|
В селе Латное, что в Семилукском районе, восстанавливают старый храм - Казанскую церковь, построенную в начале века. Из тысячи других ее выделяет поистине уникальная судьба.
История Казанской церкви берет свое начало в 1896 году, когда местный священник Петр Федоров решил построить в селе большой каменный храм. К 1905 году строительство было завершено. Кроме самого храма была возведена большая двухэтажная приходская |
школа. Тогда Латное принадлежало Землянскому уезду и отец Федор благоусройством родного села хотел бросить вызов Землянску.
Но помешала революция. Село занимали то красные, то белые. Внучка отца Петра, Нина Васильевна Леонова, вспоминает, что у них в доме бывали Шкуро, Мамонтов, знаменитый атаман Махно. Шкуро, уезжая, приказал священнику бросать все и ехат с ним: Буденный всех повесит вниз головой и вверх ногами. Но отец Петр остался.
Советская власть сыграла роковую роль в жизни священника. Зимой 1920 года отец Петр поехал в село Щучье навестить свою мать. Домой он не вернулся. Через две недели железнодорожники нашли его в лесу, убитого выстрелом в затылок. Похоронили отца Федора в правом приделе построенного им храма.
В 30-х годах в церкви еще служили, хотя власти и пытались ее взорвать. Но стены, выстроенные из дореволюционного кирпича, даже не дали трещины.
Перед Великой Отечественной стена храма служила экраном для показа кинофильмов. Во время одного из таких "сеансов" война пришла в село. Старожилы вспоминают, что в тот день показывали фильм про Щорса. И когда знаменитый красный командир крикнул с экрана "Огонь!" на село стали падать первые немецкие бомбы. Немцы пришли в село летом 1942 года. Церковь они не тронули и даже разрешили проводить службы. А за церковной оградой хоронили своих убитых солдат и офицеров.
То, что не тронули фашисты, не пощадили свои. В середине 50-х разобрали по кирпичику полутораметровую стену, а листовое железо, которым была покрыта церковь, пошло на крышу дома председателя сельсовета. Кто-т сорвал иконы, отбил у распятого Христа ноги.
Вандализм советских времен уравнял участи русского священника и намецких солдат. Склеп отца Федора был разрушен и завален мусором, могилы немуев сали притягивать к себе мародеров, охотящихся за драгоценностями и оружием. Сельские власти приняли соломоново решение - распахали могильные холмики, чтобы скрыть следы захоронений от мародеров.
Неизвестно. сколько бы простоял разрушенный храм, если бы добрая память об отце Федоре не осталась в селе до сих пор. В 1990 году местные старушки организвали приходской совет и стали восстанавливать церковь. Женщины таскали бревна, кирпич, а председатель приходского совета Александр Соколов покрыл церковную крышу. В Воронеже и Москве нашлись потомки отца Федора, которые приняли непосредственное участие в восстановлении храма.
Большой победой приходского совета было возвращение церкви дома отца Петра. Полуразрушенный домик принадлежал местной администрации, которая сдавала его в аренду приезжим армянам, устроившим там торговлю водкой. В конце концов после одной из стычек с сельчанами армяне ретировались, а домик был передан приходскому совету.
Храм потихоньку оживает, правда, полностью отреставрирован только правй придел, треть здания. Пока еще царит разруха в центральной части храма и в его левом приделе, на колокольне живут голуби. Когда мы приехали в Латное, экскаватор начал копать траншею для фундамента церковного подсобного помещения. Через полчаса работа встала. С полутораметровой глубины ковш поднял останки немецкого солдата. Рядом обнаружили бутылку, запечатанную сургучом. Лист бесстрастно сообщал, что прах принадлежит убитому в августе 1942 года унтер-офицеру Иоганнесу Рооксу. "Закапывайте, - решительно сказала руководившая работой Евдокия Пастухоа, - я на себя этот грех не возьму, будем строить за оградой". В Латном понимают, что на костях счастья не построишь. Чьими бы они ни были.
|
|