ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
"О транспортно-экспедиционной деятельности".
по концепции проекта федерального закона РФ
Уважаемые члены Коллегии!
Уважаемые Коллеги!
Разрешите представить на Ваше рассмотрение отчет Межрегиональной ассоциации экспедиторов (МАЭ) о ходе выполнения государственного Контракта N 8-38- 30-97 от 20 октября 1997г. по теме: разработка проекта федерального закона Российской Федерации "О транспортно-экспедиционной деятельности". Исполнителем Контракта МАЭ в сжатые сроки были проведены организационные мероприятия, связанные с началом работ, к ним относятся:
Актуальность в условиях формирования рынка и обеспечение конкурентоспособности транспорта с целью защиты интересов российских перевозчиков и грузовладельцев требуют создания нормативно-правовой базы функционирования малого и среднего бизнеса в сфере транспортно-экспедиторских услуг.
Гражданский Кодекс Российской Федерации четко обозначил необходимость решения этой проблемы и разработки проекта закона о ТЭД.
Его разработка осуществляется в соответствии с основными положениями Гражданского Кодекса (глава 41) и имеет целью определить правовые, организационные и экономические основы транспортно-экспедиционной деятельности, компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по транспортно-экспедиционной деятельности, а также права и обязанности граждан и юридических лиц.
Создание единого нормативно-правового акта позволит:
Техническим заданием предусмотрены четыре этапа работы:
Первый этап: Обоснование необходимости принятия закона и разработки Концепции проекта закона Российской Федерации о транспортно-экспедиционной деятельности.
Второй этап: Социально-экономическая оценка последствий принятия закона.
Третий этап: Проект Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Четвертый этап: Рекомендации по разработке соответствующих подзаконных актов и сопровождение законопроекта при его согласовании и принятии.
В настоящее время закончены первые два этапа работы, а именно: за полтора месяца были разработаны четыре варианта Концепции, которые в рабочем порядке обсуждались у Заказчика в Управлении координации транспортных систем (УКТС) Минтранса России, у Кураторов: зам. начальника УКТС Кузнецова Алексея Георгиевича и начальника УКТС Гринева Александра Александровича, на совещании у Заместителя Министра Левого Владимира Даниловича: необходимая помощь оказывалась нам также со стороны Законодательно-правового управления
Смирновой Натальи Викторовны и Горбунова Валерия Александровича, а также Управления научно-технической политики Мартинюка Виктора Ивановича.
Члены правления МАЭ активно участвуют в работе над Концепцией и проектом закона о ТЭД.
15 декабря 1997 года в Министерство был сдан отчет и выданы документы по первому этапу работы:
он содержит:
Выходные документы были направлены на рассмотрение в 36 организаций, в том числе в научно-исследовательские институты всех видов транспорта, ИКТП, в управления Минтранса, в МПС, Министерство экономики Российской Федерации, транспортные и транспортно-экспедиторские ассоциации.
На сегодня получено 20 отзывов. Замечания и предложения, содержащиеся в полученных отзывах, требуют обсуждения и дополнительной проработки.
К сожалению, на сегодня еще не получены отзывы от МПС.
По окончании проработки названных замечаний и предложений, а также итогам сегодняшнего обсуждения Концепции в нее будут внесены соответствующие изменения и дополнения. После этого в марте с.г. она будет направлена на утверждения Заместителю Министра транспорта согласно техническому заданию.
У рабочей группы имеются предложения по третьему этапу работ- проекту закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
С одним из которых разрешите Вас ознакомить в общих чертах.
Проект Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности в Российской Федерации", должен состоять из 5 разделов.(предложен доктором юр.наук, проф. Егиазаровым Владимиром Абрамовичем).
Раздел 1. Общие положения.
В ст.1 проекта следует подчеркнуть роль и значение транспортной экспедиции в экономике и социальной сфере Российской Федерации, указать на чью деятельность распространяется действие настоящего Закона.
В ст.2 проекта расшифровываются основные понятия, которые применяются в Законе (например -услуга транспортной экспедиции; экспедитор и т.д.).
В ст.3 проекта указывается, каким законодательством регулируются отношения при осуществлении транспортной экспедиции, перечисляются законодательные акты. Особо подчеркивается, что Правила по оказанию транспортно-экспедиционных услуг гражданам утверждаются Правительством Российской Федерации (Закон о защите прав потребителей).
Правила, регулирующие деятельность транспортно-экспедиционных предприятий по всем другим вопросам утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
В ст.4 проекта определяется, в чьей собственности может находиться имущество транспортно-экспедиционных предприятий. Имущество транспортно-экспедиционных предприятий может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.
Структура предприятий, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, определяется собственником в каждом конкретном случае в соответствии с действующим законодательством.
В ст.5 проекта подчеркивается, что транспортно-экспедиционная деятельность может выполнятся перевозчиком, если это предусмотрено договором, заключенным между перевозчиком и клиентом. При этом на перевозчика распространяются все права и обязанности экспедитора.
Раздел 2. Организация транспортно-экспедиционной деятельности.
В ст.6.проекта взаимоотношения экспедиторов и других участников транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и населения, иными законодательными актами, договорами поручения, транспортной экспедиции, перевозки, агентского договора, комиссии, хранения и др., заключаемыми в соответствии с указанными правовыми нормами, а также действующими положениями Уставов железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта, морским и воздушными кодексами, правилами купли и продажи, а также международными нормами и конвенциями.
В ст.7.проекта правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и населения определяют:
Раздел 3. Государственное регулирование транспортно-экспедиционной деятельности.
В ст.8 проекта подчеркивается, что транспортно-экспедиционная деятельность подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством. Определяется порядок и особенности лицензирования.
В ст.9 проекта устанавливается, что Федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в транспортном комплексе (Министерство транспорта) вправе принимать меры по проведению антимонопольных мероприятий в транспортном комплексе и развитию добросовестной конкуренции на рынке транспортных услуг.
В ст.10 проекта подчеркивается необходимость государственного технического осмотра транспортных средств, осуществляющих услуги транспортно-экспедиционого характера.
В ст.11 проекта отмечается, что Федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в транспортном комплексе (Министерство транспорта) разрабатывает в установленном порядке правила применения и регистрации тарифов на услуги, осуществляемые транспортно-экспедиционными предприятиями.
В ст.12 проекта регулируются положения, связанные со страхованием различных аспектов транспортно-экспедиционной деятельности и участников транспортно-экспедиционного обслуживания. Определяются основные формы и условия страхования.
Раздел 4. Права и обязанности экспедитора и клиента при исполнении договора транспортной экспедиции.
В ст.13 проекта предусматриваются (раскрываются) обязанности экспедитора при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг (перечисляются услуги, оказываемые экспедитором).
В статье подчеркивается, что помимо основных обязанностей (услуг) по отношению к клиенту, экспедитор может оказывать клиенту дополнительные услуги, а также выполнение иных операций и услуг, которые могут быть предусмотрены договором, заключенным между экспедитором и клиентом.
В ст.14 проекта регулируются положения, связанные с заключением договора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Определяется форма договора, отмечаются существенные условия договора.
Подчеркивается, что клиент для осуществления экспедитором своих обязанностей, должен выдать ему доверенность, если это предусмотрено договором. Рассматриваются условия доверенности и права экспедитора, связанные с этим условием.
В ст.15 проекта определяется, какие транспортные документы необходимы при оформлении отношений, связанных с исполнением договора транспортной экспедиции.
В ст.16 проекта рассматриваются обязанности клиента при исполнении договора транспортной экспедиции, особо подчеркивается, что ненадлежащее исполнение клиентом своих обязанностей может служить основанием для приостановления действий договора транспортной экспедиции.
Раздел 5. Ответственность экспедитора и клиента по договору транспортной экспедиции.
В ст.17 проекта устанавливается ответственность экспедитора на ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции. При этом размер ответственности экспедитора определяется по основаниям главы 25 Гражданского Кодекса РФ. В статье перечисляются основания, освобождающие экспедитора от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции.
В ст.18 проекта устанавливается ответственность клиента за ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции.
В ст.19 проекта рассматриваются основания, при которых любая из сторон по договору транспортной экспедиции вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции. Рассматриваются последствия таких действий.
В ст.20 проекта регулируются вопросы международного сотрудничества. Международное сотрудничество в области транспортно- экспедиционного обслуживания осуществляется на основании международных договоров (соглашений). Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Кроме того имеются проекты концепции предложенные МАЭ и к.э.н. - консультантом морского агентства "Дудинка" Плужниковым Константином Ивановичем.
В связи с этим правление МАЭ приступило к формированию группы исполнителей третьего этапа работ согласно технического задания.
Группа исполнителей будет по численности примерно равна группе первого этапа работ.
В нее войдут опытные юристы, экономисты, управленцы и экспедиторы.
С исполнителями первого-второго этапов работ достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве.
Полагаю, что при активной, творческой и технологически грамотно организованной работе, с учетом положительного опыта сотрудничества с государственными, негосударственными и научными организациями, Межрегиональная Ассоциация Экспедиторов сможет в мае текущего года сдать Заказчику для рассмотрения на коллегии Министерства Транспорта Российской Федерации первый вариант проекта федерального Закона Российской Федерации о транспортно-экспедиционной деятельности.
Мы призываем всех, неравнодушных к становлению и развитию отечественной транспортной экспедиции в России, оказывать всестороннее содействие исполнителям третьего этапа работ по разработке проекта Закона о транспортно-экспедиционной деятельности!
Спасибо за внимание.
Президент Межрегиональной Ассоциации Экспедиторов
_________________ В.С.Жинкин
тел./факс 951-26-56 для связи с МАЭ
Приложение №1
к тезисам выступления "О транспортно-экспедиционной деятельности" по концепции проекта федерального закона Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Беляева О. Л. | -вед. инженер, НИИАТ |
Винникова И.Е. | - к.э.н., НИИАТ |
Винокурова Т.А. | - к.т.н., ВНИИЖТ |
Вощинина Т.А. | - с.н.с., НИИАТ |
Гагарский Э.А. | - к.т.н., СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ |
Герасименко А.Н. | - член правления МАЭ |
Деканова Т.А. | - НИИ Генпрокуратуры |
Дудышкин Б.Н. | - НИИ Генпрокуратуры |
Жинкин В.С. | - Президент МАЭ |
Егиазаров В.А. | - д.ю.н., профессор, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ |
Коновалов В.В. | - Зам. Председателя правления МАЭ |
Маковский Ю.Б. | - к.э.н., Государственная академия водного транспорта |
Орел В.В. | - ИКТП |
Плужников К.И. | - к.э.н., консультант морского агентства "Дудинка" |
Саболин В.А. | - к.т.н., Научный центр комплексных транспортных проблем |
Середа Ю.В. | - Исполнительный директор, член правления МАЭ |
Ваши замечания, отзывы и предложения |
---|
© Copyright 1998 МКТ