В чем принципиальное отличие государственных и общественных организаций
друг от друга?
На какой основе могут строиться взаимоотношения между ними?
Каковы могут быть эти взаимоотношения?
Далее мы будем говорить в основном о некоммерческих, в том числе благотворительных организациях и организациях социального профиля. Однако технологические правила взаимоотношений с государственными структурами практически одинаковы для любых, неполитических, организаций третьего сектора, независимо от конкретного содержания их деятельности. Меняются названия потенциальных государственных партнеров, содержание и формы возможной совместной деятельности. Но технологии взаимодействия общественных и государственных структур определяются во многом особенностями системы государственной власти, государственного аппарата управления, нормами жесткой иерархии государственных учреждений и правилами государственного делопроизводства. Мы будем рады, если что-то полезное почерпнут для себя не только социальные, но и общественные некоммерческие организации других направлений деятельности.
Как видно из приведенной на следующей странице таблицы, государственные
организации - строго регламентированы, ограничены в свободе действий, численности,
формах и методах работы. Это - жесткий каркас, "скелет" жизни страны. Некоммерческие,
в том числе общественные, благотворительные - более свободны, гибки и многообразны
в выборе форм и методов своей работы. Их можно сравнить с нервной системой,
мышцами, органами дыхания общества. В чем же может заключаться потенциальная
основа взаимодействия и партнерства между государственной и общественной
организацией?
И те, и другие организации выполняют конкретные, реальные, социально
значимые задачи. И те, и другие заинтересованы в успешном или хотя бы формальном
их решении. Именно наличие общих социальных задач и потребность в их решении
может стать фундаментом возможного взаимодействия. А содержанием, смыслом
партнерства могут стать те составляющие, которые как бы дополняют недостающие
части каждого типа организаций. Например, использование материальной базы
государственных учреждений или вовлечение в общую социальную деятельность
и решение социальных задач, дополнительных ресурсов - граждан, готовых
к участию в активной работе. Тесное взаимодействие с общественностью может
стать одним из путей обеспечения конкретности и адресности социальной помощи.
Возможность расширения, через участие общественных организаций, форм и
методов работы также может стать перспективным направлением сотрудничества
названных структур.
Из сказанного очевидно, что поиск союзников и партнеров общественной
организации стоит начинать с государственных организаций и учреждений,
решающих аналогичные или схожие задачи. Для некоммерческих организаций,
в том числе благотворительных потенциальными партнерами, с которыми следует
познакомиться, в первую очередь, являются:
1 Органы местной (городской, районной, поселковой) администрации
и аппараты заместителя главы администрации по социальным вопросам (в Москве
- районные управы);
2 Комитеты и территориальные управления социальной защиты
населения (в Москве - районные управления социальной защиты населения);
3. Центры социального обслуживания населения;
4. Комитеты по делам семьи и молодежи (в Москве - соответствующий
комитет Правительства Москвы);
5. Территориальные фонды социальной поддержки населения;
6. Представительные органы власти (соответствующие комитеты
и комиссии городских Дум, районные собрания).
Совсем необязательно, что все указанные учреждения немедленно "распахнут
вам свои объятия". Но искать союзников следует именно там.
ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО, КОНФРОНТАЦИЯ ИЛИ…?
Некоторые общественные организации социального типа видят основное
содержание своей деятельности в том, чтобы бесконечно требовать и выпрашивать
везде и всюду различные виды помощи, а потом долго и напряженно ее распределять.
Создается впечатление, что организация создана исключительно с целью придать
слову "дай!" звучание целого хора. Но кроме задачи добывания льгот и благ,
существует множество других, более интересных возможностей изменить жизнь
обездоленных и нуждающихся людей к лучшему. Например, дать им возможность
получить профессию, обеспечить работой или создать такие условия, в которых
люди, страдающие от одиночества, могли бы удовлетворить свою потребность
в доброжелательном общении. Хотя для того, чтобы решить, например, такую
задачу, как обеспечение их рабочими местами, учитывающими особенности именно
этой социальной группы граждан, вряд ли достаточно просто прийти в свое
районное государственное Бюро по трудоустройству и потребовать: "Предоставьте
нашим подопечным именно те рабочие места, которые им нужны!" Эту задачу
потребительское "дай!" не решит. Здесь нужны другие подходы...
Из-за чего возникает конфронтация между общественными и государственными организациями? Если внимательно изучить случаи возникновения конфронтации или конфликтов между их представителями за последние три-пять лет (исключая факты из области психиатрии, а также Гражданского и Уголовного кодексов), выяснится, что наиболее распространенными являются следующие, чисто субъективные, причины:
Очень хотелось бы помочь вам научиться грамотно и правильно строить
отношения с представителями государственных учреждений и избежать непонимания
и недоразумений. Если вы уже некоторое время действуете в качестве руководителя
некоммерческой организации, и у вас до сих пор не очень удачно складывались
отношения с государственными учреждениями и представителями органов власти,
не огорчайтесь, при правильно построенном взаимодействии все может измениться.
Главное - всегда помнить, что ваше общение с чиновниками - это не личные
взаимоотношения, в которых на первое место выступают эмоциональные симпатии
и антипатии. Здесь совсем другое. Это умение правильно строить административные,
официальные отношения между двумя организациями (не людьми, а именно организациями).
И вполне возможно, что одной из причин установившегося между вами противостояния
или неприятия, было неумение строить эти отношения как официальные.
Справедливости ради, нужно отметить, что нередко и сотрудники государственных
учреждений не очень хорошо представляют себе, каким именно образом можно
эффективно использовать сотрудничество с общественными и другими некоммерческими
организациями. В таких случаях, наверное, не следует возмущаться или негодовать.
Представителям некоммерческого сектора стоит попробовать самим предложить
конкретные виды и формы возможного сотрудничества в виде социальных программ,
проектов совместных мероприятий или грамотно оформленных предложений по
созданию новых организаций, таких, как клубы общения, группы творческой
реабилитации, союзы взаимопомощи и т. д. Обратите внимание на слово "предложить".
Слово "требовать" в этом случае не очень уместно. Лучше настроиться на
поиск взаимоприемлемых и взаимоинтересных форм сотрудничества. И искать
эти формы, даже в тех случаях, когда, на первых порах, взаимопонимание
достигается с трудом.
КАК ГРАМОТНО УСТАНАВЛИВАТЬ КОНТАКТ
К визиту в государственную организацию следует подготовиться. Главными
документами Вашей организации, такими же важными, как паспорт для любого
гражданина, являются Свидетельство о регистрации и Устав. Вам имеет смысл
сделать несколько ксерокопий этих документов для того, чтобы вы имели возможность
передать комплекты этих ксерокопий в те государственные учреждения, с которыми
будете контактировать.
Постарайтесь запастись фирменными бланками с названием, адресом и телефоном,
по которому с вами можно связаться. Такие бланки можно подготовить на компьютере
самому или попросить кого-нибудь из своих знакомых, потом сделать с них
20-30 копий. Этого хватит на длительное время. Текст писем может быть,
в крайнем случае, и рукописным. Ведь вы представляете общественную организацию,
которая может и не иметь пишущей машинки или компьютера. Все равно выглядеть
ваши письма будут цивилизованно и официально. Печать изготавливается и
регистрируется в установленном законом порядке.
Первым государственным учреждением, куда вам следует обратиться, естественно
после регистрирующего органа и налоговой инспекции, независимо от вашего
статуса (районная, городская, межрегиональная, всероссийская или международная
организация), должен быть орган местной исполнительной власти - местная
администрация и местное Управление или Комитет социальной защиты населения
- по адресу регистрации. Именно там должны оказаться первые комплекты копий
ваших регистрационных документов, а также официальные письма, в которых
вы кратко рассказываете о своей организации и выражаете принципиальную
готовность к сотрудничеству.
Во-первых, ваша местная администрация - это единственный орган государственной власти, который создан специально для того, чтобы заниматься вопросами, связанными с вашей организацией, так как вы юридически "проживаете" на его территории, а она отвечает за все, что на ее территории происходит. Во-вторых, сотрудники администрации расскажут вам немало нового и полезного о том, что происходит в районе, какие, родственные вашей государственные, некоммерческие и коммерческие структуры здесь функционируют, что они делают, когда и где вы могли бы встретиться и познакомиться. Вполне вероятно, что вам предложат конкретные формы сотрудничества или реальную помощь в решении какой-нибудь совершенно неразрешимой задачи, например, помещения для работы. Если вы уже некоторое время действуете и до сих пор не познакомились с местной администрацией - обязательно исправьте эту ошибку! К тому же, в случае, если вы не найдете сфер соприкосновения, ни вас, ни административные органы это знакомство практически ни к чему не обяжет. Просто вы поведете себя как законопослушные, грамотные и вежливые в отношении властей граждане, а местная власть получит возможность узнать, что на ее территории появилась еще одна организация социального профиля, которая имеет все необходимые, законным образом оформленные документы, и ведет себя культурно и цивилизованно... Теперь, в случае необходимости, вы всегда сможете обратиться в "свои" органы государственной власти, которые в официальном порядке подтвердят, что ваша организация - не миф и не вымысел, а действительно существует, известна и имеет место прописки - район и адрес такой-то.
Придя в любое государственное учреждение, необходимо выяснить, кто отвечает за решение задач, аналогичных тем, которыми занимается ваша организация, и кто является их непосредственным исполнителем. Это могут быть, например, руководитель отдела и конкретный специалист, занимающийся в отделе этим направлением работы. С ними следует познакомиться и выяснить степень готовности к сотрудничеству.
Заинтересованность каждого из них может быть от "абсолютного нуля" до живого участия и понимания. Не стоит путать вежливость к посетителю и подлинную готовность к взаимодействию. Одним из признаков возможной перспективности вашего знакомства является возникновение диалога, в котором сотрудник государственного учреждения, со своей стороны, проявляет знания и интерес к кругу проблем, которыми вы лично и ваша организация занимаетесь. Это может выражаться в его вопросах или комментариях по существу, в репликах или, наоборот, достаточно подробном обсуждении содержания вашей дальнейшей деятельности, планов и возможностей.
Нелишне напомнить, что подобные официальные "визиты знакомства" должен совершать не рядовой сотрудник, а руководитель организации. Одна из очень распространенных ошибок: сначала руководитель "уступает" свои обязанности сотрудникам, потом у организации появляются два руководителя, забрасывающие государственных чиновников письмами и разъяснениями, кто "настоящий", а кто самозванец. Во избежание подобных недоразумений, руководитель должен сам выполнять не только свои руководящие, но и положенные представительские функции.
Будьте готовы к тому, что даже при самом благоприятно наладившемся контакте, наибольшую активность в дальнейшем все равно придется проявлять вам. Это зачастую объясняется не отсутствием интереса или желания работать, а острейшим дефицитом практически у каждого работника государственного учреждения социальной сферы времени и сил для решения многочисленных проблем и внезапно возникающих острых ситуаций. Кроме того, в любом, даже не очень большом районе, как правило, имеется несколько структур и обществ различных организационно-правовых форм, решающих аналогичные или сходные задачи. Успешность работы каждой из них во многом зависит от активности, компетентности, деловых и личных качеств руководителя.
Как вы думаете, чем отличается деловая встреча с государственным чиновником от свидания с приятелем? Совершенно не исключено, что милая "государственная дама" напоит вас чаем, и беседа с ней будет не менее приятна и интересна, чем встреча с хорошей подругой. В данном случае принципиальная разница заключается в том, что "государственная дама", какой бы милой она ни была, является официальным лицом, а значит, итогом вашей беседы должна стать "бумага" - документ, в котором должны быть отражены основные моменты, по которым вы нашли точки соприкосновения. Во-первых, он даст вам официальные основания для дальнейшего сотрудничества или взаимодействия, а во-вторых, поможет и вам, и сотруднику государственного учреждения в любой момент вспомнить, о чем именно и когда вы разговаривали.
Каким должен быть документ, направленный в государственное учреждение в целях "установления контакта"? Это должно быть письмо на бланке, с печатью, на имя руководителя государственного учреждения (главы городской или районной администрации, начальника управления социальной защиты населения и т.д.), в котором нужно кратко изложить, что у вас за организация, кого и зачем объединяет, когда зарегистрирована, чем собирается заниматься и какие виды и формы взаимодействия предлагает, естественно, с учетом тех моментов, которые вы обсудили во время первой встречи в этой организации. К письму нужно приложить копию Устава и регистрационного свидетельства. После вашего знакомства в любом государственном учреждении, обязательно договоритесь, когда вы сможете передать свои официальные документы. После передачи этих "верительных грамот" и их регистрации (число и регистрационный номер полезно записать на своей копии письма), можете считать знакомство состоявшимся.
Посетив несколько учреждений и организаций и выяснив для себя степень заинтересованности в сотрудничестве каждой из них, выберите те, которые, с вашей точки зрения, являются наиболее перспективными в плане дальнейших общих действий, и контактируйте в дальнейшем уже в основном с ними, не забывая время от времени напоминать о себе письмами в местные органы власти, например, приглашая их к участию в готовящихся акциях или мероприятиях.
ЕЩЕ РАЗ ОБ "ОСНОВАХ БЕЗОПАСНОСТИ"!
Очень серьезно напоминаем вам шутливый совет одного предприимчивого
и энергичного литературного персонажа: "Чтите Уголовный кодекс!". Какими
бы заманчивыми не были предложения о партнерстве в "отмывании денег" или
уклонении от налогов, не увлекайтесь противозаконными идеями, кажущимися
вам реальным и простым источником дохода! Не забывайте, что закон и органы
государственной власти смогут поддержать и защитить вас, вашу организацию
и ее сотрудников только в том случае, если вы действуете в пределах установленного
правового пространства. Как только, нарушая законы, вы выходите за пределы
этого пространства, то рискуете оказаться один на один с людьми, которые
из-за денег, прибыли или риска разоблачения могут нарушить и другие законы,
например, те, которые охраняют вашу собственную безопасность или безопасность
близких вам людей.
Сведения об авторе: Светлана Суворова - главный специалист Республиканского (Федерального) фонда социальной поддержки населения