И.В. Вольфсон,
к. ф. н., магистр полит. н.,
Администрация г. Саратова
(г. Саратов)
Общий язык народа и власти
как способ эффективного управления
Россия проходит путь модернизации болезненно и тяжело, не имея привычки к демократии и опыта массового политического участия. Модернизация в России наталкивается на непреодолимые трудности, связанные с развитием кризисных процессов, базирующихся на смене понимания такой составляющей политики как политическое участие. Процесс политического участия в нашей стране на современном этапе характеризуется несколькими признаками, среди которых выделяются его неоднородность на разных социальных и властных уровнях, глубинность и двусторонний характер. Специфичность политического участия в России заключается в том, что это кризис власти и кризис участников, стремящихся эту власть разделить. Модернизация, идущая так болезненно и прерывисто, как в нашей стране, вырабатывает препятствия политическому участию.
Один из наиболее разрушительных политических кризисов проистекает из попыток тех, кто не у власти, получить доступ к власти или влиять на решения, принимаемые правящими элитами. Любые трансформации в системе власти ведут к изменениям в системе взаимоотношений граждан и государства и к наработке новых форм политического участия. Это, однако, совершенно не означает обязательного расширения сферы политического участия в современном мире, скорее, наоборот, расширяет амплитуду влияния "молчаливого большинства" на все сферы политической жизни.
Многоуровневость политического участия, однако, дает надежду на осознание необходимости применения человеком своего единственного права, недоступного животному миру, - права голоса – снизу, начиная от выборной системы в представительную власть на местах. Ведь именно непосредственное участие в этой самой близкой к его нуждам и потребностям ветви власти позволит людям участвовать в процессах принятия политических решений, влияющих на их жизнь.
Известно, что процесс принятия любых управленческих (и в том числе и политических решений) может протекать по двум основным направлениям: 1) адаптировать в группе мнение лидера, 2) выработать компромиссное решение внутри группы. Здесь мы вплотную подходим к еще одной проблеме российской власти. В одной из своих статей, посвященных оценке личности российских политических лидеров, Е..Б. Шестопал говорит о долговременном отсутствии в правящей российской элите харизматиков. Зарождается группа сильных личностей, а вот симпатичных, способных понравиться большинству населения именно своими человеческими качествами – нет. Исторический экскурс показывает, что личностный фактор во власти был в России важен всегда. Собственно индивидуальность или неповторимость – необходимый компонент развития политики. Особенности же русского национального характера обязывают лидера сочетать неповторимость с традиционностью. Отсюда возникают удивительные гибриды "православных коммунистов", "правых демократов" и т.д.
В западной теории термин "политическое участие" часто используется для обозначения акта поддержки и выражения требований правящей элиты. Авторитарные режимы спонсируют плебисциты, референдумы и т.д., ожидая поддержания и придания легитимного характера своей власти. В этом случае участие обозначает обращение к народной легитимности и не означает, что те, кто ее обеспечивают, имеют возможность отказаться от поддержки власти или высказывать свои требования. Другим распространенным заблуждением является восприятие термина "участие" как только успешных попыток воздействовать на решения правительства или выбирать его лидеров.
Некоторые понимают под участием только те действия граждан, которые попадают под правовое определение легитимного - голосование, демонстрации, петиции, лоббирования, в то время как другие видят участие именно в актах гражданского неповиновения. Выход из этой методологической путаницы для российских управленцев нам видится в более плотном взаимодействии правящей элиты с народом, в попытках заинтересовать большинство в процессе выработки и принятия решений.Надо понимать, что Россия кардинально отличается от Запада. Здесь за последние 10 лет сложилось совершенно особое политическое пространство со своим особым дискурсом. Очень важно осознать, что власть во многом проявляется через язык, через коммуникацию. Отвергая лингвистический фактор и не рассматривая его во всем объеме возможностей, российская политика загоняет себя в ловушку, откуда ей приходится бороться с кризисами модернизации.
Анализируя речи ведущих российских политиков с помощью методов лингво-статистики, мы пришли к неутешительным выводам: в ближайшее время власти придется задуматься о создании института коммуникации со своим народом. Провальны попытки российских политиков говорить на народном языке, т.к. народ дистанцирован от власти и требует, чтобы язык власти отличался от его собственного, но был понятен. К вопросу о партостроительстве: каждая западная партия говорит на собственном языке, который вписан в ее имидж и идеологию (любопытным примером может служить то, что политические вопросы на тред-юнионских собраниях в ЮАР обсуждаются по-английски, другие же вопросы обсуждаются на родном языке).
Кризис политического участия порождает другой модернизационный кризис - идентичности - у всего народа в целом, включая элиту. В стране очень быстро меняется официальный дискурс: в течение 15 лет мы прошли путь от государственной цензуры до полной анархии: народу легко отмежеваться от "говора" чикагских мальчиков" времен Гайдара, т.к. это - заведомо Чужое, но очень непросто отказаться от советского языка, ставшего за более чем 70 лет родным и традиционным
. Феномен языка Третьего Рейха - показатель идеально проходящей модернизации общества. Успешность его проникновения в сознание людей за предельно короткий срок была обеспечена сильной идеологией. В России же отсутствуют критерии оценки, стала невозможна апелляция к единым базовым ценностям, что указывает на взаимовлияние общественных процессов и языка.