Творческий портрет
Гузь Дмитрий

Главная > Альманах 1 > Творческий портрет > Гузь Дмитрий

Творческий портрет Дмитрия Гузя

В воскресенье, 2 ноября,  в лит. рок-кабаре Алексея Дидурова  был "нарисован" первый  за 25 лет существования проекта творческий портрет. Героем события стал известный бард Дмитрий Гузь. Портретируемый находился  на сцене у микрофона. Другой микрофон был в руках ведущего Алексея Дидурова, а третий - в зале для свободного пользования. Мероприятие для присутствующих было в новинку, и, может быть, поэтому зал вел себя немного настороженно, но по мере развития действия зал вовлекался в споры, вспыхивавшие то и дело между Гузем и теми, кто задавал ему вопросы. Зал смеялся, когда звучали остроумные ответы, иногда  раздавались одобрительные или  даже насмешливые выкрики.

Ход дискуссии

Алексей Дидуров, ведущий   - Сегодня у нас в кабаре будет, чего не было      никогда. Мы проведем творческий портрет одного из наших соратников. Сегодня участник альбома "Хорошее и разное" пройдет через то, через что пройдут потом и все другие участники того же альбома. Первый творческий портрет - это портрет Дмитрия Гузя.

Максим Куликов, бард  - Дмитрий, как на тебя повлияло творчество Алексея Дидурова?

Дмитрий Гузь,  -  На каком этапе? С Алексеем я знаком уже десять лет. Именно его песня "Когда уйдем со школьного двора", да и весь фильм "Розыгрыш", года с 79  кажется, очень сильно на меня повлияли. Я впервые увидел и услышал что-то человеческое. Честно говоря, хотел отговориться, дескать, влияние появилось, только когда познакомился с Дидуровым, но вот вспомнил. Момент истины просто! А потом я уже увидел Алексея Алексеевича живьем. Это в ЦДЛ было.

М.К.  -. А в стаканчике что?

Д.Г.  -   А в стаканчике кофе, очень крепкий.

Петр Тумаркин, композитор  - Дима, у вас в песнях постоянное тяготение к  музыкальным аллюзиям. Это сознательно?

Д.Г.  - Когда я что-нибудь серьезное сочиняю, то, конечно, музыкальной темой беру нечто саксонское  или там американское. А бывает, сидишь, сочиняешь там строчку какую-нибудь. Пишешь, пишешь эту строчку, расшифруешь, глядь, а там - русское народное. И потом, чтоб не париться, возьмешь что-нибудь из музыки такое же народное , - и готово.

Алексей Ефимов, поэт  - Дим, ты сильно расстроишься, если не дождешься конца света?

Д.Г,  - Да, да, да, да. Сильно. Я ведь родился, чтобы что-то увидеть. Говорят, слетятся какие-то тысячи инопланетян к нашей Земле, смотреть, как она схлопнется,  расхлопнется. А кто-то ничего не увидит, обожравшись. Ведь в этом "конце света" есть какой-то смысл. Как и в истории.

Алексей  Мертвый, бард  - Дмитрий, последнее время: любимый анекдот,  любимая женщина, любимое блюдо.

Д.Г.  - Попробую ответить одним анекдотом сразу на три вопроса.

Четыре утра. Туманный берег Темзы. Шерлок Холмс возвращается домой и видит мужчину, валяющегося в блевотине. Шерлок Холмс думает: откуда может идти мужчина в такой ранний час? Так. От женщины. В нашем городе живут три вида женщин: шлюхи, бляди и проститутки. Так. От шлюхи - слишком рано, от бляди - слишком поздно. Так. Значит, от проститутки. В нашем городе живут две проститутки: моя жена и жена Ватсона. Так. Я иду от жены Ватсона. Ватсон! Вставайте!

А. М.  - А женщины все-таки?

Д.Г.  - Последнее время пить бросил - женщинами интересуюсь мало. А когда я пить бросил - оглянулся: вокруг такие трепетные лани. Мне с моим прежним опытом  к ним как-то и подходить невозможно. С этими вот руками. А с пьющими уже просто не могу общаться, а непьющими как-то и поговорить не о чем.

А.М.  - А напиток?

Д.Г.  -   Биомакс, три и два процента жирности.

А.М.  - А спиртные?

Д.Г.  - А если спиртные, то главное, чтобы  спирт был  - не "Экстра", а "Люкс". "Экстра" - это для печальных поэтов, а "Люкс" - это уже когда "жизнь прекрасна", жлобизм такой. Я видел, как в Переделкине  пили "Экстру" молодые такие крутые поэты. Опухшие такие. Просто Хеллоуин какой-то.

Алексей Дидуров  - Дмитрий,  что, по-вашему, для поэта опаснее: женщины или  выпивка?

Д.Г.  - Вообще-то для поэта все опасно. А с другой стороны, все безопасно. Бывало, так с утра выпьешь, позовешь, а к вечеру уже и не помнишь кого. Выпивка, считается,  из скота делает поэта, а из поэта,  - скота. А женщина   вообще: и  из человека делает скота, и из поэта  - человека.

Юлия Неволина, бард  - Есть кто-нибудь из известных персонажей, кто тебе нравится, поразил тебя чем-нибудь? Может быть, даже из прошлых веков.

Д.Г. - Да, вообще-то, последнее время   без женщин и выпивки, я всему поражаюсь: там березка, ствол такой, листики. Идешь, видишь: птичка - не воробей. Поражаешься: откуда это в городе "не воробей". А из личностей? Ну, конечно же , я Дидурову поражаюсь: как он сумел такое вот движение "кабаре" создать, развить и  приумножить? Я сюда десять лет хожу и всем присутствующим поражаюсь. А Алексею Алексеевичу в тысячу крат больше всех. От души. Иметь такой стержень - это тяжело. А здесь, в кабаре, можно по-человечески общаться. Хорошо.

Петр Тумаркин, композитор  - Дим, вот ты сказал, что ходишь сюда уже десять лет. А нет ли у тебя ощущения, что за эти десять лет в Кабаре ничего не изменилось? Год идет за годом, воскресенье за воскресеньем. А ничего не происходит. А что будет дальше?

Д.Г.  - Да за эти десять лет  - все изменилось! Я сам меняюсь. Я за эти десять лет поменял жен, машины, квартиры, деньги заработал, потерял, песен понаписал. Все меняется: даже места пребывания Кабаре. Я меняюсь, ты меняешься, Дидуров меняется.

Дмитрий Стрешнев, бард  - Дим, сколько ты написал песен за этот год и в какой год ты написал их больше всего?

Д.Г.  - Ну, это надо поднять архивы. Я сейчас не пишу песен. Я сейчас ушел в аранжировки, в компьютерную цифровую запись. Много сил уходит на то, куда там бас положить, куда тарелочки. Нет сейчас того состояния, которое было, например, в 93 году, когда меня все предали, было много водки, а компьютера не было.

Алексей Дидуров  - Вытекающий отсюда вопрос: в каком состоянии тебе лучше всего писалось? В какой ситуации?

Д.Г. - Да не знаю. Мне кажется, когда есть какой-то трагизм, дуализм. Когда душа разрывается.

Дидуров. - Облом?

Д.Г. - Да, облом. Когда  самому себе про себя хочется рассказать, объяснить что-то в первую очередь, структурировать как-то. И  получаются  тогда стихи проникновенные. А когда сыт и пьян, то о чем писать-то?

А.Д.  - Ты можешь спеть сейчас свою самую счастливую песню?

Д.Г.  - Да у меня нет таких.

А.Д.  - А  самую несчастливую?

Д.Г.  - У-у-у.  Вот, любимая уехала в Париж, конкретно уехала, с другим, со своим начальником. Я страдал, а потом она вернулась, мне подарков привезла. Но за то время, пока страдал, я написал штук пять песен.

Алексей Ефимов, поэт  - Дим, мне интересно. Есть у тебя теория, почему есть нечто, сродни венерической болезни, поражающее юный организм, что пробуждает и творческие способности у тех, кто и двух слов до этого связать не мог.

Д.Г.  - Стереотип.  Романтизация роли поэта в социуме. Ему кажется, что он начал чего-то там  сочинять,  друзья поддерживают, а потом он, этот самопровозглашенный поэт, приходит к маститым поэтам, к Дидурову, например, и здесь его катают  по полной программе.

А.Е.  - Твое отношение к тому предрассудку,  что  поэты в обществе нужны, занимают особое место.

Д.Г.  - Поэзия вообще-то полезна, как любое упражнение для ума. Кто-то находит свой стиль, формирует свое мышление. Для общества полезна структуризация, формализация, способность человека свою мысль сконцентрировать, уложить в компактную, хорошо запоминающуюся форму, это очень нужно.

Алексей Дидуров  - Но поэты все-таки апеллируют в первую очередь к  чувствам.

Д.Г.  -  Да. К образам. Я думаю, они апеллируют к чувствам. Но для меня поэзия, начиная с Бродского, больше интеллектуальна, нежели эмоциональна. А чувства - это прием такой. Мне ближе интеллектуальное направление.

А.Д.  - Тут я готов с тобой поспорить. Ты для меня все-таки поэт, способный передавать не столько мысли, сколько физиологические чувства. Я знаю, что ты делаешь лет десять. Меня это восхищает. Твоя способность физиологически передавать ощущения жизни, чувственные впечатления. Я считаю константой твоего творчества именно эту способность, а по части интеллектуальной, есть многие, кто тебя превосходят. Такое вот наблюдение.

Елена Сераева, зрительница  - Дим, то что ты пишешь песни, тебе это помогало или мешало?

Д.Г.  - Конечно, помогало. Поэзия для меня прикладной элемент. Совершенно прагматически, это выход из ряда вон на уровне обезьяньего стада, способность вскочить на холмик повыше. Это какой-то ключик в жизни, поэзия,  вот это умение складывать слова. Кто-то умеет грызть ногти на ногах, он в цирке работает, а у кого-то гибкость спины, он в Думе.

Алексей Дидуров  - Но за это место на холмике тебе приходилось платить? Цена человечна?

Д.Г.  - Да то что я плачу,  это все не та цена, о которой стоит говорить. Я видел, как люди платили своими конечностями, чужими жизнями - за БМВ. А потом эти БМВ разбивались. А то, что я там потерял, это все восстановимо.

А.Д.  - Гузь, а ты счастлив? Чего ты добился в жизни, если судить по обычной социальной шкале?

Д.Г.  - Да все нормально.

А.Д.  - Подводя итог,  я должен сказать, что в альбоме "Хорошие и разные" представлены многие  замечательные сегодняшние авторы песен. На наших творческих портретах, которые мы начали сегодня с Дмитрия Гузя, вы всех участников этого альбома услышите и увидите. Немалая часть их находится сегодня в зале.

Интервью после мероприятия.

А вот что рассказали некоторые участники сегодняшнего разговора после того, как Творческий портрет закончился.

Алексей Ефимов, поэт  - Трудно было ждать полного открытия души. Но интересно, что человек смог выступить. Изменение формата Кабаре, я считаю большим плюсом. Я хотел подискутировать на тему конца света. Я знаю, что он всерьез его ждет. А стоит ли ждать? Может быть, конец света уже идет? А мы не замечаем. Возможно, для Гузя это ощущение катастрофы -  импульс к творчеству. А про само мероприятие скажу: это шикарно. Только хотелось, чтобы побольше попел Гузь.

Сергей Гусев, бард  - В этом мне видится вынос кулуарного общения на общее обозрение. Хотя, конечно, кулуары ничем не заменишь. Народ еще маленько стеснялся, понравилась реакция зала. В прошлом сезоне, в мае мы себя немного попробовали в аналогичной ситуации. Но теперь будем готовиться к такому же выступлению тщательно. Продумаем драматургию песен.

Лена Сераева, зрительница  - Мне все понравилось. Помогает узнать человека как личность, не только песни. Но хорошо, что Гузь пел много песен. Меня интересовал вопрос, стоит ли заниматься поэзией, и я получила на него ответ.


Публикация i3_1500p13
Рок-кабаре Алексея Дидурова
Copyright © МКТ