Вопрос: Наша общественная организация объединяет родителей, дети которых страдают тяжелым наследственным заболеванием. Мы занимаемся обучением детей, их физическим развитием, организацией досуга, в общем, стараемся делать все возможное, чтобы у детей-инвалидов была полноценная жизнь. Несмотря на то, что целью деятельности организации является всесторонняя реабилитация инвалидов, налоговые органы отказывают нам в праве использовать льготы, предоставленные законодательством для общественных организаций инвалидов. Правомерна ли их позиция?
Ответ: До 13 января 1999 г. в федеральном законодательстве отсутствовало четкое определение общественных организаций инвалидов, что порождало не только проблемы обоснованности использования налоговых льгот, предоставленных этой категории юридических лиц, но и откровенную несправедливость.
Вопрос о том, является ли юридическое лицо общественной организацией
инвалидов, решается при регистрации, и основным критерием при этом служит
членство в организации инвалидов. Поскольку на федеральном уровне не было
никаких указаний на этот счет, каждый субъект Российской Федерации решал
вопрос по-своему. Так, Управление юстиции Москвы на протяжение некоторого
времени регистрировало общественные организации при условии 60-процентного
членства инвалидов, Управление юстиции Санкт-Петербурга - 100-процентного.
В Законе Московской области от 29 декабря 1995 г. "О льготном налогообложении
в Московской области" (статья 15) общественные организации инвалидов определяются
как организации, в которых число инвалидов составляет не менее
90 процентов от общей численности членов. При этом целями уставной
деятельности таких организаций должно предусматриваться улучшение
материального положения и социальная реабилитация инвалидов.
Пенсионный фонд Российской Федерации всегда настаивал на том,
что льготы по уплате взносов могут быть предоставлены лишь тем общественным
организациям, членами которых являются исключительно инвалиды (см. письмо
Пенсионного фонда РФ от 18 июля 1996 г. N ЮЛ-09-11/4978-ИН "Об освобождении
общественных объединений от уплаты страховых взносов").
Нередки случаи, когда общественную организацию создают родители детей-инвалидов.
Несмотря на то, что деятельность такой организации, как правило, направлена
на социальную реабилитацию детей-инвалидов, содействие их образованию,
лечению и другие социально значимые цели, подобная организация не могла
считаться общественной организацией инвалидов и пользоваться соответствующими
налоговыми льготами. Создать организацию, членами которой были бы одновременно
и дети-инвалиды и их родители, невозможно по другой причине: дети до 18
лет могут быть членами только детской (с 8 лет) или молодежной (с 14 лет)
организации (ст. 19 Федерального закона "Об общественных объединениях"
от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
13 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации". Закон дополнен юридическим определением
общественных организаций инвалидов, каковыми теперь признаются организации,
созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты
прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами
возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов
которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей,
опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы
(ассоциации) указанных организаций.
Таким образом, в настоящее время для того, чтобы общественная организация
могла воспользоваться налоговыми льготами, предоставленными законом общественным
организациям инвалидов, она должна соответствовать трем условиям.
1. Общественная организация создана инвалидами и лицами, представляющими
их интересы. Лицами, представляющими интересы инвалидов, могут быть родители,
усыновители, опекуны, попечители. Кроме перечисленных физических лиц, к
"лицам, представляющим интересы инвалидов", должны быть отнесены и юридические
лица - общественные организации, если в соответствии с уставами они представляют
интересы инвалидов. Такая формулировка ставит точку в спорах с Пенсионным
фондом, который категорически возражал против предоставления льгот тем
организациям инвалидов, в числе учредителей или членов которых были юридические
лица.
2. Инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) должны составлять не менее 80 процентов членов организации. Никакого соотношения числа инвалидов и их законных представителей не установлено, и это означает, что оно может быть любым, например 79 процентов родителей детей инвалидов, 1 процент инвалидов и 20 процентов лиц, не относящихся ни к той, ни к другой категории.
3. Особую важность в свете принятых дополнений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приобретают цели, ради которых создана общественная организация инвалидов. В законе перечислены три цели, соединенные союзом "и", т.е., строго говоря, в уставах общественных организаций инвалидов они должны присутствовать все три: (1) защита прав и законных интересов инвалидов, (2) обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, (3) решение задач общественной интеграции инвалидов.
Термин "обеспечение равных возможностей" означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными инвалидам так же, как и другим гражданам.
Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций на 48-й сессии 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96), отводят значительную роль в этом процессе общественным организациям инвалидов.
В рамках Правил общественная организация способствует обеспечению равных возможностей для инвалидов, если она решает, в частности, следующие задачи:
Видами деятельности общественной организации инвалидов, способствующими обеспечению равных возможностей для инвалидов, в частности, являются:
Вопрос: Правда ли, что в 1999 году общественные организации инвалидов лишились льготы по уплате взносов в государственные внебюджетные социальные фонды?
Ответ: В 1999 году для общественных организаций инвалидов произошли существенные изменения в вопросе уплаты взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Опубликованный 6 января 1999 г. в "Российской газете" Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" освободил от уплаты взносов во все фонды только общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов. Напомню, что к общероссийским общественным организациям относятся те, которые имеют отделения, организации или филиалы и представительства на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Льготой могут воспользоваться не только общероссийские организации в целом, но и их региональные и территориальные организации.
В 1998 году не платили взносы в Пенсионный фонд РФ все хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и численность работающих инвалидов на которых составляла не менее 50 процентов от общей численности работающих. В 1999 году этой льготой могут воспользоваться лишь те хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов только общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций, при условии, что численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В отношении уплаты взносов хозяйственными обществами в остальные внебюджетные фонды (Фонд занятости РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования) произошли следующие изменения. Хозяйственные общества, уставный капитал которых состоял из вкладов местных, региональных и межрегиональных общественных организаций инвалидов в 1998 году платили взносы в эти фонды в полном объеме и в 1999 году будут платить так же. Хозяйственные общества, уставный капитал которых состоял из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов имели в 1998 году безусловное освобождение от уплаты взносов в эти фонды, а в 1999 году могут воспользоваться льготой лишь при условии, что численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
До 1 июля 1999 г. (окончания срока обязательной реорганизации) продолжают существовать коммерческие организации, собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов. В 1998 году все они были освобождены от уплаты взносов во все внебюджетные социальные фонды. В 1999 году освобождаются от уплаты взносов только те организации, единственным собственником имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, а также их региональные и территориальные организации.
Из вышесказанного следует, что в отношении уплаты взносов во внебюджетные фонды положение многих общественных организаций инвалидов значительно ухудшилось. Утешением для них может служить тот факт, что с 1999 года во все внебюджетные фонды не начисляются взносы на выплаты, начисленные по всем основаниям независимо от источников финансирования (включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказания услуг) в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку эта льгота распространяется на организации любых организационно-правовых форм, то не начислять взносы на эти выплаты могут и общественные организации инвалидов, и хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит из их вкладов, и предприятия, находящиеся в их собственности.