ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности организаций, не ставящих своей целью извлечение и распределение прибыли между их участниками (далее в тексте некоммерческие организации или НКО), а также регулирует взаимодействие указанных организаций с органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями и гражданами.
Предметом регулирования настоящего закона не является деятельность, преследующая политические цели в интересах политических партий, политических общественных объединений, а также деятельность, направленная на цели исповедания и распространение религиозной веры и убеждений.
Законодательство о деятельности некоммерческих организаций состоит из настоящего Закона, других законов и правовых актов города Москвы, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным Законом Российской Федерации ўО некоммерческих организациях¤, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом города Москвы.
Сферами деятельности НКО являются:
1) собственная деятельность НКО, направленная на достижение ее уставных
целей;
2) совместная деятельность НКО во взаимодействии с:
НКО вправе осуществлять совместную деятельность с другими юридическими лицами, а также органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления, не имеющими статуса юридического лица, и физическими лицами при реализации совместных социально значимых проектов и длящихся, не определенных временными рамками, совместных действий, ограниченных по времени проектов или разовых мероприятий.
Благотворительной деятельностью НКО является деятельность, определяемая Федеральным законом ўО благотворительной деятельности и благотворительных организациях¤, Законом города Москвы ўО благотворительной деятельности¤ и другим законодательством.
Благотворительная деятельность НКО может осуществляться в следующих формах:
1) Меценатство;
2) Милосердие;
3) Поддержка гражданской инициативы.
Меценатство - деятельность, направленная на поддержку и (или) развитие науки, образования, культуры и (или) искусства.
Милосердие - деятельность, направленная на непосредственную поддержку, приобретение продуктов питания, одежды, медикаментов и других необходимых для жизнедеятельности средств физическим лицам, относящимся к незащищенным слоям населения.
(Вариант дополнения: не способным самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обеспечивать себя всем необходимым).
Поддержка гражданской инициативы - содействие в создании и поддержании деятельности общественных объединений.
Общественная деятельность НКО может быть направлена на объединение граждан и различных групп населения по интересам и увлечениям (хобби), по признакам профессиональной сферы деятельности, по возрастным признакам, по признакам пола и по другим признакам.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом ўО некоммерческих организациях¤ и иным законодательством.
Предпринимательская деятельность НКО является возмездной деятельностью по оказанию услуг, производству работ, соответствующих уставным целям НКО, в интересах заказчика и (или) потребителя за плату, определяемую договором.
Под добровольческой деятельностью понимается добровольная безвозмездная общественно полезная деятельность физических лиц - добровольцев, реализуемая от лица и (или) по поручительству некоммерческой организации.
Добровольной является деятельность, осуществляемая без психологического и (или) материального принуждения, на основе свободного волеизъявления.
Безвозмездной является деятельность без выплаты вознаграждения в любой материальной форме и не преследующая целей получения иных выгод и благ.
Субъектами добровольческой деятельности являются:
Под организатором добровольческой деятельности понимается некоммерческая организация, обеспечивающая осуществление добровольческой деятельности.
Организаторы добровольческой деятельности и добровольцы определяют в договорном порядке права и обязанности по подготовке, осуществлению и материальному обеспечению добровольческой деятельности.
Правовое регулирование добровольческой деятельности осуществляется в порядке, установленном законом.
Под целевой социальной программой города Москвы понимается объединенный по отраслевым, функциональным, финансовым и иным признакам комплекс бесприбыльных проектов и мероприятий, утверждаемый Московской городской Думой в рамках бюджета города Москвы и направленный на решение приоритетных социально значимых проблем населения города Москвы. Указанные проекты и мероприятия должны быть согласованы между собой по задачам, срокам исполнения и ресурсам. Целевые социальные программы в городе Москвы могут быть городскими, окружными и районными.
Под целевой социальной программой НКО понимается комплекс проектов и (или) мероприятий, направленных на решение социально значимых проблем той или иной группы населения города Москвы и (или) ее отдельных районов.
Разработка городских социальных программ города Москвы осуществляется Правительством города Москвы, окружных социальных программ - Префектом административного округа, районных социальных программ - районной Управой на основе обеспечения широкого доступа к обсуждению указанных программ всех заинтересованных организаций и лиц.
Субъектами инициативы по внесению проектов городских социальных программ вправе выступать мэр Москвы, Правительство Москвы, Московская городская Дума либо депутат Московской городской Думы.
Субъектами инициативы по внесению проектов окружных социальных программ вправе выступать депутаты Московской городской Думы, Префект административного округа, Глава районной Управы либо районное Собрание.
Субъектами инициативы по внесению проектов районных социальных программ вправе выступать Глава районной Управы, районное Собрание либо советник районного Собрания.
С общественной инициативой по разработке социальных программ города Москвы, окружных и районных программ вправе выступать любые юридические и физические лица, направляющие свои проекты субъектам инициативы, указанным в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Социальные программы города Москвы разрабатываются в рамках программы социально-экономического развития города Москвы с учетом условий, сроков и порядка формирования бюджета города Москвы в соответствии с Законом города Москвы ўО бюджетном процессе в Москве¤.
Порядок разработки и реализации городских, окружных и районных социальных программ устанавливается Правительством города Москвы.
Городские социальные программы утверждаются:
Районные социальные программы, согласованные с Префектом соответствующего административного округа, утверждаются районным Собранием.
Правительство Москвы, Префект административного округа и Глава районной Управы вправе объявлять конкурсы на разработку социальных программ.
Программы НКО разрабатываются ими самостоятельно. В зависимости от предполагаемого уровня реализации указанные программы могут быть представлены в органы государственной власти города Москвы, Префекту соответствующего административного округа города Москвы или в органы местного самоуправления.
Финансовое и иное обеспечение выполнения городских социальных программ
осуществляется за счет:
Финансирование окружных программ осуществляется за счет:
Целевые социальные программы НКО могут финансироваться из собственных средств НКО, а также за счет привлеченных средств, средств спонсоров, грантодателей, дарителей и (или) иных юридических или физических лиц.
Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления вправе принять решение о целевом полном или частичном финансировании целевой социальной программы НКО.
Социальный заказ для некоммерческих организаций (далее по тексту - социальный заказ) - одна из форм реализации целевых социальных проектов и программ городского, окружного и (или) районного уровней города Москвы, осуществляемая на конкурсной основе некоммерческими организациями.
Правовой формой контракта на выполнение социального заказа является договор на оказание возмездной услуги в рамках утвержденной социальной программы в соответствии с основными сферами деятельности, определенными Федеральным законом ўО некоммерческих организациях¤.
Государственный Заказчик - орган городской или районной администрации в городе Москве, наделенный Правительством Москвы на основе соответствующего нормативного правового акта полномочиями по формированию и размещению социального заказа на конкурсной основе, по обеспечению исполнителя финансовыми или иными ресурсами, а также по контролю за исполнением заказа.
Исполнитель - юридическое лицо, некоммерческая организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая свою деятельность на территории города Москвы, ставшая победителем публичного конкурса на выполнение социального заказа, с которой заключен договор (контракт) в установленном законом порядке.
Формирование социального заказа осуществляет Государственный Заказчик на основе утвержденной социальной программы и решения городских органов власти, Префекта административного округа и (или) районных органов власти о реализации указанной программы посредством социального заказа.
В соответствии с целями социальных программ, социальные заказы могут формироваться как из элементов одной программы так и из одной или нескольких программ. При этом формирование социального заказа должно быть обусловлено наличием группы конечных получателей услуг.
В соответствии с принципами создания социальных программ, устанавливаются
уровни формирования и размещения социальных заказов для обеспечения:
Городские общественные нужды могут удовлетворяться на территории административного округа в случае, если Префект данного административного округа наделен Правительством Москвы полномочиями выступить заказчиком по формированию и размещению социального заказа, и бюджетом города Москвы для реализации социального заказа на территории указанного административного округа предусмотрены соответствующие финансовые ресурсы.
Порядок формирования, размещения и исполнения в городе Москве социальных заказов для обеспечения федеральных и межрегиональных нужд определяется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами города Москвы, договорами города Москвы с другими субъектами Российской Федерации.
Решение о реализации городских социальных программ путем размещения социальных заказов принимаются Правительством Москвы.
Решение о реализации окружных социальных программ путем размещения социальных заказов принимаются Префектом соответствующего административного округа.
Решение о реализации районных социальных программ путем размещения социальных заказов принимаются Главой районной Управы.
В целях организации работы по выполнению городских программ Правительство города Москвы определяет заказчиков, обеспечивающих финансирование городских и окружных программ и контроль за их реализацией.
Районная Управа является заказчиком на выполнение районного социального заказа и осуществляет деятельность по организации размещения социального заказа и контролю за его выполнением.
Финансовое и иное обеспечение выполнения городских государственных социальных
заказов осуществляется за счет:
Финансирование городских государственных социальных заказов из бюджета осуществляется за счет средств, выделенных по статьям, соответствующим целям соответствующей целевой социальной программы.
Финансирование окружных социальных заказов осуществляется за счет:
Финансирование, а также иное обеспечение районных социальных заказов
осуществляется за счет:
Заказчики организуют выполнение социальных программ и сформированных на их основе социальных заказов.
Размещение социальных заказов производится заказчиком на основе проведения публичных конкурсов. В таких конкурсах вправе принимать участие юридические лица - некоммерческие организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, зарегистрированные в Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на территории города Москвы.
Победитель конкурса на выполнение социального заказа получает статус Исполнителя и заключает с заказчиком договор (контракт).
Договор (контракт) является основным документом, регламентирующим права и обязанности заказчика и исполнителя и регулирующим экономические, правовые и организационно-технические взаимоотношения сторон.
Обязательной правовой основой договора (контракта) на выполнение социального заказа является договор об оказании возмездной услуги.
Типовые формы договоров (контрактов) на выполнение социального заказа, порядок и условия их заключения, исполнения и расторжения определяются и разрабатываются Правительством города Москвы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение социального заказа пеpед Правительством Москвы, несет заказчик.
Исполнитель несет ответственность перед заказчиком за использование средств, полученных на выполнение социального заказа в соответствии с договором (контрактом) и законодательством Российской Федерации.
Московская городская Дума и Правительство города Москвы вправе оказывать исполнителям социальных заказов поддержку в форме предоставления законами города Москвы и Постановлениями Правительства Москвы льгот по уплате налогов, подлежащих внесению в городской бюджет, городских сборов и платежей - на период выполнения социального заказа.
Юридические и физические лица, обеспечивающие дополнительное финансирование социального заказа, пользуются государственной поддержкой в пределах конкретного социального заказа.
Предоставление налоговых льгот и привилегий в связи с участием в разработке и реализации целевых социальных программ и исполнении социального заказа в индивидуальном порядке запрещается.
Целевое финансирование деятельности НКО возможно в случаях:
1) признания конкурса на размещение социального заказа несостоявшимся;
2) отсутствия реальной конкурентной основы для выполнения социального
заказа через механизмы публичного конкурса;
3) обстоятельств, указанных в части 7 статьи 11 настоящего
Закона.
В указанных случаях органы государственной власти города Москвы или органы местного самоуправления вправе заключить договор целевого финансирования с муниципальным учреждением или иной единственной некоммерческой организацией, осуществляющей профильную деятельность на соответствующей территории.
Государственным грантом Правительства Москвы (далее в тексте - государственный грант) признается невозвратное целевое государственное финансирование за счет средств бюджета города Москвы, выделяемых на реализацию общественно полезных программ негосударственных некоммерческих организаций, действующих на территории Москвы, по их заявкам на конкурсной основе с обеспечением обязательной отчетности о выполнении программ и использовании предоставленных средств.
Государственный грант является одной из форм финансового взаимодействия НКО с органами государственной власти города Москвы.
Полномочиями гратодателя на территории Москвы обладает Правительство Москвы в рамках бюджетных средств, утвержденных Московской городской Думой специально для распределения в виде государственных грантов, предоставляемых негосударственным некоммерческим организациям.
Государственный грант реализуется на основе договора о государственном гранте, заключаемого между Правительством Москвы и негосударственной некоммерческой организацией, победившей в конкурсе на предоставление государственного гранта.
От имени Правительства Москвы договор о государственном гранте заключается
организатором конкурса - уполномоченным Комитетом или Департаментом Правительства
Москвы.
Государственные гранты предоставляются в поддержку общественно полезных негосударственных инициатив в области здравоохранения, образования, просвещения, культуры, науки, массовой физической культуры, социальной поддержки больных, инвалидов, престарелых, малоимущих граждан, защиты детства и материнства, охраны окружающей среды, содействия чистоте дворов, улиц и Москвы в целом, содействия охране общественного порядка, содействия развитию общественных объединений, благотворительных и иных негосударственных некоммерческих организаций, содействия развития местного самоуправления, а также в других областях общественно полезной деятельности.
Приоритетные направления предоставления государственных грантов определяются решениями Правительства Москвы ежегодно. При определении приоритетных направлений учитываются потребности решения социальных задач Правительством Москвы, а также ресурсы, опыт деятельности и экспертные оценки общественных объединений.
После утверждения приоритетных направлений на заседании Правительства Москвы они публикуются в городской газете - официальном печатном издании Правительства Москвы - для всеобщего ознакомления.
Для обеспечения независимой экспертной оценки заявок участников конкурса по размещению социального заказа, выдаче государственных грантов, а также при целевом финансировании, для оценки социально-экономической эффективности реализуемых на основании настоящего Закона социальных заказов, государственных грантов и целевого финансирования заказчик (организатор конкурса, уполномоченное на обеспечение целевого финансирования лицо) создает временную комиссию, в состав которой входят специалисты в области реализации соответствующего социального заказа (государственного гранта, целевого финансирования), а также независимые эксперты социальных программ либо экспертные организации.
Экспертная комиссия оценивает заявки претендентов, а также социально-экономическую эффективность реализации конкретного социального заказа (государственного гранта, целевого финансирования) на промежуточных и завершающем этапах. Возможно также проведение указанной оценки в постпроектный период по истечении определяемого заказчиком (организатором конкурса, уполномоченным лицом) периода времени.
ГЛАВА V. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРСА ПО РАЗМЕЩЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА И ВЫДАЧЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНТОВ
Заказчик на основе утвержденных социальных программ осуществляет формирование отдельных социальных заказов, исходя из необходимости определения группы конечных получателей соответствующих социальных услуг.
Заказчик составляет описание социального заказа (техническое задание), размещение которого будет осуществляться путем проведения конкурса.
Заказчик осуществляет контроль за целевым и рациональным расходованием финансовых и иных средств, направляемых из всех источников, установленных настоящим Законом и условиями конкурса, на выполнение соответствующего социального заказа и получаемых за счет предоставляемых льгот.
Организатором конкурса по выдаче государственных грантов между негосударственными некоммерческими организациями являются уполномоченные Правительством Москвы профильные Комитеты и Департаменты, в распоряжение которых выделяются средства, предусмотренные Правительством Москвы для выдачи государственных грантов.
Заказчик (организатор конкурса) формирует конкурсную комиссию.
Порядок работы конкурсной комиссии определяется законодательством города Москвы.
В состав конкурсной комиссии должны входить:
Председатель конкурсной комиссии назначается заказчиком (организатором конкурса).
Конкурсная комиссия самостоятельно определяет порядок организации своей работы. Заседание конкурсной комиссии правомочно, если на нем присутствует более 2/3 от списочного состава комиссии.
Все решения конкурсной комиссии принимаются абсолютным большинством голосов членов комиссии.
Для обеспечения открытости заказчик (организатор конкурса) публикует сообщение о проведении конкурса в городской газете, официальном печатном издании Правительства Москвы, за 30 дней до его проведения.
Информационное сообщение о проведении конкурса должно содержать:
Председатель конкурсной комиссии несет ответственность за соответствие и полноту сведений, публикуемых в информационном сообщении о проведении конкурса, о содержании социального заказа, сформулированном в соответствующих социальных программах (о содержании государственного гранта).
Основными критериями выбора победителя конкурса являются:
Предпочтение при выборе победителя, при прочих равных условиях соответствия
основным критериям, отдается:
Расходы, связанные с проведением конкурса на размещение социального заказа, осуществляются из дополнительных средств, привлеченных победителем конкурса для выполнения соответствующего социального заказа.
Указанные расходы включают:
Победитель конкурса несет все расходы, связанные с его проведением и указанные в части 2 настоящей статьи.
ГЛАВА VI. НЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НКО И ОРГАНОВ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ (ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)
Для обеспечения взаимодействия, учета интересов граждан при выработке и реализации властных решений в городе Москве при органах государственной власти города Москвы и органах местного самоуправления, а также при государственных учреждениях городского и окружного уровней с участием представителей негосударственных некоммерческих организаций могут создаваться общественные советы с экспертными, консультативными и другими функциями.
К правам НКО, участвующих в деятельности общественных советов в отношении
органов и организаций, указанных в части 1 настоящей статьи Закона, могут
относиться:
Информационное обеспечение взаимодействия НКО и органов власти города Москвы (органов местного самоуправления) осуществляется на принципах:
1) наибольшей взаимной открытости;
2) целевого характера движения информационных потоков;
3) взаимного внимания и учета получаемой участниками взаимодействия
информации.
Под наибольшей взаимной открытостью понимается всестороннее освещение в органах городской и муниципальной печати деятельности органов власти города Москвы (органов местного самоуправления), а также деятельности НКО, и заблаговременное оповещение через указанные средства информации о текущих и перспективных программах, проектах и мероприятиях, проводимых участниками взаимодействия.
Целевой характер движения информационных потоков подразумевает приложение участниками взаимодействия всемерных усилий по взаимному обеспечению необходимой и значимой для их деятельности информацией.
Взаимное внимание и учет информации необходимы для:
а) осуществления некоммерческой деятельности в рамках действующего законодательства;
б) своевременной поддержки органами власти города Москвы (органами
местного самоуправления) гражданских инициатив, возникающих в рамках деятельности
НКО;
в) осведомленности общественности о воздействии общественного мнения
на работу и деятельность органов власти города Москвы (органов местного
самоуправления).
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон вступает в силу в полном объеме с 01 января 2000 года.
Правительству Москвы:
ОТВ. ИСПОЛНИТЕЛЬ
депутат Осокина И.Л.
тел. 928-94-41
ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ В ГОРОДСКОЙ ДУМЕ
Петров А.В.
НАЧАЛЬНИК ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
Крылов А.В.
1. Подготовка "рыбы" проекта | Автономов А.С. Хананашвили Н.Л. Беляева Н.Ю. | 22.12.98-21.01.99 |
2. Обсуждение проекта на Экспертном Совете | Дьякова Т.Ф. Колодовская М.Н. | 21.01.99 |
3. Подготовка Обществ. слушаний | Дьякова Т.Ф. Колодовская М.Н. Бычкова Н.А. Пьяных М.Н. Грицай О. С.Берлович В.М. | 21.01.99-26.01.99 |
4. Общественные слушания | Дьякова Т.Ф. Автономов А.С. | 26.01.99 |
5. Внесение изменений и дополнений | Хананашвили Н.Л. | 26.01.99-02.02.99 |
6. Рассылка поКомитетам Правительства Москвы | Колодовская М.Н. | 02.02.99-09.02.99 |
7. Внесение изменений и дополнений | Автономов А.С. Хананашвили Н.Л. Беляева Н.Ю. | 26.02.99-03.03.99 |
8. Сдача проекта Закона в протокольный отдел | Дьякова Т.Ф. | 04.03.99 |
9. Слушания на Комиссии по социальной политике | Осокина И.Л. Автономов А.С. Хананашвили Н.Л. | 09.03.99-24.03.99 |
10. Вынесение проекта на Заседание Думы | Осокина И.Л. Автономов А.С. Хананашвили Н.Л. |