|
|
Гинзбург Л. Я. Записки блокадного человека // Гинзбург Л. Я. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. Л., Сов. писатель, 1989. С. 517-578.
|
В начало документа |
В конец документа |
Гинзбург Л. Я. Записки блокадного человека Продолжение. Перейти к предыдущей части текста - Мы опять там прикрепились. И, знаете, так хорошо дают. Сестра вчера принесла две порции супу, так буквально полбанки у нее риса. Факты общего значения, а в качестве личной, подводной темы - демонстрация достижений. - Ой, вот я хлеб начала. Третья женщина (стоит за кондитерскими изделиями): - Спокойнее всего, когда с ним покончишь. Пока оно есть, так тянет, как магнит. Как магнит. - Пока не съешь, не успокоишься. И забыть о нем нельзя. - Как магнит, тянет. - Я уж, знаете, конфеты по сто грамм выкупала. - А полкило хлеба, с маслицем - сразу и конец. Прямо страшно его домой нести. Удовлетворение разговором о себе дублируется удовлетворением от интеллектуальных процессов. Самонаблюдения, переходящие в обобщение опыта. "Никогда нельзя начинать"- это уже сентенция; "как магнит, тянет"- художественный образ. - Ну вот, это мы с ребенком и съедим. - На один день? - Какой день? На один миг. Раньше-то двести граммов масла на день брали. - Да, на троих как раз. - Мои-то раньше были, не дай бог. Вдруг гречневой каши не хотят. Свари им овсянку. И суп овсяный, и кашу. Я им говорю: уж одно из двух - либо суп овсяный, либо кашу... Нет, вари им и то, и другое. Ладно, сварю овсянку... - А мой мальчик - семь ему, но они теперь насчет еды все понимают. Как объявят по радио детскую выдачу,- он все слушает. Сахар там детям до двенадцати лет... Он говорит: мама, это мой сахар, я тебе не дам. А я ему говорю: а я тебе не дам конфет. Рассказ о себе, о своей семье; именно о том, как семья ела,- отсюда его всеобщий, объективный интерес. Что и подтверждается вопросительной репликой собеседницы ("На один день?"). У рассказа о том, как раньше ели, есть подтекст самоутверждения: насколько я и мои были и можем быть выше вещей, сейчас властвующих над нами. Ответная реакция показывает понимание; означает, что собеседница тоже выше и принадлежит к тому же кругу, именно кругу людей, которые брали двести граммов масла в день на троих. Семья так хорошо жила, что дети в порядке чудачества (с жиру, как прежде господа, ели ржаной хлеб) требовали не лучшего, а того, что похуже,- вот подводная тема рассказа о гречневой и овсянке. Дальше на новом и страшном материале вечный женский разговор о детях. Рассказ о мальчике, который все уже понимает "насчет еды", имеет отчасти сюжетный, художественный интерес; но главное - подразумевается, что это развитой не по летам мальчик, который не пропадет и который уже действует как взрослый, но с милой детской наивностью. Но этот приспособленный к жизни ребенок тут же терпит поражение. Потому что собеседница говорит вдруг о другом мальчике, который тоже поступал как взрослый: - Нет, а мой мальчик, который умер,- тот все делил. Удивительно. Мы с отцом не можем терпеть. А он спрячет конфеты в карман. Похлопает по карману и говорит: сейчас нельзя больше. И такой был не жадный. Свое отдавал. Говорит: мама, ты ведь голодная, возьми от моего хлеба. Зимой людьми, подходившими к этому прилавку, владела одна всепоглощающая страсть. Они почти не говорили; с маниакальным нетерпением они смотрели вперед, через плечо соседа на хлеб. Сейчас не то; но и сейчас у самых весов прекращаются посторонние разговоры. Шея вытягивается. Напрягаются мускулы лица. Покупатель вступает в контакт с продавцом. Оба молча, сосредоточенно борются за грамм недовеса или перевеса. Человек у прилавка смотрит, как продавщица непринужденно берет с полки буханочку, как разрезает корку, вскрывая красивую шоколадного цвета мякоть. Она отрезает или добавляет прямоугольные плотные кусочки, они лежат тут же на доске, их нельзя взять и съесть. Табу. Весь огромный общественный механизм ограждает эти кусочки от тянущейся к ним человеческой руки. Больше между ними сейчас нет ничего - ни замков, ни милиции, ни очереди. Только великая абстракция социального запрета. Внимание человека пригвождено к автоматическим весам с движущейся стрелкой. Отчасти потому, что его могут обмануть, главным образом потому, что он переживает иллюзию участия в жизненно важном процессе взвешивания. Нечто вроде игры на бегах, когда каждый бежит вместе с лошадью, уносящей его ставку,- хотя он неподвижен и бессилен повлиять на исход состязания. Стрелка делает первое размашистое движение, и, все сокращая охват, долго качается на фоне белого диска, ищет среди цифр себе место. Вот заехала за нужную цифру,- это всегда неприятно: значит, продавщица непреклонным жестом отрежет прямоугольник от лежащего на весах куска. Хорошо, если стрелка не дотянула: значит, еще не все. Значит, будет еще кусок, может быть, довольно большой... нет, совсем маленький; странно, что такой маленький может выровнять стрелку. Психическое соучастие в процессе взвешивания хлеба сопровождается какой-то абсурдной и обреченной надеждой - что вот сегодня кусок почему-то будет больше, чем всегда. Если продавщица сразу угадывает вес - это бесперспективно. Если довесок большой - тоже нехорошо, потому что до дома его нельзя трогать - такова блокадная этика. Лучше всего маленькие довески, которые как бы в счет не идут и по обычному праву на месте принадлежат получившему хлеб (даже если дома семья). Удачно, если их два, совсем маленьких. Довесок съесть можно, но отломать от пайка кусочек - крайне опасно; так по кусочку съедают все, не донеся до дома, до завтрака. И вместо завтрака дома будет только голодная скука. Лучше уж аккуратно отрезать ломтик ножом. Это сохраняет пайку непочатость первоначальной формы, прямую поверхность разреза - его защитный покров. Зимой трамваи выходили из употребления постепенно. В городе говорили: "Вот, сегодня уже нет тока; притащился пешком с Петроградской". На другой день трамваи кое-как шли. Никто не думал, что это конец. Как-то они не ходили несколько дней, а потом трамвай вдруг догнал Эна по дороге и подвез. Потом все это кончилось, и со временем дело дошло до мостовых, покрытых ледяной корой, под которой нельзя было вообразить трамвайные рельсы, до вмерзших в мостовую троллейбусов. Они стояли у берега тротуаров с приспущенной дугой. Бег по кругу был самым конкретным бегом - от дома к учреждению, от учреждения к столовой, от столовой к столовой, от второй столовой в учреждение... В апреле город откапывал трамвайные рельсы. Эн тоже откапывал со своим учреждением. К трамваям Эн долго не мог привыкнуть. Ему все казалось, что это нечто ударно-показательное, чем практически пользоваться нельзя. Он с удивлением смотрел на людей, которые всерьез, деловито, как будто с трамваями ничего не происходило, тискались у дверцы и кричали: "Куда вы лезете!" Он еще продолжал ходить пешком, объясняя это тем, что давка, что долго ждать и проще дойти пешком. На самом же деле окостеневшее бытие выталкивало новый элемент. За время перерыва в трамвайном сообщении оно успело твердо сложиться из серии повторяющихся рефлекторных жестов. Потом он попробовал -оказалось, этим можно практически пользоваться. И он сразу стал крайним приверженцем трамвайного передвижения. В его рационализаторских размышлениях о быте это определялось как наименьшая затрата физических сил. На самом деле важнее было другое - так противно представить себе пространство, отделяющее от цели и которое, шаг за шагом, терзаясь торопливостью, придется одолевать своим телом. Легче было ждать. Ждать приходилось долго. С остановки он шел на угол, откуда виден поворот. С усилием близорукого человека он вглядывался, принимая вдруг за трамвай ворота поперечного дома, или листву дерева, или ряд окон в стене. Чуть ближе дорогу пересекала другая трамвайная линия. Это обманчиво; но хорошо, что даже чужие трамваи ходят, позванивая,- значит, ходят. Трудно разобрать, какой это появился трамвай,- темно-красный массив трамвая уже несомненен - может быть, опять поперечный. Но он уже явственно заворачивает мордой вперед и тащит свой корпус по полукругу. Поездка в трамвае - один из лучших, подъемных моментов дня. Это человек перехитрил враждебный хаос. Среди всех упорствующих вещей, ушедших из-под нашей власти, среди вещей, которые надо двигать и поднимать собственными мышцами, собственной волей,- вдруг одна послушная вещь, служащая тебе механическая сила. Ежедневно Эн с удовольствием возобновляет забытый было автоматизм движения, которым человек, взявшись за поручень, слегка откинувшись, вталкивает себя на площадку. Он остается на площадке. Ему сейчас вовсе не хочется заниматься рациональным сохранением своих физических сил (для этого следовало бы сесть). Ему хочется переживать чудесное механическое движение, совершаемое им, за него, для него. Враждебный мир на мгновение обманут; из него вырван клок. Рядом на площадке стоят два красивых, очень молодых краснофлотца в бескозырках. И подрагивающая площадка вдруг представляется Эну палубой; на ней кто-то стоит, расставив ноги, засунув руки в карманы, с папироской в зубах. Соленый ветер дует в лицо. Трамвай идет, подрагивая, позванивая на остановках. Он сам, без содействия пассажиров, отодвигает улицу дальше и дальше. Низкая рама стекла легко перерезает дома, разбомбленные и неразбомбленные, недействительные вывески, постовых милиционеров. Мгновенье она несет в своем кадре пешеходов и оставляет их на дороге. Движение - позванивающее, подрагивающее, успокаивающее торопливость. И вдруг тревога. Обстрел. Надо выходить из трамвая. Эн заходит в подъезд. В этом доме он когда-то довольно часто бывал, у знакомых. Они тоже уехали. Несколько ступенек ведут там к площадке с большими окнами. Это нехорошо, зато есть подоконник, на котором можно посидеть. В подъезде собрались уже люди. - Начинается,- говорит кто-то. Появилась дежурная по дому: - Отойдите от окон, пожалуйста. Пройдите сюда. - Чем же здесь лучше? Тоже окна. Слышен близкий разрыв. - Идите вниз, товарищи. - Вы куда стали, барышня? Под самое окно. Незачем выставляться. С улицы всё заходят. На лестнице уже довольно много народу. Ругают фрицев. Женщина на подоконнике очень громко, увлеченно рассказывает другой - как она ест. Она не ест в столовой, потому что там обманывают, а дома можно приготовить гораздо вкуснее. Подробный рассказ о том, как она даже сейчас вкусно готовит, так что все восхищаются. Двое мужчин, довольно молодых, спорят о силе поражения осколком и о том, пробивает ли он одну капитальную стенку или две. Мужская тенденция к обобщениям, особенно к обобщениям технического порядка. Один из них, поглупее, путано рассказывает про дом, разрушенный двумя снарядами полгода тому назад. Ему хочется рассказывать об этом, потому что он сам в этот момент чуть не зашел в булочную в том доме и только по счастливой случайности зашел в другую. Ему еще до сих пор хочется рассказывать об этом. Но он уже облекает это сообщение в форму объективно-значимых рассуждении о пробивной силе снаряда. Одна девушка другой: - Пускали бы, я бы пошла. А то так - одно томление. - Пускают. - Да нет, далеко не уйдем. - Тут как раз место такое, милиция кругом. Да, не ходите. Тут что вчера было... - Нет, пошли бы лучше к тебе, в подвале бы посидели. - В каком подвале? - В твоем. - Он не мой. И ключа нет. - У тетки нет? - У меня нет. - До чего я устала. Прошлую-то ночь не спала совсем. А с шести опять рабочий день. Ой, не могу стоять больше. Пойдем на лестнице посидим. Есть у тебя газета? - Какая газета? - Подстелить. - Чего подстилать, садись. - Нет, так - как же это садиться? - Собрание-то у вас провели? - Нет еще. Эх, я думаю иногда, знаешь: что сейчас надо - трамвай пускать надо. Аварии исправлять надо. А остальное... - Так ведь ты и трамвай не пустишь, и ничего. Если народ не будет мобилизован, в готовности. Если не поговорить с людьми. - Да, это верно... - Ну, как ты устроилась? - Ну их. Не хочу я с ними. Я у Игнатьева попросила разрешения перейти, а он мне говорит с такой с насмешкой: вам тут не нравится? Хотите, могу вам предоставить кухню отдельную. - Может быть, это и лучше. - Что же лучше? Сырость там, темно, крысы. Кухня есть кухня. Разговоры усталых, до точки дошедших людей. Они говорят об этом, но они продолжают работать. И, главное, они знают, что нужно работать. И эти две девушки знают, что нужно держать людей в готовности. Это внутреннее согласие. В квартире налево, где Эн когда-то бывал, в маленькой комнате живет портниха. Она не уехала. Она выходит на лестницу, провожая заказчицу. У заказчицы явно литерные карточки. Такой у нее вид (может быть, актриса?), вот она и заказывает... Заказчица:- Что на улице? Радио что? Портниха:- Ничего. Скоро песни петь будет... Заказчица:- Теперь это наши стреляют. Не беспокойтесь. То стреляют, то песни поют. Комедия. - Так и живем. И живем и умрем. Нет, уж я скажу - смерть к нам приближается медленно, но верно. Конечно, теперь на других-то фронтах хорошо. На харьковском. Но нам-то больше всех достается, и никакого нам не видно конца... - Ужас! И самое ужасное, что люди стали на себя не похожи. Отупели, очерствели. Болото стоячее. - Ну, вы живой человек... - Я живой человек! Какой я живой человек? Разве я могу на что-нибудь реагировать. Два года тому назад, десятого сентября, я хорошо этот день помню,- первые бомбы упали на нашу улицу. Через два дома. Я думала - с ума сойду. Когда я утром вышла и увидела эти стены, осколки, этот дом разрушенный, я так плакала, я рыдала от горя - вот тогда я была живой человек. Я ушла из дому и три дня не приходила домой. Ночевала у себя на работе на столе. Мне казалось - если я вернусь и еще раз увижу этот дом, я с ума сойду. А потом что... Потом я по улице через трупы шагала. Вот так. И мне было смешно, что они такие закутанные. И головки у них качаются. Не то человек, не то кукла. Я всегда больше всего боялась пережить кого-нибудь из близких, всегда думала - как это будет. А потом как я бабушку равнодушно похоронила. Я ведь ее мамой называла. Ну, конечно, поплакала, ничего не скажу. - Ваша бабушка такая славная была старушка. Чистенькая, аккуратненькая. Я ее все в переулке встречала. - Чудная была бабушка. Смешная. Она когда-то представить себе не могла, как это можно выйти замуж без лисьей шубы. - Как же, приданое шили. - У нее ротонда была. Я помню. Стоящая рядом девушка: - А какая она, ротонда? - Они без рукавов. Набрасывались, как плащ. А зачем даме рукава были? Зачем ей руки? Корзины, что ли, она носила? На улицу выходила только чтобы покрасоваться. Завернется в бархатную эту ротонду - легкое все, на лисьем меху. И пробежится. Очень бабушку я любила. А вот умерла бабушка - и ничего. Нет, я одеревенела, одеревенела. Не человек, а грязная вода. Болото. Такое ко всему равнодушие. Такое равнодушие. Девушка:- Мы такие потому равнодушные, что знаем, что каждую минуту можем умереть. Потому мы такие равнодушные. Портниха:- Знаете, не могут же люди два года подряд на все реагировать. На фронте не может человек нормально реагировать на смерть, на гибель товарищей. Заказчица:-Вы не думайте. Они очень там даже реагируют; гораздо больше, чем мы. Я ведь была на самом переднем крае. Мы там, в палатке сидели, так, когда сверху начали крыть - здорово все рвалось, так начпрод там был - молодой человек - испугался, убежал и спрятался в сене. - А вы? - А я осталась. Всю ночь просидела. Я им сказала: я дистрофик. Мне что. У меня осталась полная палатка консервов, хлеба, сахару. И вестовой - Коля - со мной. Он каждую минуту спрашивал: "Вам налить, барышня? Вам положить?" Там был еще капитан. Пожилой. Молодец - ничего не боялся. Он выйдет, отдаст распоряжение. Потом придет, полежит, выпьет водки. Утром мы над этим начпродом так смеялись. Нет, вы не думайте, они очень даже реагируют. Ну, пойду я. - Вы не боитесь? - Чего бояться? Сяду в трамвай и поеду. - Вы не боитесь, что вдруг трамвая не будет? - А, я ничего не боюсь. Я хотела бы уж чего-нибудь испугаться. Портниха ламентирует, заказчица занята построением собственного образа, обе с вожделением говорят о дамах в ротондах, которым не нужны были руки. А все же нет у них несогласия с происходящим. Они лично могут жаловаться и уклоняться, но их критерии и оценки исторически правильны. Они знают, что надо так, потому что нельзя иначе. Их критерий: Гитлер - мерзавец, немец - враг, и его надо уничтожить. Капитан - молодец, потому что не боится. И сама я молодец (невзирая на все дистрофические мотивы), потому что не испугалась и осталась в палатке, пусть для того, чтобы доесть консервы,- не в этом суть. А начпрод, который спрятался,- дрянь. Так в сбитых с толку, вожделеющих легкой жизни женщинах, как в кривом зеркале, отражается общая воля. И эта женщина, утешающаяся ролью дистрофической истерички, бессознательно делает свое дело - тем, что пришла сюда заказывать платье, как можно более красивое, и тем, что пойдет сейчас на простреливаемую трамвайную остановку. И все столпившиеся здесь люди - в том числе ламентирующие, ужасающиеся, уклоняющиеся,- повинуясь средней норме поведения, выполняют свою историческую функцию ленинградцев. Задыхаясь, вбегает пожилая женщина с молодой дочкой и маленькой внучкой. - Что же это, безобразие какое! Все парадные на замке. Бежим от самого моста, и все парадные заперты. Разве можно? Безобразие! Другая женщина: - Что вы так волнуетесь? Вы же ленинградка. Ленинградцы должны быть спокойные. - Да, спокойные. Вы, может быть, здоровая, а я больная,- это разница. Вы инвалид? - Почти что... - Вы инвалид второй группы? Зарегистрировались? Нет. Это разница. Вы, может быть, неразбомбленная, а я разбомбленная. Тоже разница... Немец проклятый! Гадина! Садит и садит. Когда его уже уничтожат, проклятого! Чего делает! Третья женщина: - Это они злятся. Злятся, что плохо пришлось. Они злятся на Ленинград, что ничего сделать не могут. Вот хулиганят здесь. - Мерзавцы проклятые! Видят теперь на фотографиях, что у нас физиономии стали потолще,- и злятся. Ничего он здесь не получит. - Ну, это конечно. Только они здесь здорово закопались. - Да, запрятались. Жалко только, что им наши труды на пользу пошли. Ямочки наши, которые мы рыли. Вы куда это собрались? - Пойду. Попробую. А что? - А то - что штраф заплатите. Нас вот на днях на пятьдесят рублей оштрафовали. Я ему говорю: хоть бы с одной только взял, а то что это - и с меня, и с дочки. Разве можно? А он говорит: вот только с нее не беру (показывает на внучку), скажи спасибо. Разве можно так? Где ж это денег взять? Я ему сорок семь рублей набрала. Еще спрашивает, где дочка работает, говорит - на службу придет. - Да ерунда, не придет. - Нет, видите, она кассиршей работает. Так он думает получить что-нибудь. Дочка: - Каши получить захотел. Вопросы питания еще все-таки очень важные. (Девочка начинает хныкать и теребить бабушку: "Пойдем, пойдем!") - Нет, не пойдем, подожди. Вот когда немца убьем, тогда будем ходить свободно. Когда немца убьем. Дедушка твой его из-под Тулы гонит. Дедушка ее там. Я как услыхала про Орел, так у меня все поднялось. Есть, значит, у наших сила... Вот оно - настоящая бабушка разговаривает как бабушка из очерков и рассказов. Никогда этого не бывало. Только в языке войны народное на мгновение сближается с газетным. _______ Мания еды, маниакальные про нее разговоры - все это крайне усилилось вместе с передышкой. В дни большого голода люди много молчали. Возможности были срезаны подчистую, так что не оставалось места для психологического обогащения фактов, для использования их вечной человеческой волей к утверждению ценностей. Количество страдания переходит в другое качество ощущений. Так, тяжко раненные в первый миг не испытывают боли, а замерзающие под конец впадают в приятное состояние. Настоящий голод, как известно, не похож на желание есть. У него свои маски. Он оборачивался тоской, равнодушием, сумасшедшей торопливостью, жестокостью. Он был скорее похож на хроническую болезнь. И, как при всякой болезни, психика была здесь очень важна. Обреченными были не самые почерневшие, исхудавшие и распухшие, но те, у кого было не свое выражение, дико сосредоточенный взгляд, кто начинал дрожать перед тарелкой супа. А. приходил в столовую с раздутыми, темно-красными губами; и это еще не самое худшее. Однажды в столовой исчезла со столов соль, и кашу выдали недосоленную. Тогда А. впал в отчаяние. Он бросался от стола к столу, бормоча: "Нельзя же несоленую кашу... нельзя же... Ох, боже мой, а я и не захватил..." Вот это был дурной знак. |