И.И. Боброва,
компания "ЮНИПРАВЭКС"
(г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Консультанты, сопровождающие социально-экономические проекты, хорошо знают, что каждая общественная организация должна рассматриваться как часть социальной и экономической инфраструктуры государственного сектора. На все, что происходит в этой сфере, активно влияют внешние факторы, составляющие реальную окружающую среду неправительственного сектора. Таким образом, отношения и поведение руководства государственных и неправительственных организаций - главный вопрос, который приходится решать консультантам в большинстве заданий.
Это во многом проблема системы взаимоотношений в целом, поскольку руководители действуют в соответствии с официальными нормативами. И здесь консультант может помочь определить стратегию и тактику программы повышения эффективности работы по выполнению социально-экономического проекта. Необходимо найти правильный выбор момента начала действий и соответствующую методику. Универсального рецепта не существует. Каждый проект индивидуален. Консультанту важно найти оптимальный подход, который поможет получить необходимую поддержку сверху и снизу, устранить любые препятствия на пути реализации проекта.
Этот вид консультирования имеет свою специфику. Государство гарантирует равенство прав, создает равные возможности, обеспечивает защиту права человека на достойную жизнь, предоставляет ему пенсию, медицинское обслуживание, медицинскую реабилитацию и равные возможности для посильного применения своих способностей. Другими словами государство выполняет свою (государственную) работу.
Для чего же нужны неправительственные организации? Каково место и назначение социального консалтинга при этом?
Прежде всего, общественные организации выполняют свою социальную миссию: обеспечивают бесплатной едой голодных, дарят бесплатную одежду неимущим. Среди социальных и экономических проблем, которые могут быть решены неправительственными организациями, – прежде всего социализация личности, социальная реабилитация, профориентация, создание новых рабочих мест, реализация социальных проектов в сфере услуг, в области образования, культуры, спорта, досуга и т.д.
Заполняя социальные ниши, неправительственный сектор помогает тем, кто нуждается в дополнительной помощи для того, чтобы пользоваться равными возможностями. Такой подход, на наш взгляд, будет способствовать сбалансированному развитию социального партнерства, поможет создать равные возможности. А это, в свою очередь, создаст условия, при которых государственные социальные структуры и неправительтсвенные объединения при помощи консультантов станут на равных участниками рынка социально-коммерческих проектов. Опыт показывает, что даже в очень сложных условиях государственного сектора отдельные организации могут решать ряд управленческих проблем, используя собственные ресурсы и возможности. Однако целенаправленная и систематическая работа консультантов по повышению эффективности – это также инструмент для выявления и анализа, условий и факторов, которые выходят за рамки
компетенции общественных организаций, но должны быть изменены, если они намерены осуществить тот или иной социально-экономический проект.Вместе с тем общественные организации, работающие в социальном секторе, осознают как важность своей миссии, так и трудности, связанные с ее реализацией. Ведь не существует социальных, экономических критериев, по которым можно оценить кропотливую работу активистов по сохранению моральных ценностей в обществе. На самом деле здесь заинтересованной стороной выступает государство. Поэтому оно и является стратегическим партнером неправительственных организаций. И основная поддержка должна идти, прежде всего, от государства. В виде создания для общественных организаций равных возможностей для участия в комллексных государственных программах. То есть, при разработке любой государственной программы следует учитывать социальную и экономическую составляющие, определение параметров которых следует поручить профессионалам – консультантам в области социально-экономической сферы.
Социальный заказ или конкретный социально-экономический проект, который государство доверяет неправительственной организации, служит мощным стимулом для развития и упрочения неправительственного сектора, в котором именно государство заинтересовано в первую очередь. Предлагая своему главному партнеру – государству проекты, которые отвечают реальным нуждам и потребностям той социальной группы, для которой они работают, общественные организации должны, прежде всего, понимать какие из них входят в государственные планы. И здесь не обойтись без помощи консультантов по экономике, управлению, организационному развитию. Поскольку развитие неправительственного сектора в любом государстве идет по экономическим законам. Экономические вопросы для неправительственных организаций в Российской Федерации являются первостепенными. Без финансовой основы невозможно ни одно мероприятие, ни одна акция, ни одно дело. Из-за отсутствия надежной экономической базы не было реализовано множество самых интересных планов, прекращались самые добрые начинания.
Неправительственный сектор только начал свое развитие в России, однако, он еще молод, к примеру, даже и в Западной Европе. Вместе с тем, несмотря на разные организационно-правовые формы, общественный статус, экономические и другие факторы, нельзя забывать, что они одинаковые по своей социальной миссии.
Важное условие, которое роднит неправительственные организации, к какой бы они организационной структуре не относились - это неприбыльный характер деятельности. А если нет прибыли, то нет и капитала, который можно, накапливая, инвестировать в новый проект, выйти на новую прибыль и т.д. Таким образом, неприбыльный характер деятельности и социальная миссия неправительственных организаций обуславливают особенности не только уставной деятельности, но и таких аспектов ее функционирования, как стратегическое планирование, комплексное развитие организации, долгосрочное партнерство и др.
Социально-экономическая политика государства направлена на реализацию наиболее эффективных программ. В зависимости от своих социально-экономических программ та или иная общественная организация может получить финансовую поддержку от государства. Например, в последнее время входит в практику заключение договоров о сотрудничестве между районными Управами и общественными организациями. Согласно такому договору Управа финансирует конкретную социальную программу, исполнение которой поручается конкретной организации. При этом следует подчеркнуть, что Москва отличается особой последовательностью в развитии поддержки неправительственного сектора. Префектуры, управления социальной защиты населения, управления по труду и занятости, районные Управы доступны для общественных организаций и всегда готовы к обсуждению и поддержке социальных программ, приносящих реальную пользу жителям округа. В Москве все более укрепляются основы социального партнерства между государственными структурами и общественными объединениями. Они отличаются тем, что с большим вниманием рассматриваются даже самые дерзкие социальные проекты, которые предлагают общественные организации. Интерес, внимание, доверие, обсуждение условий, за которыми следует неукоснительное выполнение договоренностей, создают прочный фундамент для социального партнерства в сфере социально-экономической политики. И соответственно успешной реализации социально-экономических проектов.