За весь период работы сюда по телефонам доверия позвонили около 2500 человек, 600 - получили очные консультации специалистов. В мае 1998 году в честь 50-летия планов Маршалла и Римского соглашения "Сабр", наряду с другими общественными организациями, был награжден дипломом Европейского сообщества за успехи в развитии демократии и гражданского общества, подписанным Биллом Клинтоном, Тонни Блейром и Жаком Сантерсом. Возглавляет центр Мавлюда Ширинова. Ей 42 года. Замужем. Имеет двоих детей. По образованию экономист. Окончила Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности, Российский социальный институт в Москве по направлению ўсоциальный менеджмент¤. В рамках программы республиканской ассоциации "Олима" и TACIS "Участие женщин Узбекистана в демократизации общества" стажировалась в Великобритании. Сегодня с Мавлюдой Шириновой беседует наш корреспондент Наталья Секрет:
- Ваша организация именуется Центром доверия. Имеется в виду взаимное чувство: доверься нам, потому что мы верим тебе?
- Я бы добавила: и мы непременно постараемся помочь. Конечно, мы не рассчитывали, что, как только громогласно объявим о себе, о своем желании и намерениях помочь всем, кто нуждается в помощи, к нам сразу потянутся за теплом и участием. Даже при условии, что помощь эта безвозмездная. Доверие нужно завоевать. Нужен был пример, желательно не один, свидетельствующий о нашей состоятельности, о нашей необходимости попавшим в сложные жизненные ситуации. Те немногие, кто звонил нам поначалу, возможно, и не рассчитывали на определенный результат. Просто им было плохо. А мы ждали их, готовы были помочь не простым житейским участием, а профессионализмом юристов, психологов, врачей.
- Что Вы имеете в виду, говоря о сложных жизненных ситуациях?
- Таких ситуаций достаточно много, особенно в жизни женщины. Глубокие проблемы могут возникнуть из-за домашних конфликтов, нарушения прав самых уязвимых членов семьи - женщин и детей, низкого уровня образованности женщин, отсутствия трудовой активности и, как следствие - финансовой зависимости и многого другого. Для некоторых наших подопечных эти проблемы оказались настолько серьезными, что вызвали различные формы физического нездоровья, тяжелого депрессивного состояния, с которыми невозможно справиться без квалифицированной длительной психологической и психотерапевтической помощи.
- Однако не в традициях общества, тем более на Востоке, вмешиваться в чью-либо частную жизнь. Как была воспринята ваша деятельность?
- С пониманием. Мы никому ничего не навязывали, а разъясняли смысл того, что могли дать. И терпеливо ждали: общение должно было строиться на абсолютном доверии. Поэтому один из главных принципов нашей работы - анонимность и конфиденциальность. Конечно, мы учитывали менталитет восточных женщин, не позволяющий им в силу воспитания, сложившихся традиций "выносить сор из избы" - делиться с кем бы то ни было своими проблемами. Боязнь огласки и потери авторитета у членов семьи, окружения заставляли их оставаться наедине со своими горестями. Осложнялась наша работа и тем, что у многих сельских женщин не было телефонов, некоторых настораживало, что услуги центра - бесплатны. Тогда мы решили, что нас должны видеть и знать. И стали выезжать в районы, проводить встречи, выездные консультации, анкетирование. Очень помогли нам журналисты. Немного забегу вперед и скажу, что сегодня у нас свой цикл передач на Самаркандском телевидении, посвященный проблемам внутрисемейных отношений, психологической совместимости ее членов. С июля 1997 года по просьбе городского отдела ЗАГС проводим индивидуальные консультации для молодых, вступающих в брак. И мы добились главного - доверия общества. Зазвонил наш телефон, к нам стали приходить на очные консультации. Стало возможным работать с родственниками тех, кого мы брали под свою опеку. Речь идет о женщинах, а иногда о детях, пострадавших морально и физически от драматических развязок семейных конфликтов. Для таких женщин и детей при поддержке Информационного агентства США в ноябре 1998 года при "Сабре" был открыт международный реабилитационный центр "Умид".
- Вряд ли это означает, что работать стало легче.
- Нет, конечно. Бывает, мы попадаем в такие сложные ситуации, что при всей опытности и профессионализме теряемся, не знаем, что предпринять. Нередки так называемые звонки молчания или внутреннего говорения. Если позвонивший молчит больше двух минут, это уже тревожный симптом. Психологам приходится изрядно потрудиться, потому что их монологи обращены в тишину, молчание, за которыми - боль. Случается, после таких "бесед" молчуны приходят на очные консультации.
- Чтобы справиться со всем этим, потребовалась, наверное, целая армия специалистов?
- Это было бы неплохо, но "Сабр" - негосударственная, неприбыльная организация, не располагающая большими финансовыми возможностями, осуществляющая свою миссию на благотворительной основе. Из 90 претендентов были отобраны в штат только 6, среди которых: юрист, психолог, сексопатолог, гинеколог. Все остальные - волонтеры и представляют собой реальную профессионально подготовленную силу. Помогают нам студентки медицинских учебных заведений. Есть среди добровольных помощников и те, кому помогло наше участие в их судьбе.
- Наверняка за немалый срок центром накоплен богатый исследовательский материал. Можно ли систематизировать причины возникновения женских проблем?
- В начале прошлого года мы провели исследование социально-экономического положения женщин Самаркандской области. Были опрошены женщины в возрасте от 18 до 40 лет и более - самом, на наш взгляд, активном периоде становления и формирования личностных качеств. В предложенных анкетах содержался целый блок вопросов об отношении женщин к насилию, о знании ими своих прав, о том, как они совмещают профессиональную и семейную роли, об их участии в общественно-политической жизни, отношении к переходу к рыночной экономике. Анализ результатов исследования позволил разделить опрошенных на три почти равнозначные по численности группы.
К первой можно отнести женщин, уверенных в том, что за материальное обеспечение семьи должны нести ответственность мужчины. Причина этого кроется в воспитании, связанном с историческими и культурными традициями страны, закрепившими за женщиной определенное место в семье и обществе. В соответствии с этим устаревшим взглядом на разделение ролевых функций, супруги, свекровь и невестка строят свои взаимоотношения. В таких семьях женщины, с молчаливого согласия большинства, так и остались не просто слабым полом, но и наиболее дискриминируемой, зависимой частью населения. Существенное влияние на выработку подобного стереотипа мышления оказали ориентиры семидесяти предыдущих лет, приучившие к мысли о том, что все заботы о женщинах должно взять на себя государство. Многие ждут увеличения тех или иных пособий, не утруждая себя мыслью о том, что пришло время приложить усилия к достижению собственного благополучия и самостоятельности.
Вторая группа - женщины, которые хотели бы заниматься предпринимательством, но для этого им не хватает уверенности в себе, знаний, навыков и начального капитала. Особые трудности в этих вопросах испытывают сельчанки, поскольку слабо развитая инфраструктура села не оставляет им иного выхода, как начать свое дело, несмотря ни на какие трудности.
И, наконец, третья группа - женщины, уже владеющие навыками предпринимательства. Однако это обстоятельство, хотя и отличает их от женщин предыдущих групп, - не ограждает от комплекса трудноразрешимых проблем.
Таким образом, женщины каждой из упомянутых групп испытывают трудности определенного характера. Научно обоснованный анализ показывает, что основой проблем личности любой из социальных групп являются стянутые в тугой узел вопросы правосознания, профессионализма, психологии, логики поведения, проблем общения и даже медицины.
- Какое место в решении этих проблем определяет для себя "Сабр"?
- Прагматической целью центра является создание экспериментальной модели новой для Узбекистана формы социальной защиты женщин - бесплатной консультативной службы социально-психологической и юридической помощи. В первую очередь это касается женщин, так как их социальное здоровье обеспечит решение многих иных проблем общества, подготовит основу для воспитания новых поколений и воплощения в жизнь цивилизованной модели будущего узбекистанского общества. Для этого, помимо экстренной ситуативной помощи, центр предполагает организовать регулярные занятия, обучающие психологии экономических отношений, менеджменту, основам малого бизнеса, узбекистанского законодательства. Возможно и осуществление мероприятий по профессиональной переориентации. Методические и практические разработки этих идей создаются в тесном сотрудничестве со многими общественными и государственными организациями Европы. Высшим Билстонским колледжем Англии, Институтом экономики и устойчивого развития Франции, Нидерландской организацией по развитию партнерства (НОВИБ), Институтом "Открытое общество" и другими.
- Можно ли говорить о "феминизации" проблем в обществе?
- Вовсе нет. Кроме специфических женских проблем, существуют в обществе и ўуниверсальные¤, и даже мужские. Представьте, бывают ситуации, когда мужчина нуждается не только в совете и поддержке, но и защите от... женщины. От ее непонимания, необоснованных или преувеличенных претензий, от ее откровенной агрессии. Особенно в финансовых вопросах. Нам приходится работать, не только над последствиями житейских, бытовых конфликтов, но вникать в более глубокие и важные сферы, глобализовать свою задачу.
Вот почему мы считаем деятельность центра столь важной в нынешних условиях перехода к рыночной экономике - в результате потери значительной части населения своего прежнего относительно устойчивого социального статуса и необходимостью поиска новых форм и путей обретения его. Наряду с государственными органами, мы хотим выработать свою долгосрочную программу социальной помощи населению, вовлечения их в приносящую прибыль деятельность, обеспечивающую рабочие места, создать программы устойчивого развития. Мы не можем уничтожить проблемы, но помочь людям осознать причины и преодолеть их - нам по силам.
- Вы производите впечатление благополучной женщины, извините за прямолинейность, но зачем лично Вам все это нужно? Вас не раздражают чужие проблемы? Да и приобщение к чужой боли не может не иметь негативных последствий для психики.
- Меня раздражает то, что эти проблемы есть и они довольно живучи. Работая долгое время в различных общественных организациях, я насмотрелась на разные женские судьбы. Знаю, как подступиться к их проблемам. И еще я не могу чувствовать себя счастливой на фоне чьего-то горя. Испытываю большое удовлетворение от того, что смогла помочь кому-то выбраться из него. Конечно, для нас это не проходит бесследно. Тем более, что, согласно внутреннему уставу, мы не имеем права разглашать подробности жизни наших подопечных, делиться с кем бы то ни было. Помогают тренинги для персонала, которые проводит наш психолог не реже одного раза в месяц. Это позволяет сбросить отрицательную энергию. Иногда и вправду бывает туговато - сложный звонок или случай. Приходится продолжать работу даже дома. Мы называем это двойным дежурством. К счастью, дома меня понимают. У меня прекрасный муж, семья. В ней я черпаю свои силы. И все страхи отступают.
- А не маловато одного ўСабра¤ и нескольких десятков сострадательных сердец для решения проблем и преодоления жизненных труднейших ситуаций?
- Мы стараемся помочь во всех случаях, с которыми сталкиваемся. И нас становится все больше: немало женщин, с кем довелось иметь дело, кому удалось вернуть интерес к жизни и обрести в ней свое место, присоединились к нам, как друзья и помощники. Рассматривается идея создания подобных служб и в районах нашей области.
- Известно, что Вы получили лестное и довольно выгодное для успешной карьеры предложение.
Я отказалась...
г. Самарканд
Материал предоставлен редакцией журнала "Вестник благотворительности - Узбекистан"