Лукичев В.Ф., к.г.н.,
Табаков Н.В., к.т.н.
Управляющая компания "Лекс"
(Тюменская область, г.Тюмень).
Государственное управление и инвестиции в реальный сектор экономики
"Нации формируются и живут
лишь постольку, поскольку
воплощают в себе некое
стремление осуществить
общую программу грядущего".
(Ортега-и-Гассет)
В настоящей работе рассматриваются вопросы государственного управления и инвестиций в реальный сектор экономики с точки зрения теории устойчивого развития социально-экономических систем (государство, субъект Федерации, муниципальное образование, коммерческая организация).
Можно утверждать, что главной целью социально-экономического развития Тюменской области в целом должен стать переход ее на путь устойчивого развития.
Модель такого развития территории области включает в себя элементы балансового планирования (государственное управление) и рыночных форм ведения хозяйства (частная инициатива), которые обеспечивают баланс интересов общества в целом и отдельного человека; автономных округов, области и России в целом; сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений
.В то же время, главной целью управления Тюменской областью должно стать повышение качества жизни людей, проживающих на ее территории, что возможно только при устойчивом развитии общества. Это определяется тем, что в центре государственной, региональной и местной политики (как сферы человеческой деятельности, связанной с отношениями между людьми) находится человек. Понимая человека как существо, наделенное духовностью, качество жизни каждого гражданина определяется его материальной (качество питания, жилья, медицины, окружающей среды и т.д.) и духовной (образованием, культурой, наукой или, другими словами, уровнями познания, эстетическим и нравственным началом) сущностью.
Развитие всякой социально-экономической ("живой") системы направлено на продление ее жизнедеятельности, что достигается, в принципе, за счет:
Исходя из данных принципов, каждый регион должен самостоятельно выбирать пути и направления собственного развития и формировать необходимые для этого экономические и финансовые механизмы. Незыблемым при этом остается принцип перехода территории на траектории устойчивого развития. Такое развитие, с одной стороны, должно протекать интенсивно, то есть путем усложнения внутренней структуры социально-экономической системы (региона), а с другой – экстенсивно, за счет расширения связей с внешним, относительно территории региона, миром.
Поэтому, в соответствии с государственной региональной политикой Российской Федерации усилия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на развитие межрегиональных инфраструктур и, в конечном счете, на реализацию интеграционных программ и проектов.
Развитие интеграционных процессов между субъектами Федерации, в том числе автономными округами и Тюменской областью, является одной из важнейших для России проблем, которая в условиях глубокого системного кризиса региональной социально-экономической политики, весьма сложной в российской специфике (фактор масштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав населения и т.п.
), требует выработки нетрадиционных для мировой практики методов и средств. Развитие горизонтальных социально-экономических связей внутри субъектов Федерации и между ними все больше и больше становится главной составляющей преодоления негативных явлений в экономике.Социально-экономическая система, являясь частью природы, должна развиваться и жить по ее законам. Следовательно, движение (развитие) такой системы по заданному направлению должно идти путями и пользоваться средствами, отвечающими условиям целостности развивающейся системы.
Эволюционный путь развития любой социально-экономической системы, в том числе государств, возможен только при условии применения в ней законов развития природы, т.е. детерминистических законов.
Если это условие не соблюдается, и данная система развивается по искусственно созданным социально-экономико-правовым "законам", которые на самом деле являются лишь "навязанными" правилами, то в ней обязательно будут происходить кризисы различного характера, а путь "развития" ее может осуществляться только в рамках "революций" – политических, социальных, научно-технических, правовых, государственного устройства и управления.
Исходя из этого, развитие экономики государства, территории, предприятия может быть описано с позиции физического процесса "Совершение работы":
Р = Э
где, Р – работа, Э – энергия.
Это означает, что для развития любого производства и выпуска любого товара, в том числе услуг, надо совершить работу и, чтобы совершить работу, надо затратить энергию. Такое представление экономики, через понятие "энергия", выполняется всегда и при любых условиях.
Тогда принципиальными моментами (факторами), определяющими развитие экономики будут:
Таким образом, утверждение, что именно деньги являются главным фактором развития экономики, является искусственно "навязанным" правилом, но никак не законом. В свое время деньги безусловно сыграли свою положительную роль, но уже в 20-м веке роль их сменилась на противоположную, что в совокупности с мировоззренческим фактором и привело к многочисленным вчерашним и сегодняшним кризисам во всех странах мира. К тому же деньги относятся к силовой компоненте обобщенных средств управления, т.е. представляют из
себя самый низкий, примитивный уровень управления, что, в свою очередь, еще больше усиливает нынешнюю отрицательную роль денег в развитии экономик подавляющего большинства государств мира.В этой ситуации только ведущие промышленно развитые страны, которые, в принципе, не обладают достаточными природными ресурсами, позволяющими им поддерживать достигнутый уровень социально-экономического развития, получают положительные дивиденды от введения во всем мире навязанного ими же "закона" денежного обращения. В мире, на самом деле, со стороны самых больших импортеров энергетического сырья идет обмен их национальных валют (денег) на природные ресурсы стран экспортеров без которых невозможно развиваться ни одному государству.
На самом деле развитие любой экономики может осуществляться только при наличии в достаточных количествах вещества и энергии, а не денег.
Таким образом, мир сегодня живет эксплуатируя мировоззренческую идеологию промышленно развитых стран о том, что искусственно созданные ими правила, в том числе деньги, выше природных законов, т.е. временное, проходящее превыше вечного развития. Поэтому, кризис и есть "нормальное" состояние человечества.
Так, введение понятия "закон конкуренции" указывает на то, что люди, принципиально, не могут между собой договориться, т.е. человечество в целом, коммерческие организации в частности, всегда должны (обязаны) находиться в состоянии конфронтации во всех сферах жизни: социальной, экономической, технической, политической и т.д. Таким образом, наличие этого тезиса прямо указывает на то, что человек не есть существо разумное, так как в термине "конкуренция" просматривается лишь силовая компонента обобщающих средств управления, а именно: военная, физическая, техническая сила, деньги. Все это говорит о том, что человечество принципиально стоит на позициях "войны", а не мира. Отрицается закон природы "О взаимодополнении", который опирается на все многообразие живого и косвенного мира и на то, что каждый из нас взаимодополняет друг друга, и природа, ее сущность, не приемлет искусственно изобретенных "социально-экономических, политических, юридических законов". Ее сущность направлена на продолжение жизни всего живого, что возможно лишь при устойчивом развитии планеты Земля, а это, в свою очередь, определяет тезис о мирном сосуществовании всех людей без истребления (конкуренции) себе подобных, без разрушения нашего природного дома. Здесь нет места для "войн" и конкуренции, которые могут оправдываться лишь людьми, олицетворяющими зло и разрушение. Именно они возвели в ранг закона необходимость для нас "войн", конкуренции, денег, рыночной экономики – элементов, которые убивают изначально заложенный в нас природой инстинкт самосохранения – разум. А это прямо указывает на то, что мы теряем последний шанс, который может спасти от гибели. Шанс, который следует не из искусственно созданных правил, а вытекает из нашего природного существа – только мирное сосуществование, признание того, что все мы взаимодополняем друг друга, и гибель любого из нас для всех нас уже катастрофа, может продлить "Жизнь" на Земле. Надо понять простой тезис: "В настоящей природе, в том числе "природе" вещей, нет места для "войн" и конкуренции".
Вышеизложенное ни в какой мере не говорит о том, что надо прямо сейчас все существующие "правила", которыми мы руководствуемся в жизни, зачеркнуть и уже завтра опираться в своем развитии только на природные (детерминистические) законы. Путь к этому не так прост и короток, как кажется. Но это эволюционный путь. И именно он должен определять наши принципы, цели и задачи развития.
Переход на эволюционный (устойчивый) путь развития социально-экономических систем различного уровня (государство, субъекты Федерации, коммерческие организации) невозможен без непосредственного участия в нем государства и его институтов власти. Поэтому вопрос государственного управления в России в целом и Тюменской области в частности имеет важнейшее значение. От того, какими принципами, целями и задачами будут руководствоваться в своей деятельности органы государственной власти, будет зависеть по какому
пути пойдет развитие нашего общества.Под управлением понимается функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. Государственное управление является одной из форм деятельности государства, обеспечивающей реализацию государственной власти через соответствующие управленческие органы. В то же время оно является важнейшей частью управления социальной сферой деятельности общества в целом.
Нынешний системный кризис, определивший кризис управления, характеризуется следующими основными признаками:
В связи с этим, при рассмотрении Тюменской области в целом в виде большой (сложной) и открытой системы следует отметить, что область, в значительной мере, была приведена в состояние хаоса. Одной из главных причин такого состояния является нечеткость описания границ взаимодействия:
Для выхода Тюменской области в целом из системного кризиса и достижения главной намеченной цели – устойчивого развития нашего региона необходимо "связать" воедино следующие уровни обобщенных средств управления:
Особенностью государственного управления Тюменской областью является одновременное рассмотрение ее в виде простой и сложной (живой) системы (соответственно, федеральный и областной уровни).
Система управления территорией и ее организация, обеспечивающие достижение поставленной цели, должны отвечать условиям:
В целом процесс государственного управления Тюменской областью можно представить в виде этапов через систему обобщенных средств управления в следующем виде:
Тюменская область в этом случае рассматривается как большая открытая система, не сводимая к совокупности количественных показателей. Это уровень знаний, определяющих концептуальную направленность развития области. Согласно Федерального Закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" концепция должна определять систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономического развития Тюменской области.
Это можно характеризовать как государственное прогнозирование социально-экономического развития территории на долгосрочную перспективу. Концепция разрабатывается на десятилетний период с временным шагом в пять лет. В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели, пути и средства достижения целей такого развития. Данные социально-экономического развития и концепция подлежат опубликованию.
В соответствии с обязанностью субъектов РФ разрабатывать прогнозы своего социально-экономического развития, губернаторы, после вступления их в должность, в своем послании должны излагать концепцию развития региона, в которой характеризуется состояние экономики, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на региональном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, определяющие социально-экономическое развитие региона
на среднесрочную перспективу.2. Разработка количественных показателей, обосновывающих реальность развития области в предстоящем периоде времени. Этап " информация" ("программа").
Программные количественные показатели определяют развитие области на конкретный (заданный) период времени. Программа включает в себя комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития региона и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров и, по сути, представляет собой информационную модель территории.
Программа социально-экономического развития области разрабатывается на основе концепции, что обуславливает ее преемственность и непротиворечивость целеполаганию развития социально-экономической системы. Она разрабатывается на среднесрочную перспективу, охватывающую период от трех до пяти лет, и ежегодно корректируется.
Программа социально-экономического развития Тюменской области должна разрабатываться ее Администрацией и представляться в областную Думу для рассмотрения и принятия соответствующего закона.
3. Плановость социально-экономического развития области на краткосрочную перспективу. Этап "деньги" ("финансы", "план", "силовая компонента").
В первую очередь, плановость социально-экономического развития области определяется возможностями ее бюджета, который представляется Губернатором в областную Думу для рассмотрения и принятия по нему соответствующего закона
В областных целевых планах на предстоящий год указываются состояние проблем, цели, этапы и сроки выполнения планов, объемы и источники финансирования. Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. Кроме того, они должны содержать оценку эффективности использования областной собственности, в том числе пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования данной собственности.
Собственно, ежегодный план развития, в принципе, выполняется субъектами Федерации, согласно ст.73 Конституции РФ, в части задач, находящихся в их ведении. Надо отметить, что в основе этой части управления "работают" уже деньги, как силовая (энергетическая) компонента обобщенных средств управления.
Очевидно, что движение (развитие) объекта управления (области) в заданном направлении возможно только при наличии обратной информационной связи (информационной системы), своевременно дающей достоверную информацию органам государственной власти о соответствии фактического развития объекта планируемому
, и, в то же время, характеризующей качество управления.Социально-экономическая система, являясь частью природы, должна развиваться и жить по ее законам. Следовательно, движение по заданному направлению должно идти путями и пользоваться средствами, отвечающими условиям целостности развивающейся системы.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что без наличия концепции и программы невозможно иметь бюджет, направленный на долговременное, устойчивое развитие территории. Это объясняется тем, что бюджет (из благих намерений) всегда будет устремлен на решение текущих злободневных проблем, во многом, за счет игнорирования не только долгосрочных, но и среднесрочных интересов территории. Подтверждает это:
Изложенное подтверждается материалами Римского клуба, многие из которых созвучны материалам конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.):
"Растущий физический объект вовремя остановится, не выходя за пределы, только в том случае, если получит точные и своевременные сигналы о том, где он находится по отношению к этим пределам, и если его отклик на эти сигналы будет быстрым и точным… Если сигнал или ответ на него запаздывают и если окружающая среда необратимо разрушается во время чрезмерных нагрузок, тогда растущая экономика выходит за пределы своей потенциальной емкости, разрушает свою ресурсную базу и наступает коллапс.Наиболее заметно то социальное разрушение, при котором снижение общественного порядка поддерживает само себя, создавая тем самым условия для дальнейшего нарастания социальных потрясений…
Некоторые признаки выхода за пределы:
Долги составляют все большую долю от ежегодного реального объема производства.
… растет социальная разобщенность, … расширяется пропасть между имущими и неимущими.
Такие сигналы рынка, как цены на нефть, не могут дать мировому сообществу четкой информации о приближении к физическим пределам, поскольку они характеризуются длительным запаздыванием, усиливаются в результате спекуляций, ими часто манипулируют различные группы, представляющие частные или общественные интересы. Рынок слеп к долгосрочной перспективе, и игнорирует то обстоятельство, что источники и стоки конечны, до момента их почти полного истощения, когда уже слишком поздно принимать какие-либо меры.
Возникает вопрос о том, каким целям служат технологии и рынок. Ведь они всего лишь инструменты. Они не обладают мудростью, дальновидностью, выдержкой и состраданием в отличие от человеческого общества, создавшего их".
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) прямо указывала: "Рыночной системе, движущей силой которой является стремление к максимальному извлечению прибыли, внутренне не присуще стремление к защите окружающей среды и сохранению всех видов ресурсов. Определенный поворот ее в сторону устойчивого развития может быть осуществлен только через систему государственного экономического регулирования".
Отметим, дополнительно, некоторые положения, отражающие процесс управления.
Описание объекта управления. Необходимо системное представление области, включающее в себя, в том числе, вещественные, энергетические, информационные, финансовые и социальные связи. Описание должно основываться на инвентаризации ресурсов области.
Система показателей, характеризующих уровень качества жизни населения. Ими могут быть: "Продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека" (Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию).
При этом количественные параметры должны быть разработаны не только для России, но и для каждого из субъектов Федерации. Это позволяет формировать бюджет из расчета достижения этих показателей, с другой стороны – осуществлять контроль за развитием объекта управления (равно как и эффективностью исполнения бюджета) по результатам достижения утвержденных, в т.ч. и на законодательном уровне, количественных параметров.
Информационная система должна обеспечивать органы государственной власти и население объективной и своевременной информацией. Построение такой системы должно базироваться на Федеральном и областном законодательстве.
Эффективность государственного управления Тюменской областью во многом будет определяться тем, насколько оперативно и действенно при органах государственной власти будут созданы:
В Научно-аналитическом центре целесообразно создать направления стандартизации, сертификации и метрологии, определяющие, в целом, систему мер эквивалентности вещественно-энергетических и информационных потоков, регулирующих целостность и устойчивость развития Тюменской области.
Только ясно видя цели, объекты и "границы" управления, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в настоящей работе, представляется возможным осуществить в Тюменской области последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей, проживающих на территории Тюменской области.
Исходя из вышеизложенного, представляется, что важнейшими вопросами государственного управления, с точки зрения развития инвестиционного процесса в реальном секторе экономики, которые требуют первоочередного разрешения, являются:
В соответствии с государственной региональной политикой Российской Федерации усилия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на развитие межрегиональных инфраструктур и, в конечном счете, на реализацию интеграционных программ и проектов.
Развитие интеграционных процессов между субъектами Федерации, в том числе автономными округами и Тюменской областью, является одной из важнейших для России проблем, которая в условиях глубокого системного кризиса региональной социально- экономической политики, весьма сложной в российской специфике (фактор масштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав населения и т. п.), требует выработки нетрадиционных для мировой практики методов и средств. Развитие горизонтальных социально-экономических связей внутри субъектов Федерации и между ними все больше и больше становится главной составляющей преодоления негативных явлений в экономике.
В нынешней ситуации, сокращение сырьевого потенциала промышленно развитых территорий России заставляет их устремляться в регионы богатые природными ресурсами. Из-за недостаточной обеспеченности промышленности Урала собственным сырьем, она вынуждена получать многие виды сырья и топлива из отдаленных территорий, в том числе зарубежных государств. Поэтому, обеспечение Урала минеральным сырьем и топливом из месторождений, находящихся на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, является задачей общероссийской значимости. Предпочтительность этого варианта предопределяется, прежде всего, близостью ресурсных баз к местам потребления и, как отмечают специалисты, качественной идентичностью сырья, что связано с геологической общностью всего Уральского складчатого пояса.
Усложнение структуры экономики автономных округов и области в целом определяется интеграцией ее, прежде всего, с экономикой Уральского региона и развитием в нем и Западно-Сибирском регионе энергоемких производств, реально создающих новые межрегиональные хозяйственные связи, а, следовательно, и новые транспортные коммуникации. Наличие полезных ископаемых, мощной энергетики и промышленной инфраструктуры позволяет рассчитывать на производство здесь продукции конкурентоспособной на отечественном и внешнем рынках.
Через территорию Тюменской области осуществляются социально-экономические связи (вещественно-энергетические потоки) субъектов Федерации европейской части и Урала с субъектами Федерации, находящимися в Сибири и на Дальнем Востоке, т.е. область является связующим звеном между европейской и азиатской частями России. Это геостратегическое значение (положение) Тюменской области указывает на то, что при реализации международных транспортных проектов она может стать мировой пространственной осью, соединяющей, с точки зрения пространства и времени, социально-экономические системы Запада (Европа, международные транспортные проекты "Северный транспортный коридор" и "Транспортный коридор Берлин - Москва - Пекин") и Востока (Китай, Индия, Корея, Япония и т.д.); Севера (государства Арктического бассейна, международный транспортный проект "Северный морской путь") и Юга (государства Центральной Азии, международный транспортный проект "ТРАСЕКА").
За транзит грузов стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона через свою территорию Россия может получить финансовые средства в размере от 5 до 10 процентов от стоимости перевозимых товаров. В прошлом году товарооборот между Западом и Востоком составил более триллиона долларов. Если хотя бы половина указанных грузоперевозок пройдет через нашу территорию, что вполне достижимо, мы сможем получать ежегодно не менее 25 млрд. долларов, что на порядок больше, чем нам предлагают страны Европы, да и то в виде кредитов, а не прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
Главным препятствием на пути увеличения грузопотока в указанных направлениях и получения финансовых средств такого масштаба является не обветшание состарившегося железнодорожного и автомобильного парков, хотя реорганизация и обновление им требуется, а государственная тарифная политика, настолько не соответствующая интересам нашего государства, что вышеозначенные зарубежные страны предпочитают возить грузы морским путем, затрачивая на это 35-40 дней, тогда как через Россию эти сроки составляют не более 12 дней.
Таким образом, проблема создания нового Урало - Западно - Сибирского экономического района стала стратегически важной для России и требует скорейшего решения на федеральном уровне, так как на ресурсной базе этого района могут формироваться энергоемкие производства мирового значения, а ускоренное развитие современной транспортной инфраструктуры сделает продукцию, производимую здесь, конкурентоспособной на мировом рынке. Исходя из вышеизложенного, наиболее важным моментом геополитики России, стимулирующим ускоренное устойчивое развитие страны, является особое внимание к Урало - Западно - Сибирскому району в силу его стратегического положения между Востоком и Западом. Вследствие этого, район становится все более значимым с позиций участия России в международной экономической кооперации в рамках системы мирового разделения труда.
Сегодня есть достаточно убедительные доказательства того, что развитие интеграционного процесса автономных округов и Тюменской области, а их, в свою очередь, с регионами Урала является "точкой роста" экономики не только данных субъектов Федерации, но и России в целом.
В нынешней ситуации на первый план в государственной региональной политике России выходит финансовое обеспечение социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.
В этой связи реформирование бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях становится наиважнейшей задачей сегодняшнего дня. К сожалению, нынешнее федеральное и региональное законодательство не позволяет в достаточной мере решать вопросы, связанные с бюджетным процессом в России. Больше того, законодатель так и не создал единой системы принципов и способов организации и построения бюджетной политики в России.
Поэтому, рассмотрение бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях с точки зрения методологии является, на наш взгляд, основополагающим моментом нынешней деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетом любого уровня понимается "форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Такое расплывчатое понятие бюджета, безусловно, не стимулирует налогоплательщиков, а ими, с точки зрения истинных понятий, являются только граждане, и ведет, к тому же, к постоянным и подчас ничем не аргументированным спорам в законодательных (представительных) органах власти при утверждении ими соответствующих бюджетов. В принципе, нечеткое формулирование понятия основного элемента бюджетного процесса Ђ бюджета, дает, и практика это показывает, чиновникам возможность использовать бюджеты различного уровня для финансирования искусственно созданных ими целей, функций и задач. Поэтому, на наш взгляд, в понятии "бюджет" должны быть четко сформулированы его цель и в отношении кого реализуется эта цель.
Исходя из вышесказанного, под бюджетом надо понимать, создаваемый государством, в лице органов государственной власти и местного самоуправления, финансовый механизм для достижения конкретного, определенного уровня качества жизни граждан* . Именно эта цель соответствует основным положениям "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.96г. № 440, "Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации", одобренной Указом Президента РФ от 29.04.96г. № 608, "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97г. № 1300, "Основным положениям региональной политики в Российской Федерации", утвержденным Указом Президента РФ от 3.06.96г. № 803, и достижению ее должен быть подчинен весь бюджетный процесс. В этом случае, бюджет выступает как силовая компонента обобщенных средств управления.
Таким образом, главным в бюджетном процессе является его цель (уровень качества жизни граждан) и то, как она достигается. Поэтому, обсуждение и принятие бюджетов разных уровней, которое наблюдается сейчас, в сущности не отображает истинного смысла бюджетов. Законодательные (представительные) органы власти должны контролировать не расходование бюджетных средств, а достижение цели бюджета, т.е. результат деятельности исполнительной власти. Тогда у исполнительной власти появляется широта маневра для достижения поставленной цели, что невозможно сделать сейчас при строго заданных параметрах исполнения каждой расходной бюджетной строки.
Для реализации указанной бюджетной цели на федеральном, региональном и местном уровнях задаются во времени (например, на четыре года) конкретные ежегодные значения уровня качества жизни граждан. Эти значения должны быть утверждены (узаконены) законодательными (представительными) органами власти соответствующего уровня. Для достижения каждого конкретного уровня качества жизни граждан, проживающих на территории Тюменской области, определяются необходимые финансовые, материальные, сырьевые (в том числе количество добываемой нефти и газа) и трудовые ресурсы, т.е. в управлении экономикой вводится метод "балансового планирования".
При этом надо отметить, что в состав ресурсов, необходимых для достижения регионального уровня качества жизни, входят все ресурсы, находящиеся на территории области, том числе и у коммерческих организаций. Таким образом, бюджет территории должен быть бюджетом ресурсов, а не только финансовой стороной ее социально-экономического развития. Поэтому, федеральное и региональное законодательство должно быть построено так, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления имели полную информацию, в том числе по коммерческим организациям, обо всех ресурсах, за счет которых достигается установленный территориальный уровень качества жизни.
На сегодняшний день вполне созрел стратегический вопрос об источниках финансирования и материального обеспечения добычи необходимых для России объемов нефти и газа на территории автономных округов, а также о создании для этого должных условий экономико-правового характера со стороны федерации и округов.
Сейчас такие объемы добычи нефти и газа обеспечиваются усилиями самих нефтяных и газовых компаний и их производственных структур, автономных округов и соответствующих муниципальных образований. Федеральный центр ни финансово-материальными ресурсами, ни созданием конкретных условий экономико-правового характера практически не участвует в решении данного вопроса. В то же время, он обязан, хотя бы из-за наличия у него в собственности определенных пакетов акций данных коммерческих организаций, участвовать в указанном процессе.
На наш взгляд, количество добываемой нефти и газа, определяемое автономными округами с целью достижения конкретного ежегодного уровня качества жизни граждан, проживающих на их территории, должно обеспечиваться, в том числе, и финансово-материальными ресурсами округов. Добыча нефти и газа в округе сверх указанных объемов должна обеспечиваться через механизм "госзаказа" финансово-материальными ресурсами Федерального центра. Российская Федерация и автономные округа также создают необходимые условия экономико-правового характера для добычи "закрепленных за ними" объемов нефти и газа. Весь этот процесс и пути его реализации должны стать предметом трехстороннего договора (соглашения) между Российской Федерацией, автономными округами и нефтяными компаниями.
Здесь важно также отметить следующее, что если на федеральном, региональном и местном уровнях принимается предложенная здесь схема организации бюджетного процесса "цель бюджета - необходимые ресурсы - реализация данной цели", то вопрос "о реальности" бюджета, по которому идут ожесточенные споры между исполнительными и законодательными (представительными) органами власти, а также уровнями власти, отпадает сам по себе, так как он всегда будет реальным и достижение цели бюджета будет зависеть не от того, сколько соберется доходов, а от качества управления на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
В этой связи, большую роль в достижении определенного уровня качества жизни всех российских граждан будет играть вопрос о принципах формирования федерального бюджета. Безусловно, любой бюджет должен формироваться исходя из его цели и объема задач и функций, выполняемых органами власти соответствующего уровня, так как их деятельность финансируется непосредственно из конкретных бюджетов.
Принципиально, федеральные органы государственной власти, в том числе и президент, должны выполнять лишь две функции:
В то же время федеральные министерства и ведомства должны являться отраслевыми координирующими центрами, осуществляющими свою деятельность по следующим направлениям:
Исходя из цели, функций и задач управления федеральных органов государственной власти определяются их количество и численность работников, а также количественные характеристики федерального бюджета, т.е. в конечном счете, финансовые, материальные, сырьевые и трудовые ресурсы, необходимые для достижения конкретного ежегодного уровня качества жизни. Таким образом, доходная часть (в денежной и товарной формах) федерального бюджета должна формироваться не как определенная доля установленных федеральными законами налогов и обязательных платежей, а как конкретная суммарная денежно-товарная величина, позволяющая достичь поставленной бюджетной цели.
Поэтому, для достижения общей цели федерального, региональных и местных бюджетов органам государственной власти и местного самоуправления надо осуществлять бюджетную политику, отвечающую сегодняшней реальной ситуации в стране и регионах.
С точки зрения соблюдения основополагающих принципов бюджетной политики, на территории Тюменской области и России в целом финансовые и другие ресурсы должны перераспределяться между органами власти, исходя из их целей, объема управленческих функций и задач. Именно такой подход в этом вопросе прописан в Европейской хартии "О местном самоуправлении". Таким образом, при распределении между бюджетами финансовых и других материальных ресурсов предпочтение должно быть отдано формированию муниципальных бюджетов.
Выводы
В настоящее время, необходимо отказаться от принятия управленческих решений в области бюджетной политики на основе каких-либо догм и руководствоваться исключительно данными трезвого анализа существующей ситуации в экономике и финансовой сфере. И в первую очередь надо научиться использовать механизмы неденежных расчетов во благо, а не во вред бюджетной системе страны. Тогда государство, в лице органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления, сможет полностью выполнить взятые на себя финансовые и другие обязательства.
В противном случае будет продолжаться "сжатие" объема бюджетов всех уровней до объема "живых денег", которые им удастся мобилизовать. Ценой утопичной бюджетной политики будет только усиление бюджетного кризиса, усугубление экономической, социальной и политической ситуаций в стране.
Чтобы избежать таких негативных последствий в дальнейшем, надо бюджетную политику страны, области, муниципального образования строить исходя из утверждения, что товарообмен посредством информации о стоимости возможен. Сегодня - в денежном эквиваленте, в будущем - в энергетическом. Неизбежность перехода к энергетической мере стоимости предопределена, поскольку денежный эквивалент все более приобретает энергетическую составляющую. Тем более, такое утверждение соответствует природе товарного производства, т.е. исходит из сущности развития реального сектора экономики и которая, в свою очередь, определяется наличием или отсутствием конкретного вещества и энергии, а не денег.
Такая методологическая основа, представляющая собой систему гармоничных экономических отношений, основанных на сочетании принципов планирования и рыночной свободы в рамках жесткой обязательности и создающих реальные условия для комплексного решения социально-экономических проблем, исходит из сущности экономических процессов, происходящих в мире.
Парадоксально, но именно сочетание современных негативных и позитивных явлений в российском обществе и экономике создает уникальный результирующий потенциал для восстановления и устойчивого развития субъектов Российской Федерации и России в целом.
В рамках страны надо ограничить ставки ссудного процента. Ставки ссудного процента не могут превышать темпов роста производства продукции в народном хозяйстве страны в целом, ограниченных технологическим производственным процессом и энергопотенциалом, вовлекаемым в производство. В стране должен фактически соблюдаться энергетический стандарт обеспеченности рубля.
Долговременный экономико-исторический анализ показывает, что в мире рост производства продукции конечного потребления в ее натуральном учете на протяжении последних 150 лет следовал за ростом добычи первичных энергоносителей и никогда не обгонял его. Среднегодовые темпы роста энергопотенциала техносферы за этот период составили не более 5% в год. Объемы потребления росли в среднем не быстрее 3% в год.
Анализ соотношения характера банковской деятельности и экономического роста показал, что между экономическим "чудом" в Японии и отсутствием в ней свободного ссудного процента, при менее чем однопроцентной банковской прибыли, существует прямая связь.
Вообще, история ускоренного социально-экономического развития Японии в 60-80-е годы XX века показывает, что это возможно лишь при опоре на национальную идею, традиции и обычаи страны. Как только Япония сошла с курса национальной идеи и стала все больше опираться в своем развитии на западные догмы и правила, так экономические и финансовые кризисы сразу же коснулись ее. Нынешнее развитие Китая также подтверждает выдвинутый здесь тезис.
4. Финансово-кредитная политика.
По оценкам большинства независимых экспертов, в том числе зарубежных, в России объем денежной массы, обслуживающей отечественную экономику значительно занижен относительно оптимального уровня.
К тому же, ситуация осложняется еще и тем, что доходность финансового и реального секторов экономики несопоставима. Особо выделяется высокая доходность финансовых инструментов, специально созданных для обслуживания государственного долга. В результате, цена денег стала практически неподъемной для реального сектора экономики, что не позволяет ему, в полной мере, использовать до сих пор рубль в качестве основного расчетного средства.
Из анализа ситуации с денежной рублевой массой в России и стоимостью ВВП следует, что ее (массу) надо увеличить минимум в 2 раза за счет наращивания только безналичной денежной массы (агрегат М2) с одновременным значительным уменьшением в ней доли денежного агрегата М1 (наличные деньги) до 24-25%. Это даст реальному сектору экономики возможность увеличить свои оборотные средства до почти нормального уровня, способствующего его развитию, а не развалу ядра экономики - производства.
Сегодняшняя финансово-кредитная политика государства, в принципе, по-прежнему направлена на дестабилизацию, а не на развитие производственной сферы экономики.
Так, например, если доля наличных денег в общей денежной массе превышает 25%, то ни о каком нормальном состоянии и, тем более, подъеме экономики не может идти речи. В России этот показатель более чем в два раза превышает данную норму и растет во времени, тогда как в промышленно развитых странах он имеет значение в пределах 10-15%. Таким образом, можно говорить о том, что наша экономика, принципиально, сидит на "игле", называемой "наличные деньги". Если это не так, то увеличение доли наличных денег напрямую связано с "теневой экономикой" и сферой взяток, так как для развития реального сектора экономики используются, в основном, безналичные деньги.
В промышленно развитых странах период оборачиваемости денежной массы соизмерим с длительностью технологического производственного процесса. Поэтому денежная масса здесь оборачивается в течении финансового года менее 3 раз. В России этот показатель выше 6, что означает превалирование, в финансовом отношении, торгового сектора экономики над реальным, который имеет у нас подчиненное значение. Государство, в лице его институтов власти, проводит политику поощрения развития, преимущественно, торгового и финансового секторов, в ущерб производственному.
В принципе, величина денежной массы определяется стоимостью ВВП и частотой оборачиваемости ее в течении финансового года. Поэтому денег в государстве не может быть мало или много, если финансово-кредитная политика, осуществляемая институтами государственной власти, проводится на профессиональном уровне и в интересах нашей страны. Тем более это относится к России потому, что необходимый объем денежной массы, без роста инфляции, и надежность рубля обеспечены у нас природными ресурсами, стоимость которых оценивается свыше 300 триллионов долларов, а в США - только в 50 триллионов долларов. Здесь надо отметить следующее - обеспеченность золотого российского рубля (самой надежной валюты в мире) в начале XX-ого века на 40% определялась "Транссибом".
Процесс увеличения цен на товары и уменьшение покупательной способности национальных валют неизбежен, так как в мире наблюдается, на протяжении длительного времени, устойчивый рост цен на сырье и трудовые ресурсы.
В то же время надо отметить, что устойчивость рубля, как платежного средства, определяется состоянием реального сектора экономики и наличием в государстве достаточных природных ресурсов, в том числе, в обязательном порядке, энергетических.
В свою очередь инфляция, в силу ее сущности, является функцией денег, а не цен на товары. Поэтому, правильнее говорить о денежной, а не ценовой инфляции. И тогда абсолютным механизмом борьбы с инфляцией является изъятие денег из обращения. Это подтверждается тем, что в странах с огромной инфляцией всегда начинает действовать механизм неденежных товарообменных операций.
Это еще раз доказывает, что финансовая политика, навязываемая миру промышленно развитыми странами, негативно сказывается на социально-экономическом развитии большинства стран и, принципиально, не оставляет им шансов пойти по пути устойчивого развития. Деньги стали уже воочию играть разрушительную роль, так как им придали функции, которыми они не обладают. Да и с самого начала деньги не были эквивалентом, по существу, природным ресурсам. Деньги перестали иметь под собой реальное материально-вещественное наполнение, т.е. они превратились в виртуальные финансы. Здесь мировые державы навязали всем свои правила, выдав их за абсолютные законы.
С точки зрения истинных понятий доллар США должен быть одной из самых неустойчивых национальных валют. На самом деле мы видим прямо противоположное. Государство - банкрот, а его валюта самая устойчивая в мире.
Альтернативой всему этому, безусловно, может служить переход на энергетическую меру стоимости.
С точки зрения истинных понятий могут быть доказаны только следующие налоги:
Люди, а не юридические лица (коммерческие организации), создают материальные ценности и прибавочную стоимость. Поэтому, именно они должны облагаться налогом по результатам их труда, а не компании, заводы, фабрики и т.д.
К созданию самих природных ресурсов человек не имеет никакого отношения. Поэтому они являются достоянием всех народов, проживающих на территории государства. Таким образом, использование природных ресурсов с целью извлечения дохода должно облагаться налогом, являющимся финансовым механизмом перераспределения конкретного дохода.
Этот вид налога может быть настолько дифференцирован в зависимости от условий, что делает его применение очень эффективным с точки зрения развития реального сектора экономики.
Граница любого государства реально существует в природе и пересечение людей и товаров через нее может быть установлено физически. Поэтому, введение такого вида налога имеет под собой физическую основу.
Введение вышеуказанных налогов и законодательное закрепление нормы, запрещающей двойное налогообложение, делает налог на имущество невозможным, так как нарушается данная правовая норма.
Таким образом, налоговая система государства должна включать налоги, которые имеют под собой физическую основу, а не искусственно придуманное обоснование. Например, в природе нет того, что мы называем "прибыль". Поэтому всегда будет очень трудно доказать то, что является лишь придуманным и навязанным правилом и чтобы как-то объяснить о чем идет речь, надо на одни правила написать целый свод правил, что с блеском во всем мире и делает целая рать госчиновников.
Валютные резервы Центрального банка России.
Золотовалютные резервы стран на 01.12.2000 года составляли:
Японии (355 млрд. долларов), европейские страны зоны "евро" (266), Китая (162), Тайваня (114), Гонконга (100), США (66), России (около 28).
Главным фактором роста золотовалютных резервов государств является колоссальный дефицит платежного баланса США, который за 2000 год составил более 420 млрд. долларов (в 1999 году – 330).
Совокупные валютные резервы 14 стран – крупнейших обладателей таких резервов (исключая США), составляют примерно 1038 млрд. долларов, более 2/3 которых размещены не в реальном секторе экономики этих государств, а в финансовых инструментах, номинированных в долларах США.
Центральный банк России также разместил государственные валютные резервы в финансовые инструменты, тогда как реальный сектор российской экономики задыхается без инвестиций. К этому можно добавить лишь следующее: годовой объем инвестиций, который может эффективно освоить вся российская экономика составляет менее 20 млрд. долларов.
Если учесть постоянные заявления председателя правления ЦБ России Геращенко о том, что банк поддерживает стабильность рубля путем прямых продаж валюты на внутреннем финансовом рынке, а не инвестициями в товарное производство, то становится ясным, почему для российского реального сектора экономики, состояние которого и есть действительный показатель стабильности рубля, в стране нет денег.
Курс рубля по отношению к иностранным валютам, в основном, к доллару.
Основным показателем международных сопоставлений экономических характеристик является индекс "физического объема" ВВП на душу населения, который определяется как отношение ВВП на душу населения в конкретной стране к таковому в базисной стране (обычно США). Валовый внутренний продукт (стоимостное выражение) в целях сопоставления может пересчитываться по валютному курсу центрального банка страны или с применением паритетов покупательной способности национальной валюты (в нашем случае рубля).
Номинальные стоимостные показатели в национальной валюте пересчитываются, с помощью паритетов покупательной способности (ППС), в реальные величины. ППС представляет собой количество единиц национальной валюты, необходимое для покупки стандартного набора товаров и услуг, и который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (в нашем случае – доллар США),
Пересчет ВВП по валютному курсу центрального банка (как делается в России) в странах переходного периода и развивающихся может приводить к искажению данных за счет того, что фактический валютный курс, введенный в конкретном государстве, неточно отражает исходный экономический потенциал, изменяется несинхронно с темпами инфляции внутри страны и за счет ряда других факторов.
Важным расчетным показателем сравнения является сопоставимый уровень цен, который рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу, определяемому центральным банком страны.
Анализ указанных показателей по странам мира говорит о том, что только в ведущих промышленно-развитых государствах сопоставимый уровень цен имеет значение больше единицы, т.е. там паритет покупательной способности выше, чем валютный курс центрального банка.
Если исходить из того, что главной функцией денег для любого гражданина является их покупательная способность, то ЦБ России действует не в интересах российских граждан потому, что он недооценивает рубль примерно в 2,3 раза. Во столько же раз ЦБ России и соответственно Госкомстат уменьшают ВВП нашей страны в долларовом выражении. Паритет покупательной способности рубля составляет 12-13 рублей за 1 доллар.
Такой подход государства к своей национальной валюте представляет угрозу его национальной безопасности, так как значительное занижение действительной покупательной способности рубля ведет к приоритетному развитию, в основном, сырьевых экспортных секторов экономики в ущерб тем отраслям, которые работают непосредственно для внутреннего рынка.
Новый порядок функционирования мировой финансовой системы был закреплен в Вашингтонском консенсусе, одобрен ведущими странами мира во главе с США. Операторами нового курса глобализации финансовой системы являются МВФ, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, а также правительства стран "большой семерки".
Мировая финансовая система, действующая исключительно в интересах ведущих капиталистических государств, позволяет им удерживать в своих бюджетах все виды рент от развивающихся и отсталых стран. В результате создания именно такой ситуации в мире, данные страны не могут даже приблизиться по уровню экономического развития к государствам золотого миллиарда. В рамках нынешней глобальной финансовой системы они, в том числе и Россия, которая пытается ускоренно интегрироваться в мировую систему разделения труда, обречены на роль "сырьевых" придатков экономик стран "большой семерки".
В основе функционирования глобальной финансовой системы лежит ее спекулятивный характер. Финансы реального сектора экономики в ней составляют менее 10% от общего оборота мировых финансовых ресурсов. На долю финансовых ресурсов валютных рынков и рынков ценных бумаг приходится не менее 2/3 их общего объема. Эта часть финансов, в подавляющей своей части, не имеет прямого отношения к реальному сектору мировой экономики, т.е. за ней не стоит реального материально-вещественного наполнения.
Таким образом, нынешняя мировая финансовая система, действующая исключительно в интересах ведущих капиталистических государств, виртуальна в своей основе, т.е. изначально создавалась не на базе материально-вещественного сектора мировой экономики, а на базе технологий "виртуальных" финансов (денег). Все это привело к тому, что положение в мировой экономике можно всецело признать как неустойчивое. Характерными особенностями такого состояния является следующее:
О подлинной сущности денег, которая особенно ярко высветилась в последние годы, говорил еще великий русский мыслитель Л.Н. Толстой: "Во всех известных нам обществах, где есть деньги, они получают значение обмена только потому, что служат средством насилия. И главное значение их не в том, чтобы служить средством обмена, а в том, чтобы служить насилию".
Одна из заповедей И.Христа гласит: "Никто не может быть слугою и Богу и деньгам одновременно".
Изъятие денег из обращения и переход на энергетическую меру стоимости также позволили бы, в целом, уменьшить количество преступлений, так как в основе многих из них лежат деньги.
В последнее время часто говорят, что только введение института частной собственности на все средства производства создаст условия для эффективного развития реального сектора экономики. Здесь, в принципе, надо сразу сказать, что не форма собственности определяет эффективность производства. Это миф, такой же миф как и "рынок", который строится в России.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) прямо указывала: "Рыночной системе, движущей силой которой является стремление к максимальному извлечению прибыли, внутренне не присуще стремление к защите окружающей среды и сохранению всех видов ресурсов. Определенный поворот ее в сторону устойчивого развития может быть осуществлен только через систему государственного экономического регулирования. Частная собственность во многих отношениях
становится камнем преткновения на пути к устойчивому развитию цивилизации".Тезис о частной собственности как тормозе развития человечества был выдвинут представителями более 160 стран (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Суть его сводится к тому, что общественные отношения, основанные на частной собственности, уже не соответствуют уровню развития производительных сил. А производительные силы достигли сегодня такого развития, что способны при сохранении частнособственнического интереса привести к деградации природы и самого человека.
Анализ кризисной ситуации в России и ТЭКе страны однозначно говорит о том, что данный кризис имеет системный характер и прежде всего выражается в кризисе управления. Ярким примером, что кризис в ТЭКе является именно кризисом управления, служат приватизация и акционирование предприятий топливно-энергетического комплекса. Здесь вообще не были достигнуты цели, которые преследуются при этом:
Полный уход государства из сферы управления крупными энергетическими компаниями привел к потере контроля со стороны государственных органов власти Российской Федерации и ее субъектов за деятельностью таких коммерческих организаций. Это была политика, не основанная на современных знаниях в области управления макроэкономическими объектами.
Так, например, на начало 2000 года по данным Минтопэнерго РФ в собственности Российской Федерации находилось в: НК "ЛУКойл" – 26,6% от всего пакета акций, имеющих право голоса; НК "ЮКОС" – менее 1%; НК "Сиданко" – 0%; НК "Сургутнефтегаз" – менее 1%; "Тюменской НК" – 49%; "Сибирской НК" – менее 1%; НГК "Славнефть" – 74,9%. В то же время, указанные компании добыли в 1998 году на территории ХМАО более 99% от всего объема нефти. Таким образом, государство практически полностью потеряло контроль над деятельностью данных коммерческих организаций.
В то же время, анализ деятельности 13 крупнейших зарубежных нефтяных компаний говорит о том, что преимущество государственных коммерческих организаций над частными неоспоримо. Так, например, балансовые запасы жидких углеводородов у государственных компаний в 13,7 раза превышают таковые частных компаний, по газу – в 8,5 раз; средняя обеспеченность запасами жидких углеводородов по государственным компаниям составляет 69,7 лет, у частных – всего 11,7 лет; по газу обеспеченность запасами у государственных компаний составляет 179,5 лет, у частных – 15,3 лет; доля государственных компаний в добыче жидких углеводородов составляет 69,8%, а частных – всего 30,2%.
Если рассматривать такой показатель, как обеспечение запасами углеводородного сырья, то длительной перспективы развития у частных зарубежных нефтяных компаний нет. Им надо срочно изыскивать и увеличивать свои запасы. Это возможно лишь за счет открытия новых месторождений и сотрудничества с государственными зарубежными и российскими нефтяными компаниями. Безусловно также и то, что промышленно-развитые страны, не
обладающие достаточными запасами углеводородного сырья, в этой ситуации пойдут по пути разработки и использования альтернативных видов и источников энергии. Это, в свою очередь, также неблагоприятно скажется на эффективности работы частных зарубежных нефтяных компаний.Таким образом, системный кризис в топливно-энергетическом комплексе России, который сейчас наблюдается, произошел, в том числе, и потому, что государство бросило его на произвол судьбы, а главное – полностью потеряло контроль над его деятельностью. В принципе, долгосрочная перспектива устойчивого развития Российского ТЭКа видится в дальнейшей концентрации производственных мощностей и усилении роли государства в нем. Разделение единой энергетической системы России (РАО "ЕЭС") на ряд самостоятельных энергетических компаний, с ослаблением в них роли государства, это явное разрушение экономики нашей страны.
6. Двойная цена на энергоносители.
Больше половины территории России занимают районы (например, ХМАО и ЯНАО) с неблагоприятными природными условиями, в том числе климатическими, в которых для достижения европейского уровня качества жизни (питание, жилье, одежда и т.п.) и производства одинаковых товаров необходимо гораздо большее потребление энергии, чем в европейских странах и США. В то же время
, на жизнь человека и производство товаров в России оказывают большое влияние огромные расстояния, которые преодолевают товары, прежде, чем попасть к потребителю, и ничем неоправданные завышенные транспортные тарифы. К тому же, во времени, растет энергетическая составляющая в производстве товаров.Таким образом, проживание человека и развитие производства товаров в экстремальных природных условиях требуют повышенных материально-энергетических затрат по сравнению с европейскими странами и США. Все это делает данные товары неконкурентоспособными по отношению к импортным. Нужны новые технологии, отличные от зарубежных, чтобы свести к минимуму влияние негативных природных условий. Но процесс разработки и внедрения таких технологий очень длителен и требует огромных финансовых затрат. Поэтому, сейчас, необходимо введение на всей территории России двойного ценового стандарта (внутреннего и внешнего) на энергоносители. Следовательно, политика Минтопэнерго РФ на введение внутри страны мировых цен на энергоносители не имеет под собой никакой научной основы.
Приведем примеры из зарубежных стран по внутренним ценам на бензин в 1997 году: в Венесуэле галлон (около четырех литров) бензина стоил 12 центов, Саудовской Аравии – 61, США – 1,23 доллара, Голландии – 4,85 доллара, Норвегии – 4,86 доллара, самый дорогой бензин в Японии – 5,67 доллара за галлон. В России бензин на внутреннем рынке в 1997 году был дороже, чем в США.
Обратимся к ценам на электроэнергию в России и за рубежом. Цены за 1 кВт/час в промышленности составляли в начале 1998 года: в Японии – 17 центов, Германии – 10, Великобритании – 7, США – 5, России (Тюменская область) – 4 цента. Стоимость 1 кВт/час для населения Тюменской области составляла около 2 центов.
Из приведенных выше примеров видно, что каждая страна имеет свою внутреннюю цену на энергоносители. Эта цена (ее величина), особенно в России, должна работать на производство внутренних конкурентоспособных, по отношению к импортным, товаров. Доведение же таких цен до мировых и, даже выше, привело бы к финансовому кризису в нефтегазовом комплексе.
Именно введение двойного ценового стандарта на энергоносители позволит сохранить целостность России как государства.
Поэтому, внутри страны должно быть усилено государственное регулирование цен на энергоносители. Так делали в США в годы "великой депрессии". Предприятия-производители энергии, участвующие в проекте "Силиконовая долина", отпускали потребителям свою продукцию по ценам в 3-4 раза меньшим, чем другие коммерческие организации.
Также в нынешнее налоговое законодательство надо внести нормы о том, что коммерческие организации, их филиалы и представительства должны платить налоги в бюджеты различного уровня по месту их основной производственной деятельности, а налоговая база для начисления налогов на пользование недрами и воспроизводство минерально-сырьевой базы должна формироваться не на базе устанавливаемых нефтяными и газовыми компаниями (холдингами) внутренних корпоративных оптовых цен на углеводородное сырье, а на базе фактических оптовых цен, сложившихся, в среднем, на внутреннем и внешнем рынках.
7. Использование нефтегазодолларов.
Высокие цены на нефть на мировом рынке обязательно приведут к увеличению финансирования научно-практических разработок альтернативных нефти источников энергии, особенно, в высокоразвитых странах (Швейцария, Дания, Австрия, Япония, ФРГ, Франция), не имеющих сколько-нибудь значительных запасов углеводородного сырья, но обладающих огромными финансовыми возможностями. Искусственное сдерживание указанных цен на определенном, оптимальном уровне всего лишь оттягивает сроки предложения новых, альтернативных источников энергии. Принципиально, мир просто обязан двигаться в этом направлении, так как углеводородное сырье есть невозобновляемый природный ресурс.
Отсюда следует вывод, что нефтедоллары и нефтерубли коммерческих организаций, добывающих нефть на территории Тюменской области, должны также вкладываться в развитие других отраслей экономики, которые работают непосредственно на внутренний рынок потребления и выпускают товары народного потребления, т.е. непосредственно покупаемые гражданами для обеспечения своего жизненного уровня. Это, прежде всего, такие направления деятельности: агрокомплекс, пищевая и легкая промышленности; лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленности; нефтегазохимия; горнорудная промышленность.
Такой подход позволит избежать кризиса, который наблюдался в Бразилии и Мексике, где прибыль, получаемая в сырьевых отраслях экономики, вкладывалась, в основном, опять в эти отрасли. При этом, правительства данных стран поддерживали, в основном, именно такие производства. В то же время, процесс усложнения структуры производства нефтяных компаний, за счет увеличения количества производственных элементов, обязательно приведет к устойчивому их развитию.
8. Политика России в отношении Китая и стран арабского мира.
Возможная направленность хозяйственных связей Тюменского региона определяется вещественно-энергетическими потоками. Если рассматривать топливно-энергетические, то они определяются как традиционными западноевропейскими, так и новыми направлениями – восточным, южным и юго-восточным (Китай, Юго-Восточная Азия). Не ожидается увеличения (по крайней мере существенного) экспорта энергоносителей в западноевропейском направлении. В то же время, предполагается стремительный рост энергопотребления в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Индии, что определяет для Тюменского региона хорошую возможность его интегрирования с экономиками этих регионов.
В рамках встречи министров стран Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в канадском городе Эдмонтон 26-27 августа 1997 года был рассмотрен мировой газовый проект по поставке газа в страны этого региона стоимостью 20-30 млрд. долларов США. В основном, этот проект касается Китая, Японии и Кореи.
По экспертным оценкам, спрос на импортный газ в этих государствах и Индии после 2010 года может возрасти на 170-300 млрд. кубометров в год. В то же время, можно с уверенностью говорить о том, что Китай станет в 3-ем тысячелетии одним из крупнейших мировых покупателей газа.За последние десять лет потребление нефти в Китае выросло примерно в два раза. А за первые девять месяцев 2000 года этот показатель увеличился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года, достигнув 4,42 млн. баррелей в день. Одновременно на 18% возросли объемы производства нефтепродуктов на НПЗ Китая. Собственные запасы Китая быстро истощаются, в результате чего он для поддержания устойчивых темпов роста экономики стал все больше полагаться на импорт нефти. В 1999 году объем импорта нефти в Китае увеличился на 32% и достиг 36,6 млн. тонн. В 2000 году импорт сырой нефти вырос еще на 60% и составил 60 млн. тонн. Китай принял решение об увеличении импорта энергоносителей и формировании государственного запаса нефти, который должен обеспечить бесперебойное снабжение экономики этим сырьем в течение 60 дней.
Сегодня Тюменский регион экспортирует углеводородное сырье в основном в европейские страны и государства СНГ. С точки зрения геополитики представляется, что регион должен обратить пристальное внимание на рынки углеводородов стран Центральной (Средней) Азии, АТР и Индии.
В связи с громадной перенаселенностью восточных районов Китая, выведением из оборота из-за этого миллионов гектаров плодороднейших земель и слабым, по сравнению с указанными районами, социально-экономическим развитием центральных и западных территорий, в Китае создана программа развития этих территорий. На прилегающих к Монголии, России, Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Индии территориях предполагается расселить дополнительно до 250 миллионов китайцев. Интересующие Россию западные территории Китая не обладают достаточными запасами углеводородного сырья и мощностями по производству электроэнергии, необходимыми для социально-экономического развития данных территорий. К
тому же эти территории представляют из себя, в основном, пустынные и полупустынные районы, что уже само по себе требует огромных затрат энергии для создания здесь нормальных условий проживания людей.В то же время, западные территории Китая расположены ближе к нефтяным и газовым месторождениям Западной Сибири по сравнению с Западной Европой. Поэтому, нефть и газ этих месторождений представляются наиболее перспективными энергетическими источниками для развития данных территорий. Привлечение китайского, японского, тайваньского, корейского капиталов в разведку, разработку новых месторождений и поддержание добычи на старых нефтяных и газовых месторождениях Западной Сибири, переработку и транспорт нефти и газа отвечают интересам России и, прежде всего, Китая. К тому же, в странах АТР сосредоточено примерно 60% мировых финансов. Так, например, государственные валютные резервы Японии на 01.12.2000 года составили 355 млрд. долларов, Китая – 162, Тайваня – 114, Гонконга – 100, т.е. совокупные валютные резервы только этих стран превышают 730 млрд. долларов.
Сегодня Китай финансирует в различных государствах крупномасштабные нефтегазовые проекты (разведка, добыча, переработка, транспорт углеводородов). Так в апреле 1997 года Китай и Казахстан подписали ряд соглашений об участии Китая в развитии казахстанской нефтяной промышленности, в том числе строительстве магистральных нефтепроводов, которые из-за ряда причин остаются невыполненными.
Поставка нефти с месторождений Западной Сибири именно в Китай может стать одним из главных факторов устойчивого социально-экономического развития нашего региона. Наиболее оптимальным маршрутом транспорта нефти является казахстанский вариант: Павлодар – Зайсан – далее Карамай (Китай) – Урумчи. Протяженность участка трассы Павлодар – Карамай
, проходящего на всем своем протяжении вдоль первоклассного шоссе, составляет не более 1300 км. До Павлодара нефтепровод уже проложен. В то же время, Минтопэнерго РФ поддерживает вариант транспортировки западно-сибирской нефти в восточные районы Китая протяженностью порядка 10000 км.Освоение Бованенковского газового месторождения на полуострове Ямал можно было бы начать уже в ближайшие годы, если направление поставки с него газа переориентировать с Западной Европы на Китай.
Тогда наиболее оптимальным маршрутом транспорта газа является: Бованенково – мыс Каменный – мыс Парусный – Ямбург – Уренгой – вдоль трассы действующего газопровода на Тюмень до Сургута – далее через Томскую область – Кемеровскую область – Алтайский Край – Республику Алтай – в Китай (Урумчи). Далее трасса газопровода может пойти вдоль Каракорумского шоссе (Китай) в Индию и Пакистан.
Сейчас ОАО "Газпром" и Минтопэнерго РФ уделяют большое внимание строительству газопровода в Турцию (проект "Голубой поток") – страну, которая ведет антироссийскую политику в бассейне Черного моря, Кавказе, Центральной Азии. На реализацию этого проекта будут отвлечены огромные финансовые средства, в том числе государственные. Взамен федеральный бюджет получит всего около 350 миллионов долларов ежегодных поступлений, а Россия – головную боль от проблем эксплуатации данного газопровода и усиление влияния Турции на сопредельных территориях. Усиление экономического и военного потенциала Турции, а без увеличения энергопотребления это невозможно, наносит ущерб безопасности России.
На основании вышеизложенного, участие России, в лице Тюменского региона, в программе социально-экономического развития западных территорий Китая надо активно форсировать, что создаст постоянного, финансово-надежного, крупного потребителя западно-сибирской нефти, газа, электроэнергии и, к тому же, приблизит этого потребителя (миллионы китайцев) к границам России и, таким образом, значительно уменьшит строительные, транспортные и эксплуатационные расходы по доставке нефти, газа и электроэнергии, а
следовательно, увеличит прибыль предприятий ТЭКа. Поэтому, важнейшим организационным моментом по реализации такой программы является создание Международного консорциума, в состав которого вошли бы Россия, Китай, Казахстан и Киргизия.Воплощение в жизнь такой программы и международных транспортных проектов имеет планетарное политическое значение, так как объединение, основанное на общности интересов, экономических, политических, а может быть и военных усилий России, Китая и Индии в рамках единого международного договора, позволит создать систему достаточных предпосылок, препятствующих "революционному" продвижению радикальных течений в исламе (ваххабизма) за пределы исторически сложившихся исламских государств, что значительно ослабит напряженность на границе
Афганистан – центрально-азиатские страны, проникновению огромного количества афганских наркотиков (в основном героина) на территорию России и центрально-азиатских государств, массовой миграции китайцев из западных территорий Китая в Урало – Западно – Сибирский регион, а также формирующих многополярный мир на нашей планете, что является, на данный момент времени, необходимым условием ее устойчивого развития.В последнее время в правительственных кругах России будируется вопрос о создании Российско-Арабской торгово-промышленной палаты с участием в ней, как соучредителей, торгово-промышленных палат арабских стран, исламских государств и стран Персидского залива. Создание такой организации представляет большой интерес для Тюменского региона, так как появляется возможность привлечения через нее масштабных прямых инвестиций указанных государств в различные отрасли экономики Урало-Тюменского региона. В последующем, финансово и политически поддержанный арабскими странами выход тюменских энергоносителей и продукции Урала на рынки центрально-азиатских стран позволит нашим компаниям работать здесь стабильно и эффективно. К тому же, такой подход может снизить напряженность в данных странах, создаваемую таким фактором, как Афганистан и Пакистан.
Для повышения своей роли в процессе регулирования мировых цен на нефть Россия должна вступить в ОПЕК. В связи с этим, создание Российско-Арабской торгово-промышленной палаты имеет для России очень важное экономическое и политическое значение.
Заключение.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) заявила, что путь, пройденный развитыми странами к достижению их нынешнего благополучия, не может служить образцом для слаборазвитых, развивающихся и, тем более, бывших социалистических стран, что частная собственность, во многих отношениях, становится камнем преткновения на пути к устойчивому развитию цивилизации и не служит панацеей от всех экономических бед.
Поэтому, необходимо учесть ошибки, порожденные излишним копированием западных рецептов, определить свое истинное состояние, наметить реальные цели и определить пути выхода из создавшегося кризиса. При этом не может быть единых рецептов для всей страны. Каждый регион должен самостоятельно строить свое поведение, учитывая реальный возраст ее жизнеопределяющих составляющих. Для этого необходимо построить модель, которая должна обеспечить объяснение наблюдаемых фактов жизни и прогнозирование таковых при принятии того или иного решения.
В нынешней ситуации стало нереальным повышение жизненного уровня населения и улучшение экологической обстановки без Программы экономического и социального развития Тюменской области. Программа должна быть согласована с центральными органами федеральной исполнительной власти, иметь четкий механизм ее реализации, а также гарантов, в
зависимости от решаемых задач, в лице федеральных органов государственной власти, Администрации и Думы области. Безусловно, что успех реализации программы во многом будет определяться, насколько она понятна и отвечает потребностям большинства населения области. Следовательно, такая программа должна основываться на миропонимании, включающем в себя знания, накопленные человеком, а также осознание особенностей и приоритетов развития России, места и значимости в ней Тюменской области.