Суть проблемы
С 1 января 1999 года некоммерческие организации России могут начать платить налоги наравне с коммерческими организациями.
Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы приступил в октябре к обсуждению пакета законопроектов по налогообложению, в которых предполагается налогообложение некоммерческих организаций (НКО) наравне с коммерческими. Это обсуждение проходит в рамках подготовки этих законопроектов ко второму чтению в Думе. За основу этих законопроектов взят текст Специальной части Налогового Кодекса, одобренного депутатами в июле этого года в первом чтении. Второе и третье (заключительное) чтение в Думе и рассмотрение в Совете Федерации должны пройти до конца этого года - с тем, чтобы новая налоговая система была введена в действие с 1 января 1999 года, когда начинается новый финансовый год.
Если в новых законах не будет учтена специфика некоммерческих организаций - организаций, деятельность которых направлена на решение социально значимых вопросов, а не на извлечение прибыли, то в ближайшее время может прекратить свое существование большая часть НКО. Это касается всех видов НКО - ветеранских, инвалидных, детских, благотворительных, групп самопомощи, экологических, правозащитных, женских, молодежных, национальных, историко-культурных, медицинских, исследовательских, образовательных, занимающихся развитием гражданского общества и многих других.
По мнению экспертов, несколько миллионов человек, в том числе инвалиды, ветераны, многодетные семьи, дети с нарушением развития и различными тяжелыми заболеваниями, больные наркоманией, алкоголизмом, диабетом, носители ВИЧ-инфекции, бездомные, люди в кризисной психологической ситуации, беженцы, люди, пострадавшие от нарушения своих прав, и другие нуждающиеся в помощи пользуются поддержкой некоммерческих организаций. В ситуации, когда правительство сокращает расходы на социальные программы, НКО часто остаются единственным местом, где люди могут получить помощь и поддержку. Однако сегодня само существование некоммерческих организаций поставлено под угрозу.
Главное и принципиальное отличие НКО от предпринимательских структур - затратный неприбыльный механизм их деятельности, при котором основу их бюджета составляют целевые поступления (пожертвования, взносы, гранты, субсидии) на уставную деятельность. Сегодня в России насчитывается около 60 тыс. НКО (не считая партий, профсоюзов и религиозных организаций). Их бюджет, согласно исследованиям ведущей организации, занимающейся проблемами развития некоммерческого сектора - ¤Консультации для ассоциаций и фондов¤ (СAF), на 85 процентов состоит из различного рода благотворительных и целевых взносов. Эти средства и поступления НКО от собственной хозяйственной деятельности полностью расходуются на уставную деятельность. Прибыли (дохода), как у бизнес-структур, при этом не образуется и не может быть по определению.
Фундаментальная проблема нового Налогового кодекса и его отдельных частей, рассматриваемых сейчас в виде отдельных законопроектов, заключается именно в отсутствии разделения организаций на некоммерческие и коммерческие, непризнание принципиальных различий в экономических механизмах их деятельности. В результате для Налогового Кодекса все организации имеют прибыль (доход), реализуют товары или услуги и образуют добавленную стоимость, а значит, являются плательщиками соответствующих налогов. Это касается также и тех людей и организаций, которые передают в НКО средства и материалы и собственный добровольный труд. Налогообложению подлежат практически все виды благотворительной и некоммерческой деятельности. Так, налогами на прибыль, на добавленную стоимость, подоходным и другими видами налогов будет облагаться многие виды деятельности НКО и средства, получаемые ими на свои программы, в том числе практически все виды пожертвований, включая гранты и целевые взносы, безвозмездные услуги населению и средства, передаваемые от НКО населению. Здравый смысл подсказывает, что этого не может быть, но при взимании налога будет иметь значение закон, а не здравый смысл.
Поставленная сторонниками нового законодательства цель - увеличение поступлений в государственный бюджет - в результате не будет достигнута. Более того, эффект безусловно будет противоположным. Введение в действие этих предложений, во-первых, резко сократит количество пожертвований и других целевых поступлений в некоммерческие организации и поставит НКО перед необходимостью выплачивать налоги со своей деятельности, что вынудит их радикально сокращать свои программы или закрываться. По самым оптимистическим прогнозам директора CAF-Россия Ольги Алексеевой, выживет не более 20 процентов всех НКО.
Во-вторых, государство будет вынуждено взять на себя расходы по поддержке социально уязвимых категорий населения, помощь которым сегодня оказывают НКО. Хотя сегодня не существует точных данных о совокупном бюджете всех программ некоммерческих организаций России, но, по расчетам СAF-Россия, в 1996 году этот бюджет мог достигать 300 миллионов долларов США. Эта, а может быть, и большая сумма ляжет на госбюджет в виде дополнительных расходов на социальные нужды. Учитывая, что большинство НКО используют труд добровольцев и в целом гораздо меньше тратят на административные расходы, чем государственные структуры, а также то, что многие социальные программы придется разрабатывать заново, что требует вложений средств, сумма дополнительной нагрузки на бюджет обещает быть существенно большей. В ситуации затяжного финансового кризиса нет уверенности в том, что у государства найдутся средства на эти незапланированные расходы. Рост социальной напряженности в результате ухудшения положения оставшихся без поддержки миллионов людей легко предсказуем.
В третьих, прекращение существования большинства НКО приведет к увеличению количества безработных за счет оставшихся без рабочих мест сотрудников НКО. По оценкам экспертов, в некоммерческом секторе работает от 2 до 4 процентов рабочей силы страны. Пособия по безработице для уволенных в результате закрытия или сокращения организаций сотен тысяч людей - еще одна дополнительная нагрузка на бюджет.
И, наконец, те налоги, которые сегодня НКО реально приносят государству в виде подоходного налога с зарплаты сотрудников и консультантов и отчислений во внебюджетные фонды с фонда оплаты труда, прекратят поступать в казну. Таким образом, экономические и социальные потери от введения нового налогового законодательства многократно превысят планируемую выгоду в виде ¤налога на благотворительность¤. Государству и всему обществу такая реформа обойдется очень дорого.
Что происходит в Думе сейчас?
В основу пакета новых законов положен текст Налогового Кодекса, разработанного Правительством и поданного на рассмотрение в Думу весной этого года. Впервые проект налогового кодекса РФ был внесен на рассмотрение Думы около двух лет назад. Столкнувшись с критикой многих его положений и невозможностью объединить свой проект с альтернативными предложениями, правительство несколько раз забирало его на доработку и в очередной раз представило на утверждение Думы свой окончательный проект весной.
На предварительном этапе обсуждения проекта Кодекса было подано в общей сложности несколько тысяч поправок, включая поправки, подготовленные рабочей группой по благотворительности и внесенные в Думу депутатом от фракции ¤Яблоко¤, заместителем председателя Комитета Думы по общественным объединениям и религиозным организациям Валерием Борщевым. Часть поправок, направленных на защиту некоммерческого сектора, была также подана еще одним депутатом от ¤Яблока¤ Анатолием Головым. Благодаря этим поправкам и письмам от некоммерческих организаций в адрес руководства Думы при рассмотрении проекта Кодекса в Думе в июле удалось снять из его Общей части наиболее одиозные положения. В июле Дума сразу в трех чтениях в течение нескольких дней одобрила Общую часть Налогового кодекса. Такая поспешность была вызвана тяжелой экономической ситуацией и необходимостью получить крупный кредит от Международного валютного фонда и Всемирного банка (продвижение в деле налоговой реформы было одним из главных условий выделения кредита). Однако депутаты не стали включать в текст предложенные от НКО поправки, а рекомендовали учесть некоторые из них при доработке Специальной части, которая определяет конкретные налоги, их применение и ставки. Благодаря этой половинчатой позиции принятая в качестве закона и уже действующая с августа Общая часть Налогового кодекса не разрешила описанные выше противоречия и не выделила НКО как самостоятельный вид налогоплательщика. Все вопросы оставлены до рассмотрения Специальной части Кодекса. Специальная часть была принята в июле в первом чтение и направлена в комитеты и комиссии на доработку с учетом предложенных поправок.
Рассмотрение поправок и второе чтение Специальной части Кодекса было намечено на осень 1998 года. Однако стремительное развитие кризиса - развал платежной системы, девальвация рубля, снижение налоговых поступлений в бюджет, - вынудило Правительство и Думу отказаться в начале октября от обсуждения Специальной части Налогового Кодекса в качестве единого документа. Для учета многочисленных поправок и согласования различных позиций и интересов не остается времени. Вместо этого было принято решение в срочном порядке принять по отдельности наиболее важные для федерального бюджета законы по налогам, в том числе по налогу на прибыль, на добавленную стоимость, подоходный налог, закон о таможенных сборах и платежах - для того, чтобы они начали действовать с 1 января 1999 года. Для подготовки новых налоговых законов в Государственной Думе было создано несколько рабочих групп при Комитете по бюджету и налогам, каждая из которых работает над проектом своего закона.
Таким образом сегодня складывается следующая ситуация: во-первых, в основу разрабатываемых законов положен текст Специальной части Налогового Кодекса, одобренный в первом чтении в июле и содержащий все те же опасные для НКО и общества положения. Во-вторых, на разработку этих законов отведено чрезвычайно короткое время (возможно, менее месяца), поэтому есть все основания опасаться, что некоммерческие организации снова ¤выпадут¤ из новых налоговых законов, как специфический налогоплательщик. В-третьих, в условиях дефицита времени может понизиться скоординированность действий между рабочими группами, и если при рассмотрении одного налога особенности НКО будут учтены, этого может не случиться при обсуждении других налогов. Наконец, ряд ключевых фигур в Правительстве и в Думе уверены, что ужесточение налоговой политики и ликвидация всех налоговых льгот являются основой для вывода России из кризиса.
Все это создает серьезную опасность, что в результате будут приняты законы, которые поставят под угрозу существование 60 тыс. некоммерческих организаций России и судьбы миллионов людей. В настоящий момент рабочая группа Комитета Госдумы по бюджету и налогам уже приступила к обсуждению проекта налога на прибыль. Таким образом, настал решающий момент. Счет пошел на недели.
Как возникла идея организации кампании. Что можно и нужно делать?
Если тяжелых последствий принятия этих законов для общества не понимают власти, то их хорошо осознают неправительственные организации. Начиная еще с лета, некоммерческие организации в разных регионах страны стали предпринимать усилия для того, чтобы повлиять на ситуацию. Руководству Думы и Совета Федерации были направлены коллективные письма, в которых несколько десятков НКО выразили глубокую озабоченность в связи с возможным принятием проекта Налогового Кодекса.
Когда Дума не внесла в Общую часть Налогового Кодекса поправки, представленные от имени неправительственных организаций и стало очевидно, что есть явная опасность скорейшего принятия Думой новых налогов ¤на некоммерческую деятельность¤, несколько московских НКО, активистов и экспертов объединили усилия для организации широкой общественной кампании против ужесточения налогов для НКО. Среди организаторов и активно поддерживающих кампанию - представители Центра развития демократии и прав человека, РБОО ¤Андреевский крест¤, СAF-Россия, ОРТ, Агентства социальной информации, некоммерческого партнерства ¤Фокус¤, Фонда защиты гласности, правозащитных организаций, входящих в группу ¤Общее действие¤, женских, молодежных и экологических НКО.
Цель кампании - силами некоммерческих организаций и их подопечных во всех регионах страны активно воздействовать на депутатов Госдумы от своих округов, на представителей в Совете Федерации от своих регионов и на Правительство с тем, чтобы с помощью общественного мнения и активного выражения позиции избирателей повлиять на депутатов и заставить их проголосовать за поправки, представляющие общественные интересы и поддерживающие некоммерческий сектор. Очень важно показать, какую роль НКО играют в решении проблем общества, разъяснять, что мы добиваемся не ¤льгот¤, а признания, как во всем мире, принципиально иного механизма налогообложения НКО. Одним из главных лозунгов кампании стало следующее заявление: ¤Мы не просим льгот, мы требуем справедливого налогообложения!¤
Центр развития демократии и прав человека призывает присоединиться к кампании. Отправьте открытки и письма своим депутатам и региональным властям с требованием защитить интересы избирателей, встречайтесь с ними и их помощниками на приеме и убеждайте их принять поправки, предложенные от имени некоммерческих организаций, рассказывайте в средствах массовой информации о проблеме, распространяйте информацию о кампании среди знакомых, коллег и подопечных своих организаций, просите их присоединиться к нашим общим усилиям, обратитесь за поддержкой к известным в вашем городе и и области людям - к ним скорее прислушаются. Словом, делайте все, что в ваших силах, чтобы голос общественности был услышан - и тогда, будем надеяться, народные избранники поймут, что их избиратели требуют от них ответственных действий на благо людей. И проголосуют при рассмотрении налоговых законопроектов правильно, во имя здравого смысла и общественных интересов.
Региональные координаторы
кампании
Республика Башкортостан
Башкирский республиканский экологический союз (Уфа)
Тел.: (3472) 25-1947, 45-3414,
тел./факс: 52-0366. E-mail: ecoru@ufa.ru, root@ecoru.bashkiria.su (Александр
Веселов).
Республика Бурятия
Экотуристический клуб ¤Фирн¤ (Улан-Удэ)
Тел.: (3012) 21-4955, 21-6250, факс: 21-4430. E-mail: firn@burnet.ru
(Лия Санданова).
Республика Алтай
Детский фонд Республики Алтай (Горно-Алтайск)
Тел.: (38822) 63-13-1. E-mail: raisa@detfond.gorny.ru (Раиса Ивановна
Саймунова).
Республика Калмыкия
Союз молодежи Калмыкии (Элиста)
Тел.: (84722) 5-4404, 5-0290. Факс: 5-8795, npsmk@elista.rospac.ru
(Басан Захаров).
Республика Карелия
Карельский центр гендерных исследований (Петрозаводск)
Тел.: (8142) 52-5340, факс: 55-7089). E-mail: gender@onego.ru (Ольга
Никитина).
Республика Саха (Якутия)
Фонд ¤Градосфера¤ (Якутск)
Тел.: (4112) 42-0185, 24-1975,
факс: 42-2861. E-mail: grados@yakutia.ru, kostal@mailexcite.com (Иннокентий
Степанов).
Центр экологического просвещения ¤Эйге¤ (Якутск)
Тел.: (4112) 24-2532, 26-1442.
E-mail: ecol@yacc.ya
(Валентина Дмитриева).
Республика Татарстан
Общественная организация ¤Равноправие и законность¤ (Казань)
Тел./факс: (8432) 36-5030. E-mail: root@salah.kazan.su (Олег Белгородский,
Ильдус Салахов).
Алтайский край
Ресурсный центр поддержки общественных инициатив (Барнаул)
Тел.: (3852) 36-7552. E-mail: poi@alt.ru
(Светлана Чуракова).
Приморский край
Приморский краевой центр поддержки молодежных и детских общественных
объединений (Владивосток)
Тел./факс: (4232) 31-8267. E-mail временно через центр ИСАР: isarrfe@online.marine.su
(Сергей Соловьев).
Дальневосточный общественный ресурсный центр ИСАР (Владивосток)
Тел.: (4232) 26-0694 E-mail: isarrfe@online.marine.su (Наталья Проскурина,
Марина Казакова).
Хабаровский край
Российско-американский научно-учебный центр (Хабаровск).
Тел./факс: (4212) 34-3734, 34-2821.
E-mail: arc@raec.khv.ru (Тамара Силукова).
Амурская область
Ресурсный центр ¤Амур-батюшка¤
Амурского отделения Социально-экологического союза
Тел.: (4162) 47-7454, 44-8962.
E-mail: batyushka@amur.ru
(Игорь Сакович).
Архангельская область
Центр поддержки НКО Архангельской области ¤Гарант¤ (Архангельск)
Тел.: (8182) 44-1523, факс: 61-8910. E-mail: lawyer@arkhangelsk.ru
(Федор Логинов).
Брянская область
Областная общественная организация ¤Эрика¤ (Брянск)
Тел.: (0832) 44-6059, 46-1367.
E-mail: root@erika.bryansk.ru
(Александр Анищенко).
Владимирская область
Ассоциация НКО ¤ДАНКО¤ (Владимир)
Тел.: (0922) 22-7450, факс: 22-6270. E-mail: danko@danko.elcom.ru (Виталий
Гуринович).
Вологодская область
Союз молодежи Череповца (Череповец)
Тел.: (8208) 25-2355, 25-5901, факс: 25-0406 . E-mail: spalmira@metacom.ru
(Ольга Бахарева)
Воронежская область
Международный консультационный центр ¤Воронеж¤
Тел.: (0732) 55-6576, 55-6827, 53-2449.
E-mail: voron@vbsc.voronezh.su
(Людмила Антаканова).
Калужская область
Фонд ¤Стратегия¤ (Калуга)
Тел.: (0842), факс: 56-0513. E-mail: strategy@serve.com (Михаил Чепов).
Кемеровская область
Кузбасский центр ¤Инициатива¤ (Кемерово)
Тел.: (3842) 36-48-67, факс: 36-3765.
E-mail: root@cnk.kemerovo.su
(Вера Дзюба).
Информационное экологическое агентство (Новокузнецк)
Тел.: (3843) 47-3704, факс: 47-4781.
E-mail: lineca@nvkz.kuzbass.net
(Ольга Безденежных, Елена Перфильева).
Липецкая область
Областной общественно-политический центри гуманитарный центр ¤Взаимодействие¤
(Липецк)
Тел.: (0742) 45-6513, 77-1838, 74-3572, 24-1383, факс: 72-20-57. E-mail:
center@lipetsk.ru (Дмитрий Питерцев).
Магаданская область
¤Живущая Арктика¤ (Магадан) (41322) 246-44. E-mail: main@pilk.magadan.su
(Виктория Матвеева).
Нижегородская область
Ассоциация НКО ¤Служение¤ (Нижний Новгород)
Тел.: (8312) 34-2806. E-mail: assinov@glasnet.ru (Евгения Верба).
Экологический центр ¤Дронт¤ (Нижний Новгород)
Тел.: (8312) 44-1523, факс: 61-8910.
E-mail: dront@glasnet.ru
(Константин Ткачев).
Новгородская область
Центр поддержки НКО (Новгород)
Тел.: (8162) 66-3230, факс: 66-3225.
E-mail: roman@zolin.telecom.nov.ru
(Роман Золин).
Новосибирская область
Сибирский центр поддержки общественных инициатив (Новосибирск)
Тел.: (3832) 46-4532, 46-5477. E-mail: scisc@online.nsk.su (Анатолий
Заболотный, Кира Гребенник, Николай Слабжанин).
Сиб-Ново-Центр
Тел.: (3832) 20-7100, факс: 10-1327. E-mail: snz@sibnet.ru (Надежда
Шпитальная).
Сибирское отделение Движения дружин по охране природы
Тел.: (3832) 39-7885. E-mail: shura@ecoclub.nsu.ru (Александр Дубынин).
Омская область
Общественная палата Омской области
Тел.: (3812) 23-1892, факс: 23-0670.
E-mail: ktv@palata.omsk.su
(Зинаида Тикунова, Татьяна Кашинцева).
Пермская область
Уральский центр поддержки НКО (Пермь)
Тел.: (3422) 90-4140, 33-0850.
E-mail: ngoural@gmx.net
(Ольга Зырянова, Василий Вьюжанин).
Псковская область
Псковская региональная общественная организация ¤Наше европейское будущее¤
(Псков)
E-mail: oef@ellink.ru (Сергей Афанасьев).
Рязанская область
Правозащитный и просветительский центр ¤Карта¤, ¤Мемориал¤ (Рязань)
Тел.: (0912) 77-5117.
E-mail: karta@glasnet.ru (Андрей Блинушов, Юлия Середа, Николай Середа).
Самарская область
Историко-эко-культурная ассоциация ¤Поволжье¤ (Самара)
Тел.: (8462) 33-6867. E-mail: povolzje@ssu.samara.ru (Сергей Агапов).
Саратовская область
Центр содействия экологическим инициативам (Саратов)
Тел.: (8452) 26-3804.
E-mail: volga@glasnet.ru
(Ольга Пицунова).
Свердловская область
Благотворительный фонд ¤Добрая воля¤ (Екатеринбург)
Тел.: (3432) 60-0227.
E-mail: slk@etel.ru
(Елена Зырина, Николай Геллер).
Общественная организация ¤Чистый дом¤ (Нижний Тагил)
Тел.: (3435) 24-6346, факс: 25-0500.
E-mail: luba@chome.e-burg.ru
(Любовь Файнентель).
Тамбовская область
Тамбовское зеленое движение (Тамбов)
Тел.: (0752) 35-0133, факс: 21-4059.
E-mail: green@mtts-tambov.ru
(Людмила Михайловна Спиридонова).
Тверская область
Тверской гуманитарный институт города
Тел.: (0822) 33-0068. E-mail: humins@hptmts.tvcom.ru (Галина Царькова).
Тульская область
¤Консультации-инвестиции-тренинг¤ (Тула)
Тел.: (0872) 31-55-83, факс: 27-1837.
E-mail: kit@tula.net (Татьяна Подкопаева).
Тюменская область
Тюменская областная ассоциация работников социальных служб (Тюмень)
Тел.: (3452) 36-5257. E-mail: social@diaspr.tumen.ru (Вера Барова).
Читинская область
Забайкальский центр НКО (Чита)
Тел.: (30222) 320-08. E-mail: svetlana@chita.su (Светлана Багина, Константин
Шлямов).
Южно-Сахалинская область
Благотворительный фонд поддержки
общественных инициатив ¤Острова¤
(Южно-Сахалинск)
Тел.: (4242) 74-1850.
E-mail:diva@sakhmail.sakhalin.ru
(Анна Романова).
Москва
Центр развития демократии и прав человека
Тел.: (095) 203-9196. E-mail: cddhr@rc.msu.ru (Юрий Джибладзе, Олег
Стаханов, Вера Демичева).
Санкт-Петербург
Благотворительный фонд ¤Невский ангел¤
Тел.: (812) 315-2033, факс: 314-3360.
E-mail: angel@neva.spb.ru
(Владимир Лукьянов).
Центр развития НКО
Тел.: (812) 325-8912/13. E-mail: ndc@spb.org.ru (Роза Хацкелевич).
По всем вопросам, связанным с проведением кампании, можно обращаться
по адресу:
119842 Москва, ул. Волхонка, д. 14,
4-й этаж (Центр развития демократии и прав человека (с пометкой ¤Налоговая
кампания¤)
Контактный телефон/факс: (095) 203-9196.
E-mail: cddhr@rc.msu.ru
(Юрий Джибладзе, Олег Стаханов, Вера Демичева).