Светлана Суворова
Сейчас часто обсуждают проблему взаимодействия общественных и государственных
организаций. Проводят семинары для руководителей НКО, в ходе которых большинство
участников начинают понимать, что оптимальная форма взаимодействия - это
партнерство. Анализируют содержание возможных совместных проектов и программ,
особенности деятельности НКО, трудности поиска партнеров и т.п. К сожалению,
в ходе таких занятий за кадром остается такая ¤мелочь¤, как механизм установления
партнерских отношений.
Типичная ситуация: в государственное учреждение обращается представитель некоммерческой организации и предлагает осуществить проект на партнерской основе. Чиновник ¤загорается¤, убеждает начальство оказать поддержку, выделить средства или помещение... Дальше в большинстве случаев начинаются мучения, в результате которых больше всех достается чиновнику, поверившему в серьезность и ответственность представителя НКО. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, в абсолютном большинстве случаев некоммерческие организации не дают себе труда проработать свои проекты на тот случай, если на самом деле представится возможность их реализовать. Проекты существуют в виде идей или мечтаний, без сметы расходов, без четко продуманного плана, без указания имеющихся или обещанных источников финансирования и кадрового обеспечения...
Предлагается проект создания инновационного детского учреждения, специализирующегося на эстетическом воспитании детей с отклонениями в развитии. В составе НКО - медики, педагоги, психологи. Имеются регистрационные документы, которые изначально соответствуют поставленным задачам, разрешения на педагогическую деятельность. Есть и некоторый опыт работы. Правда, за неимением стационарного помещения и средств для его аренды опыт в полной мере реализовать не удалось. Это и не школа, и не детский сад, скорее, полностью обеспеченный всем необходимым кружок при общественной организации. Но, согласно документам, результаты реабилитационной работы - просто поразительны. Есть и зарубежные партнеры, которые согласны принять участие в его финансировании, как только появится помещение. Находится государственное учреждение, которое симпатизирует идее реабилитации детей-инвалидов методами эстетического воспитания, готовое финансировать все расходы по аренде помещения, подходящего по площади, санитарному состоянию и бытовому оснащению. Эта госструктура готова также за свой счет предоставить осветительные приборы, мебель, шторы, скатерти, постельное белье, ковры, стирку и чистку которых она берет на себя.
При первом же обсуждении сметы возникает вопрос организации питания детей. Выясняется, что НКО не имеет ни поваров, ни необходимого оборудования для хранения и приготовления пищи. Посуды тоже нет. Государственный партнер с некоторым удивлением - нет, не отказывается, наоборот - предлагает взять на себя приготовление детского питания, и соответственно, помимо того, что НКО просило изначально, немалые расходы на оплату труда поваров, кухонных рабочих, содержание склада, холодильников, кладовой, приобретение и доставку продуктов. Далее выясняется, что организация не заложила в смету стоимость продуктов питания. Руководители НКО не подумали о том, что просьба о бесплатном предоставлении помещения подразумевает немалые расходы на оплату коммунальных услуг, ремонта и т.п., ложащиеся на организацию, которая это помещение предоставляет, то есть на ¤государственного¤ партнера. Но предоставление помещения не предусматривает обязательств взять на себя полное обеспечение и финансирование проекта.
Не думайте, что я рассказываю выдуманную историю. Это - совершенно реальный случай. Один из множества примеров потребительского отношения НКО к самой идее партнерства. При этом я опускаю мелкие ¤бумажные¤ детали подготовки проекта, которые поневоле были вынуждены взять на себя сотрудники государственной организации, причем бесплатно, в дополнение к своей основной работе. Потому что одно из главных условий возможных взаимоотношений с государственной организацией в части финансирования - грамотное оформленные финансовых документов обеими сторонами.
Кстати, сейчас руководители этой НКО обижены на формалистов-чиновников, поставивших им жесткое условие: переговоры будут продолжены только после представления документальных гарантий финансирования продуктов для детей в объемах не меньше санитарных норм, а также всех расходов, связанных с обеспечением учебно-воспитательного процесса и выплатой заработной платы персоналу, согласно штатному расписанию, представленному НКО. Теперь этим руководителям приходится изыскивать средства, которые, по их письменным уверениям, у них были. А зарубежный партнер до сих пор никак себя не проявил...
Теперь попробуем разобраться, в чем состояли основные, и достаточно
типичные, ошибки руководителей НКО и, самое главное, как можно этих ошибок
избежать.
При подготовке к реализации любого социального проекта или программы
необходимо четко проработать:
” текст проекта (указание основных целей, задач, форм и методов работы,
предполагаемых результатов);
” целевые группы (группы или категории населения, на которые ориентирован
проект, а также группы, непосредственно участвующие в проекте);
” сроки и этапы реализации;
” условия реализации проекта и место его проведения;
” кадровое обеспечение, предусматривающее, кроме основного, необходимый
вспомогательный персонал;
” необходимые помещения, их оснащение;
” необходимая материальная база и оборудование;
” размеры необходимых средств и возможные источники их получения;
” организации или учреждения, потенциально заинтересованные в реализации
проекта и способные стать его участниками.
Взвесив, что, кроме хороших идей, имеет НКО, а что может и готов дать кто-то другой, можно приступить к подготовке необходимых документов. К ним относятся:
1. Отпечатанный на машинке или набранный на компьютере текст проекта, содержащий название организации, проекта, а также имена авторов и подробное изложение всех пунктов. В конце должна стоять подпись руководителя и печать организации.
2. Примерная смета. Она должна включать все без исключения расходы с указанием общей суммы необходимых средств, а также их распределение по месяцам. Каждая статья расходов обязательно должна сопровождаться приложением, показывающим, из чего конкретно складываются эти расходы. Следует, например, перечислить все необходимое оборудование. Если часть его к моменту составления сметы имеется в наличии, это обязательно надо указать. Это - та часть, которую в случае партнерского, долевого или спонсорского финансирования НКО вносит в материальное обеспечение проекта. В смету непременно должны быть включена эксплуатация или аренда помещения, а также все хозяйственные расходы, включая приобретение инвентаря или бытовой химии, использование и стирку постельного и иного белья, регулярную замену электрических лампочек и т.д. Не стоит рассчитывать на то, что вся необходимая мебель будет ¤собрана у друзей¤. Лучше сразу же внести ее в смету и при дальнейшей подготовке иметь в виду необходимость ее приобретения, возможно, получения благотворительного дара или заключения договора временного пользования. Особое внимание следует уделить подробному анализу всех расходов, необходимых для нормального жизнеобеспечения. По возможности, посоветуйтесь с руководителями или бухгалтерами организаций, занимающихся аналогичным видом деятельности.
К статье ¤Заработная плата¤ должно быть приложено примерное штатное расписание с указанием должностей, числа штатных единиц и размера заработной платы каждого сотрудника. При его составлении необходимо учитывать режим работы каждой категории сотрудников, предусматриваемый спецификой конкретного проекта, требования КЗОТ и действующие нормативы рабочего времени. Кроме заработной платы, в смету следует включить начисления на фонд оплаты труда. Их размер должен знать бухгалтер. Не забудьте и об обслуживающем персонале. Иначе может оказаться, что некому убирать помещения и территорию, готовить пищу, заменять электролампочки или ремонтировать сантехнику.
Расходы, источники финансирования которых уже известны, также приводятся в смете. Указывается и источник, и размер предполагаемого финансирования. Если это не сама НКО, то составление сметы - прекрасный повод получить от ваших спонсоров письменные гарантии или документы, подтверждающие их готовность выделить обещанные средства.
На листе примерной сметы расходов должна стоять печать организации и подпись руководителя и лиц, составивших документ. Приложения могут не иметь печатей, но обязательно должны соответствовать размеру расходов, указанных в основном документе. Смета - это не просто основной финансовый документ. Составление сметы - очень важный процесс, предусматривающий необходимость продумать весь ход практической реализации проекта.
3. Организация должна представить также копии регистрационных документов: устава, регистрационного свидетельства, лицензии на те виды предусмотренной проектом деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Одной из частых ошибок НКО при поиске партнеров является несоответствие предлагаемых проектов и программ деятельности, предусмотренной уставом НКО. Прежде чем приступить к разработке проекта, стоит ознакомиться со своим собственным Уставом и выяснить, соответствует ли проект целям и задачам организации, а также видам деятельности, перечисленным в ее уставе.
Другая распространенная ошибка - отсутствие лицензий на виды деятельности,
которые подлежат лицензированию. Даже если в уставе такие виды деятельности
оговорены, то, с точки зрения действующего законодательства, это лишь одно
из нескольких необходимых условий получения лицензии. Причем условие, не
дающее организации права заниматься этой деятельностью без оформления законного
разрешения.
Выявление подобных ошибок на разных стадиях переговоров о партнерстве
или в процессе совместной работы нередко порождает досадные конфликты,
отрицательно сказывается на отношениях между партнерами, особенно, когда
один них - государственная организация.
4. Отзывы на проект и ¤письма поддержки¤ не являются совершенно необходимыми, но зачастую могут сыграть решающую роль. Государственные организации, в которые поступают предложения партнерства или просьбы о помощи, больше доверяют НКО и предлагаемым проектам, если специалисты выскажут свое мнение о них...
Прочитав все изложенное выше, многие подумают: ¤Сколько сложностей! Можно, например, написать письмо и получить деньги на какое-нибудь единичное мероприятие или просто на что-нибудь нужное¤. На первых порах это, может быть, и сойдет... Потом неизбежно наступает время, когда организация начинает задумываться о долгосрочной стабильной работе, направленной на решение какой-нибудь интересной и полезной задачи. Тогда и встает вопрос гарантированного финансирования на длительный период. Путей получения такого финансирования всего три: зарабатывать самим, вступить в отношения партнерства с организацией или учреждением, заинтересованным в реализации проекта, получить грант (целевое финансирование) от отечественной или зарубежной организации.
В любом случае необходимо уметь грамотно оформлять документацию. В первом - для подтверждения своего некоммерческого статуса и возможности направлять заработанные средства на реализацию уставных целей и задач, в двух других - для устойчивых, официально оформленных партнерских отношений, для представления документов ¤на грант¤ или же для получения целевого финансирования.
К тому же, стоит задуматься и о том, что уж если у вас хватило сил создать и зарегистрировать собственную организацию, то наверное, имеет смысл освоить делопроизводство, основывающееся на административно-хозяйственных и финансовых нормах.
Надеемся, что когда-нибудь мы - работники государственных организаций
и учреждений сможем стать настоящими друзьями и партнерами с неправительственными
организациями в решении общих социальных проблем.
Сведения об авторе: Светлана Суворова - главный специалист Федерального фонда социальной поддержки населения