Москва
|
СОЛДАТ ПОГОДЫЛюдмила МИНИНА
Я воевала... в Иране и Ираке — выполняла задание государственной важности. Через эти страны шли военные грузы из США в Советский Союз — так называемый Южный путь (Персидский залив и порты Ирана и Ирака), а также по единственной тогда железнодорожной дороге и редким шоссейным. И нам, синоптикам, метеорологам, предстояло "воевать" с погодой. Сложность выполнения задачи заключалась в том, что на территории этих стран было очень мало метеостанций. Основная воздушная трасса, по которой шли на фронт бомбардировщики и истребители, — Абадан — Тегеран — Кировобад. До нашего появления авиакатастрофы были столь часты, что стоял вопрос о самом существовании этой "трассы смерти". Мы работали, не смыкая глаз, пытаясь понять причину, и открыли несколько "струйных течений", которые буквально бросали самолеты на скалы. Обследовав горные хребты, обнаружили, что на иранских картах, которым, естественно, сперва пользовались пилоты, они на 200 — 250 метров ниже... Не легче приходилось и водителям грузовиков. Никогда не забуду, скажем, Кандеванский перевал (3 тысячи метров над уровнем моря). Дорога пробита на откосах мощного кряжа, изобилует крутыми, часто "слепыми" поворотами. А рядом — пропасть непостижимой глубины. И так по всей, не имеющей твердого покрытия дороге. Было очевидно, как важно предусмотреть состояние погоды на этих "диких" горных дорогах, а главное — предупредить о штормовом ветре, сильном снегопаде или смертоносном (в буквальном смысле) гололеде, чтобы спасти жизни сотен мужественных водителей, тысячи тонн ценнейших грузов военного назначения. Четыре долгих года я и мои товарищи провели за кордоном. Обеспечили перелет тысячам боевых машин, "студебеккеров". "Особое задание" мы выполнили, получили боевые ордена и медали. Словом, этот день мы тоже приближали, как могли... Накануне 50-летия Победы знакомые попросили меня "угадать" погоду на праздничный день. Ответила: "Для каждого 9 Мая "всякая погода — благодать". Радость победы так велика и неиссякаема, что в некотором роде "заменяет солнце" и все послевоенные годы. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Что без предсказаний метеослужбы был бы невозможным исторический парад на Красной площади 7 ноября 1941 года? ... Москва с трех сторон окружена войной. А на небе с начала ноября — ни облачка. Налеты авиации следуют один за другим. Их может сдержать непогода. Верховный Главнокомандующий требует гарантий — парад может состояться только при плохой погоде. Синоптики рылись в архивах наблюдений за погодой со "времен Очакова..." И доложили Сталину — парад проводить можно. Прогноз оправдался: утром 7 ноября небо закрыли тучи... Что в канун первого Дня Победы в Москве было полтора градуса тепла, шел мокрый снег с дождем. А 9 мая ртутный столбик выше восьми градусов не поднимался? Что успешные прогнозы погоды играли большую роль в подготовке крупных боевых операций? Дата начала наступательных действий по разгрому фашистов под Сталинградом, например, была назначена с учетом долгосрочного прогноза наступления благоприятной погоды. Это было решающим фактором для сосредоточения войск, вылетов авиации и движения танков. Висло-Одерская операция планировалась на 20 января 1945 года, но была перенесена Ставкой на 8 дней вперед по просьбе западных союзников и, что очень важно, с "разрешения" синоптиков, предсказавших резкое улучшение погоды. И наши воздушные армии буквально смяли противника, сохранив жизни тысячам солдат. Когда передовые части вышли к Одеру, толщина льда на реке оказалась такой, какую "вычислили" гидрологи. Работу синоптиков, метеорологов, долгие годы как бы остававшихся в тени, высоко оценил Маршал Советского Союза И. С. Конев в своих воспоминаниях. Они тоже внесли свой весомый вклад в Победу. МУЖЕСТВО, ОТВАГА И... ЛЮБОВЬ. Сборник. М., «ПАЛЕЯ», 1997.
Публикация i80_191
|
|