Москва имеет ряд особенностей как субъект Российской Федерации. Располагаясь на сравнительно компактной территории, Москва сосредоточила огромное население, промышленный, научный потенциал, финансовые ресурсы, представляет собой один из крупнейших мировых центров в сфере культуры и образования. Население Москвы отличается достаточно высоким уровнем активности и самоорганизации. Все это требует учета при подготовке законодательных актов, ориентированных на московскую специфику.
Именно из этого исходила рабочая группа по разработке настоящего законопроекта. Опираясь на федеральное законодательство (Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О государственной поддержке детских и молодежных организаций", "О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности", "О социальном обслуживании населения" и т. д.) с учетом уже действующих московских законов (в частности, Закона города Москвы "О благотворительной деятельности" и др.), авторы представляемого законопроекта заложили в него регулирование именно особенностей функционирования некоммерческих организаций в Москве.
В законопроекте выделяется как собственно деятельность некоммерческих организаций, т. е. деятельность, соответствующая их уставным целям и задачам, так и деятельность по взаимодействию некоммерческих организаций с бизнесом и органами власти. Надо отметить, что и в данной сфере также накоплен определенный опыт, требующий законодательного урегулирования ряда вопросов. Так, взаимодействие с органами власти осуществляется как на внеэкономической основе, так и в финансовой сфере. Во взаимодействии с властными и коммерческими структурами некоммерческие организации готовы выступать как равноправные партнеры, участвуя в решении важных социальных проблем, стоящих перед городом.
Законопроект содержит положения, регламентирующие особенности проведения конкурса для некоммерческих организаций на размещение среди некоммерческих организаций социального заказа и при распределении государственных грантов. В этом отношении законопроект весьма конкретен и довольно детален. В целом законопроект содержит отсылочные нормы только в том случае, когда регламентируемые отношения выходят за рамки предмета регулирования представленного проекта закона.
В законопроекте содержатся также определения, имеющие существенное значение для деятельности некоммерческих организаций, однако не получивших пока законодательного закрепления ни на федеральном, ни на московском уровне. Например, понятие добровольца. Как известно, некоммерческие организации в своей деятельности в значительной степени опираются на активность добровольцев. Добровольцы - этот важнейший ресурс некоммерческого сектора, который позволяет данному сектору существовать и развиваться. В то же время в России до сих пор не существует законодательного закрепления института добровольчества, не зафиксированы права и обязанности добровольцев. Сам термин "доброволец" лишь упоминается в Федеральном законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". В представленном законопроекте дается определение понятия "доброволец", законодательно закрепляются сущностные черты этого института, определяется юридический характер отношений, возникающий в связи с деятельностью добровольцев.
Также даются определения понятиям "социальный заказ", "социальная программа", "государственный грант Правительства Москвы" и др.