КРИСТАЛЬНЫЙ Борис Владимирович
Советник Комитета по информационной политике Государственной думы
Федерального собрания Российской Федерации
Тел.: 929-54-90 е-mail: artischev@duma.gov.ru
ЯКУШЕВ Мишхаил Владимирович
Руководитель рабочей группы по юридическим вопросам Комитета Интернет
Ассоциации документальной электросети, начаньник Юридического отдела компании
"Глобал Один"
Тел.: 705-92-29 е-mail: m.уаkushev@globalone.ru
Введение
28 декабря прошлого года состоялась встреча Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с представителями крупнейших коммерческих организаций и общественных объединений, участвующих в развитии российского сегмента сети Интернет. На этой встрече была подчеркнута необходимость формулирования и проведения в жизнь государственной политики Российской Федерации в отношении Интернета. Важнейшим направлением развития российского сегмента Сети является совершенствование федерального законодательства в области Интернета с участием в этом закоиотворческом процессе представителей интернет-общественности.
В Ассоциации документальной электросвязи в рамках комитета Иитериет с начала 1999 года функционирует рабочая группа по юридическим вопросам. Одной из поставленных перед ней задач была выработка концептуальных вопросов российского законодательства, призванного регулировать развитие Сети в нашей стране. Подготовленный текст "Концепции российского законодательства в области Интернета" был одобрен и рекомендован для публикации в настоящем издании в качестве проекта документа, отражающего точку зрения АДЭ.
Проект
1. Общая характеристика и основные проблемы существующего нормативного регулирования, применимого к развитию российского сегмента сети Интернет
1.1 В настоящее время происходит бурный рост российского сегмента глобальной информационной сети Интернет, как в количественном (число операторов и пользователей), так и качественном (расширение круга оказываемых услуг) отношении.
Подобно законодательным системам других государств, включая США и страны Европейского союза, российское специальное законодательство в области Интернета находится на самом начальном этапе развития.
При этом, в значительной степени можно говорить об отсутствии эффективно действующей нормативной базы в данной области, несмотря на наличие общих норм конституционного и гражданского права и некоторого числа других законодательных актов. Причинами этого являются как недостаточная теоретическая проработка отдельных фундаментальных нормативных положений, так и их целевая направленность на регулирование правоотношений, возникающих при функционировании информационно-телекоммуникационных сетей.
Все это, к сожалению, отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом. отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано технически.
1.2. К действующим в Российской Федерации законам, в той или иной степени могущим быть применимыми к отношениям, связанным с Интернетом, относятся, в частности:
- по наиболее общим вопросам правового режима функционирования информационных сетей и их государственного регулирования:
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации",
Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене",
Федеральный закон "О связи",
Федеральный закон "О средствах массовой информации";
- по вопросам охраны исключительных прав в отношении информационных
объектов, циркулирующих в Интернете:
Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах",
Федеральный закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных",
Федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров",
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Патентный закон Российской Федерации;
- по иным вопросам, имеющим отношение к правовому режиму информации
в Интер-нете и определению условий доступа к ней:
Федеральный закон "О государственной тайне",
Федеральный закон "О федеральных органах правительственной связи и информации",
Федеральный закон "О рекламе",
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации",
другие законодательные акты.
1.3. К числу основных проблем. нуждающихся в скорейшем нормативном
урегулировании для предотвращения отставания развития российского сегмента
Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных
интересов Российской Федерации в данной области необходимо отнести:
1) определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета;
2) обеспечение свободного до-стопа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного:
3) определение порядка и условий подключения к сети Интернет государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек. школ и иных учреждений социально-культурной сферы;
4) определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;
5) предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете, (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;
6) действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете;
7) защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете;
8) создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете: подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;
9) обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей:
10) установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета;
11) обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.
2. Основные цели и принципы правового регулирования отношений, связанных с развитием российского сегмента сети Интернет
2.1. Главными целями совершенствования российского законодательства в области Интернета могут быть определены:
2.2. При разработке российского законодательства в области Интернета
целесообразно придерживаться следующих принципов, вытекающих из специфики
построения и функционирования Интернета как глобальной информационной сети:
1) Интернет не является ни объектом, ни субъектом правового регулирования. Предметом регулирования являются правоотношения между операторами и пользователями Интернета как между собой, так и во взаимоотношениях с иными лицами и государственными органами в связи с передачей информации и оказанием услуг через Интернет (принцип предметного регулирования),
2) Связанные с Интернетом правоотношения носят "экстранациональный" характер. Применение локальных правовых норм к таким правоотношениям без учета и связи с законодательством других стран может быть неэффективным. Это требует приоритетного внимания к разработке правовых норм Интернета на международно-правовом уровне, путем заключения и исполнения (в том числе инкорпорирова-ния соответствующих норм в российское законодательство) универсальных международных соглашений (принцип приоритета международного уровня правотворчества).
3) Определенное число нормативных проблем, связанных с Интернетом, может и должно быть решено без использования методов государственно-правового регулирования, в том числе на уровне организационного взаимодействия участников "Интернет-сообщест-ва" (в самом широком смысле), а также на уровне программно-технических средств (принцип использования внеюридичсс-ких методов регулирования).
4) Социальная значимость Интернета как средства практически неограниченного доступа к глобальным информационным ресурсам требует законодательного (юридического) закрепления норм и правил, регулирующих прежде всего аспекты функционирования Интернета, непосредственно затрагивающие важнейшие права и законные интересы личности, общества и государства (например, охрана частной жизни граждан, борьба с нарушением общественной нравственности, защита интересов государства в сфере информационной безопасности, охрана правопорядка) (принцип разумной достаточности регулирования).
5) Многообразие и разнородность правоотношений, так или иначе связанных с Интернетом, не позволяет при разработке соответствующей право-вовой базы ограничиться лишь созданием относительно изолированного. "специального" массива нормативно-правового регулирования. Одновременно с разработкой новых правовых норм, связаных со спецификой функционирования Сети, требуется вносить изменения (в ряде случаев -существенные изменения) в уже действующее российское законодательство, с целью обеспечения возможности его прямого использования применительно к отношениям по поводу деятельности в Интернете (принцип комплексного подхода).
2.3. Современное состояние законодательной базы о российском сегменте Интернета и необходимость ее изменения и развития с учетом указанных выше принципов обозначают три основных направления развития внутрироссийского законодательства в области Интернета:
1) разработка принципиально новых законодательных и иных нормативных актов, учитывающих специфику функционирования и развития Сети:
2) частичное изменение действующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы с целью ее адаптации к соответствующим правоотношениям;
3) создание (или разъяснение) механизмов прямого использования применительно к Интернету части действующих законодательных актов без изменения их содержания.
3. Порядок создания нормативной базы правового регулирования Интернета в Российской Федерации
3.1. При разработке нормативной базы правового регулирования российского сегмента Интернета, необходимо прежде всего:
3.2. Развитие российского сегмента Интернет, вовлечение российских
пользователей Интернета в международный информационный обмен, установление
для этого соответствующих условий (а в необходимых случаях и ограничений)
должно стать предметом приоритетного внимания со стороны федеральных, органов
власти. Это предусматривает, в частности, объявление и проведение в жизнь
(в том числе средствами нормативного регулирования) политики государственной
поддержки развития Интернета в Российской Федерации, подобно тому как это
уже происходит в Соединенных Штатах Америки, странах Европейского Союза,
других наиболее развитых странах мира.
Политика государственной поддержки развития российского сегмента Интернета должна включать, в частности:
3.3. Участниками процесса создания нормативной базы регулирования
российского сегмента Интернета должны стать как высший орган законодательной
власти Российской Федерации в лице Федерального собрания Российской Федерации
и иные федеральные органы власти (исполнительной, судебной), так и негосударственные
(общественные) объединения российских пользователей и операторов сети Интернет,
что отражает и общемировые тенденции привлечения так называемого "Интернет-сообщества"
к решению проблем Интернета, выходящих за рамки общественных потребностей
в государственном регулировании.
При этом необходимо строго проводить принцип преимущественной силы федерального законодательства в области Интернета перед законодательными актами субьектов Российской Федерации и подзаконными нормативными актами органов исполнительной власти, а также контролировать приведение указанных актов регионального или ведомственного характера в соответствие с федеральным законодательством.
3.4. При создании законодательной нормативной базы об Интернете необходимо в максимальной степени учитывать практику' принятия соответствующих законодательных актов в других государствах для обеспечения унификации действующих нормативных актов и практики правоприменения, а также активно участвовать в разработке соответствующих норм на уровне международных соглашений.
3.5. С учетом необходимости соблюдения комплексного подхода в разработке нормативного регулирования Интернета работа над законопроектами о правовом регулировании Интернета в Российской Федерации должна проводиться одновременно с подготовкой предложений о внесении изменений в ряд действующих федеральных законов. В дальнейшем, после вступления в силу указанных законов и внесения соответствующих изменений в другие федеральные законы, продолжение законо-творческой работы может быть сосредоточено на более частных вопросах развития правоотношений в Интернете.
4. Основные направления развития законодательства о развитии Интернета в Российской Федерации: