Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. По данным администрации малого бизнеса США за пятилетний период более 65% малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование. За тот же период только 14% предприятий, работающих в системе франчайзинга, были закрыты. В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах. Годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в США достигает более 40% общего объема продаж и оценивается американскими экспертами фантастической цифрой 1 триллион долларов США.
Популярность франчайзинга объясняется его значительными положительными качествами.
В 1996 году в связи с интересом к франчайзингу у российской предпринимательской общественности была образована федеральная общественная организация ўРоссийская ассоциация развития франчайзинга¤ (РАРФ).
Учрежденная рядом руководителей малых предприятий и содействующих развитию малого бизнеса организаций, РАРФ имеет более 40 региональных отделений.
Следует отметить, что все франчайзинговые ассоциации в других странах не являются общественными организациями и имеют в качестве своих членов коммерческие организации, которыми являются франчайзоры, франчайзи, а также различные структуры, способствующие функционированию франчайзинга.
В связи с этим инициативная группа, состоящая из представителей российских и зарубежных франчайзоров, а также РАРФ, создало новую ассоциацию под названием ўРоссийская ассоциация франчайзинга¤ (РАФ).
Новая ассоциация отвечает всем требованиям мирового франчайзингового сообщества. На учредительном собрании Председателем Совета Директоров новой Ассоциации избран президент РАРФ.
РАРФ и РАФ участвовали в работе по грантам USAID и Tacis, которые предусматривали проведение учебных семинаров, выпуск первого в России бюллетеня по франчайзингу, а также проведение международной конференции (см. www.a-z.ru/raf).
Развитие франчайзинга в России идет относительно медленными темпами. В течение 1995 - 1997 гг. на российском рынке появилось несколько десятков зарубежных компаний и всего несколько российских, работающих с применением системы франчайзинга.
Абсолютное большинство франчайзинговых компаний, как российских, так и зарубежных, работает в Москве.
Основные причины неразвитости российского рынка франчайзинга и слабых темпов его развития заключаются в следующем.
Отсутствие в широких предпринимательских кругах сколько-нибудь серьезных знаний о франчайзинге, его преимуществах и технологии является значительным отрицательным фактором, тормозящим развитие франчайзинга в нашей стране.
Российское законодательство не является стимулирующим и поддерживающим франчайзинг, а в некоторых аспектах - даже препятствует его развитию.
В 1997 г. РАРФ выполнила аналитическую работу "Создание методических основ для инфраструктуры поддержки и развития франчайзинга в Российской Федерации". Одним из выводов этой работы был вывод о пользе государственной поддержки франчайзинга в России, так как его развитие:
К конкретным предлагаемым мероприятиям можно отнести следующие:
1.1. Необходимо всесторонне рассмотреть различные варианты изменения статей 54 главы ГК РФ. С одной стороны необходимо устранить очевидные погрешности, с другой стороны решить принципиальные вопросы, касающиеся поощрения развития франчайзинга в России, а не его торможения.
1.2. Осуществить с помощью первоначального бюджетного и внебюджетного финансирования с последующим выведением (через 1-2 года) на самоокупаемость: