Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. По данным администрации малого бизнеса США за пятилетний период более 65% малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование. За тот же период только 14% предприятий, работающих в системе франчайзинга, были закрыты. В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах. Годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в США достигает более 40% общего объема продаж и оценивается американскими экспертами фантастической цифрой 1 триллион долларов США.

    Популярность франчайзинга объясняется его значительными положительными качествами.

    В 1996 году в связи с интересом к франчайзингу у российской предпринимательской общественности была образована федеральная общественная организация ўРоссийская ассоциация развития франчайзинга¤ (РАРФ).

    Учрежденная рядом руководителей малых предприятий и содействующих развитию малого бизнеса организаций, РАРФ имеет более 40 региональных отделений.

    Следует отметить, что все франчайзинговые ассоциации в других странах не являются общественными организациями и имеют в качестве своих членов коммерческие организации, которыми являются франчайзоры, франчайзи, а также различные структуры, способствующие функционированию франчайзинга.

    В связи с этим инициативная группа, состоящая из представителей российских и зарубежных франчайзоров, а также РАРФ, создало новую ассоциацию под названием ўРоссийская ассоциация франчайзинга¤ (РАФ).

    Новая ассоциация отвечает всем требованиям мирового франчайзингового сообщества. На учредительном собрании Председателем Совета Директоров новой Ассоциации избран президент РАРФ.

    РАРФ и РАФ участвовали в работе по грантам USAID и Tacis, которые предусматривали проведение учебных семинаров, выпуск первого в России бюллетеня по франчайзингу, а также проведение международной конференции (см. www.a-z.ru/raf).

    Развитие франчайзинга в России идет относительно медленными темпами. В течение 1995 - 1997 гг. на российском рынке появилось несколько десятков зарубежных компаний и всего несколько российских, работающих с применением системы франчайзинга.

    Абсолютное большинство франчайзинговых компаний, как российских, так и зарубежных, работает в Москве.

    Основные причины неразвитости российского рынка франчайзинга и слабых темпов его развития заключаются в следующем.

    Отсутствие в широких предпринимательских кругах сколько-нибудь серьезных знаний о франчайзинге, его преимуществах и технологии является значительным отрицательным фактором, тормозящим развитие франчайзинга в нашей стране.

    Российское законодательство не является стимулирующим и поддерживающим франчайзинг, а в некоторых аспектах - даже препятствует его развитию.

    В 1997 г. РАРФ выполнила аналитическую работу "Создание методических основ для инфраструктуры поддержки и развития франчайзинга в Российской Федерации". Одним из выводов этой работы был вывод о пользе государственной поддержки франчайзинга в России, так как его развитие:

    • повысит общую культуру предпринимательских отношений;
    • повысит правовую защищенность малого предпринимательства;
    • будет способствовать созданию новых рабочих мест;
    • будет способствовать приобретению новых идей, методов и технологий в малом бизнесе;
    • повысит эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;
    • создаст комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без организации каких-либо специальных учебных структур и программ, так как сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу, и ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих ўучеников¤ преподавателей, как в учебных центрах франчайзоров;
    • привлечет значительные иностранные инвестиции в российскую экономику, поскольку развитие международного франчайзинга предусматривает инвестирование капиталов в создание пилотных проектов (по неофициальным данным американских экспертов даже современная начальная стадия развития российского международного франчайзинга характеризуется иностранными инвестициями в объеме более 300 млн. долл. США).
    Учитывая высокую эффективность франчайзинга, как технологии ведения бизнеса, его положительные особенности для развития российского предпринимательства в целом, представляется целесообразным осуществить комплекс мер по государственной поддержке развития франчайзинга. Для ускорения развития российского рынка франчайзинга необходимо принять ряд серьезных мер, связанных с корректировкой законодательства и осуществлением образовательно-пропагандистских мероприятий. Необходимо сформировать определенную инфраструктуру комплексной поддержки франчайзинга. Целесообразно обеспечить в необходимом объеме информационные, образовательные и пропагандистские мероприятия, стабильные межрегиональные и международные контакты, формирование необходимых баз данных, позволяющих малым и средним предприятиям находить партнеров, осуществление консультационной помощи.

    К конкретным предлагаемым мероприятиям можно отнести следующие:

    1.1. Необходимо всесторонне рассмотреть различные варианты изменения статей 54 главы ГК РФ. С одной стороны необходимо устранить очевидные погрешности, с другой стороны решить принципиальные вопросы, касающиеся поощрения развития франчайзинга в России, а не его торможения.

    1.2. Осуществить с помощью первоначального бюджетного и внебюджетного финансирования с последующим выведением (через 1-2 года) на самоокупаемость:

    • создание и поддержку системы подготовки кадров преподавательского состава, системы постоянно действующих консультационных и учебных семинаров;
    • подготовку и проведение ежегодных конференций и выставок различных уровней;
    • создание и поддержку периодического бюллетеня на русском и английском языках;
    • создание информационно-учебного центра и системы консультационной и информационной помощи МП в сфере франчайзинга;
    • создание и поддержку ряда российских пилотных франшизных предприятий в различных видах деятельности;
    • создание и обеспечение функционирования баз данных франшизных предприятий и потенциальных участников системы франчайзинга;
    • создание и обеспечение функционирования международного центра франчайзинга, поддержка активных международных контактов в сфере франчайзинга;
    • создание и поддержку ряда международных пилотных франшизных систем в различных видах деятельности;
    • подготовку и проведение международных конференции и выставки "Франчайзинг в России", обеспечение их периодического проведения в дальнейшем.
    Часть указанных мероприятий осуществлена совместно с РАФ в текущем году.