли). Ольга Петровна жива и ныне, ей 97 лет.
Дед был очень гостеприимным человеком. Его дом ( дом Священника, одноэтажный, с пятью небльшими комнатами). Cтоит до сих пор в Латном и используется по назначению, но находится в плачевном состоянии, и его готовят под снос. Часто приезжали священнники из других сЈл. Дед дружил с учителями,
любил принимать их у себя. Несколько семей приезжали и из Воронежа. В статье Жолудя сказано о том, какова была судьба этого дома в следующие годы.
В революционные годы через село проходили и белые, и красные войска. Из воспоминаний Н.В. Леоновой( 1914 г.рожд.) :
Шкуро очень любил, когда жена отца Петра - Александра - играла на фортепиано, просил еЈ часто об этом, и чтобы непременно две еЈ дочери Ольга(16 лет) и Александра(18 лет) танцевали под музыку. К девушкам он относился очень почтительно, не обижал. На плечах у Шкуро была всегда красивая бурка, от этого он казался очень красивым. 5-летняя Н.В. бегала смотреь, как повар Шкуро готовил для своего командира обеды, и особенно
детское воображение поражали соусы...!
Шкуро, уезжая, приказал деду всЈ бросать, забирать семью и ехать за ним:"БудЈнный всех вас повесит вниз головой и вверх ногами!".Чтобы не вызвать раздражение неповиновением, дед имитировал сборы, запряг лошадь, а в последний момент - "ой, колесо, отскочило! Езжайте, мы вас
догоним..". Поверили, уехали... Так вот удалось избежать гнева со стороны Шкуро.
Войска БудЈнного гнали Шкуро через реку Дон. И моя бабушка Н.В. наблюдала с церковной колокольни , как по полю скачет Красная армия, которая "всех сильней".
Мамонов, который тоже останавливался в Латном, после Шкуро казался невзрачным, некрасивым.
Н.В. очень запомнилась крупная женщина-атаманша (фамилию не помнит,но для историков это не проблема), очень грубая, с толстой золотой цепью на шее. За пазухой, в укромном месте, она неизменно носила сахар, завЈрнутый в ткань. И, когда пила чай, вынимала из "тайника" кусочек...
Затем останавливался полк русских офицеров, перешедших на сторону Красной армии. Один из офицеров даже ухаживал за дочерью священника. Махно запомнился маленькой Н.В. как ужасно шумный, вечно размахивающий руками человек. ВсЈ это было до 1920-ого...Времена трудные. Но выдюжили их.
Со смертью деда ушЈл и покой. Зимой 1920 года отец ПЈтр поехал в село Щучье навестить свою мать, с которой не виделся 10 лет. Почему-то так совпало, что очень его в семье отговаривали: мол, "опасно это, не стоит пока".
Нашли деда железнодорожники в лесу, где пролежал он после смерти две недели. Убит был выстрелом в затылок, пуля прошла через глаз. Предположительную версию об убийстве с целью грабежа в семье отрицали, т.к. у деда ничего ценного с собой не было.
Чтобы суметь скрестить ему на груди руки, тело отогревали в горячей воде. Хоронить деда приехало большое количество людей, знакомых и незнакомых, из города и соседних сЈл. Всю дорогу от дома священника до Храма устелили еловыми ветвями, по ним и несли. Похоронили деда в склепе, который он делал при строительстве Храма, справа от центрального входа, как бы под полом что ли. Но в первые, коммунистические годы туда полезли "ответственные лица" искать спрятанные ценности: всЈ разворотили, ничего не нашли, завалили склеп какими-то глыбами... И что там внутри осталось - никто до сих пор не знает. Скорее всего, останки были раздавлены.
Дед очень не любил "ходить по приходу" ( не знаю, как это точно называется : священник ходит по домам прихожан, освящает жилище, совершает какое-то действо необходимое, а прихожане ему преподносят кто что может, продукты и т.п. в знак благодарности). Он говорил, что нельзя так поступать с людьми,
нуждающимися в такое трудное и голодное время. Бабушка вспоминает , что он говорил: "У нас же всЈ есть - и корова, и куры, и лошадь! Мы не нуждаемся, а им голодно!". Но если бы он не пошЈл в дома к тем людям - они обиделись бы и приняли это как немилость.
После смерти деда много охотников появилось до накопленного добра. Были всякие подаренные шкатулочки, очень красивые и наверное, ценные, столовое серебро, разная мелочь - но золотая. В общем, это было бы отличным подспорьем в тяжЈлые годы и для бабушки, жены отца Петра, и для их детей. И не на один год. Но черезчур активный сельский "кулак" посоветовал бабушке закопать
ценности. Взялся помочь.Сложили всЈ в ведро, вечером пошли в сад и закопали. "Доброжелатель" принимал в этом непосредственное участие. Но на утро ведра уже не было.
Н.В. рассказывала, что бабушка была очень наивной и доверчивой, и необыкновенно доброй. Позже Александру Владимировну Адамову выселили из собственного дома в
маленький однокомнатный домик, где она ещЈ некоорое время жила до переезда в Воронеж, к старшей дочери.
Как строили Храм...
Выбору места дед посвятил много времени. Он считал, что Храм должен находится на возвышенности, хорошо просматриваться издалека (он действительно виден издалека) .Петр Евгеньевич привозил в село архитекторов и художников, они спорили, советовались. Дед очень прислушивался к их мнению. Для закладки фундамента собирали яйца у селян... Честно говоря, я не знаю - это обряд, обычай такой.? Или народный метод , обеспечивающий прочность сооружения может быть? Но во время бомбЈжек, в войну, Храм устоял.
У А.Соколова имеется документ - первый отчЈт деда о закладке Церкви. Правда, я его не видела ни разу. ЕщЈ у Соколова есть несколько старинных фотографий Храма, нам их обещали отксерокопировать (когда время у них будет на это).
Александр Соколов учится в семинарии на 3-ем курсе, заочно, насколько я знаю. У него есть жена и двое детей, ему, кажется, 35 лет. Занимается более чем активно всеми делами, связанными с восстановлением Храма. Мечтает построить в ближайшее время настоящую крестильню. Мечтает о строительстве воскресной школы на селе. Объезжает на своЈм стареньком мотоцикле с коляской все соседние районы и области с просьбами о помощи. И добивается результатов. А свой собственный дом всЈ никак не достроит - времени нет... Моя бабушка Н.В. говорит о нЈм "богом посланный Храму человек..., лицо светлое как с иконы... ". Верит моя Н.В. только ему. Мы даже хотим ходатайствовать о нЈм в
Воронежской Епархии - чтобы после окончания семинарии ему дали Храм деда.
|
|