Коллеги! Огромное спасибо вам за присланный журнал. Такое прекрасное издание и с точки зрения разнообразия материала, и с точки зрения полиграфии, и с точки зрения полезности - мы держим в руках впервые. Журнал не то чтобы понравился - вызвал восторг.
Может быть, из-за оторванности нашего "янтарного острова" от России, или из-за удаленности от информационных центров, а, может быть, по каким-то другим причинам, доходящая до нас информация о деятельности некоммерческого сектора России и, в частности, общественных организаций инвалидов, настолько ничтожна, а те крохи, которые удается найти, так разрознены, что, порой кажется - проблем, планов и успехов у этого сектора нет совсем. Читая, анализируя и осмысливая публикации журнала "Вестник благотворительности", мы не только узнаем много нового о деятельности некоммерческого сектора России, не только расширяются наши знания о нем, но и мы сами меняемся и уже по-другому мыслим, по-другому относимся к некоммерческой и неправительственной деятельности.
Ваш журнал для нас практически единственный наиболее полный серьезный источник информации. Публикуемый в нем материал дает нам мощный толчок для более активной деятельности, уверенность в нужности собственных усилий, направленных на реабилитацию инвалидов.
С благодарностью, Сергей Киселев, председатель Калининградской региональной общественной организации инвалидов "Заря"
"ЭТО ПЕРВЫЙ И ГЛАВНЫЙ УРОК…"
Дорогие друзья! За этот год мы стали настоящими друзьями, друзьями-единомышленниками. Нас объединило одно общее, важное для Москвы дело, одна задача - помогать людям взяться за руки, "чтоб не пропасть по одиночке", чтобы собственными силами обустраивать свою жизнь, и помогать в этом другим.
Думается, что это первый и главный урок, усвоенный нами за первый год работы.
Мы надеемся, что второй год будет еще более плодотворным для нашего содружества, в результате которого появятся новые полезные проблемные публикации, цель которых сформировать общественное мнение вокруг третьего сектора, заставить и общество, и власти поверить в его неисчерпаемые потенциальные возможности, его перспективы, больше узнать о замечательных подвижниках-энтузиастах наших общественных объединений.
Редакция вашего журнала решает одну из сложнейших тем современной жизни России, за которую - увы! - опасаются браться многие наши СМИ. И справляетесь вы с этой нелегкой задачей прекрасно - с любовью, глубоким знанием дела. Чтобы так многосторонне и квалифицированно, интересно и глубоко писать о Российской благотворительности, нужны журналисты особого склада, видимо, именно такие, как вы.
Считаем честью для нас сотрудничество с вами и надеемся на его продолжение.
Актив Центра "Социальное партнерство", руководитель проекта Ирина Леонова
"СПАСИБО ЗА ЕДИНЕНИЕ…"
Уважаемая редакция "Вестника благотворительности"! Общественный Экологический фонд "Чазы", действующий на территории Алтая-Саянского региона искренне благодарит вас за возможность быть читателями "Вестника". Вы делаете большое и очень нужное для России дело, особенно сейчас, когда социально-экологическая нестабильность оказывает отрицательное воздействие на всех представителей нашего общества, на все сферы деятельности, в том числе и на охрану окружающей природной среды. Ваш журнал связывает многие тысячи нуждающихся ниточкой надежды на помощь и сострадание, а также выражает слова благодарности всем, кто не дает угаснуть надежде. Огромное вам спасибо за единение!
Пользуясь случаем, хотела бы выразить на страницах вашего журнала слова благодарности руководству группы "Сибирский Алюминий" и лично заместителю директора Саянского алюминиевого завода Эдуарду Цукерману, за благотворительную помощь и поддержку особо охраняемых природных территорий Хакасии. Уже два года подряд заповедники "Чазы" и "Малый Абакан" лидируют в международной акции "Марш парков". Это стало возможным благодаря финансовой поддержке природоохранных программ экофонда "Чазы" группой "Сибирский Алюминий".
С уважением, Ирина Санникова, председатель Общественного экофонда "Чазы", руководитель отдела экопросвещения заповедников "Чазы" и "Малый Абакан"
"Хочу, чтобы город был открытым..."
С удовольствием прочитал в вашем журнале статью Наталии Покровской "У города в плену" ( "ВБ", ќ1,1999 г.), посвященную проблемам безбарьерной среды. Убежден, что эти проблемы отражают весь спектр нерешенных вопросов в области реабилитации инвалидов. Можно, конечно, издавать тонны бумаг, где будут прописаны законодательные акты, включая постановления, распоряжения, программы, но если государство не сделает так, чтобы инвалиды могли свободно, без посторонней помощи передвигаться в своей квартире, выйти на улицу, сесть в любой транспорт, выбрать занятие по душе, включая работу, учебу, спорт, культуру, то все благие намерения останутся только на бумаге. Можно создать прекрасные реабилитационные центры, но если инвалиды не смогут в них самостоятельно попасть, какой в них смысл?
2 октября 1992 года вышел Указ президента РФ N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". Это была "первая ласточка" в попытке государства поступательно решить проблему социальной реабилитации. Давно занимаясь вопросами, связанными с переустройством городской среды с учетом требований маломобильных граждан, я пришел к выводу, что
выполнение указов, законов, программ и прочих нормативных документов, зависит от простых чиновников. Позволю себе рассказать о нескольких примерах того, насколько половинчато выполняются решения властей в нашем городе.
В Москве на Манежной площади есть музей Археологии, внутри которого установлены подъемники для инвалидов, о них говорилось в статье "У города в плену". Оказывается, решением правительства Москвы вся Манежная площадь объявлена пешеходной зоной. Но в правилах дорожного движения я не нашел пункта, определяющего, что же это такое.
На мое письмо начальник ГИБДД ГУВД ответил, что проезд транспорта там запрещен. Пришлось обратиться к вице-мэру Москвы. Опять получаю ответ, где сказано, что автобусам, перевозящим инвалидов можно проезжать к музею, но только после предварительного согласования. При этом - ни слова о легковых машинах с ручным управлением. Между тем, еще 10 февраля прошлого года в Москве вступила в законную силу Комплексная программа реабилитации инвалидов на 1998-2000 г. В ней говорится: "...Осуществлять приспособление городских площадей и территорий, прилегающих к торговым комплексам, местам отдыха, спортивным, культурно-зрелищным зданиям и сооружениям, медицинским, общественным зданиям сферы услуг, обеспечивая создание условий беспрепятственного передвижения, доступа и пользования ими инвалидов и маломобильных групп населения. Обеспечить места парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, согласно действующим нормативам".
Когда в различных учреждениях города я задаю вопрос, почему на том или ином объекте не учтены интересы инвалидов, чиновники чаще всего ссылаются на отсутствие средств. Мне это не понятно. Ведь прежде чем приступить к строительству или реконструкции, составляется смета, почему же не включить в нее сразу расходы на установку пандусов, подъемников, специализированных туалетов? Это было бы намного дешевле, но происходит обратное.
В Москве около 300 тысяч предприятий различной формы собственности. Почему при заключении договора и получении лицензии органы власти не оговаривают создание безбарьерной среды с арендаторами? Вот и деньги нашлись бы.
В Москве 9 железнодорожных вокзалов. На их реконструкцию затрачены средства, но при этом ни один из них не приспособлен для инвалидов. Сейчас на вокзалах начинаются работы по созданию безбарьерной среды, увеличивая, естественно, затраты. Очень много говорилось о реконструкции Московского Зоопарка, но и там забыли об инвалидах. Более шести лет ведется разговор о переустройстве трех центральных площадей (Триумфальной, Пушкинской и Театральной). Сколько прошло совещаний, сколько выпущено различных документов, а воз и ныне там.
На станции метро "Алтуфьево" сделали пандус, установили немецкий подъемник. Пандус почему-то облицевали мрамором, теперь по нему опасно спускаться даже здоровым пассажирам, а подъемник не работает, потому что на другом конце этого направления его нет. И, естественно, никто не подумал о метровагонах. Пришлось самим инвалидам обращаться к руководству Мытищинского вагоностроительного завода с предложением, рассмотреть вопрос о приспособлении переднего моторного вагона для инвалидной коляски. Как ни странно, такое согласие было получено. Теперь дело за малым.
В Москве в разных районах новостроек возведено около 100 домов со специализированными квартирами для колясочников. В домах предусмотрены подъемники, но никто не подумал об их эксплуатации и ремонте.
В статье "У города в плену" рассказывалось о проекте создания специализированных городских автобусов с подъемниками. Если бы в каждом административном округе столицы такие автобусы курсировали бы по определенному маршруту, инвалиды получили бы возможность узнать свой город не из окна квартиры или по телевизору, а воочию. Уверен, что такие автобусы будут иметь спрос в России и других республиках СНГ, а может быть, и в дальнем зарубежье. Это дало бы возможность пополнить государственную казну, а не растрачивать из нее средства на приобретение западных аналогов. Но опять все упирается в маленького человека - чиновника.
Можно ли в нашем городе увидеть знаки, которые указывают инвалиду куда проехать, где оставить автомобиль? Нет, нельзя, потому что их нет. К сожалению, проблеме информационности у нас не придают должного значения. Хотя четкость информации так же может приносить прибыль. В Голландии, например, на автостоянках есть места с обозначениями на асфальте - человек в коляске. Даже если все остальные места заняты, ни один голландец не поставит свою машину на это место, иначе придется платить штраф. А у нас имеется документ, разрешающий инвалидам парковаться на стоянках, да только не всегда это удается. Но это уже из области уважения к тем, кто слабее.
Мало кто знает, что нашим государством закуплено 32 вагона с подъемниками, приспособленными для инвалидов-колясочников. Но практически ни на одном из вокзалов нет информации о билетах и маршрутах движения поездов с такими вагонами.
Можно долго говорить о формальном отношении чиновников к проблеме безбарьерной среды, а значит, и к судьбе инвалидов. Как его изменить? Вопрос решается, на мой взгляд, просто. Необходим городской заказ на проектирование и изготовление специального оборудования и транспорта. Контроль за его реализацией мог бы быть поручен обществу инвалидов, а не чиновникам.
По опыту знаю, когда выполнение решений поручается чиновнику, моментально включается тормозная система. Инвалидам же, лично заинтересованным в создании безбарьерной среды, пусть медленно, но все-таки удается сдвинуть дело с мертвой точки.
Я очень хочу, чтобы наш город был открытым для любого гражданина России, а также ближнего и дальнего зарубежья.
От имени Московского правления Всероссийского общества инвалидов, благодарю ваш журнал за обращение к теме, посвященной важнейшей проблеме создания безбарьерной городской среды.
Сергей Андреев, заместитель председателя МГПО ВОИ
Контактный телефон: (095) 953-1435.