ПОРТРЕТЫ
юбилей
Анна СЕВОРТЬЯН
"ТРУДЫ И ДНИ" АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Для человека пять лет - совсем юный возраст. Он еще ребенок, не успел пойти в школу, едва умеет читать. Для организации - срок солидный. За это время она набирается опыта, создает команду, завязывает связи. Сегодня непросто найти свою нишу, утвердиться в ней и продолжать развиваться, а уж тем более в некоммерческом секторе, который еще только приближается к признанию обществом. Агентству социальной информации (АСИ), похоже, удалось достичь всего перечисленного. С 1994 года это единственное в России специализированное агентство новостей третьего сектора. Сколько газет, агентств, ПР-служб, теле- и радиопрограмм появилось и исчезло за эти пять лет, пока существует АСИ. Агентство выросло, приобрело хорошую репутацию и продолжает восхождение к новым вершинам.
"Дистанция огромного масштаба" отделяет нынешнее АСИ от агентства пятилетней давности. В 1994 году офис располагался еще в здании "Постфактума", откуда пришла часть сотрудников, информация в номер сдавалась в письменном виде, а звонили в организации корреспонденты, в основном, из дома. Первый еженедельный выпуск представлял собой несколько коротких сообщений и три анонса. "Пожив" в нескольких помещениях, АСИ обосновалось на улице Чаянова. Выпуски новостей выходят каждый день, объемом от 5 до 12 страниц, а в сводном еженедельном - только оглавление занимает страницы три.
В 1996 году АСИ начало "поход в регионы". Тогда на стажировку в Москву приехали представители первых трех корпунктов - Петербурга, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. Сейчас АСИ "прописалось" в 20-ти городах страны, и корсеть продолжает расти. Увеличивается и сфера деятельности организации. Хотя выпуск новостей остается главным делом агентства, оно также издает специализированные информационно-аналитические бюллетени, готовит выборки для прессы, проводит мониторинги публикаций и собственные мероприятия (пресс-конференции, конкурсы), устраивает тренинги по журналистскому мастерству, ПР, маркетингу, консультирует организации, пополняет базу данных, выпускает книги, экспертирует проекты, участвует в подготовке журналов.
Самая распространенная фамилия в АСИ - Тополев. Не считая директоров Елены и Андрея, есть еще двое Тополевых, которые занимаются техническим оснащением агентства. Несмотря на то, что у слова "агентство" род средний, коллектив здесь, в основном, женский. Зато учредители одни мужчины: Игорь Доненко, президент Благотворительного дома "Душа человека", Олег Зыков, президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании", Андрей Вакуленко, специалист фонда "Евразия" и Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека.
Наиболее напряженный день в агентстве - четверг, когда редактора собирают из ежедневных выпусков еженедельный, еще раз его вычитывают и выпускают в свет. Правильнее всего сравнить один день в АСИ с симфоническим концертом. Прелюдия - раннее утро, когда появляется офис-менеджер и первые редактора.
К четырем дня атмосфера накаляется. Заканчивается прием информации в выпуск, шум телефонов, факсов, компьютеров, голосов сливается в единый гул. Никакая техника не поспевает за скоростью, с которой бегают по клавиатуре пальцы. В таком ритме, с постоянными гостями, посетителями, консультациями, неотложными делами и встречами, рабочий день продолжается до восьми вечера.
Принципы агентства на протяжении существования неизменны: максимальная открытость, готовность воспринять новые и интересные идеи, добросовестность и вера в будущее гражданских инициатив. Философию можно назвать космополитичной, что, кстати, верно - у агентства много друзей и деловых партнеров по всему свету.
- Третий сектор, пожалуй, самая интересная сфера, в которой я когда-либо работала, - говорит директор агентства Елена Тополева. - Это очень важный ресурс улучшения жизни в современной России. Вовлечение граждан в некоммерческие организации и проекты в перспективе сыграет немалую роль в оздоровлении ситуации в стране, особенно в регионах. Третий сектор очень привлекателен и разнообразен. Сколько организаций, сколько подходов, сколько возможностей изменить окружающую действительность! Мы гордимся своей миссией - освещать работу некоммерческих организаций и продвигать эту информацию в СМИ, в "большую прессу" - и постараемся сделать все зависящее от нас, чтобы к десятилетию агентства имидж третьего сектора в глазах общества поднялся на новую высоту.
ПРОЕКТЫ АГЕНТСТВА
"Сталкер"
В 1995 году АСИ, совместно с Гильдией актеров театра и кино организовывало первый правозащитный кинофестиваль "Сталкер" в Центральном доме киноактера. Целую неделю в кинозале бесплатно демонстрировались лучшие картины на правозащитные темы, рядом проходили круглые столы и дискуссии с участием правозащитников, журналистов, бывших заключенных. "Сталкер" был первым фестивалем в своем роде и теперь проводится ежегодно.
"Общество и власть"
В 1997 при поддержке Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы АСИ в течение года издавало бюллетень, посвященный взаимодействию государственных и общественных структур. Журналисты агентства работали с сотрудниками префектур, комитетов мэрии, убеждали их в том, что общественные объединения не ограничиваются советами ветеранов, группами инвалидов и многодетных. В префектурах появились пресс-службы, пришло понимание роли НКО. Этот проект был одной из первых ласточек сотрудничества власти и общественников.
Конкурс "Журналисты против СПИДа"
Агентство провело два конкурса – в 1997 и 1998 годах. Конкурсы были крайне популярны - на последнем дипломы победителям вручал министр здравоохранения. Проблема СПИДа, что и говорить, злободневная - количество инфицированных ВИЧ растет с каждым днем. АСИ рассчитывало при помощи конкурсов привлечь к этой теме внимание журналистов, а тем самым и целевой аудитории. На конкурс поступили десятки статей, что позволило хоть немного утолить "информационный голод" читателей.
Книгоиздательство
В 1998 году совместно с Международным Молодежным фондом и "САН груп оф компанис" АСИ првело исследование и выпустило 2-тысячным тиражом обзор "Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, общественные организации". Книга рассказывает о здоровье, интересах, материальном положении молодых людей, общественных организациях, помогающих им и государственной политике в этой сфере. Книга разошлась по 50 регионам России, попала в лучшие библиотеки страны, к бизнесменам, видным государственным деятелям. Найти ее можно в большинстве ресурсных центров поддержки НКО. В новом году "САН груп", после удачного завершения этого проекта, выделил средства на следующее издание - "Старшее поколение в постсоветской России", одну из немногих попыток дать целостную характеристику положению пожилых в нашей стране на рубеже веков.
"Марш парков"
"Марш парков" - всероссийская природоохранная акция, которую инициировал несколько лет назад Центр охраны дикой природы. По всем национальным паркам, заповедникам и просто "зеленым" территориям прокатывается марш - зрелищные акции, парады, походы, экологические лагеря. Два года АСИ на добровольных началах работало в качестве пресс-центра акции.
"Популяризация деятельности НКО через СМИ"
Это относительно новый проект - ему только полгода. В Москве, Архангельске, Воронеже и Краснодаре проходят тематические мероприятия и выпускаются аналитические бюллетени (о молодежной активности, самореализации в старости, проблемах современной семьи, психическом здоровье). Проект адресован, прежде всего, журналистам. Его цель - убедить СМИ, что общественные организации и все с ними связанное. В регионах каждая подобная акция становится почти сенсацией.
"Проблемы секс-эксплуатации"
Главная специалистка по проблемам женщин и феминизму АСИ, выполняя этот проект, писала - в соавторстве и самостоятельно - статьи о девушках из России, которые становятся "секс-рабынями". Изучением предмета журналистка занималась долго и теперь может похвастаться тем, что ее материалы прошли в десятках малотиражек и районок по стране, на ТВ, в центральной прессе. Где только ей не пришлось побывать за время реализации проекта - даже в "Интерполе"!
"Женский календарь"
К 2000 году готовится концептуальный проект в Интернете - "Женский календарь". Каждый его "листок" будет рассказывать об одной из женщин, оказавших влияние на русскую культуру, искусство, государственное устройство, науку. Здесь можно найти русских цариц, жен декабристов, художниц, музыканток, революционерок, женщин-реформаторов, спортсменок, поэтесс, литературных героинь, исторических персон, топ-моделей, государственных деятельниц, феминисток. О судьбе и вкладе каждой в величие государства можно узнать на веб-страничке АСИ.
"Срочная социальная помощь"
Вместе с "Радио России", с лета 1999 года, АСИ готовит радиопрограмму "Срочная социальная помощь". Раз в две недели на волнах "РР" 15 минут слушателям рассказывают о полезных вещах: как отстоять свои права при увольнении, кто имеет право на бесплатные лекарства, чем приватизированная квартира отличается от неприватизированной. Цель проекта - повышение правовой культуры населения. Передачи делают журналисты АСИ, "Радио России" и юристы.
"Вестник благотворительности"
Агентством и Благотворительным фондом "Сопричастность" учрежден журнал для тех, кто помогает другим. В каждом номере издания публикуется информация и авторские материалы журналистов АСИ. Главный редактор "ВБ" - Олег Сестренский.
Сотрудники АСИ всегда рады новым контактам и информации.
Телефон: (095) 250-6156
Электронная почта: asi@aha.ru
Интернет: www.asi.org.ru
ДОСЬЕ "ВБ"
Красивая, энергичная, стремительная женщина с копной вьющихся волос. Обладает умением находиться сразу в нескольких местах - директор Агентства Елена Тополева. Благодаря ей, АСИ появилось на свет.
Сосредоточенный и невозмутимый мужчина. Кажется, в силах одним взглядом управлять всей техникой в офисе. Большой мастер разрешать конфликтные ситуации - содиректор Андрей Тополев
.Приветливая и от души любящая порядок девушка. Может говорить сразу по нескольким телефонам одновременно. Талант убеждать журналистов на расстоянии - менеджер по связям с общественностью Мария Проппер
.Специалист по отделению зерен от плевел и "полировке" текстов. Женщина, которая привносит в агентство рассудительность и мудрость. Заслуженный выпускающий редактор - Мария Мосина.
Самый точный и пунктуальный человек в агентстве. К тому же контролирует все финансовые потоки. Наверное, ее обаяние подкупает банковских служащих. Главный бухгалтер - Елена Федорова.