К.И. ПОДОСИННИКОВ
Председатель Омского городского Совета
(
г. Омск)
О работе Омского городского Совета в условиях разделения функций между представительной и исполнительной властью
Основными функциями представительного органа местного самоуправления являются правотворческая и контрольная. Именно эти направления являются главными в деятельности Омского городского Совета. Процесс принятия в городе Омске нормативно-правовых актов, в частности, решений Омского городского Совета, осуществляется в условиях закономерного разделения функций между представительной и исполнительной властями. Омский городской Совет как представительный орган городского самоуправления разрабатывает и принимает решения, а администрация как исполнительный орган городского самоуправления разрабатывает и представляет проекты решений Совету для их принятия. Такое разделение полномочий закреплено в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в областном законе "О местном самоуправлении в Омской области", а также подробно прописано в Уставе города Омска. Остановимся на некоторых особенностях такой работы.
1). В соответствии со ст. 48 Устава г. Омска, ст. 25 Регламента Омского городского Совета правом внесения вопросов на рассмотрение Омского городского Совета от имени городской администрации обладает исключительно глава городского самоуправления. Установление подобного принципа призвано обеспечить согласованную и последовательную работу депутатов городского Совета и администрации города при подготовке проектов решений. Наделение Уставом города правом правотворческой инициативы только главы городского самоуправления позволяет избежать несогласованности в действиях различных департаментов и служб администрации города, поскольку при подготовке решений Совета различные службы городской администрации могут быть заинтересованы в различном решении одного вопроса, и столкновение этих позиций при рассмотрении вопроса в городском Совете не может способствовать выбору оптимального, верного решения
, не повышает авторитет в целом муниципальной власти в городе.Анализ действующих решений Омского городского Совета за последние два года позволяет сделать вывод о том, что значительное число проектов решений вносят депутаты Омского городского Совета. К примеру, по инициативе депутатов было принято большинство важнейших решений, регулирующих отношения в сфере собственности, в частности, одними из последних можно назвать решения "Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание, реорганизация и ликвидация которых осуществляется с согласия Омского городского Совета", "Об определении доли муниципального жилищного фонда, предоставляемого на условиях социального найма, по договорам аренды и купли-продажи" и "О порядке приватизации путем выкупа объектов недвижимости, сданных в аренду". По инициативе депутатов внесены изменения в решение, регулирующее порядок оплаты сверхнормативной площади жилья и второго жилья, принято решение о дальнейших мерах, направленных на стабилизацию деятельности городского пассажирского транспорта, изменен порядок перевода жилых помещений в нежилые. Несколько слов хотелось бы сказать о процессе принятия последнего решения. Оно рождалось в сложных спорах, дискуссиях между депутатами Омского городского Совета, специалистами администрации, представителями общественности. Деятельность рабочей группы, специально созданной для проработки этого вопроса, неоднократно освещалась в средствах массовой информации. Кроме того, первоначально принятое депутатами решение
было отклонено главой городского самоуправления, и в окончательной редакции оно принято после устранения всех спорных положений. Более того, депутатами городского Совета на базе этого решения был разработан и направлен в Законодательное Собрание области проект областного закона, регулирующий процедуру перевода помещений жилого фонда в нежилой, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, и данный порядок может быть установлен областным законом. Принятие последних решений было основано на обращениях избирателей, жителей города Омска к своим депутатам. В финансово-экономической сфере по инициативе депутатов Омского городского Совета были приняты решения о создании Контрольно-счетной палаты – важнейшего органа бюджетного контроля, о порядке расходования средств резервных фондов административных округов г. Омска и некоторые другие.2). К числу специфических особенностей работы Омского городского Совета относится и то, что формируемая депутатами, городским Советом в целом повестка заседания Совета
утверждается главой городского самоуправления. По Уставу г. Омска глава вправе вносить предложения о включении либо невключении того или иного вопроса в повестку заседания Совета. Установление такого принципа в регламенте Омского городского Совета укрепляет профессиональные и деловые связи депутатов и соответствующих структур администрации г. Омска и предполагает максимально активное участие исполнительных органов в формировании вопросов, которые будут рассматриваться на заседании Совета. Вместе с тем, такое участие ни в коей мере не умаляет самостоятельности Омского городского Совета как представительного органа и его приоритетного положения в системе органов городского самоуправления.3). Важнейшим, по нашему мнению, этапом подготовки проектов решений Совета является работа депутатов городского Совета и специалистов администрации города в режиме рабочих групп Омского городского Совета. Это тем более важно, поскольку абсолютное большинство проектов решений требуют, как правило, более тщательной, серьезной правовой и иной проработки. Рабочие группы являются временными органами Омского городского Совета. Они создаются постановлением Совета. Кроме того, в Омском городском Совете получила распространение практика образования рабочих групп и решениями постоянных комиссий. Деятельность рабочих групп является в настоящее время нормой работы депутатов городского Совета. В их работе активное участие принимают не только представители администрации и ее служб (особенно, со стороны Департамента финансов и экономики, Департамента недвижимости), но и представители прокуратуры, налоговых органов, антимонопольного управления, общественных формирований, а также заинтересованные юридические и физические лица. По результатам своей деятельности рабочие группы представляют профильной комиссии доклад по существу вопроса, подготовленный с учетом мнения всех сторон проект решения. Большинство общезначимых решений Совета, затрагивающих интересы жителей г. Омска, муниципальных предприятий и учреждений предварительно проходит через рабочие группы. В качестве примера можно привести рабочую группу по разработке новой редакции Устава г. Омска (проведено более десяти заседаний), рабочую группу по разработке положения о территориальном общественном самоуправлении, ежегодно создаваемые рабочие группы по рассмотрению городского бюджета на очередной финансовый год и множество других. Особо хотелось бы сказать о рабочей группе по изменению Положения о предоставлении в пользование муниципального нежилого фонда в городе Омске. В результате долгой и кропотливой работы (рабочая группа работала более полугода) был найден разумный компромисс между арендаторами и департаментом недвижимости по поводу методики расчета арендной платы, определяемой в том числе исходя из коэффициента зонирования.
Рабочие группы сегодня стали механизмом взаимодействия Омского городского Совета и исполнительных органов городского самоуправления в правотворческом процессе. В результате возросло качество подготавливаемых решений, глубина проработанности вопросов, повысилась эффективность заседаний Совета и оперативность принятия на них решений, поскольку все вопросы, представленные на Совет, тщательно проработаны на заседаниях рабочих групп и постоянных комиссий.
Важнейшей функцией представительного органа является контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе за соблюдением ими решений представительного органа. Депутаты Омского городского Совета в своей деятельности используют следующие формы контроля:
1).
Депутатские запросы и вопросы к должностным лицам местной администрации, руководителям предприятий и учреждений, расположенных на территории города по вопросам, входящим в компетенцию городского Совета. Депутаты Омского городского Совета активно используют этот механизм контроля и взаимодействия с главой городского самоуправления и органами городской администрации, поскольку должностные лица городской администрации достаточно оперативно реагируют на эти обращения. За последнее время более десятка обращений депутатов Омского городского Совета было признано постановлением Совета депутатскими запросами. В качестве примеров использования этого механизма депутатами Омского городского Совета можно привести депутатский запрос к главе городского самоуправления с предложением принять меры к исполнению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" на территории города в части предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг; депутатский запрос по поводу теплоснабжения отдельных микрорайонов; депутатский запрос о расходовании бюджетных средств на строительство дома-интерната для пожилых людей и другие.2). Немаловажное значение в работе депутатов имеют депутатские проверки (расследования). Возможность их проведения по требованию не менее трех депутатов предусмотрена Законом Омской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Омской области". В частности, в октябре 2000г. Омский городской Совет своим решением создал депутатскую группу по проверке деятельности одного из омских заводов и контролю за расходованием топлива на котельной этого завода. Необходимость проверки и контроля за рациональным использованием топлива, закупленного за счет средств городского бюджета, была вызвана критической ситуацией, сложившейся с отоплением объектов жилья и соцкультбыта прилегающего к заводу микрорайона. В результате проведения мероприятий ситуацию удалось стабилизировать. Необходимо отметить, что депутаты не должны бояться брать на себя ответственность за проведение подобных проверок в рамках своей компетенции, поскольку это действенный механизм влияния на деятельность исполнительных органов, предприятий, учреждений, и, в первую очередь, это механизм защиты прав и интересов жителей города, представителями которых и выступают депутаты.
3). Депутаты Омского городского Совета и любых представительных органов имеют значительные полномочия в области финансового контроля и контроля за использованием бюджетных средств. В Омском городском Совете создана и эффективно работает постоянная финансово-экономическая комиссия, одной из задач которой является осуществление контроля за исполнением городского бюджета и другие вопросы финансового характера. Кроме того, Омский городской Совет своим решением от 10.10.2001г. утвердил Положение о Контрольно-счетной палате города Омска. У Контрольно-счетной палаты особый правовой статус – это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Омским городским Советом и подотчетный ему. Контрольно-счетная палата создается для реализации контрольных полномочий Омского городского Совета, что, безусловно, повысит профессионализм работы Совета по рассмотрению бюджетных и других финансовых вопросов. Контрольно-счетная палата является перспективным институтом финансового контроля на местном уровне.
Кроме сказанного можно также выделить и некоторые другие формы взаимоотношений представительных и исполнительных органов местного самоуправления. В частности:
1). В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления полномочия, которые осуществляются местными исполнительными органами, и их деятельность должны быть подотчетны выборным представительным органам. Федеральным законодательством, законодательством Омской области установлена подотчетность местной администрации и ее главы представительному органу местного самоуправления. Данный принцип организации местного самоуправления в городе Омске проявляется в нескольких аспектах. Омский городской Совет своими решениями определяет общие правила и принципы поведения, которыми должны руководствоваться все органы и структуры городской администрации, муниципальные предприятия и учреждения. Их действия и правовые акты не могут вступать в противоречие с решениями Омского городского Совета, поскольку последние обладают более высокой юридической силой.
Глава городского самоуправления представляет Омскому городскому Совету ежегодный отчет о деятельности городской администрации, о выполнении принятых Советом решений. Отраслевыми законодательными актами установлены периодические отчеты исполнительных органов по определенным вопросам (например, ст. 241 Бюджетного кодекса РФ закрепляет обязанность исполнительных органов предоставлять представительным органам ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета). Кроме того, на заседаниях Совета депутаты заслушивают информацию служб администрации города по различным вопросам городского хозяйства. В качестве примера можно привести информацию о подготовке к зиме и отопительному сезону, информация о работе городского пассажирского транспорта, информация о подготовке и проекта городского бюджета, информация о летнем оздоровлении детей, информация о готовности образовательных учреждений к новому учебному году и др. Такое взаимодействие депутатов Совета и городских исполнительных органов направлено на более эффективное и оперативное управление городским хозяйством.
В соответствии с Уставом г. Омска Омский городской Совет осуществляет согласование кандидатуры первого заместителя главы городского самоуправления при назначении и освобождении его от должности. Первый заместитель во время отсутствия главы городского самоуправления временно осуществляет его полномочия, поэтому Уставом и предусмотрена более сложная процедура назначения на эту должность и освобождении от нее.
Чрезвычайно важным принципом подотчетности, заслуживающим самостоятельного упоминания, является право представительного органа выразить мотивированное недоверие должностным лицам местной администрации
. Омский городской Совет в соответствии с федеральным законодательством, Уставом г. Омска вправе принять решение о выражении недоверия должностному лицу городской администрации в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им действующего законодательства, Устава и решений Совета. В соответствии с Уставом г. Омска глава городского самоуправления выполняет решение Омского городского Совета и освобождает данное должностное лицо от выполнения служебных обязанностей. Следует отметить, что такие факты у нас встречаются. К примеру, в ноябре 1999г. в связи с неудовлетворительной работой городского пассажирского транспорта, многочисленными жалобами населения города, ненадлежащим исполнением руководством департамента транспорта своих обязанностей Омский городской Совет принял постановление, в котором выразил недоверие директору департамента транспорта и предложил главе городского самоуправления рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности директора департамента транспорта, бывшего в то время и заместителем главы администрации города. В результате предпринятых действий директор департамента был освобожден от занимаемой должности.2). Четкая, взаимосвязанная работа представительных и исполнительных органов местного самоуправления влияет и на взаимоотношения с более высоким уровнем власти – с органами государственной власти субъектов РФ. В частности, в соответствии с федеральным и областным законодательством правом законодательной инициативы в Законодательное Собрание Омской области наделен только представительный орган, который действует от имени муниципального образования в целом. В связи с этим любая законодательная инициатива главы городского самоуправления и городской администрации обязательно проходит через Омский городской Совет, причем, рассматривается на заседании Совета и депутаты своим решением утверждают либо отклоняют данную инициативу. Разумеется, депутаты городского Совета и сами принимают активное участие – в рамках своей компетенции – в законодательном процессе. Такие согласованные действия позволяют выражать интересы муниципального образования и его жителей.
3). Чрезвычайно актуальный и болезненный вопрос сегодня на местном уровне – это установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями населению города. Здесь как нигде необходимы согласованные действия и городского Совета, и городской администрации, поскольку именно данная сфера местного хозяйства касается каждого человека, каждого жителя города. В соответствии с Постановлением Правительства 1999г. №887 принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов. Правом проводить данную экспертизу обладают исключительно аккредитованные организации, указанные в одном из постановлений Госстроя РФ. До недавнего времени депутатам Совета чрезвычайно трудно было добиваться от администрации города при внесении в Совет проектов решений об изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги одновременного представления и экспертного заключения об экономической обоснованности данных изменений. Однако в настоящее время ситуация начала меняться в лучшую сторону, практика представления экспертных заключений стала получать развитие, хотя процесс этот в силу ряда причин идет не без труда.
В заключение можно отметить, что несмотря на установленный федеральным законодательством приоритет представительных органов (путем закрепления исключительной компетенции), в настоящее время все же имеются проблемы формирования более четких полномочий представительных и исполнительных органов, в том числе на федеральном и региональном уровнях. Омский городской Совет – на своем уровне – не уходит в сторону от решения этих вопросов. К примеру, в Законодательном Собрании Омской области сейчас идет работа над новой редакцией областного Закона "О местном самоуправлении в Омской области", и Омский городской Совет направил свои замечания и предложения по отдельным положениям Закона, в том числе и в области разграничения компетенции внутри местного самоуправления. Кроме того, активно идет правотворческая работа в этом направлении в самом городском Совете. Например, в прошлом году было принято решение Омского городского Совета, которым утвержден перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание, реорганизация и ликвидация которых осуществляется с согласия Омского городского Совета. Безусловно, принятие такого документа упорядочило работу по формированию объектов городской собственности и распоряжению ими. Следует отметить, что проблема разделения полномочий в сфере отношений собственности является наиболее актуальной, поскольку муниципальная собственность – экономическая и финансовая основа местного самоуправления, без нее невозможно осуществление органами местного самоуправления своих функций. Поэтому установление обязательных правил в этой сфере возможно только представительным органом местного самоуправления, как и принятие решений по конкретным, наиболее важным вопросам управления собственностью (в частности, об отчуждении недвижимого имущества, о создании или ликвидации муниципальных образовательных учреждений). Можно привести и другие решения Совета, упорядочившие работу городской администрации и ее служб по управлению городской собственностью.
Вместе с тем, остается много неурегулированных положений в области земельных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, других отраслей местного хозяйства. В частности, здесь можно отметить положительный опыт Омской области и города Омска. В областном Законе закреплено правило о том, что установление коммунальных платежей осуществляется исключительно в виде решений (нормативных актов) представительного органа. В нашем городе тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями населению города, устанавливаются Омским городским Советом, в то время как во многих других городах этот вопрос отнесен к компетенции главы муниципального образования, что, на наш взгляд, является не совсем обоснованным. Думается, такой жизненно важный вопрос должен решаться только представительным органом местного самоуправления при максимально активном участии населения, т.к. он затрагивает интересы каждого жителя.