Е.Н. Мамонова,

Зам. начальника управления по организационным вопросам – начальник информационно-аналитического отдела Мэрии г.Тольятти

(Самарская обл., г.Тольятти).

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

 

Стратегическое планирование (по классификации М. Кулда и Э. Кэмпбола) – это один из трех главных стилей управления [ 1] . Мэрия города рассматривается центром корпоративного плана города. Центр наделяется максимумом полномочий в процессе планирования и осуществления стратегии города. При этом основной целью корпоративного Центра стратегического планирования (КЦСП) города является отработка общей системы определения общего стиля планирования каждой единицы планирования. Единицами планирования являются все предприятия города: предприятия малого и среднего бизнеса, градообразующие предприятия, Муниципальные предприятия, административно-хозяйственный аппарат мэрии.

Необходимо отметить, что предлагается рассматривать администрацию города как рядовую, стратегическую бизнес – единицу. В настоящее время стратегическое управление города учеными приравнивается к стратегическому управлению предприятия. Практики сводят стратегическое планирование города к примитивному планированию стратегий расхода бюджета города. Проблемы развития предприятий города выносятся за черту внутренней среды. Внешняя среда рассматривается как трудно поддающаяся анализу. И проблемы только констатируются, стратегия декларируется [ 1] . Мы предлагаем рассмотреть стратегический план города как корпоративную стратегию стратегических бизнес единиц, призванную обеспечить корпоративность и синергизм всех предприятий, функционирующих в черте города.

Сам стиль управления мэрии становится отчасти триедин, т.е. содержит в себе три основных стилей управления: стратегическое планирование, стратегическая рисковая инициатива, стратегический контроль.

При рассмотрении стратегического планирования, мэрия нам представляется как стратегический центр. Объектом рассмотрения являются группы предприятий как стратегические единицы планирования (СЕП). Группы стратегических единиц планирования составляют стратегические бизнес – единицы (СБЕ). Но каждое градообразующее предприятие рассматривается как СБЕ.

Например. Каждое из малых и средних предприятий, занимающиеся оптовой и розничной торговлей рассматриваются как СЕП. В целом группа предприятий данной отрасли в городе (торговые предприятия) рассматриваются как стратегическая бизнес – единица (СБЕ).

При рассмотрении стратегической рисковой инициативы, мэрия рассматривается как венчурный центр. При этом акцент делается на достижении стратегических целей при привлечении и использовании венчурного капитала.

При рассмотрении стратегического контроля, мэрия выступает как стратегически координационный центр для стратегических бизнес - единиц. Достоинством метода стратегического контроля является рационализация инвестиционного контроля города, используется преимущества перспективного планирования. При этом особое внимание уделяется выбору объективных критериев контроля работы стратегических бизнес – единиц. Здесь имеется опасность вступления антагонизма стратегических и финансовых целей. Это обусловлено тем, что каждая СЕП и СБЕ часто обычно заменяет стратегические цели финансовыми (повышение рентабельности, – например). Мэрия же, как стратегический центр во главу угла ставит стратегические цели (социальные).

Стратегическое планирование нам представляется как "Иголка" в ушко которой вздевается "Нитка" – стратегия. И само стратегическое планирование пронизывает весь стратегический менеджмент. Поэтому стратегическое планирование может рассматриваться только в аспекте стратегического управления [ 2] .

Так при установлении этапов стратегического планирования мы предлагаем точно определить структуру рассматриваемого объекта – мэрии города (в аспектах выше рассматриваемой классификации стилей управления).

Структура объекта стратегического планирования будет выглядеть следующим образом:

 

 

Рис. 1. Структура объекта стратегического планирования города

Исходя из вышесказанного мы предлагаем процесс стратегического планирования города разделить на основные этапы:

1 этап – подготовительный

II этап – составление стратегических планов

III этап – стратегический контроль

IV этап – анализ и корректировка стратегических планов.

Первый этап включает в себя:

Второй этап включает:

Третий этап включает:

Четвертый этап включает:

Для выполнения этапов необходимо написание кратких, но четких инструкций. Необходимость написания инструкций диктуется в первую очередь уникальностью нашего объекта стратегического планирования. Как уже отмечалось, объект нашего планирования – Мэрия города. Уникальность объекта подчеркивается тем, что связывающим звеном города как корпоративного объекта с его бизнес - единицами заключается в социальном и географическом аспектах. Исходя из этого и уникальны как внешняя, так и внутренняя среда объекта стратегического планирования.

 

 

- внешняя "ближняя" среда - объекты Самарской области

- удаленная внешняя среда - объекты РФ

- внешняя макроэкономическая среда – другие страны.

 

Рис. 2 Структура внешней и внутренней среды города, как объекта стратегического плана.

Внешняя среда, влияющая на стратегическое планирование делится на близкую внешнюю среду, удаленную среду и макроэкономическую среду.

Близкая внешняя среда (рис. 2) для города – это объекты области (1).

Удаленная среда – объекты страны ( другие города других областей) (2).

Макроэкономическая среда – другие страны (3).

Структура внешней среды - это система стратегических бизнес – единиц. Внутренняя среда объекта стратегического планирования определяется продуктом производства этого объекта. Уникальность внутренней среды города состоит и в том, что главным продуктом, производимым городом, как объектом стратегического планирования является УСЛУГА.

Потребителем услуги является ГОРОЖАНИН. СБЕ города производят разного рода продукции и услуги. Цели СБЕ в основном финансовые. Город, как центр стратегического планирования прокладывает единые рельсы для всех СБЕ, помогает СБЕ с финансовых целей перейти на стратегические. А так как у всех СБЕ и СПЕ, в конечном счете, основной потребитель – это ГОРОЖАНИН, то горожанин и есть точка прицела стратегического плана города.

Внутренние факторы, влияющие на стратегический план так же уникальны, как и сам объект планирования. Уникальность состоит в том, что каждый фактор внутренней среды города внутри себя представляет разнообразие городской корпорации.

Внутренние факторы, влияющие на стратегический план города очень многообразны(см. рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Внутренние факторы, влияющие на стратегический план города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Ричард Кох. Менеджмент и финансы от А до Я//ПИТЕР. 1999.-С358-361.
  2. Пипко Е.Г.Стратегическое уаправление.-ПТИС.-2000. С 12-31.
  3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии.//Банки и биржи.1998. С 46,377.
  4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент.//ЗАО Бизнес-школа "Интер-синтез".1997. С 234-241

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100