ПАРТНЕРСТВО
налоги
ТРИ СТРОКИ В КОДЕКСЕ – "НДС" ИСКЛЮЧАЕТСЯ
В предыдущем номере "ВБ" мы рассказывали о создании Федерального совета (ФС) по поддержке благотворительности. О первых конкретных результатах деятельности в этом направлении наш корреспондент Вильям ДРАПУШКО беседует с экспертом Московской городской думы и двух ведущих комитетов Государственной Думы РФ, членом Оргкомитета по созданию ФС Ольгой МАКАРЕНКО после недавней Международной конференции "Деловая культура - ресурс развития национальной и мировой экономики" прошедшей в ТПП РФ, где ее выступление, посвященное специфике и социальной значимости партнерства "Власть - Бизнес - НКО" вызвало большой интерес.
-В какой степени сегодня успешно сотрудничество власти, бизнеса и НКО
?- Один из примеров плодотворности сотрудничества Бизнеса, законодательной и исполнительной власти, некоммерческих организаций - совместная работа над проектом Налогового Кодекса. Она позволила предотвратить массу несоответствий. Нашим большим успехом можно считать недавнюю поправку к Кодексу: "Изменение понятия реализации в НК РФ", которая обрела законную силу. Поправка к тексту закона, - всего 3 строки, - о том, что не является реализацией передача имущества и услуг в пользу НКО, малозаметна для неспециалиста, но последствия того, что эти строчки обрели, наконец, свое место в Кодексе, трудно переоценить. Это - революция в отношениях власти, собственника и НКО, в моральном климате этих взаимоотношений. До появления этой строчки имущественные отношения между предпринимателями и НКО (бесплатная передача товаров, услуг и т.д.) приравнивались к реализации, т.е. к продаже, и облагались НДС, - налогом на добавленную стоимость.
Многие предприниматели были готовы чем-то делиться, просто отдавать НКО то, что у них становилось лишним. Но они не могли это делать, так как, пожертвовав, должны были заплатить государству живыми деньгами НДС. Налог рассчитывался, исходя из стоимости того, что жертвовалось. И, не дай Бог, занизить цену! - это налоговыми органами строго контролировалось. При дефиците наличных средств НДС фактически был налоговым наказанием за благотворительность. Отныне этот НДС исключается. Работа, товары и услуги, передаваемые безвозмездно в НКО, теперь по закону реализацией не признаются. Они, хоть налогово не поощряются, но уже не наказываются. Если, конечно, Минфин не позволит себе толковать закон как не работающий. Такая опасность еще есть.
- Насколько существенны открывающиеся возможности?
- У любой фирмы есть то, что уже не находит применения в бизнесе: моральное старение оборудования идет стремительно, а продать его - неоправданная морока. Но ведь какой-нибудь старенький факс-модем или принтер для предпринимателя - вчерашний день, а для школы, где учат азам пользования им - находка. Пока существовал НДС на передачу, такое имущество было потеряно для общества. Теперь все нерентабельное для бизнеса, ненужное, списанное может свободно перемещаться в НКО и служить людям. В случае если держит амортизационный срок, возможна передача в безвозмездное пользование, - услуги теперь тоже не облагаются НДС. Кстати, в определенных ситуациях есть некоторая выгода и у жертвователей - за то имущество, что
"висело" без пользы у них на балансе, надо было платить налог.- Очень часто к бизнесменам обращаются именно за денежными пожертвованиями. Не усложнится ли это, не появится ли у них психологический барьер?
- Думаю, нет. Кто может - не откажет. Для предпринимателя жертвовать имущество предпочтительней, нежели деньги: наличные некто может вдруг положить в карман и укатить, скажем, на курорт. А имущество, какую-нибудь подержанную оргтехнику налево отправить сложнее.
- Вроде бы очевидно, что НКО нужны обществу, что вещам, которые могут послужить людям, не место на помойке, и нелепо наказывать рублем за добрые дела. Почему же так медленно развивается законодательство, связанное с НКО, и поправка, о которой Вы рассказываете, не родилась сразу, вместе с законом?
- Главной противодействующей силой была непросвещенность законодательной и - особо! - исполнительной власти, которая, по сути, должна бы задавать тон в вопросах жизни НКО, в их взаимодействии с бизнесом.
Все, что связано с третьим сектором по инерции советских времен всегда было "вопросом конца повестки", на который не хватает времени. Создавая общие правила и порядки для коммерческого сектора, НКО и о взаимоотношениях с ним забывали. Когда же, обнаружив "черную дыру", начинали ее заполнять, оказывалось поздно - все тексты уже разработаны и направлены на чтения. Приходилось в готовое полотно вставлять заплатки про НКО. При этом возникала тьма вопросов: честь мундира разработчиков, подпирающие сроки, технические сложности при втискивании непредусмотренных разделов в готовые тексты.Перелом произошел, когда НКО сам стал обеспечивать мощную поддержку решению касающихся его вопросов законодательства, стал работать совместно с Бизнесом. Прежде третий сектор только требовал: создайте удобное для нас законодательство. Эти требования повисали в воздухе, на уровне идей, которые некому осуществлять. Теперь формулируются и направляются за поддержкой в регионы конкретные проработанные тексты. При таком подходе в случае с поправками к Налоговому Кодексу Бюджетному комитету, да и всей Госдуме нельзя было не внять голосу здравого смысла.
- НКО одержали правовую победу, которая даст импульс сотрудничеству с бизнесом в решении социальных задач. Третий сектор победил или переубедил государство в этом налоговом споре. Что дальше?
- Здесь нет победы над государством, здесь победа для государства, для благополучия общества. И не следует обольщаться, правовых задач, над которыми надо работать, еще немало.
Контактный телефон: (095) 292-3281 (Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ).
Сведения об авторе:
Вильям ДРАПУШКО - корреспондент "Промышленной газеты".