Москва
|
АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНИЦА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИА.К. Аверьянова
О Н.М. Парфеновой Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «Если человек удачно выберет труд и вложит в него душу, то счастье само его найдет». Надежда Михайловна Парфенова удачно выбрала профессию. Педагог по образованию, всю свою жизнь посвятила делу народного образования и просвещения. На этом поприще она работала, ни минуты не сомневаясь в правильности выбранного пути. В разное время она — учительница, завуч, директор школы, руководитель отдела народного образования, в 1939 году ее назначили начальником Главного Управления школ народного комиссариата просвещения Российской Федерации. На этом посту застала ее война. Когда враг напал на нашу Родину, и страшное горе разлилось на дорогах войны, одной из главных задач стала забота о детях. Забота о будущим страны. Многие сотни тысяч детей, объединенные в учреждения — детские ясли сады, школьные интернаты и детские дома, в сопровождении учителей, воспитателей, врачей из Прибалтики, Украины, Белоруссии из опаленных войной сел и городов эвакуировались на восток страны. Днем и ночью эшелоны с детьми прибывали на Урал, в Сибирь, в Казахстан, в республики Средней Азии. В первый год войны только Челябинская область приняла около 33 тысяч эвакуированных детей. Огромная работа и великая забота легла на плечи местных органов управления, на работников образования и здравоохранения. Надо было в кратчайшие сроки принять и разместить пребывающие детские учреждения. А размещали их в школах, санаториях, домах колхозников. Детей надо было накормить, одеть, лечить, так как дети прибывали сильно ослабленными, истощенными, больными. Война осиротила многие семьи. Правительство приняло решительные меры для борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью. В постановлении «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР обязал Совнаркомы союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных и районных Советов взять на себя заботу о детях, оставшихся сиротами или потерявших родителей во время эвакуации. В связи с этим, непрерывно расширялась сеть детских воспитательных учреждений. По сравнению с 1941 годом количество детских домов в стране увеличилось к концу 1942 года с 2,1 тысячи до 3,4 тысячи, а число воспитанников в них с 260 тысяч до 366 тысяч. И все-таки без активной помощи широкой общественности не возможно было бы воплотить в жизнь решения правительства. В стране развернулось патриотическое движение по организации помощи детям. Коллективы предприятий брали шефство над детскими учреждениями и снабжали, по возможности, продуктами питания, одеждой, брали в свои семьи детей. Ежедневно десятки писем и заявлений поступали в адрес народного образования и здравоохранения с просьбой дать разрешение на усыновление эвакуированных детей. Школа сталкивались с огромными трудностями. Классы были численно перегружены, в каждом классе доходило до 40 учеников; учителей не хватало т.к. многие из них были призваны на фронт. Наблюдался дефицит школьных принадлежностей -ручек, карандашей, учебников. Один учебник приходился на 3-4 ученика. Осложняли работу в школе и домашние беды. Часто приходили похоронки с фронтов. Все это накладывало на работников образования двойную, а в ряде мест и еще большую нагрузку. Учителя, как и все советские люди, не считались со временем, собственным здоровьем, стойко несли трудовую вахту. Добавим еще и то, что учительский и ученический коллективы занимались общественно-полезной деятельностью. Ежегодно они принимали участие в уходе за урожаем и его уборке. Например, в 1944 году на сельскохозяйственных полях работало около 4 миллионов школьников и свыше 100 тысяч учителей. Они выработали до 155 млн трудодней. Учащиеся школ РСФСР собрали огромное количество грибов, ягод и лекарственных трав, сотни тысяч тонн металлолома, миллионы рублей на танки, самолеты, орудия и много подарков бойцам Красной Армии. Москва пристально следила за работой по устройству эвакуированных детей. Специальные инспектора постоянно бывали на местах и тщательно проверяли работу и оказывали экстренную помощь при решении того или иного вопроса. Н. М. Парфенова в эти годы жила трудно. В августе 1941 года она родила сына. Материнские обязанности отрывали от работы, которая в тот период требовала полной отдачи сил и времени. Однако, как только дома обстановка несколько разрядилась, появилась нянька, Надежда Михайловна с головой ушла в работу. Законотворческая деятельность, осуществляемая Наркомпросом, занимала большой объем времени, ибо, каждый закон или постановление отрабатывался тщательно с большой ответственностью. Известно, что окончательно решения принимались высшими инстанциями и были обязательными для исполнения. Спрос был жестким, что соответствовало военному времени. Надежда Михайловна систематически бывала в командировках, чтоб на местах помочь в решении различных вопросов образования и воспитания детей. Она не раз вспоминала, что работать приходилось с полной отдачей сил, семья ушла, пожалуй, не только на второй, а на третий план и, неслучайно дети упрекали ее за то, что мало им уделяла внимания. 1943 год ознаменовался крупными победами Красной Армии на фронтах войны. И уже 21 августа 1943 года ЦК ВКП б и Совнаркомом СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Значительное место в этом постановлении занимали вопросы устройства детей, пострадавших от немецкого нашествия. А дети, на самом деле хлебнули очень много горя. В одном из архивных документов мы читаем:«... После освобождения города Сталинграда обнаружили в районах сильно истощенных, израненных, изуродованных, слепых от длительного пребывания в темноте, завшивленных детей, возраст которых было трудно определить. Поэтому первейшей задачей явилось хоть куда — либо собрать, пригреть и накормить этих детей, отекшие лица которых зачастую ничего не выражали, кроме их глубокой скорби в глазах или ярко выраженной просьбы «дайте поесть». Именно по этому на освобожденных территориях открывались детские дома и школы, создавались новые типы учебных заведений — суворовские и нахимовские училища. Решалась сложная задача — изголодавших, измученных, испытавших все тяготы войны детей возвратить к нормальной жизни. Тяжелые военные годы отразились на состоянии здоровья детей. Для того, чтобы укрепить здоровье детей открывались пионерские лагеря и летние оздоровительные площадки. Летом 1943 года свыше 1,5 миллиона детей, а в 1944 году 2,5 миллиона детей отдыхало в пионерских лагерях и на оздоровительных площадках. С гордостью можно говорить, что в годы Отечественной войны советская школа не только сохранилась, что не характерным было для многих стран, но и сделала новый шаг в деле дальнейшего улучшения качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Что же было сделано за эти годы? Вот только несколько фактов. В 1943 году было повсеместно введено обязательное обучение детей с семилетнего возраста; в семилетках и средних школах крупных городов введено раздельное обучение мальчиков и девочек; в ноябре было учреждено звание «Отличник народного просвещения»; в школах введены «Правила для учащихся», что содействовало укреплению дисциплины. Несколько позже были введены, начиная с 5 класса, ученические билеты. В 1944 году введена цифровая, пятибалльная, система оценки успеваемости и поведения; приказом Наркома просвещения РСФСР запрещено социалистическое соревнование в учебной работе. В приказе говорилось, что формальные показатели успеваемости растут, а в действительности учащиеся не становятся грамотнее и образованнее; существующие школы подростков были переименованы в школы рабочей и сельской молодежи; утвержден правительством России Устав школы. С 1944-45 учебного года впервые в нашей школе введены выпускные экзамены на аттестат зрелости, что заложило основу для дальнейшего повышения качества работы школы. В 1945 году учреждены медали — золотая и серебряная. 6 октября 1943 года был создан научно-педагогический центр — Академия педагогических наук РСФСР, которая вместе с Народным Комиссариатом Просвещения РСФСР, опираясь на опыт лучших учителей, работала над усовершенствованием процесса обучения и воспитания; вела большую работу по улучшению школьных программ, по составлению учебников. Все проблемы связанные с организацией обучения, воспитания и развития детей изучались, осмысливались, определялись перспективы развития аппаратом Народного комиссариата просвещения России. Главное Управление школ, которое возглавляла все годы войны Н. М. Парфенова, было центральным звеном этого аппарата и именно ей приходилось готовить важнейшие документы, организовывать их реализацию на практике. Она на больших учительских форумах и совещаниях профессионально, лаконичным языком, формулировала задачи стоящие перед школами, организациями народного образования, а потом скрупулезно следила за их выполнением. Огромный груз ответственности лежал на ее плечах. Ее коллеги вспоминали, при нечеловеческих нагрузках деловая, занятая Парфенова всегда выглядела непосредственно, приветливо, очень скромно. Она была настоящим руководителем, человеком, вокруг которого объединялись люди, кому дороги дети. Она знала их настроения, нужды, надежды, мечты. Поэтому шли к ней в кабинет не только для того, чтобы решить те или иные производственные вопросы, а заходили порой и просто посоветоваться. Стиль ее работы-большая требовательность не только к подчиненным, но и в первую очередь к себе. Именно поэтому и удавалось коллективу Управления школ справляться с таким огромным объемом работы. Личное обаяние и эрудиция, страсть к подлинному творчеству в работе, последовательность и цельность — качества, которые характеризуют Надежду Михайловну Парфенову, как крупного деятеля народного образования России. Есть еще одна славная страница в работе просвещенцев в годы войны. Наша страна тепло приняла тысячи польских детей, выгнанных жесткой войной из родной страны. В 1943 году был организован Комитет по делам польских детей в СССР. В состав Комитета от Наркомпроса РСФСР входила Н. М. Парфенова. Усилиями Комитета создавались школы, детские дома и дошкольные учреждения, осуществлялся непосредственный инструктаж, инспектирование, издание учебников и других необходимых пособий. В программах, учебниках и других основополагающих документах предусматривалась специфика польских школ, учитывалась политическая обстановка новой Польши. Проводилась большая работа по созданию кадров польских учителей. С моральным удовлетворением сегодня можно отметить, что советское правительство сохранило жизнь и здоровье тысячам польских детей, обеспечило им внимание и уход, нормальное питание и необходимые культурно-бытовые условия, дало образование на родном языке. Цифры, действительно, внушительные. К 1946 году было создано 248 школ (18.659 учащихся), 52 детских дома (4.840 детей), 84 детских сада (2.613 детей). В марте 1946 года первые группы польских детей уже вернулись на родину. 1945 год несколько меняет ориентиры в жизни Н. М. Парфеновой. Она заместитель председателя Комитета советских женщин. В декабре 1945 года Н. М. Парфенова в составе делегации едет в Париж, где создается Международная Федерация демократических женщин. Затем по поручению федерации, вместе с женщинами других стран, помогает создать Союз женщин новой Германии. Надежда Михайловна — одна из организаторов Международного дня защиты детей. С 1956 года она снова с учительством страны. Более 20 лет главный редактор «Учительской газеты». Мы очень кратко остановились на отдельных страничках ее биографии. За ними большая жизнь, сложная и ответственная работа в интересах детства. Публикация i8_1461
|
|