АЗБУКА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
советы
Ольга КРАСНОВА
ОСТОРОЖНО, ВЫ РАБОТАЕТЕ С ПОЖИЛЫМИ
Когда "альтруизм" и "сострадание" приводят к принципу "Вас много, а я одна!"
Пожилые люди относятся к категории маломобильного населения, это наиболее незащищенная, социально уязвимая часть общества. В результате - ограничения возможностей передвижения и самообслуживания в позднем возрасте, большинство из них нуждается в разных формах социального обслуживания.
С изменениями в социальной, экономической и политической жизни страны за последние 10-12 лет появилась принципиально новая профессия, назначение которой – оказывать компетентную социальную помощь населению, способствовать развитию личности. "Социальная работа" – новая для нашего общества деятельность, только недавно внедренная в официальные документы. Основное назначение социального работника – помочь в установлении взаимовыгодного взаимодействия между личностью (в т.ч. пожилым человеком) и обществом для улучшения качества жизни конкретных людей.
К социальным работникам предъявляются особые, повышенные психологические требования, к непосредственным задачам относится "оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера лицам, в них нуждающимся".
Ни в Федеральном законе "О социальном обслуживании", ни в "Примерном положении о центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" не сказано, что социальные работники должны оказывать морально-психологическую поддержку пожилым людям, т.е. тем, кого они обслуживают на дому
. Отсутствие специальной подготовки у людей, повседневно общающихся с пожилыми, зачастую приводит к тому, что они не в состоянии адекватно решать каждодневные психосоциальные проблемы своих подопечных. Неумение снять напряженность ведет к возникновению личных трудностей: собственного неудовлетворительного психического состояния, проблем в семье, проблем при общении с коллегами по работе."Центр Геронтолог", при финансовой поддержке РГНФ провел в прошлом году социально-психологическое обследование социальных работников в одном из центров социального обслуживания Московской области. В исследовании приняли участие 47 женщин в возрасте от 28 лет до 61 года. Средний возраст всей группы – 49 лет. 8 человек имели высшее образование, 14 – среднее, 25 – среднее специальное, из которых 14 - среднее техническое.
По стажу работы респондентов разделили на три группы. Первая группа имела стаж работы до одного года (средний возраст 55 лет). Во второй группе стаж работы составил от одного года до пяти лет (средний возраст 48 лет). И, наконец, третья группа имела стаж работы от пяти до одиннадцати лет (средний возраст 45 лет).
Обработка анкет выделила следующие категории: виды профессиональной деятельности социальных работников (уборка помещений, доставка продуктов и пр.); социально-психологические характеристики профессиональной деятельности ("трудности общения с пожилыми", "личные переживания социальных работников за пожилых людей и за их проблемы", "переживания социальных работников, связанные с агрессивностью пожилых", "мироощущение и самооценка социального работника" – негативные и позитивные); компетентность социальных работников.
Пилотажное исследование (интервью) показало следующее. Во-первых, социальные работники адекватно представляют свои профессиональные обязанности как социально-бытовое обслуживание пожилых: уборка помещений, доставка продуктов и лекарств. Во-вторых, они не умеют общаться с пожилыми людьми, не могут помочь им в решении психологических проблем, т.е. социальные работники не обладают социально-психологической компетентностью.
Данные анкетирования подтвердили первоначальные результаты: социальные работники имеют полное представление о своих профессиональных обязанностях, связанных с социально-бытовым обслуживанием. При этом, чем больше стаж работы, тем лучше социальный работник идентифицирует свои профессиональные обязанности. Однако по мере увеличения стажа работы у социальных работников возрастают трудности общения с пожилыми людьми
. Кроме того, негативное мироощущение и низкая самооценка возрастают от одного показателя в первой группе до шести – в третьей. Типичные примеры: "Не могу дома отключиться. Как будто камень на сердце"; "И так устала до крайности, а тут еще эти (подопечные) придираются, специально цепляются за мелочи"; "Оскорбляют незаслуженно, а я долго переживаю и мучаюсь". Неумение защитить себя от эмоционального перенапряжения, экранироваться от негативных эмоций - одно из проявлений психологической некомпетентности социального работника.Очень важен тот факт, что с увеличением стажа работы возрастают значения такого противоположного показателя, как "компетентность в манипулировании пожилыми": негативные приемы деловых контактов, "психологические игры". К ним мы отнесли типичные ответы: "научилась хитрить", "даже если он (пожилой) не соглашается, я сумею уговорить его", "могу маневрировать и без конфликтов делать то, что сама считаю нужным", "делаю то, что считаю нужным и не спрашиваю ее/его (пожилого)". С нашей точки зрения, эти высказывания показывают направленность деятельности социальных работников, которая, во-первых, нарушает право пожилого на достоинство и уважение (основной принцип социальной работы) и, во-вторых, ориентирована на достижение скрытой (от пожилого) цели, не совпадающей с открыто декларируемой. Тем самым социальные работники способны добиваться некоторых психологических выгод при минимуме собственных усилий в процессе работы.
Эти типичные ошибочные тактики поведения вызывают эмоциональный протест у пожилых: человек начинает испытывать потребность как-то защититься от своей склонности к чрезмерной доверчивости, понимать, что его используют в своих интересах или неправильно истолковывают его. В дальнейшем это провоцирует возникновение и нарастание конфликта, который становится неожиданностью для социального работника.
Таким образом, несмотря на увеличение стажа работы, социальные работники не учатся решать проблемы свои собственные и своих подопечных.
Согласно известным представлениям, агрессия – одно из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическое напряжение. Результаты показали, что индекс агрессивности пропорционально повышается по мере увеличения стажа работы. То же самое происходит и с их индексом враждебности.
Агрессия, как разновидность защитного поведения, может быть направлена на самого себя в форме самообвинений. У социальных работников очень высокие показатели чувства вины. Чаще всего оно не осознано. В процессе специальных бесед и тренингов возможно разрешение этой проблемы, когда сами соцработники пытаются вербализовать свое чувство вины. Сами социальные работники относятся к зрелому, а некоторые и к пожилому возрасту, имеют пожилых и престарелых родителей. Поэтому в этих случаях начинают работать защитные механизмы переноса и самообвинения.
Очевидна потребность социальных работников в овладении индивидуальными средствами эмоциональной защиты и способам психопрофилактики стрессов из-за особых перегрузок на работе.
Пока еще нет оснований думать, что в рамках существующих условий труда и профессиональной подготовки психологов, работающих в центрах (во многих центрах их просто нет), эта задача будет выполняться успешно. Поэтому социальные работники сами спонтанно вырабатывают определенный индивидуальный стиль деятельности. Иногда он ведет к самосохранению и устранению физического утомления и психических нарушений из-за перегрузок на работе. Однако, чаще социальные работники действуют по принципу "порочного круга": проблема – манипулятивный прием – временное решение проблемы – конфликт – проблема и т.д. Вращение по такому кругу ведет к неосознаваемому чувству вины, нервному переутомлению и возрастанию агрессивности и враждебности. В свою очередь, пожилые люди вместо того, чтобы концентрировать свои усилия на решении проблемы или выяснении вопроса, начинают защищать свою личность. Это – предпосылки конфликтов, которые становятся затяжными и трудноразрешимыми. В дальнейшем, по мере развития таких конфликтов, социальный работник отказывается от своего подопечного или, наоборот, пожилой человек обращается в центр социального обслуживания, чтобы ему поменяли социального работника.
Можно ли распространять полученные результаты на всех, кто работает с пожилыми людьми? Думаю, можно. Не секрет, что врачи, мягко говоря, не любят своих пациентов, особенно пожилых, считая их навязчивыми, надоедливыми. Медицинские сестры часто грубы, хотя их деятельность подразумевает сочувствие и милосердие. Сотрудники многих благотворительных обществ и служб социальной защиты населения часто идут работать в эту сферу, исходя, из чувств альтруизма и сострадания, а в дальнейшем начинают руководствоваться принципами: "вас много, а я одна". Происходит своеобразное огрубление души, при котором возрастает чувство собственной значимости и уменьшается чувство сопереживания ближнему.
Поэтому, говоря о профессиональной и психологической компетентности, хочется подчеркнуть роль профессионализма в социальной работе и работе, связанной с пожилыми людьми. Профессионализм заключается не столько в том, чтобы "поплакать вместе с пожилым", "отдать ему всю душу"
, сколько в ясном понимании и осознании своих обязанностей и четком их выполнении.Необходимо наличие или выработка у социальных работников определенных
психологических качеств для успешного выполнения работы. Практически эти качества не учитываются при подборе персонала.В настоящее время, когда многие люди в той или иной степени впали в унынье, потеряли чувство прочности и устойчивости мира, назначение тех, кто работает с пожилыми людьми в государственном ли секторе, или в общественном – стать оплотом, источником тепла для пожилых, большинство которых, а значит, не имеют возможности получить это тепло от кого-либо ещЈ. Это важно учитывать тем, кто работает с пожилыми. Помните, что никогда не поздно пересмотреть своЈ отношение к другим, свои взгляды на пожилых подопечных, свою роль в их жизни.
Сведения об авторе:
Ольга Краснова - кандидат психологических наук, руководитель Центра "Геронтолог"
(г. Москва), главный редактор журнала "Психология зрелости"