Как известно, первая волна прошла в 1990-1992 годах, когда, например, через Архангельский порт прошли тысячи тонн продуктов питания, одежды, медикаментов и других грузов.
"ЭТО - АДСКИЙ ТРУД"
Рассказывает активный участник работы с гуманитарной помощью тех лет,
председатель Архангельской областной организации Красного Креста Валентина
Баданина.
- Гуманитарная помощь - это адский труд. Когда мы начинали в 1990 году, все было доступно и понятно. Потом все стало обрастать различными инструкциями. Сейчас с содроганием думаешь, что придется готовить столько документов и преодолевать столько барьеров, что просто опускаются руки.
В последний раз мы оформляли документы на гуманитарную помощь летом прошлого года, когда нам из Эмдена передавали предметы по уходу за больными на дому. Немцы сами взялись за оформление таможенных документов и после того, как все было закончено, сказали, что это в последний раз. Слишком много сил уходит на контакты с таможней.
Раньше с гуманитарной помощью работала комиссия при главе администрации, которую возглавляла его заместитель по социальным вопросам М.Н.Белогубова и в которую входили представители таможни, Управления внутренних дел, ФСБ, церкви, транспорта и т.д. Сегодня такой комиссии нет, и все вопросы приходится решать в одиночку. А у нас в штабе областной организации - всего четыре человека.
- Валентина Васильевна, из общественных организаций в Архангельской области с гуманитарной помощью, да еще в таких объемах, насколько я знаю, работала только ваша организация. Накоплен опыт. Претензий к вам нет. Вам доверяют как посылающая, так и получающая сторона. Скажите, если бы какая-то организация нашла зарубежного партнера, готового оказать ей гуманитарную помощь, то Красный Крест мог бы помочь ей получить груз?
- В содействии мы никому не отказываем. Но у нас есть требование: то, что направляется, должно быть распределено среди социально незащищенных людей. Мы берем на себя ответственность, поэтому хотим знать, кому предназначена помощь, чтобы потом не было претензий.
ТАМОЖНЯ ДАЕТ "ДОБРО", НО СОВЕТУЕТ
За разъяснением, что такое "гуманитарная помощь" и как ее правильно
оформить для прохождения таможенного контроля, мы обратились к начальнику
отдела таможенного оформления и таможенного контроля Архангельской таможни
Михаилу Колобаеву.
- На сегодня действует постановление Правительства РФ от 18 марта 1992
года N 170 "О мерах по совершенствованию работы с гуманитарной помощью,
поступающей из-за рубежа" (с изменениями на 18 июня 1996 года), а также
приказ N 142 Таможенного комитета от 15 марта 1996 года "О порядке таможенного
оформления и применения льгот по уплате таможенных платежей в отношении
товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи".
Под гуманитарной помощью понимается безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости (одежда, обувь, медикаменты и медицинское оборудование), иные предметы, направляемые для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения.
Гуманитарная помощь освобождается от уплаты таможенных пошлин и других сборов. Но продажа товаров гуманитарной помощи запрещена. Вся выручка от такой продажи изымается и взыскиваются пошлины.
По одежде и обуви, новой или бывшей в употреблении, у нас вопросов нет. Мы ее пропускаем, потому что для этого не надо разрешений других государственных контролирующих органов. На другие предметы должен быть сертификат безопасности, который может быть представлен как передающей стороной, так и принимающей. Поэтому нам нужны документы от Центра стандартизации о безопасности предметов гуманитарной помощи или о том, что данные предметы не подлежат сертификации; от хлебоинспекции, если это мука; от Минздрава, если это медикаменты или медицинское оборудование и т.п. Все это требуется потому, что могут прислать лекарства с просроченным сроком годности или медоборудование, которое запрещено у нас использовать, или испорченные продукты питания. Обратиться в соответствующие контролирующие органы (думаю, что надо и оплатить расходы на анализы) должен получатель груза, а не таможенные органы.
Поэтому надо все оформлять заранее. Договариваясь о поставках медицинских изделий, следует обратиться в Москву за разрешением на ввоз. Например, наша медакадемия почему-то не захотела обращаться в Министерство здравоохранения за разрешением на ввоз медицинского оборудования. Груз долго лежал. Потом медакадемия нашла деньги и заплатила все пошлины и сборы вместо того, чтобы съездить в Москву.
Бывает и так. Говоришь: это пропустим как гуманитарную помощь, а это
нет. Присылают то, что нельзя, например, книги. Конечно, раньше требовалось
меньше документов. Но сейчас есть законодательство и инструкции, мы их
должны выполнять.
Другой очень важный момент. Общая стоимость гуманитарного груза не
должна превышать 10 тыс. ЭКЮ. Если стоимость составляет от 10 до 20 тыс.
ЭКЮ, то необходимо согласование с Северо-Западным таможенным управлением
(Санкт-Петербург) или решение Комиссии по вопросам гуманитарной помощи,
которая находится в Москве. Если стоимость превышает 20 тыс. ЭКЮ, то решение
комиссии должно быть обязательно.
Туда же надо обращаться, если ввозятся "иные предметы". Например, по
поводу ввоза швейных машинок обращались к нам инвалиды. Есть случаи, когда
комиссия давала разрешение на ввоз автомашин по просьбе одной из церквей
в Архангельске.
Когда какой-то организации может потребоваться разрешение комиссии,
то надо заранее, лучше за полгода, собрать все документы передающей стороны,
потому что на заседании комиссии, которые могут проходить раз в месяц,
необходимо представить определенный их перечень.
Например, в прошлом году из Эмдена пришел груз гуманитарной помощи, где была и сантехника, и автомашины, и другое оборудование. А разрешение комиссии было недействительным. Получением нового разрешения никто не стал заниматься. Таможне пришлось реализовать товар в доход государства.
В документах на гуманитарную помощь, которые отправлены с грузом или почтой, должно быть письмо или договор о взаимопомощи или о сотрудничестве с указанием, кому и от кого передается помощь. В судовых документах также записывается, что это "гуманитарная помощь". Кроме того, необходим счет-фактура, в котором обозначено наименование товара, их количество, стоимость каждого и итоговая сумма всей партии гуманитарной помощи.
После поступления груза в зону действия таможни он направляется на склад временного хранения, который может находиться в порту, на железной дороге или у какой-то коммерческой структуры. Это не склад таможни. Конечно же, за хранение приходится платить. Но это не наш бизнес. Таможня обязана сообщить о прохождении гуманитарных товаров на такую-то сумму в органы налоговой инспекции. А к нам должны поступить сведения о принимающей стороне.
Действительно, заниматься гуманитарной помощью - дело не простое, но тот, кто заранее заботится о документах и разрешениях, получает ее без проблем. К слову, в Мурманске создали комиссию по гуманитарной помощи, которая помогает решать все вопросы оформления документов, транспортировки товара и его распределения.
Какой вывод можно сделать из сказанного выше? На мой взгляд, если
российские и зарубежные партнеры договариваются о гуманитарной помощи (в
большинстве случаев - это благое дело), то российской стороне - и властям,
и таможне, и получателям - надо действовать так, чтобы дар не превращался
в обузу. Конечно же, в первую очередь, грузополучатель должен заранее правильно
оформить всю документацию. Возможно, есть смысл какой-то "продвинутой"
организации, располагающей ресурсами, грамотными и инициативными кадрами,
специализироваться на получении гуманитарной помощи для НКО. Многие зарубежные
отправители гуманитарной помощи предпочитают работать с общественными,
а не с государственными структурами.
Исполнительная власть тоже не должна стоять в стороне. В конечном итоге,
такая помощь частично снимает социальную напряженность и облегчает чиновникам
решение вопросов защиты малообеспеченных граждан, которые и избирают эту
власть.
г. Архангельск
Адрес комиссии по гуманитарной помощи: 103706, Москва, Биржевая пл.,
д. 1.
Контактный телефон: (095) 220-9803, факс: (095) 924-4022.
Сведения об авторе: Сергей Федоров - журналист, руководитель пресс-службы
Центра "Гарант", зам. главного редактора областной газеты "Волна"