Ю.В.Бабурина,

Компания "ИМА-консалтинг"

(г. Москва).

 

Бизнес-консалтинг как ресурс муниципального управления

 

Совсем недавно так редко можно было услышать о существовании фирм, предоставляющих консультационные услуги. Да и сам термин рынок консалтинговых услуг упоминался не часто. Однако сегодня консалтинг уверенно входит в нашу деловую жизнь и становится неотъемлемой его частью. Еще одним свидетельством тому является сегодняшний муниципальный форум, поднимающий и обсуждающий вопросы муниципального консалтинга.

Компания "ИМА-консалтинг" работает на рынке бизнес-консультирования уже несколько лет. Летом этого года мы провели исследование рынка консалтинговых услуг. В первую очередь хотелось понять, каковы тенеденции и особенности текущей ситуации на консалтинговом рынке, как сегодня воспринимается консалтинг потенциальным заказчиком, что изменилось и какова "дельта" этих изменений.

Анализ полученных данных показал, что говорить об окончательно сформировавшемся рынке консалтинговых услуг в России на сегодняшний день пока преждевременно. Вместе с тем на рынке реально существует потребность в консалтинге и имеются все предпосылки к ее росту и развитию.

Об этом свидетельствует постепенно меняющееся отношение российского заказчика к консалтингу. Если раньше российские менеджеры имели достаточно смутное и размытое представление о целях, задачах и методах консалтинга, то сегодня он понемногу становится неотъемлемой частью деловой культуры российского менеджмента. Достаточно сказать, что еще несколько лет назад обращение к консультанту считалось признанием собственной некомпетентности и неспособности справиться с проблемами, а трата денег на консультирование Ђ расточительством, то сегодня консалтинг рассматривается многими менеджерами как важный фактор успешного развития бизнеса.

Более того российский потребитель консалтинга сегодня зачастую отдает предпочтение российским консультантам, поскольку они лучше знают специфику российского бизнеса и российской ментальности, а их профессиональные подготовка позволяет решать поставленные проблемы не хуже западных консультантов.

Расширяется и круг потребителей консалтинга. Сегодня его услугами активно пользуются как давно существующие, так молодые быстрорастущие предприятия. Эти компании нуждаются в услугах консультантов в связи с запуском бренда, новой продукции, расширением и активизацией деятельности, проведением масштабных изменений и т.д. Эта группа руководствуется принципом "реформировать надо то, что работает хорошо, ибо при этом силы могут быть мобилизованы немедленно или, по крайней мере, быстрее чем в других условиях".

Исследование показало, что, несмотря на определенные "болезни роста" российского консалтинга, накоплен огромный ресурс, который может быть эффективно использован в решении проблем муниципального управления.

Сегодня в стране работает более 1000 отечественных консалтинговых компаний, объединяющих более 10000 консультантов.

Расширился и спектр предоставляемых консалтинговых услуг. Если на первых этапах развития консалтингового рынка наиболее популярными были такие услуги как аудит, консалтинг в области налогооблажения и смежных с ними проблем, то сегодня выделились и прогрессивно развиваются целые отрасли консалтинга, такие как управленческий, финансовый, кадровый, обучающий, муниципальный, IT–консалтинг, и другие.

Все больше новых задач, которые до недавнего времени не были востребованы, решают сегодня консультанты, разрабатывая и адаптируя имеющиеся технологии под актуальные задачи.

На наш взгляд, консалтинговый опыт решения управленческих, стратегических, организационных, маркетинговых и других задач может быть использован в решении задач муниципального управления.

Конечно, нельзя забывать о том, что муниципальное образование – система отличная от бизнес-системы. Вместе с тем есть одно очень важное обстоятельство, объединяющее эти на первый взгляд разные хозяйства. И те, и другие для обеспечения своей жизнедеятельности должны быть включены в систему усложняющейся рыночной среды. Более того в современной ситуации муниципальным образованиям, так же как и бизнес-структурам, необходимо быть эффективными и конкурентоспособными, максимально используя при этом внутренние ресурсы развития. Кроме того, муниципальное образование, так же как и компания на рынке, должно быть продвинуто на рыночном пространстве для привлечения инвестиций и развития.

Речь при этом не идет о копировании и применении используемых в бизнесе методов и инструментов, хотя при определенной адаптации они могут быть успешно использованы. Речь, скорее, идет о применении рыночного маркетингового подхода в управлении муниципальным образованием. Именно в освоении этого подхода и могут быть полезны бизнес-консультанты, накопившие значительный опыт в решении рыночных задач.

 

  Rambler's Top100