Постарайтесь вспомнить тот первый день, когда вам стало ясно, что вы - в обществе. Возможно, по пути в школу вместе с другими ребятами? Или когда вы пришли в магазин и неожиданно поняли, что в мире гораздо больше людей, чем ваша семья и ваши друзья? Вы осознали, что ваша частная жизнь сочетается с общественной. Это заставило вас действовать в союзе с другими при решении общих проблем и разработки правил жизни. Вы осознали, что гражданственность - не скучная обязанность, а необходимость. У слова "политика" появился для вас новый смысл, связанный с деятельностью обычных граждан, и он стал обозначать гражданскую политику.
Зародившись как осознанная необходимость некоммерческие общественные организации очень скоро доказали реальную действенную силу, жизнестойкость и эффективность. Стало ясно, что государство может и должно рассматривать их в качестве партнеров в решении социальных, экономических, экологических и многих других проблем общества. А значит, назрела необходимость создания законодательной базы для деятельности НКО. В 1997 году специальной рабочей группой при участии эксперта ООН был подготовлен первый вариант закона республики Узбекистан "О негосударственных некоммерческих организациях", рассмотренный в первом чтении на 13-й сессии Олий Мажлиса.
С самого начала НКО всесторонне поддерживались различными международными организациями. Логическим продолжением этой работы стал проект "НПО и гражданское общество" осуществляемый с 1996 года Программой развития ООН (ПРООН). Его цель - содействие местным неправительственным организациям в их связях с государственными структурами и зарубежными партнерами, а так же техническая поддержка в подготовке нового законодательства о НКО.
Поддерживая организации, работающие в сферах социальной защиты и создания рабочих мест для малообеспеченных слоев населения, повышения статуса женщины, возрождения народных ремесел, защиты прав человека, ПРООН выделила в 1996-1997 годах гранты отдельным НКО на сумму 100 тысяч долларов США, спонсировала их участие в крупных международных форумах ("Центральная Азия 2010 г." в Алматы, на Ялтинской конференции по правам человека и других). В настоящее время готовится проект-предложение по учреждению специального центра для оказания различных услуг общественным организациям.
Но наиболее важно сегодня - дальнейшее участие ПРООН в судьбе нового закона, который должен регламентировать развитие гражданского общества в Узбекистане. Программой развития ООН совместно с Национальным центром по правам человека, республиканским фондом "Камолот" было организовано дискуссионное заседание представителей государственных структур, международных организаций, посольств и неправительственных организаций с целью обсуждения проекта закона. Разговор получился конкретный и конструктивный. В свободном обмене мнениями о проблемах НКО отразились разные позиции по вопросу роли и места общественных организаций в жизни республики.
Постоянный представитель и координатор ООН в Узбекистане Павел Крал и региональный уполномоченный представитель Фонда имени Конрада Аденауэра Вольфганг Шрайбер, отметили, что именно неправительственные организации наиболее быстро отвечают потребностям общества. Это своеобразные приводные ремни демократического развития. Закон о них станет новым свидетельством демократической культуры республики.
Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Олий Мажлиса Нурдинжон Исмаилов выразил мнение, что закон должен определить правовой статус НКО, упростить процедуру их создания и регистраций, гарантировать государственную поддержку их деятельности. Новый закон будет действовать в органическом единстве с действующим законом о деятельности общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов. В условиях формирования гражданского общества он станет действенным механизмом, способствующим повышению статуса и активности некоммерческих организаций, правовой культуры граждан, усилению общественного контроля, соблюдению прав и свобод граждан. Для того чтобы закон был исполняемым, по утверждению эксперта по неправительственным организациям Джамили Бабаджановой, при его подготовке необходимо учесть все нюансы. Как показывает мировая практика, в странах, где есть реальный стабильный неправительственный сектор, успешно развиваются экономика и демократия. Так, в США более 1,5 миллионов неправительственных организаций. Из них более одного миллиона - благотворительные. В Швеции - их более 180 тысяч, Великобритании - более 300 тысяч, а в Канаде - более 140 тысяч. Данные по Узбекистану разнятся. По сведениям Министерства юстиции - их более 450, Каунтерпарт консорциума - более 250, ICNL - более 1,5 тысяч.
Возникновение неправительственного сектора обусловлено социально-экономическими и социально-политическими причинами. Государство не может сделать так, чтобы были удовлетворены все интересы граждан. Некоммерческие организации смогут учесть даже самые мизерные из них. Более того, НКО способствуют приватизации общественных благ и услуг. К примеру, учебные заведения, центры, музеи могли бы быть выведены из государственного сектора в негосударственный, некоммерческий. Существование такого сектора - реальное соблюдение конституционного права на свободу слова и собраний.
Некоммерческих организаций может быть очень много. Общество должно терпеливо относиться к ним и не вмешиваться в их дела, если они направлены на его благо. Обсуждаемый закон должен это предусмотреть. Но будет ли он всеобъемлющим или появится еще ряд законодательных документов? Пока неясно. Чтобы получить статус НКО, каждая организация должна соответствовать общепринятым международным критериям. Во-первых, институциональность: кооперативы, фонды, ассоциации и любые другие виды. Далее учитывается, что организация не распределяет прибыль, будучи независимой от государства. Однако это не исключает государственного финансирования НКО. Международная статистика показывает, что там, где государство берет на себя эту задачу, третий сектор работает хорошо. Около 31 процента дохода некоммерческих организаций в США составляют поступления от государственного бюджета. В Швеции - 29, Венгрии - 13,2 процента, а в Великобритании - 39.
Немаловажное условие - определение целей организации. Она может удовлетворять интересы общества и называться общественно-полезной. Может быть и взаимовыгодной, то есть, удовлетворяющей интересы ее членов. В зависимости от этого они смогут пользоваться льготами в налогообложении и ведении деятельности.
Камень преткновения для НКО - проблемы регистрации и налогообложения. Должны быть оговорены все нюансы - от порядка членства, внутренних условий управления до приостановления деятельности организации. От финансовых же вопросов будет зависеть, развивается дальше третий сектор или нет. Во многих странах НКО пользуются существенными льготами в налогообложении: оговорен порядок налогообложения финансовых поступлений от государства, бизнес-структур и частных лиц.
Словом, закон должен быть максимально конкретным. Если останется хотя бы малейшая лазейка, позволяющая сдерживать развитие этого движения, то может случиться так, что по цепочке будут задержаны в своем развитии демократические процессы в республике.
Мнения о проекте закона и пожелания высказали и представители дипломатического корпуса. Они усмотрели в нем немало аналогий с уже действующими в их странах подобными законами.
Итоги дискуссии подвел национальный координатор проекта ПРООН "Демократизация, права человека и совершенствование системы управления в Узбекистане" Акмаль Саидов. Он поблагодарил международные организации, принявшие активное участие в подготовке проекта нового закона: ПРООН, Международный центр некоммерческого права, фонды Сороса, Конрада Аденауэра, TACIS, Каунтерпарт консорциум, USAID, Мировой банк, региональное представительство ОБСЕ. В этой работе был учтен опыт более 30 государств. Однако, в большей степени этот документ возник как инициатива снизу в процессе более 20 региональных семинаров на заданную тему, проведенных в течение прошлого года совместно с ПРООН и варшавским Бюро по демократическим институтам и правам человека. Стало ясно: необходим качественно новый закон о неправительственных организациях. Он должен рождаться в сотрудничестве с государством. Одним законом не регулируется деятельность всей системы. Прозвучало мнение, что это должен быть закон прямого действия, его появление наверняка вызовет к жизни целый ряд регламентирующих документов, учитывающих все нюансы деятельности НКО. Не исключено, что его принятие может привести к изменению иных законов, подтолкнет новый законотворческий процесс.
Цель этого важного документа - стать правовой базой социального партнерства между государством и НКО. Есть большое поле деятельности, где интересы тех и других перекрещиваются. Удалось выяснить, что в процессе формирования взаимного доверия государственного и неправительственного секторов есть моменты, настораживающие их друг против друга. Для государства это: возможная коммерциализация НКО в скрытой форме, их политизация, бюрократизация, гипертрофированный плюрализм. Опасения некоммерческих организаций сведены к предполагаемому вмешательству государства в их дела, а значит, ограничению полномочий, тотальному контролю. В этих вопросах еще предстоит искать общий язык.
Всего при обсуждении за "круглым столом" было высказано более 140 предложений, основные тенденции которых можно сгруппировать по четырем направлениям: само название закона, налогообложение, четкое определение границ предпринимательства и организационное оформление деятельности. Наиболее ценные из них будут проанализированы и непременно учтены в работе над проектом.
Обсуждение, конечно же, содержало немало подробностей, чрезвычайно важных для неправительственных организаций. Но не стоит думать, что новый закон создается только для них. Идет процесс демократизации общества, формируются новые гражданские позиции. Каким будет наше общество завтра? Какое место займет в нем каждый из нас? Какие личностные интересы захотим мы реализовать? Закон должен будет ответить на эти и многие другие вопросы.
Наталья СЕКРЕТ г. Самарканд
(Материал предоставлен редакцией журнала "Вестник благотворительности - Узбекистан")