Ю.Н. Аксененко,

д. соц. н., к. эк. н.,

Мэр г. Саратова,

глава городского самоуправления

(г.Саратов)

 

Новое вино в старых мехах:

миссия органов местного

самоуправления в структуре

государственного строительства

 

Уже несколько лет Россия переживает период трансгрессии от дикой самородной демократии к стабильному обществу. За это время философами, политологами, аналитиками сломано немало копий на поле поисков пути современной России и итога, цели этого пути. Недаром вновь возникают варианты "национальной идеи", периодически проходят волны поисков новой идеологии (или, напротив, возвращения к традиции), говорится о необходимости опоры государственной идеи на т.н. "русскую идею", возвеличенную Н. Бердяевым еще в начале этого века. Все эти поиски, однако, будут оставаться бесплодными до тех пор, пока общество не вернется к пониманию необходимости опоры на базовые общечеловеческие моральные ценности и национальный менталитет. Только такое традиционное понимание общественной жизни позволит сформировать нужную стратегию государственного устройства.

Сейчас, к сожалению, территориальная власть различных уровней слишком далеко отстоит от философских поисков способов собственного воплощения, т.к. вынуждена решать практические вопросы по обеспечению основных прав и свобод своих граждан. Я, как практик политического управления, с сожалением должен констатировать, что большинство управленческих систем оторвано от реального опыта государственного строительства. За последние 10-15 лет мы стали печальными свидетелями нескольких провальных попыток адаптации на нашей почве идей, работающих в других геополитических условиях (экономическая реформа Гайдара, построенная на базе чикагской экономической теории; приватизация, реформа Абалкина). На самом деле все указывает на необходимость опереться на практиков, которые, несмотря на отсутствие четко прописанных федеральных законов об устройстве жизни на местах, строят динамичные, отвечающие запросам окружающего общества, системы самоуправления.

Органы местного самоуправления являются минимальной единицей власти в России, но, тем не менее, единицей, наиболее близкой к народу, к общественным потребностям, принципы работы которой посвящены, в конечном итоге, одному – исполнению власти во имя народа, являющегося субъектом и единственным источником этой власти. В этом мне видится миссия органов местного самоуправления. Введение понятия "миссия" для понимания деятельности местных управленческих структур позволяет обозначить их долговременную реализацию конституционных прав граждан и их гарантии. В конечном итоге частью, смыслом и содержанием управленческой деятельности, как органов власти, так и государственных и муниципальных служащих становится установление и реализация четко выделенной стратегической цели. Основополагающие конституционные принципы образуют тот фон, который позволяет выявить природу и содержание миссии местного самоуправления:

а) природа миссии локальных институтов власти лежит в области общенациональных ценностей,

б) содержание же ее подобно (по библейскому стиху) новому вину в старых мехах. Ведь не является секретом, что особенности местного самоуправления заключаются во многом в их саморегулируемости, т.к. федеральные законы не формулируют задач муниципальной власти во всем объеме, что, с одной стороны, осложняет процесс развития, а с другой – позволяет быстро и адекватно реагировать на запросы общества.

Местное самоуправление является рычагом демократизации общества. Если разобраться в полномочиях государственной власти на местах и четко отделить их от обязанностей местной представительной власти, то получится, что все необходимости и потребности людей (их социальная занятость, здоровье, учеба, зарплата, сфера ЖКХ) лежат в сфере компетенции местных властей. Отменить местное самоуправление было бы в данных условиях большой ошибкой и явным шагом назад на пути исторического развития России.

Муниципальная власть как сложная многоуровневая открытая система характеризуется многообразием целей, отвечающих запросам окружающей действительности. Местное самоуправление, таким образом, является наиболее лабильной и быстроизменяющейся категорией государственной власти, оптимизация работы которой ведет к укреплению власти в стране в целом. Местное самоуправление позволяет развернуть аппарат государственной власти к обществу, делает их взаимозависимыми. Динамическая, открытая природа этого уровня власти позволяет оптимизировать отношения всех ветвей власти на местах, укрепляет властную вертикаль на государственном уровне, являясь не только мельчайшей ее единицей, но и ее базисом.

  Rambler's Top100