В. Д. Шапиро,

проф., д.т.н.

ПМ Консалтинг, Институт инвестиционного девелопмента

(г. Москва)

 

Опыт муниципального консалтинга в сфере управления предприятиями и организациями

Что такое муниципальный консалтинг?

Приведем одно из возможных определений консалтинга /1/, в достаточной степени отражающее российскую практику. Консалтинг – это профессиональная помощь со стороны специалистов соответствующего профиля хозяйственным руководителям и управленческому персоналу предприятий / организаций (заказчику) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с заказчиком решений. Соответственно, термин "муниципальный консалтинг" лишь конкретизирует объект консалтинга, не изменяя его предмета.

Объектами муниципального консалтинга являются: органы власти федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований всех уровней, органов местного самоуправления, а также "подведомственные" предприятия и компании.

В качестве предмета муниципального консалтинга могут выступать:

Указанные предметы представляют собой самостоятельные научные дисциплины / комплексы дисциплин и соотносятся между собой так, как показано на рис.1. Вообще же по различным Европейским и Американским классификациям различают более 100 видов консалтинговых услуг, объединяемых в 10 – 15 групп. Одна из возможных группировок приведена выше.

Основные этапы, которые приходится проходить в рамках консалтинговых проектов, стандартизированы следующим образом:

В качестве основных методов консультирования различают экспертный, процессный и обучающий подходы. Если первый предполагает самостоятельное выполнение консультантом всех этапов проекта (от клиента в этом случае требуется лишь предоставление консультанту доступа к источникам информации и оценка результатов), второй – процессный, предполагает тесное взаимодействие консультанта и клиента на всех этапах работ, то при обучающем подходе консультант не только ведет проект, но и предоставляет клиенту теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров и различного рода учебных материалов. Нетрудно видеть достоинства и недостатки, а точнее – области применения каждого из упомянутых подходов.

Какие задачи управленческого консультирования наиболее актуальны

  1. Программы, в том числе:
    1. Программы социально-экономического развития (субъектов федерации, муниципальных образований)
    2. Программы структурной перестройки (отраслей, подотраслей, предприятий)
    3. Концепции развития / реструктуризации, реорганизации

  2. Проекты, в том числе:
    1. Обоснования инвестиций
    2. Технико-экономические обоснования
    3. Инжиниринговые
    4. Информационные (БД и БнД, информационные системы)
    5. Целевые (маркетинговые, рекрутинговые, юридические и др.)
    6. Бизнес-планы



  3. Системы / подсистемы корпоративного и проектного менеджмента, в том числе:
    1. Подготовки – в том числе планирования, инвестиций
    2. Мониторинга
    3. Управления изменениями
    4. Учета и отчетности
    5. Управления персоналом

  4. Образовательные проекты, в том числе:
    1. Повышения квалификации
    2. Профессиональной переподготовки
    3. Высшего /второго высшего образования
    4. Обучения в рамках консалтинга по любому из перечисленных направлений.

Сущность концепции системного консультирования

Наш опыт однозначно свидетельствует о доминировании двух принципов консультирования: системности и индивидуальности (мы сознательно не комментируем такие важные, но очевидные вещи, как профессионализм, гибкость, деловая обязательность и этика).

Принцип системности означает следующее: даже если клиенту кажется, что он точно определил свою "болезнь", следует настаивать на необходимости комплексной диагностики и, соответственно, комплексного подхода к "лечению". Наши исследования показали, что, по меньшей мере, в 7 случаях из 10 такой подход полностью оправдан.

Необходимость индивидуального подхода к каждому клиенту блестяще сформулирована Л. Н. Толстым в эпиграфе к роману "Война и мир" (помните?.. "…каждая несчастная семья несчастна по своему"). Можно утверждать, что нет двух предприятий / организаций с абсолютно одинаковым "анамнезом".

В качестве важной характеристики нашего подхода к муниципальному консультированию следует упомянуть реализуемую нами политику обязательного "подтаскивания" заказчика к требуемому для "излечения" профессиональному уровню. Именно поэтому мы создали специальное учебное заведение - Институт инвестиционного девелопмента.

Как реализуется обучающий подход к консультированию?

Институт инвестиционного девелопмента (далее – ИИД) создан как учебная и исследовательская организация, имеющая целью подготовку (и переподготовку) высококвалифицированных кадров в наиболее востребованных областях менеджмента.

Нацеленная на деловых людей дистанционная технология образования обеспечивает получение глубоких знаний посредством новых электронных технологий. Общение слушателей с профессорско-преподавательским составом происходит в основном посредством электронной почты, web-chat, телеконференций и др.

Безусловным преимуществом дистанционного подхода является этапность и гибкий график обучения (см. рис. 2).

По этой технологии мы обучаем / проводим переподготовку по таким предметам, как теория и практика управления бизнесом, управление специальными проектами, инвестиционное проектирование, управление реализацией проектов, инновационный и финансовый менеджмент, управление рисками, девелопмент и многим другим (конкретный набор предметов зависит от цели / уровня обучения, пожеланий слушателей и ряда других факторов).

Поскольку наши слушатели, как правило, являются работниками государственных и коммерческих организаций, реально заинтересованными в успехе не только личном, но и корпоративном, обучение всегда проходит в диалоговом режиме и сопровождается практическим консультированием. Иногда эти консультации "перерастают" в самостоятельный контракт, иногда – нет, но эффективность такого подхода очевидна. Естественно, имеет место и другая модель, когда клиент приходит к необходимости обучения через свой консалтинговый проект.

Опыт муниципального консультирования

В последнее время резко возрос спрос на консалтинг по всему предметному спектру (см. выше). Так, в течение последнего года нами выполнены работы в весьма широком диапазоне: от "Программы социально-экономического развития Ненецкого автономного округа", "Программы структурной перестройки строительной базы Ханты-Мансийского автономного округа" и "Системы повышения эффективности СРП в России" до десятков локальных инвестиционных проектов и бизнес-планов.

Опыт показал, что резервы повышения эффективности консалтинга по перечисленной проблематике состоят в следующем:

экзотикой для многих предприятий), а также навыкам "коммерциализации" собственных разработок (особенно это относится к бывшим т.н. "закрытым" предприятиям и институтам),

 

Некоторые проблемы консалтинга и пути их решения

Если в странах с традиционно рыночной экономикой приобретение т.н. "услуг консультантов" является стандартной статьей в бюджете проекта – такой же, как приобретение оборудования или строительных материалов, то в России консультант пока достаточно экзотическая фигура на предприятии, с трудом пробивающая себе дорогу в новых условиях хозяйствования.

С другой стороны, не будет преувеличением отметить, что до настоящего времени в стране не сложилась отечественная школа управленческого консультирования. Это вполне естественно, поскольку "консультантов не готовят, консультантами становятся" - на базе большого практического опыта (и, конечно, при условии глубокой теоретической подготовки). Соответственно, непродолжительность жизни страны в условиях рынка обуславливает недостаточность опыта отечественных консультантов.

К числу негативных факторов следует также отнести отсутствие системы государственной аттестации и лицензирования деятельности консультантов, а также практическое отсутствие "явной" конкуренции (из-за отсутствия "прозрачной" информации о рынке консалтинговых услуг). По ряду причин созданные в последнее время профессиональные объединения (Ассоциация консультантов по экономике и управлению - АКЭУ и др.) мало влияют на общее положение дел.

"Интервенция" известных (и не очень известных) зарубежных фирм на рынке консалтинговых услуг, произошедшая в силу изложенных причин, однозначно показала необходимость скорейшей ликвидации ее "последствий": не могут быть признаны качественными проекты, целиком основывающиеся, как показывает их изучение, на западном опыте.

Из вышеизложенного логично следуют первоочередные мероприятия по улучшению положения дел с отечественным консалтингом – в том числе, муниципальным:

 

Библиография

  1. А. П. Посадский, С. В. Хайниш. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. - М.: Финстатинформ, 1995. – 176 с.
  2. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление проектами. Справочное пособие / Под редакцией И. И. Мазура и В. Д. Шапиро.- М.: Высшая школа, 2001 – 875 с.: илл.

  Rambler's Top100