Анна Севортьян
Нередко приходится слышать, что пока в России не нормализуется социально-экономическая ситуация, устойчивого развития общественного сектора ждать нечего. Государство и бизнес заняты выживанием. С другой стороны, третий сектор, как это ни парадоксально, справлялся с политическими и финансовыми кризисами часто даже успешнее коммерческих и государственных структур. Во всяком случае, в отличие от банков основная масса общественных организаций не исчезла в результате событий 17 августа. Желание понять, почему третий сектор сумел быстро адаптироваться к изменившимся финансово-политическим условиям (или вовремя обезопасить себя от их влияния?) побудило нас обратиться к теме ресурсов для НКО. За счет чего живут общественные объединения сегодня и на что им рассчитывать завтра? Из бесед с экспертами обнаружилась, возможно, первая из причин "устойчивости" НКО - обилие и разнообразие ресурсов. Поэтому в обзоре мы решили условно разделить их на два больших блока: материальные и нематериальные.
ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ГРАНТАМ
Из чьего кармана НКО достают деньги на свои проекты? Ответ на этот вопрос немного анекдотичен: из разных. Тут и собственные сбережения, и небольшие разрешенные заработки организаций, и пожертвования, и гранты иностранных фондов и агентств. Наверное, с последних и стоит начать. Ведь за то, что НКО получают гранты, на них регулярно сыплются обвинения в продажности. Впрочем, фонды, эти "адепты Запада", сегодня поддерживают не только третий сектор, но и вполне бюджетные сферы - культуру, науку, образование.
"В начале 90-х годов шел "золотой дождь" из грантов. Пока такой источник средств, как поддержка зарубежных фондов не иссяк, - рассказывает директор Агентства социальной информации Елена Тополева. - Вряд ли "эра грантов" закончится и в ближайшие год-два. Бесспорно, что гранты стали совершенно другими, чем 10 лет назад. Но, они по-прежнему доступны очень небольшой группе организаций".
По словам эксперта американского фонда "Евразия" Андрея Вакуленко, в начале 90-х годов некоммерческие организации России только за то, что они действуют и готовы тратить время на написание заявок, получали громадные и по тем, и по нынешним временам суммы. Вероятно, такие объемы, как тогда, уже никогда не будут распределяться. Более того, на фоне появления новых иностранных фондов, открывающих представительства в России, общее количество денег уменьшилось - не одна же Россия нуждается в помощи! Только Американское агентство по международному развитию, более известное как USAID, в посткризисный период приняло решение об увеличении программных средств. Зато и претендентов на эти деньги, квалифицированных "грантописцев", стало в последнее время гораздо больше. К тому же за каждый грант введена строгая и детальная отчетность. По мнению Елены Тополевой, возникшая конкуренция явление положительное - финансируются лучшие, наиболее грамотно спланированные, ориентированные на определенную целевую группу проекты.
"Евразия", "Ноу-Хау", Форд, Мотт, ТАСИС, Сорос, МакАртур... Имена фондов, поддерживающих российские гражданские инициативы, хорошо известны. Рано или поздно НКО в поисках гранта обратятся к одной из этих структур. Гранты международных фондов, не имеющих филиалов в РФ, в 99,9 процентах случаев нашим общественникам недоступны - в гонке за ними конкурируют НКО со всего мира. Зато, возможно, к новому тысячелетию мы получим жизнеспособные отечественные фонды. Конечно, речи не может быть о том, что они заменят иностранные и будут распределять миллионы долларов. Но "первая русская ласточка" уже прилетела - в мае 1999 года объявил о трех грантовых конкурсах благотворительный резервный фонд, детище Национального резервного банка.
ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕ ДАЛЕЧЕ
Некоторые виды ресурсов в результате кризиса стали достоянием прошлого. К примеру, как и на любой "доходной" деятельности, на коммерции НКО пришлось поставить крест. Федеральным законом разрешается получение прибыли некоммерческими организациями, если затем она расходуется на уставные цели, поэтому накапливание резервов и инвестирование в собственное развитие за счет предпринимательской активности общественными объединениями велось. К примеру, "телефоны доверия" и службы психологической помощи практиковали тренинги и курсы снятия напряжения для частных лиц. НКО вполне успешно занимались юридическим и PR-консультированием. Художественные объединения продавали картины и расплачивались, таким образом, за аренду и так далее. Но вряд ли в ближайшее время вообще стоит рассматривать коммерческую деятельность как ресурс для третьего сектора - она подчиняется общим тенденциям российской экономики, которая пока не оправилась от депрессии. Исключение составят разве что предприятия ВОИ, традиционно пользующиеся поддержкой властей.
Общественники гадают: ждать ли им в будущем денег от государства или городских властей? С другой стороны, не кощунствуем ли мы, ставя вопрос таким образом? В конце концов, забастовки шахтеров, учителей и других бюджетников, а также трагедию под названием "утверждение госбюджета" мы видели. Неужели НКО создавались только для того, чтобы быть "пиявкой" на теле бюджета, и в чем тогда заключается их "негосударственность"? Тем более, есть категория организаций (советы ветеранов, общества многодетных, некоторые досуговые клубы), которые, несмотря ни на что, государство субсидирует.
Предоставление налоговых льгот общественным объединениям в нынешней ситуации тоже не тот ресурс, который следует "разрабатывать". Наоборот, сейчас идет тенденция к сокращению любых видов льгот. В доказательство приведу слова заместителя председателя Комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике Виталия Линника: "В России из 147 миллионов человек на льготы имеют право 100 миллионов. И сумма этих льгот эквивалента размеру госбюджета на 1999 год - 20 миллиардов рублей". Конечно, никто не призывает отказываться от попыток получить от государства "субподряд" (или "социальный заказ") на выполнение той или иной программы, но все же стоит признать, что у страны есть сегодня цели гораздо более важные, чем поддержка НКО.
"ВТОРОЙ" СЕКТОР ДЛЯ ТРЕТЬЕГО
В последние месяцы по объективным причинам сильно спала благотворительная активность бизнес-структур. Причины столь же извинительны, как и у властей - им надо удержаться на плаву. "Местные филантропы в ближайшее время раскошеливаться не будут, - уверен Алексей Бодунген, директор тренинг-центра "Голубка". - Даже если не произойдет никакой новой беды, на восстановление прежних темпов развития частного сектора потребуется минимум полтора года. Правда, уцелевшие банки и крупные компании продолжают помогать НКО, но по большей части тем организациям, которые в общественном сознании ассоциируются с благотворительностью: дети-инвалиды, увечные, старики..."
Тем не менее, г-н Бодунген вовсе не считает, что такой ресурс, как помощь предпринимателей, для третьего сектора иссяк вообще: "В настоящий момент все более важную роль начнут играть неденежные ресурсы. Основным фактором выживания для НКО могут стать натуральные, вещественные пожертвования. После кризиса многие ниши на рынке, ранее занятые иностранными товарами, опустели, у отечественных производителей есть фора. И если правительство сформирует нормальную промышленную политику, многие смогут жертвовать как минимум плодами своего труда".
К примеру, потенциальная "жила" для НКО - рынок компьютерного оборудования. Техника, необходимая организациям, часто устаревает, не успевая даже поступить на склад. И офисы общественников могли бы "утилизировать" устаревшие модификации оборудования, от которых торговым точкам все равно приходится избавляться. Вероятно, такая взаимовыгодная благотворительность возможна не только в отношении техники...
КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ
Как ни странно, до сих пор третьим сектором почти не используется один из важнейших финансовых ресурсов. С точки зрения Елены Тополевой, сборы в пользу программ общественных объединений могли бы дать колоссальные результаты. "Конечно, чтобы оценить потенциал этого ресурса, требуются серьезные социологические исследования, - считает она. - Исторически сложилось, что русский народ всегда с готовностью помогал больным, убогим, нуждающимся. Даже тем нищим, которые ходят по электричкам и поездам, считается постыдным не дать милостыню. При этом все прекрасно знают, что большинство нищих - профессионалы, зарабатывающие таким путем часто гораздо больше самих пассажиров. Нелишне вспомнить, насколько успешно сбором пожертвований занимается на протяжении столетий церковь, а на эти деньги строит храмы, лечебницы, приюты. Непонятно, почему общественные организации пока не прибегли к такому методу сбора средств".
Так и слышится шквал возражений: "мы не нищие", "почему мы должны просить", "да вы знаете, сколько труда и денег надо, чтобы это организовать". Никто не спорит, что за сбором средств должна стоять четкая система и наладить ее непросто. Но ресурсы получаемые в результате, оправдывают все. Обратимся к иностранному опыту: нигде общественные организации не гнушаются сбором по "копеечке" - они пачками пишут и рассылают письма людям и организациям, потом собирают пожертвования (кстати, нигде не дают много!), а, завершив работу, отчитываются в том, как был расходован каждый грош, и рассылают благодарности всем согласившимся помочь. Безусловно, это трудоемкая процедура, но в итоге общественные организации не бедствуют.
В нашей стране тоже был такой опыт. Вспомните партийные, профсоюзные, комсомольские членские взносы или отчисления Красному Кресту, когда из пятаков и гривенников "вырастали" миллионы рублей. А сельские общины, которые собирали деньги на свадьбы или похороны? Заимствовав у истории и современности успешные технологии, НКО могли бы даже сейчас пополнить собственные кассы. Насколько - покажет первый эксперимент в этой области, затеянный московским Центром досуга "Подвал".
При поддержке фонда Форда в апреле "Подвал" приступил к реализации проекта "Один плюс Один" по сбору пожертвований горожан на благотворительные программы. Так, посетителям ряда отделений Сбербанка Центрального округа Москвы предоставляется возможность поддержать деятельность фонда "Право матери", Московской службы спасения и Первого хосписа для детей с онкозаболеваниями. Те, кто захотят отправить пожертвования в размере одного рубля на счет какой-либо из этих НКО, смогут сделать это одновременно с оплатой коммунальных платежей. Каждые три месяца список организаций-адресов помощи будет меняться. А в отделениях Сбербанка появятся копии подробных финансовых отчетов о том, как были потрачены полученные средства.
Такой метод привлечения средств, как обращение к населению, оказался эффективным и в некотором отдалении от Москвы. К примеру, два из шести памятников в подмосковном городе Дзержинском построены при непосредственном участии его жителей. В 1996 году на народные деньги возведен первый монумент - памятник Дмитрию Донскому, основавшему здесь в 1380 году Николо-Угрешский монастырь. Дзержинцы также собирали деньги на памятник святителю Николаю работы скульптора А.Клыкова, открывшийся 22 мая прошлого года, а в этом году - на памятник Пушкину. В акциях сбора денег охотно участвуют даже пенсионеры, делая взносы по 5-10 рублей. На юбилей Пушкина, кстати, в этом году пытались с помощью "ящиков дарителей" собрать и в Государственной думе.
ВЛАСТЬ ЗАКОНА И ЗАКОН ВЛАСТИ
Важность взаимодействия НКО со всеми ветвями власти сегодня очевидна. Хорошие отношения и уважение чиновников - гарантия внимания к деятельности НКО, моральной поддержки, повышения статуса объединения, новые связи и информация, наконец. Благодаря им, организация может бесплатно занимать помещение, быть освобожденной от некоторых выплат, добиться патронажа города или округа над своими мероприятиями. Да мало ли чего еще! Проблемой взаимодействия уже несколько лет серьезно занимаются на самых разных уровнях, и словосочетание "представитель общественной организации" уже воспринимается госслужащими с меньшей враждебностью, чем раньше. В целом отношения НКО и государства - это единичные или повторяющиеся контакты, а не взаимодействие как таковое. Впрочем, есть и поводы для радости.
В столице недавно произошло "знаковое" событие - в мае на одном из последних заседаний Московская городская дума почти единогласно приняла в первом чтении проект закона "О взаимодействии власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями", призванный регламентировать сотрудничество столичных властей с НКО. Так как проект готовился при участии лидеров третьего сектора, в тексте документа нашли отражение все самые светлые надежды и чаяния общественников: принципами взаимодействия должны стать признание самостоятельности НКО, необходимости сотрудничества с ними, гласность.
"Цель закона - позволить органам власти переложить решение социальных задач на плечи третьего сектора. Государство, в руках которого сейчас сосредоточены основные финансы социальной сферы, передает их часть НКО, что соответствует мировой практике, оставляя при этом за собой право контроля за расходованием средств", - говорит депутат Ирина Осокина, внесшая закон на рассмотрение.
Закон шире и объемнее раскрывает понятие социального заказа, чем предыдущие аналогичные проекты. В частности, в нем определены принципы реализации целевой социальной программы, формы взаимодействия органов власти Москвы разных уровней с НКО: гранты, субсидии (целевое финансирование на долевой основе), размещение заказа на оказание социальных услуг, поддержка добровольческой деятельности. Закон также устанавливает общий объем средств, расходуемых из соответствующих статей бюджета на целевые социальные программы. Он не должен быть ниже 3 процентов от объема финансирования по этим статьям. Несмотря на первый успех, несложно предугадать, что по поводу законопроекта будет сломано немало копий. И все-таки сам факт его появления вселяет уверенность в том, что "законодательные ресурсы" для сектора и возможность участия в законотворчестве велики.
НЕ ДЕНЬГИ КРАСЯТ НАС…
На фоне явного сокращения финансовых ресурсов НКО "нематериальные" - информационные, методические и идейные - похоже, от кризиса не пострадали совсем. С каждым месяцем все больше организаций выходят в Интернет и заводят электронные адреса, получая доступ к огромным массивам информации, которая может быть использована в рабочих целях. К тому же никакие кризисы не в силах отнять у людей квалификацию и знание методов работы, которые были приобретены ими в третьем секторе. Как правило, здешние лидеры "универсальны" - кроме своих непосредственных обязанностей, они имеют опыт работы с финансами, законодательством, PR и даже журналистские навыки. Образовательные и информационные ресурсы третьего сектора остаются значительными.
И, пожалуй, один из самых важных и "прорывных" ресурсов НКО - привлечение добровольцев или собственный бесплатный труд. По сведениям Госкомстата, только 10 процентов от 220 тысяч зарегистрированных НКО ежегодно сдают баланс в налоговые органы. Следовательно, все остальные - добровольные, безденежные объединения. Даже если делать скидку на то, что работающих организаций, к примеру, вдвое меньше, чем зарегистрировано, - это никак не меньше 300 тысяч добровольцев!
Но так ли все хорошо, как мы посчитали? Много ли людей выходят на весенние субботники? Нет. Участие большинства ограничивается просмотром по телевидению сюжета о "мэре с лопатой". А согласитесь ли вы сами в выходные, на один час пойти поразбирать книги в районной библиотеке или повозиться в детьми в приюте?
По идее, жертвование денег и жертвование своего труда - если не одно и то же, то очень близкие понятия. Именно эти два ресурса стоит попытаться использовать каждой некоммерческой организации, что в конечном итоге обещает дать немалый эффект. И сбор денег, и привлечение добровольцев - ресурсы "на все времена", особенно тяжкие. По словам менеджера проекта "Один плюс один" Анны Головни, во многом ориентированного на подрастающее поколение, 30 процентов подростков-участников семинаров в школах откликаются на призыв поработать волонтерами. Смешно, конечно, было бы советовать всей массе некоммерческих организаций двинуться в вузы или спуститься в переходы с протянутой рукой, и начать "вербовать" там же бесплатных помощников. Видимо, следует найти разумный баланс - писать заявки на гранты, договариваться о помощи организации со стороны бизнеса, искать себе в профильных учебных учреждениях добровольцев-практикантов.
А ЧТО?
"Разговор о ресурсах неизбежно связан с проблемой повышения эффективности работы НКО", - считает Алексей Бодунген. Часть механизмов, бывших эффективными, теперь ненадежны или вовсе отказали. Например, в будущем финансовая поддержка прежних доноров (государство, бизнес, фонды) сохранится, но объемы ее не возьмется определить никто. Даже при самых неблагоприятных условиях многие НКО все равно будут работать - естественный постоянный отбор в борьбе за выживание делает их сильнее, да и к кризисам выработался психологический иммунитет. Некоторая часть ресурсов останется неизменной. Вероятно, сюда следует отнести и "имиджевые": обществу интересны не финансовые или кадровые проблемы НКО, не жалобы и стенания, а результаты их деятельности, реальная польза. Поэтому если третий сектор заинтересован, чтобы его воспринимали всерьез, стоит еще раз пересмотреть линию своего поведения.
Сведения об авторе:
Анна Севортьян - парламентский корреспондент АСИ