В.А. ЗИМИН,
компания "ЮНИПРАВЭКС"
(г. Москва)
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСАЛТИНГА
Эффективность органов местного самоуправления определяется в немалой степени качеством различных проектов управленческих решений, направленных на снижение остроты тех или иных социально-экономических проблем. В этой связи существенно возрастает роль информационно-аналитического обеспечения консультационной деятельности. С этой целью нашей компанией разработана программа "Информационно-аналитическое обеспечение консалтинга".
Имеющиеся сегодня в распоряжении местных администраций информационные средства, как показали выборочные исследования, выполняют в большинстве случаев информационно-справочные, расчетные и контрольные функции. Особенность же социально-экономических процессов требует от информационных систем выполнения более сложной задачи - обеспечения прогнозно-интеллектуальной поддержки управленческих процессов. Почему?
Во-первых, многие решения принимаются органами местного самоуправления в ситуациях, ранее в управленческой практике не встречавшихся.
Во-вторых, выбор вариантов решений происходит в условиях высокой степени неопределенности, т.е. неясности социально-экономических последствий принимаемого решения.
В-третьих, решение принимается в условиях острого дефицита времени.
Переход информации в класс экономических категорий отражает объективную необходимость в информационных ресурсах для всех основных видов деятельности органов местного самоуправления. Следовательно, информационные ресурсы обладают всеми свойствами экономических ресурсов:
- объективной необходимости для достижения цели,
- ограниченностью,
- стоимостью,
- взаимодополняемостью,
- взаимозаменямость.
Кроме того, информационный ресурс имеет специфические, присущие ему одному свойства:
- невозможность существования без материального носителя;
- нерасходуемость;
- уникальность.
В регионах хорошие перспективы мониторинга социально-экономических процесов, научного и промышленного потенциала территорий, товарных рынков, состояния окружающей среды, ведения катастроф различного вида (земельных, водных, природных ресурсов и др.) и геоинформационных систем на их основе. Внимания требуют и системы социального назначения, рассчитанные на бюджетную сферу: больницы, органы социального обеспечения, трудоустройства и др.
Не скроем, существующие информационные системы для целей управления органами местного самоуправления еще имеют ряд недостатков:
а) они способны только в ограниченной мере учитывать постоянно возрастающие информационные потребности МСУ, которые вытекают из комплектности, динамизма, темпов и долгосрочного характера большинства управленческих решений;
б) они преимущественно обеспечивают обработку данных статистического характера и располагают весьма слабыми возможностями для оказания помощи при переборе вариантов стратегических решений, т.е. интеллектуальной переработки информации;
в) они способны только в ограниченной мере учитывать в одинаковой степени требования к информационным и коммуникационным средствам - иными словами, во весь рост стоит проблема информационного "наполнения" сетей.
Как видно, органы местного самоуправления располагают большим потоком данных, но имеют слишком мало информации. Это требует перехода от отработки данных к переработке информации.
Вообще же, подход к информации как особому типу ресурсов означает, прежде всего, создание в информационно-аналитических службах соответствующей базы - так называемого "информационного бюджета". Его основу должно составлять планирование потребностей в информационном обеспечении каждого из подразделений органов местного самоуправления и всего муниципалитета в целом, а также экономическая оценка затрат, необходимых для их удовлетворения.
Информационный бюджет содержит следующие разделы:
1. Перечень всех основных видов информационного обеспечения и информационных систем.
2. Лаконичную характеристику потребностей в каждом из видов информационного обеспечения с указанием, зачем они нужны, как будут использоваться.
3. Список всех организаций, от которых планируется получение информации.
4. Список ответственных за качественное и своевременное информационное обеспечение по каждому пункту перечня.
При составлении информационного бюджета каждый запрос следует проанализировать по следующим пунктам:
- насколько велика реальная потребность в данном виде информации;
- как в действительности используются имеющиеся информационные ресурсы;
- достаточно ли муниципалитета сил и средств, чтобы обрабатывать поступающую информацию;
- рассматривались ли другие источники информационных услуг, и если да, то насколько представителен этот список;
- насколько обоснованно проведен выбор предполагаемого информационного обеспечения;
- имеется ли данная информация в других департаментах, управлениях, отделах и подразделениях;
- отвечает ли требуемая информация тем задачам, которые она призвана решать;
- не сделаны ли одинаковые запросы от двух или более подразделений и нельзя ли их объединить.
После того, как все запросы согласованы между собой, устранено дублирование, учтены возможности совместного использования информации, муниципалитет определяет периодичность и форму ее получения.
Полученные данные обобщаются, анализируются и могут быть использованы при составлении, к примеру, информационных сборников. Регулярность их выхода может способствовать принятию обоснованных управленческих решений и разработке планов-скоординированных действий, более глубокой проработке проблем, критическому осмыслению достижений и недостатков, обеспечению действенного контроля, а итоге - сложенному, эффективному управлению.
А это в свою очередь позволит:
Во-первых, в определенной мере ликвидировать существующую порой диспропорцию между стремлением муниципалитета получать наиболее полную и оперативную информацию и отсутствием реальной возможности (по ряду объективных причин) такую информацию получать;
Во-вторых, упорядочить громоздкие еще информационные и коммуникационные потоки;
В-третьих, быстрее реагировать на изменившиеся требования, справляться с большими объемами текущей информации, более легко осуществлять контрольные функции, рационально планировать сроки.
В рамках программы "Информационно-аналитическое обеспечение консалтинга" нами было проведено социологическое исследование, основная цель которого - выявление информационных потребностей работников органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Опрошена группа экспертов из 28 областей, краев, республик, насчитывающая 125 человек. Все эксперты являются работниками органов местного самоуправления. Как показало исследование, им очень не хватает информации по очень широкому спектру. На вопрос о затруднениях в поиске необходимой информации две трети опрошенных ответили - "испытываю постоянно"; треть - "иногда"; только два процента затруднений не имели, нужную информацию находили "в разных местах". И лишь один процент отметил в анкетах, что имеет "обширную базу данных по МСУ".
Кроме того, отвечая на предложенные вопросы, анкетируемые подчЈркивали необходимость получения консультаций по интересующим их проблемам. В обобщЈнном виде рейтинг тем для консалтинга выглядит следующим образом. На первое место муниципальные работники поставили проблемы нормативно - правового характера: правовые основы местного самоуправления, чЈткое разграничение полномочий органов муниципальной и государственной власти, формирование законодательной базы, становление и развитие муниципальной власти, совмещение депутатских полномочий и полномочий должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления и др. На втором месте - блок финансово-экономических проблем: финансовое обеспечение, формирование доходной части местного бюджета, бюджетные отношения с субъектами Российской Федерации, экономические проблемы региона, управление муниципальной собственностью, налоги и др. На третьем месте блок проблем организации управления муниципальными образованиями: структура и функции местных органов власти, совершенствование системы управления муниципальными образованиями и др. На четвЈртом - вопросы социальной политики: разработка государственных минимальных социальных стандартов, социальные проблемы молодЈжи, социальная защита и поддержка и др. На пятом - проблемы информационного обеспечения деятельности муниципальных образований. На шестом - подготовка, переподготовка и расстановка кадров, организация аттестации муниципальных служащих. Далее следуют проблемы: реформа жилищно - коммунального хозяйства, реорганизация агропромышленного комплекса, развитие и выживание малых городов, проведение природоохранных мероприятий, землепользование, поддержка предпринимательства, работа с молодЈжью, развитие народного образования, культуры, спорта, проблемы здравоохранения, медицинское страхование, историко-краеведческие вопросы, инновационная деятельность муниципалитетов и др.
Наряду с этим, респонденты отметили, что они крайне нуждаются в информации об опыте работы своих коллег. Им необходим: опыт работы выборных органов местного самоуправления; опыт развития экономики муниципальных образований; опыт внедрения и привлечения инвестиционных программ; опыт проведения реформ в различных сферах деятельности муниципального образования, зарубежный опыт и др.
Таким образом, анализ результатов изучения информационных потребностей органов местного самоуправления с целью формирования направлений муниципального консалтинга, выявил наличие следующих проблем:
информации, необходимой для принятия решений на уровне муниципального образования.
информации.
сведений, данных и сообщений в электронной форме.
процессами на уровне муниципалитетов.
Представляется, что в любом муниципальном образовании можно обнаружить уникальный опыт, знания и фонды документов по местному самоуправлению, которые целесообразно превращать в базы данных, интересных для широкого круга пользователей. В том числе вне региона. Выявление этих информационных ресурсов и превращение их в проблемно ориентированные базы данных - задача органов местного самоуправления. Создание же и развитие специализированных баз данных предполагает осуществление целого ряда методических, организационных и технических работ.
На первом этапе предстоит определить содержание базы данных, источники информации, технологию, механизм и средство ее получения, выработать основные принципы построения поисковой системы.
Второй этап - собственно создание базы данных. На этом этапе нужно приобрести пакет прикладных программных средств, обеспечивающих реализацию сформированных на первом этапе требований, определить состав и осуществить подключение необходимых технических средств, разработать набор методических материалов для пользователей, провести их обучение.
Третий этап - ведение базы данных. Это подразумевает как ее эксплуатацию, так и постоянное пополнение и обновление.
Из характера и содержания работ видно, что при их выполнении силами самих пользователей нужны штатные специалисты в области информатики и программирования.
В любом случае, принимаясь за эту работу, органам МСУ следует помнить, что предпосылками могут служить:
- оригинальность тематического состава базы данных по проблемам местного самоуправления;
- полнота отражения информации по данному региону;
- организационно и технически обеспеченная доступность базы данных для пользователей.
Другими словами, при принятии решения о создании любой базы данных следует придерживаться такого правила: ИНТЕРЕС-ПОЛЕЗНОСТЬ-ПРИМЕНИМОСТЬ.
Как показала жизнь, эра бездонных хранилищ информации - информариев, в которых ничего вовремя ничего не найдешь, прошла.
По роду занятий пришлось (посчастливилось) консультировать большое количество представителей различных организаций. В том числе органов местного самоуправления. Это дает нам возможность представить на ваше рассмотрение классификацию форм подачи материалов по муниципальной тематике.
Согласно проведенному нами опросу, первое место занимают игры, тренинги, тестирование, мозговой штурм, самоанализ. Заметим, за один игровой день консультант-игротехник теряет в весе до трех килограммов. А участники приобретают инновационные технологии, учатся принимать нестандартные решения, моделировать выход из затруднительных положений.
На втором месте - опыт работы органов местного самоуправления. Это бесценный кладезь мудрости, смекалки, трезвого расчета и безудержного полета фантазии.
Третье место прочно удерживают методические рекомендации и разработки. В них все разжевано, рассказано, показано, учтено, предусмотрено.
Теория МСУ занимает четвертое место. Но это и понятно. Времени на нее всегда не хватает. Хотя материалы, как правило, добротные.
На пятом месте - интервью со специалистами. И в этом заключается парадокс, ибо консультанту, имеющему, навык обобщения проблемы, доверяют больше, чем узкому, хотя и хорошему специалисту, такого навыка не имеющего.
На следующих местах сгрудились всевозможные семинары, конференции и другие подобные мероприятия. Об их эффективности судить вам.
Словом, муниципалы отдают предпочтение индивидуальной работе с консультантами.
На наш взгляд, важнейшая задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы поднять эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления всех уровней. Как показал опыт, на качество управления влияют два основных фактора:
1. Качество информации.
2. Компетентность консультации.
Эти факторы позволяют принимать решения, изменяющие в лучшую сторону ситуацию на местах, заметно влиять на судьбы социально-экономических проблем, повышать социальный тонус населения.