¤...У нас в Новороссийске идет интересное противостояние: с одной стороны,
бешеные ¤бабки¤, с другой, ¤бешеные¤ бабки, то бишь, огромные деньги нефтяного
консорциума и отчаянные старушки из ¤зеленого¤ движения и комитета самоуправления
прибрежного села. И при этом совершенно не ясно, кто победит¤.
(Шутка южнороссийских ¤зеленых¤)
Сегодня геополитика на Юге России, бурное развитие капитализма, небывалые темпы общественных перемен требуют от всех исключительных усилий для защиты своего права жить в здоровой социальной и природной среде.
В этом отношении одна из самых болевых точек региона - Новороссийск, крупнейший нефтяной порт России, единственный на юге страны глубоководный порт, через который можно вывезти все - от оружия и гранулированной серы до сырой высокосернистой каспийской нефти. Важный знак времени - созданные с этой целью транснациональные кампании, такие, как Каспийский трубопроводный консорциум, по мощи, деньгам и идеологическому аппарату вполне сравнимые с небольшими государствами.
Экологические проблемы могут возникнуть при реализации любого крупного проекта. Их можно избежать либо свести к минимуму, но это удорожит проект, чего не хотелось бы его руководителям.
Местные жители выступают не против проекта в целом. Они лишь хотят отодвинуть новый порт на 20 км левее от чистых участков побережья, возможных будущих курортов России, от границ заповедника Утриш, разместить его в уже существующем порту, в бухте, где легче локализовать возможную аварию. Нефтяная катастрофа для местных жителей - событие отнюдь не гипотетическое. Около года назад во время аварии на нефтепроводе в море вылилось около 8 тыс. тонн нефти, причем она шла ночью потоком через шоссе. Инспектор ГАИ успел перекрыть движение, в противном случае от автоаварии или просто от искры могло бы произойти возгорание паров. Совсем рядом находятся огромные резервуары, и масштабы катастрофы могли быть просто ужасающими.
Но и то, что произошло, нанесло курортам и Черному морю большой урон. Оказалось, что нефтепроводы не застрахованы от ущерба природе, от ущерба третьим лицам, то есть нам с вами. Таким образом, наши соотечественники сегодня беззащитны перед богатыми кампаниями, которые в погоне за прибылью игнорируют интересы общества и не собираются вкладывать деньги в нашу безопасность. Застрахована была лишь сама труба, то есть пороховая бочка, а те, кто на ней сидит, то есть жители российского побережья, - нет.
В этой ситуации проект строительства нового терминала, вдвое более мощного чем новороссийский, на одном из самых чистых участков черноморского побережья России обеспокоил общественность. ¤Зеленые¤ собрали несколько тысяч подписей в Новороссийске и Анапе.
Будущая нефтяная труба, по замыслу проектантов, должна выходить к морю у небольшого живописного села Южная Озерейка, насчитывающего примерно пятьсот жителей. Нетронутая природа, можжевельники, прозрачное море.
Пять лет назад здесь был создан комитет сельского самоуправления. Он состоит, в основном, из пожилых крестьянок, которые всю жизнь проработали на виноградниках. Общими усилиями им удалось получить землю, стандартные паи, положенные при расформировании колхоза. По полтора гектара на душу. Но полтора гектара в Ивановской области и полтора гектара на нетронутом черноморском побережье - разные вещи. Здесь их рыночная стоимость, как минимум, тысяч двести долларов. Пожилые крестьянки стали настоящими собственниками, в отличие от многих соотечественников, которые вместо собственности получили бумажку - ваучер.
Крестьяне прекрасно понимают, что с созданием нового нефтепровода они потеряют все, а в то, что кто-то из них получит хоть один нефтедоллар, никто не верит. Вот тут и возникло вышеупомянутое интересное противостояние: с одной стороны, ¤бешеные¤ бабки, с другой стороны, бешеные ¤бабки¤.
В своем желании сохранить природу они оказались не одиноки. Их поддержали ¤зеленые¤. Длинноволосые молодые люди вышли на улицы причерноморских городов с плакатами и черным знаменем анархистов. Именно они собрали тысячи подписей, убедили в своей правоте многих соотечественников старшего поколения. Предъявили властям ультиматум, протестуя против размещения нового порта не в бухте, а в открытом море, в непосредственной близости от заповедника. Когда же власти попытались уйти от ответа, молодежь возмутилась и выполнила угрозу, изложенную в ультиматуме.
Однажды рано утром быстро и организованно около сорока молодых людей заняли ступени перед администрацией города. Трое забрались на козырек входа, повесили длинный плакат ¤Заповеднику - да, терминалу - нет!¤ и водрузили черное знамя анархо-зеленого движения. Остальные легли на ступени, перегородив вход в здание администрации. В течение двух часов работа администрации была парализована. Чиновники вынуждены были вылезать через окно, затем приехала милиция и на руках перенесла ребят в милицейский автобус.
Можно по-разному относиться к героям этой истории, к их убежденности, что они способны противостоять огромному капиталу для сохранения островков нетронутой природы. Очевидно одно - в результате их порой отчаянных, порой хладнокровных и продуманных действий, строительство нефтепровода было отложено, а самое главное, население всерьез задумалось о его целесообразности. Поразительно, но ¤зеленые¤ до последнего времени выигрывали информационную войну с КТК, который вкладывает в свои PR-кампании огромные деньги, в то время как ¤зеленые¤ сами готовят все публикации и акции. За свой счет ездят в Москву убеждать депутатов и чиновников. Не платят журналистам, а обращаются к их совести и гражданскому чувству. И такие журналисты находятся.
¤Зеленым¤ удалось опубликовать информацию против проекта в самых рейтинговых средствах массовой информации. Программа ¤Новое пятое колесо¤ посвятила им 10 минут, программа ¤Взгляд¤ сделала об этом сюжет и пригласила наших героев в студию, на НТВ, на ¤Радио России¤ вышли большие передачи. Более того, о деятельности экологических организаций в Новороссийске писали ¤Таймс¤, ¤Геральд трибьюн¤, а также региональные американские и английские газеты и журналы. В греческой и турецкой прессе появились вполне сочувственные материалы о наших ¤бешеных¤ бабках и их молодых единомышленниках.
Это противостояние очень показательно для сегодняшней России. Оно свидетельствует о том, что в борьбе против крупных московских чиновников можно отстоять свое право на чистое море и безопасность для своих детей.
Очевидно, что эта история еще не окончена. И тому, кто захочет поставить в ней точку, придется считаться с мнением местных жителей. Это означает, что долгожданное гражданское общество все же рождается, давая нам всем надежду на будущее.
г. Новороссийск
Сведения об авторе: Валерий Тимощенко - исполнительный директор городской
общественной организации ¤Журналист¤