В.Г. Старовойтов
к.э.н.
глава администрации Киржачского района Владимирской области
(г. Киржач Владимирской области)
Стратегический план развития муниципального образования – опыт разработки и реализации.
В последние годы в нашей стране, динамично изменяются общественно-политические и экономические отношения, происходит становление принципиально новых местных органов власти. В соответствии с новым законодательством муниципальные органы управления призваны заниматься непосредственно организацией жизни населения, они ближе к людям, решают их повседневные проблемы. Вместе с тем, на местные органы власти возложены задачи по социально-экономическому развитию своих территорий.
Следует отметить, что в своей деятельности местные власти в подавляющем своЈм большинстве испытывают острый дефицит финансовых и материальных средств, жЈстко ограничены по времени при решении стоящих перед ними задач. Т.е. условия их деятельности во многом схожи с деятельностью коммерческих структур в системе рыночных отношений.
Кроме того, муниципалитеты, как и бизнес структуры, находятся между собой в острой конкурентной борьбе за привлечение на свою территорию инвестиционных ресурсов.
В этих условиях, как показывает мировой опыт, местные органы власти зачастую рассматриваются как хозяйственная корпорация, а руководитель исполнительной власти как территориальный менеджер. При этом муниципалитеты в своей работе широко используют методы управления характерные для коммерческих структур такие как:
и др.
В своЈм выступлении я поделюсь опытом разработки и реализации стратегического плана развития муниципального образования Киржачский район Владимирской области.
В 2000-2001 годах по гранту выделенному Агентством международного развития, администрацией района совместно с холдинговой компанией "Тиком" (научными экспертами которой являются ученые РАГС) при содействии Совета по международным исследованиям и обменам (
IREX) в рамках реализации международного проекта "Партнерство: продолжение сотрудничества в новое столетие (SPAN)" разработана концепция стратегического развития г. Киржач и Киржачского района.С целью разработки концепции развития в Киржачском районе проведены глубокие социологические исследования. Так, с учетом сложившейся демографической ситуации, а также с учетом занятости населения в различных сферах деятельности анкетировано
почти 800 человек из сорокатысячного населения района.В опросе определялось видение жителями района основных целей развития, перечень основных проблем муниципального образования, выявлялись сильные и слабые стороны района, пути преодоления проблем и направлений развития.
Кроме того, среди наиболее политически и экономически активных представителей местного сообщества проведено несколько групповых обсуждений "мозговых атак" существующих проблем, при этом в динамичной форме вырабатывались пути их решения, определялись приоритеты развития.
В июне и сентябре 2001 года состоялись научно-практические конференции по развитию муниципальных образований, на которых разработанные по гранту материалы были представлены для обсуждения отечественным и зарубежным специалистам в сфере муниципального управления.
Среди представленных материалов помимо непосредственно Стратегии развития г. Киржач вызвали большой интерес два практических руководства по стратегическому планированию развития города:
- А. Л. Гапоненко, А. Н. Алисов, В. Г. Старовойтов, С. В. Тишкин. Стратегическое планирование развития города. Опыт построения отечественной модели. М. 2001.
- Т. М. Орлова. Управление развитием города: методические рекомендации местным администрациям по продвижению городов. М. 2001.
Разработанная концепция и практические руководства по стратегическому планированию развития города признаны полезными и рекомендованы для широкого использования.
Уже в процессе разработки стратегического плана развития в муниципальном образовании отмечены положительные изменения. Вовлечение населения в выработку целей и управление развитием привело к консолидации местного сообщества. Улучшились взаимоотношения местной власти с экономической и политической элитой муниципального образования.
В городе активно создаются рабочие места, практически ликвидирована безработица, значительно возросли налоговые поступления в местный бюджет. В рамках реализации Стратегии развития разработано несколько целевых программ, которые успешно выполняются. Так в соответствии с целевой программой "Развитие газификации Киржачского района" привлечены значительные финансовые средства, среди которых, бюджетные деньги, финансовые средства предприятий, а также средства населения.
За короткий промежуток времени построено более 60 км газораспределительных сетей, переведено на газообразное топливо 6 котельных, подан природный газ в 60 % квартир жилого фонда города, получен значительный экономический эффект, улучшена экологическая обстановка в городе Киржач.
Информация о теоретических разработках по стратегическому планированию в нашем муниципальном образовании, а также позитивные примеры реализации стратегии через публикации в печати и собственный вебсайт города Киржача в Интернет распространяется на всю Россию. Это несомненно повышает интерес к Киржачскому району о чем свидетельствуют несколько серьЈзных
инвестиционных предложений деловых кругов г. Москвы, Московской области, г. Владимира и др.Можно сказать, что наличие у муниципального образования стратегического плана является важным фактором его развития.
Разработка и реализация Стратегии развития Киржачского района позволяет существенно повысить, и в дальнейшем совершенствовать интеллектуальный потенциал сотрудников администрации района.
Внедряются новые методы управления, широко используются современные информационные технологии, всЈ это является залогом успешного развития муниципального образования на будущее.
Опыт разработки и реализации стратегического плана развития в Киржачском районе показывает эффективность применения новых современных технологий управления на муниципальном уровне, несомненно, стратегическое планирование развития является одним из путей реального повышения качества жизни населения.