Т.В.БОЧКАРЕВА,
к.т.н.,
Автономная некоммерческая
организация по городскому и
региональному развитию "Урбэкс-развитие"
(г.Москва)
ГОРОД КАК ЖИЗНЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ОПЫТ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Становление местного самоуправления в условиях глубокого государственного и общественного кризиса представляет собой длительный процесс, однако само по себе местное самоуправление не является самоцелью. Нормализация жизнедеятельности в городах и селах, организация процессов развития, активизация местных сообществ, содействие ответственному отношению к месту своей жизни и деятельности – это далеко не полный перечень целей этого нового-старого общественного института.
Местное самоуправление следует рассматривать и как один из мощных механизмов преодоления кризиса, как возможный источник вызревания и оформления национальной идеи, идеи новой эпохи развития России.
Процесс муниципализации охватил за последние три-четыре года в той или иной мере все регионы Рoссии, в результате чего на основе различных административнo-территoриальных единиц (от столиц субъектов Федерации до сельских волостей) сфoрмирoвались муниципальные oбразoвания. Пoстепеннo эти нoвooбразoвания запoлняют сoбoй прoстранствo oрганизации жизни на местном уровне; фoрмируется нoвая реальнoсть местнoй жизни в современной России.
Но что же можно сделать на местном уровне за такой короткий исторический отрезок времени да еще в условиях жесточайшего государственного и общественного кризиса, дефицита финансовых ресурсов, неурегулированности многих правовых вопросов, слабо подготовленных кадров?
Выполненный нашей организацией экспертный анализ муниципальных образований планов, концепций, программ социально-экономического развития позволил сделать вывод о том, что разработок которые, можно отнести к программным всего 5-7% от общего количества. Концепции не являются концепциями, а программы программами. В основном присланные на конкурс документы – декларации о намерениях, не учитывающие того, как реализовать принятые декларации или документы, которые направлены (но не решают поставленных задач) на решение текущих, а не стратегических целей.
Несомненно, что становление местного самоуправления как нового института власти представляет собой важную стратегическую задачу современного государственного строительства в России. В тоже время само по себе местное самоуправление не является исключительно самoцелью, а oбеспечивает ключевoе условие эффективного функционирования муниципальнoгo oбразoвания, oпределяет стратегические направления местнoгo развития во взаимосвязи с региoнальным и общегосударственным.
Как сформировать полноценную систему местного самоуправления в совокупности трех ипостасей: институты местной власти, управление муниципальным образованием и самоуправление местного сообщества?
Как сделать процесс становления местного самоуправления более эффективным, менее конфликтным и с заинтересованным участием местного сообщества?
Как соразмерить задуманные местные инициативы с реальными ресурсными возможностями и ограничениями муниципального образования, с учетом его региональных и типологических особенностей, определить приоритеты того или иного направления развития, просчитать необходимость и возможность привлечения внешних ресурсов?
Эти и другие вопросы постоянно возникают в органах местного самоуправления.
Ответ на вопрос "как" может быть дан как раз с опорой на методы и механизмы как средства управления; в данном случае местного самоуправления, и организации жизни муниципального образования в целом.
Поэтому важнейшей составной частью нашей работы стала проработка методических вопросов осуществления оргуправленческого программирования и составления комплексных программ развития муниципальных образований. Мы рассчитываем, что освоение методов технологической разработки концепций, программ, проектов и прочих подобных разработок перспективного характера позволит муниципальным образованиям запустить процесс развития в соотнесенности с общегосударственным и региональным развитием, обрести стратегические ориентиры, увязать с ними текущие действия с учетом имеющихся возможностей и ограничений. Технология оргуправленческого
программирования сама может и должна стать дополнительным ресурсом развития муниципальных образований.с соответствующими региональными и федеральными разработками
);Среди направлений ключевым для нас является
разработка программ развития и их реализация в конкретных муниципальных образованиях и регионах на основе авторской технологии социо-культурного программирования. Она позволяет увязать все средства управления (концепции, программы, проекты, планы) в единый рычаг управления развитием муниципального образования.Технология разработана на основе анализа реализуемости более 70 программ развития муниципальных образований разного типа и синтеза в такую организацию деятельности, которая позволяет алгоритмично воплощать задуманное в реальной действительности. Необходимое для этого задействование внутренних и внешних ресурсов развития осуществляется за счет комплексного использования механизмов организации (правовых, финансовых и административно-управленческих). При этом учитываются характерные технико-технологические, социальные (в т.ч. электоральные), природные ритмы и текущие базовые процессы жизнедеятельности конкретного муниципального образования.
На основании результатов проведенных экспертных работ, выявленных "узких" мест, проработки базовых оснований процесса развития и с учетом алгоритмических особенностей процесса программирования нами был разработан
универсальный технологический подход по разработке реализационных программ развития (тех, которые можно реализовать в современной действительности), который спроецирован на муниципальное образование. Учет конкретных особенностей муниципального образования - его типа, структурно-функциональной организации органов местного самоуправления, исторических, культурных, хозяйственных особенностей и т.д., которыми владеют местные специалисты, позволяет наполнить содержанием общие положения технологии.Продолжая серию семинаров для руководителей областных программ развития и глав муниципальных образований, АНО "Урбэкс-развитие" проводит для заинтересованных регионов и муниципальных образований России региональный ПОСТАНОВОЧНЫЙ
СЕМИНАР "ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ".Семинар организуется в рамках нового инициативного проекта освоения созданной нами реализационной технологии разработки программ развития (муниципальных и региональных – в их взаимосвязи) и успешной организации соответствующей программной деятельности.
Разработанные программные методы апробированы в рамках работ по Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления, в том числе в ходе проведения АНО "Урбэкс-развитие" в 1997-98 гг. Всероссийского конкурса муниципальных программ и проектов, в котором приняли участие около 200 муниципальных образований из 43 регионов России, а также при разработке стратегии развития муниципальных образований в рамках программы "Малые города" фонда "ИОО" и ее апробации в г.Красноармейске Московской обалсти.
Семинар рассчитан на руководителей региональных программ развития, органов местного самоуправления, других заинтересованных сторон. Мы хотим нашими знаниями и умениями содействовать тем муниципальным образованиям и регионам, где осознана необходимость обретения стратегического видения шагов и управлении этим процессом.
За постановочным семинаром последует региональная серия МЕТОДИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ для представителей органов местного самоуправления и государственной власти, отвечающих за вопросы перспективного планирования и стратегического развития. Эти семинары будут направлены на последовательное интенсивное освоение основных принципов, методов и конкретных приемов программной работы по взаимоувязанному развитию региона и муниципальных образований, а также способов эффективного задействования средств управления для организации программной деятельности во взаимосвязи с
проектными и плановыми разработками.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Основы разработки реализационной программы развития муниципального образования (проблемы, принципы, действия)". Пособие будет распространяться на семинарах, поскольку его текст, таблицы и схемы "заработают" только при передаче и освоении соответствующих методов и приемов реализационного задействования методики.
Примерный круг обсуждаемых на постановочном семинаре вопросов:
Обзор муниципальных разработок программного типа (по материалам Всероссийского конкурса муниципальных программ и проектов в рамках Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления).
"Проблемы разработки и реализации программ развития во взаимосвязи с проблемами развития муниципального образования":
Типичные ошибки при разработке местных программ развития (во взаимосвязи с региональными :
"Стратегия развития муниципального образования и роль органов местного самоуправления в управлении этим процессом":
"Определение путей и стратегии развития муниципального образования":
"Роль сфер власти и управления в развитии муниципального образования":
Принципиальные особенности базовой организационно-операционной системы управления, ее назначение и состав.
"Программирование в системе средств управления процессами жизнедеятельности муниципального образования":
Требования к информационно-аналитической составляющей разработки программ.
"Организация межмуниципального сотрудничества на региональном уровне":
"Организация дальнейшего взаимодействия":
Конкретный круг рассматриваемых вопросов формируется с учетом особенностей каждого региона (при представлении заранее программных материалов по отдельным муниципальным образованиям и региону в целом).