В жизни каждого человека рано или поздно возникает потребность взглянуть в глубь, изучать и постараться понять происходящее в прошлом. Тот, кто не ценит прошлого не имеет будущего. Пытливая душа не желает мириться с разрушением и забвением прекрасного наследия. Наше прошлое запечатлено в произведениях разных мастеров. Они как бы ткут время, создавая прекрасные образы своей эпохи.
Сокровища мастеров прошлого позволяют нам ощутить культуру целых поколений.
Сохранить и донести дух, красоту, все, что создано многовековым, кропотливым трудом – есть главная идея выставки.
Великолепные образцы русского ткачества конца 19-нач. 20 вв., представленные на выставке, открывают нам удивительный мир старинных тканей. Восхищает буквально все, великий труд приложен к каждому сантиметру ткани. Любая вещь создана с особой любовью и теплом, начиная с домотканых половичков, которые ткались на деревянном ткацком станке, стоявшем в каждой избе. Принцип выработки ткани остался неизменным с незапамятных времен. И простейшее переплетение легло в основу более сложных. Так рождались и русские ткани ниточка к ниточке, переплетение к переплетению, усложнялся узор приобретая затейливые формы. Традиционные цветочные букеты вплетались в витые ленты, травы сочетались со стилизованными восточными орнаментами.
Находясь под впечатлением и влиянием восточных и западных образцов, мастерицы создавали свои уникальные вещи, не похожие ни на что. Изделия были не только удивительно красивы, высокохудожественный орнаментальный узор сочетался с великолепным качеством. Благородство колорита, изысканность цвета, сочетание различных по фактурам нитей.
Ручное ткачество требовало особого усердия и мастерства, нет случайных моментов все осмыслено, рассчитано и технически безупречно выполнено. Тончайшие шелковые ниточки сплетаются образуя плотную ткань.
Ткани были разные и узорные шелка, и бархаты, и парчи …
Парчовые ткани – особое богатство. 19 век наиболее широко представлен –рассвет русского ткачества. Усложняются фактуры, строение самой ткани, технических препятствий не существует, выполняются самые сложные рисунки. Но несмотря на увеличившееся количество вырабатываемой ткани, она не теряет своей ценности, оставаясь как и раньше настоящим произведением.
В основном старинные ткани доходят до нас в церковных одеждах или небольшими кусочками, тем ценнее они становятся.
Фелони, стихари, епитрахили – у каждой вещи особый, свой образ.
Стихарь как утренний рассвет – между рассыпанными цветочными букетами мерцает вьющаяся ветвь с объемными листами, серебро играет словно капельки росы цвет пробуждающегося солнца, нежность и свежесть цветов заключены здесь. Можно почувствовать и первое дыхание осени, шелест опадающих листьев. Золотисто-охристый бархат на мишурной парче – настоящая одежда русской дубравы. "Дубовый" стихарь – царство осеннего леса. На сказку похож фиолетовый саккос – серебром и золотом вытканы камыши, сплетающиеся с диковинными цветами.
Есть вещь привлекающая и не блеском золотой нити. Ветхая фелонь похожа скорее на лишайник. Восхищаясь неподдельной простотой, с трепетом относишься к каждой заплаточке, каждой оборванной ниточке. На подкладке удивительная набивная ткань.
Так тканью, в одежде смирения, несется образ величия. И низкий поклон человеческому таланту, соткавшего для нас время.
Пусть это будет бесконечный труд, оставляющий красоту и в простом, и в сложном, чтобы каждого ждал восторг от красиво сотканного времени.