Труд, образование, здоровье

Курганов И. А. Женщины в народном хозяйстве // Женщины и коммунизм. Нью-Йорк, 1968. С. 57-107.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Женщины в народном хозяйстве


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Много заключенных женщин работает и на поверхности (лесоразработки, прокладка железных дорог, возведение разных сооружений). И здесь труд осложняется зимой трескучими морозами, а летом тучами комаров. Поэтому, скажем, на Земле Франца Иосифа зимой выдавали заключенным специальные маски, предохраняющие от мороза лицо и дыхание. Тяжело работать и в знойных пустынях Средней Азии, где было мало местных жителей и много лагерей.

Женщины в лагерях назначались порой на более легкие работы, но легких работ в лагерях очень мало и женщины в своем большинстве несли такой же тяжелый крест, как и мужчины. В коммунистических лагерях принудительного труда оказалось, наконец, равноправие, но даже и здесь равноправие было не всегда полным.

После тяжкого трудового дня заключенные мужчины имели ночью спокойный отдых, а женщины часто и ночью покоя не имели:

"Ночью женские бараки обыкновенно превращались в публичные дома, так как "соцблизкие", представлявшие лагерную администрацию и откормленные на краденном пайке, использовали женские бараки как места своих любовных развлечении... отказ от любовных притязаний обыкновенно означал перевод в условия совершенно невыносимой работы".72

Чтобы работа заключенных была интенсивной, коммунистическая власть ввела высокие нормы выработки, выполнить которые могли только физически сильные и тренированные люди. Степень выполнения трудовых норм определяла собою и пищевой рацион заключенного. Заключенный, выработавший 75% нормы получал и 75% пайка, выработавший 50% нормы получал и 50% пайка. Невыполнение нормы вело к уменьшению пайка, а уменьшение пайка - к ослаблению организма и дальнейшему невыполнению нормы, значит и дальнейшему снижению пайка, кончавшемуся крайним истощением (доходяги) и смертью. Смертность в лагерях была огромной. Выжить в лагерях обычный срок заключения (10-25 лет) могли только молодые, сильные и удачливые люди (удачей было попасть на работу в кухню, в канцелярию и т. д.) Но и выжившие возвращались из лагерей во многих случаях уже инвалидами. Светлана Аллилуева пишет, например, о своей тетке Анне Сергеевне - сестре своей матери - жены Сталина:

"В 1948 году, когда началась новая волна арестов... была арестована и Анна Сергеевна... Вернулась она весной 1954 года... состояние ее было ужасным. Я ее видела в первый же день - она сидела в комнате, не узнавая своих уже взрослых сыновей, безразличная ко всему. Глаза ее были затуманены, она смотрела в окно, равнодушная ко всем новостям: что умер мой отец, что скончалась бабушка, что больше не существует нашего заклятого врага - Берия. Она только безучастно качала головой".73

Таково положение репрессированных женщин в коммунистической стране. В последнее десятилетие положение это однако меняется.

Лагери принудительного труда еще существуют и подразделяются на 4 категории; общего, усиленного, строгого и особого режима, но их стало значительно меньше, значительно меньше стало среди заключенных и женщин, осужденных только за то, что они члены семьи "врагов народа". Конечно, пока существует диктатура одной партии или "касты" коммунистов возможны всякие неожиданности, возможны и попытки возврата к прошлому, но сейчас роль принудительного труда женщин в народном хозяйстве СССР былое значение потеряла. Поэтому говоря в дальнейшем о трудовой политике коммунизма мы будем иметь в виду только обычный (не принудительный, а добровольный) труд женщин в народном хозяйстве СССР.

 

Глава 10

 

ЖЕНЩИНЫ И ТРУДОВАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ

Говоря об обычном труде женщин в народном хозяйстве СССР, отметим, прежде всего, следующее.

Возможное ухудшение женского облика. Почти все женщины трудоспособного возраста работают в народном хозяйстве и работают, как мы видели, с напряжением всех своих сил. Но партия поставила перед собой грандиозные задачи, связанные с преобразованием мира, и они требуют огромных усилий всего населения СССР. В составе населения СССР женщин на 20 млн. больше, чем мужчин и партия усиленно привлекает женщин на работу в народное хозяйство. Женщины, как правило, уступают мужчинам в рабочем опыте и квалификации и отчасти поэтому большинство их оказывается на физической работе. Это, очевидно, не беспокоит партию: женщин в стране больше чем нужно и физическая перегрузка их, вызывающая ускоренное постарение, может только приблизить страну к нормальному равновесию полов. Однако такая политика партии является пагубной не только для женщин, но и для всего народа.

Известно, например, что жизнь в коллективе требует от людей взаимного приспособления и некоторого приближения своей индивидуальности к "среднему" уровню и характеру всего коллектива. Женщины, особенно молодые женщины, подвержены этому "закону" нивелирования людей в коллективе в большей мере, чем мужчины. Сейчас большинство трудоспособных женщин в СССР выполняет в народном хозяйстве грубую физическую работу под руководством мужчин и в общем коллективе с мужчинами, выполняющими тоже грубую физическую работу. Женщины подчиняются здесь общему трудовому режиму, они одеваются для работы так же, как мужчины и они ведут себя как мужчины, занятые именно грубой физической работой.

Постепенно женщины усваивают не только мужские профессии, но и мужские повадки, мужские манеры и настроения. Многие женщины и, прежде всего, молодые женщины, девушки, начинают курить, некоторые привыкают сквернословить, а порой и пить. Происходит процесс огрубения, "омужичивания" женщин, усиливающийся еще и крайней неудовлетворенностью этих женщин своей работой. О процессе крайнего огрубения женщин упоминается и в советской литературе74 и в советской прессе. Скажем, в 1967 году в"Литературной газете" появилась статья Л. Кузнецовой, которая говорит о девушках-разнорабочих следующее: одна красивая девушка

"...опершись о древко лопаты, в выражениях самых непечатных рассказывает подругам-разнорабочим что-то очень веселое. Бригада эта убирает мусор из каркасных клеток яруса. Кто с веником, кто с носилками... "Опять вольничают",- комментирует речь красавицы мой сопровождающий. -"Мы таких лихих девчат стороной обходим... Сраму наслушаешься".

А мне вдруг стало так обидно за этих девчонок, молодых и сильных, которые катают (ездят- И. К.) со стройки на стройку, живут в общежитиях, ходят в заляпанных цементом и глиной ватниках, не расставаясь с метлой, лопатой, носилками. Из разговора с тем же прорабом я узнала, что среди лихих девчонок примерно половина с восьми-, девяти-, десятилетним образованием. Да, тут завольничаешь! И как не понять, что сам тон разухабистый - нам-де все трын-трава - от горькой неудовлетворенности этой вот работой".75

Горькая неудовлетворенность женщин своей грязной, тяжелой физической работой, настроение полной безнадежности, бесперспективности и даже отчаяния, стремление приглушить это настроение грубостью, сквернословием, а порой, и пьяным угаром приводит некоторых из них к духовному опустошению, к определенному снижению духовного и морального их уровня. Но женщин, занимающихся грубой физической работой, десятки миллионов человек. И в большинстве случаев это будущие матери нового поколения страны. Естественно, что существующая политика партии в области женского труда вызывает определенную тревогу за будущие судьбы народа. Такова "качественная" сторона результатов трудовой политики партии. Перейдем к ее количественной стороне.

Дальнейшая "мобилизация" женщин в народное хозяйство. Несомненно и в дальнейшем партия будет привлекать женщин к работе в народном или общественном хозяйстве и будет стремиться к тому, чтобы женщины работали в общественном хозяйстве с максимальным напряжением всех своих сил.

На сентябрьском (1965) пленуме ЦК КПСС А. Косыгин, говоря о количестве работающих женщин, подчеркнул:

"В настоящее время у нас 85 процентов трудоспособного населения занято в общественном хозяйстве или учится; из числа женщин занято 75 процентов. Остальная часть населения занята в личном подсобном и домашнем хозяйстве. Из этих данных видно, что имеется возможность дополнительно вовлечь рабочую силу в общественное производство".76

Речь, как видим, идет о вовлечении в общественное или народное хозяйство именно женщин, так как если в народном хозяйстве работает 85% трудоспособного населения, а женщин только 75°/о, то это значит, что почти все мужчины уже работают. Но о каких женщинах идет речь? Во-первых, о женщинах, работающих исключительно в личном подсобном хозяйстве, т. е. главным образом на приусадебных участках и, во-вторых, о домашних хозяйках, пока не работающих в народном хозяйстве.

Однако вовлечь или мобилизовать в народное хозяйство женщин, работающих на приусадебных участках можно будет только тогда, когда государство сможет осуществить своими силами полное снабжение городов и ликвидировать приусадебные участки. Но пока приусадебные участки и подсобное хозяйство колхозников для снабжения городов необходимы, вовлечь в народное хозяйство женщин, занятых в подсобных хозяйствах невозможно. Значит, речь пока идет о женщинах, занятых домашним хозяйством и воспитанием детей. Вовлечь какое-то количество этих женщин в народное хозяйство если и можно, то только с большими трудностями.

Методы "мобилизации" женщин. До сих пор вовлечение женщин в народное хозяйство СССР производилось при помощи "кнута" и "пряника".

Кнут - это, во-первых, особо тяжелые материально-бытовые условия, которые партия создавала для народа, чтобы принудить всех женщин идти на работу в народное хозяйство и, во-вторых, атмосфера пренебрежения и общественного презрения, которую партия создавала вокруг домашних хозяек, не занятых "общественно-полезным" трудом в народном хозяйстве. Пряник - это ордена, портреты, почетные звания, газетная шумиха и пропагандное прославление "передовых" женщин, работающих в народном хозяйстве, чтобы заинтересовать в работе тех, кто еще в народном хозяйстве не работает и чтобы поощрить уже работающих в народном хозяйстве к дальнейшему повышению норм выработки. Но обстановка в стране меняется. Дальнейшее ухудшение материально-бытовых условий населения оказывается уже невозможным и этот кнут отпадает. Но и пропаганда начинает терять в своей эффективности. Правда, ведущий мотив советской пропаганды - поношение буржуазно-капиталистических и прославление социалистических условий общественного труда женщин езде сохраняется. Советская пропаганда продолжает еще утверждать, что

"В условиях буржуазного общества работа на фабрике, заводе, в учреждении отрывает женщину от семьи, обрекает детей, особенно в семьях рабочих, на безнадзорность, превращает материнство работницы в тяжелый крест".77

А в условиях социалистического общества работа на фабриках и заводах как будто бы не отрывает женщину от семьи, не обрекает детей, особенно в семьях рабочих, на безнадзорность, не превращает материнство работницы в тяжелый крест. Здесь как будто бы всего этого нет и

"Участие женщин в общественном труде стало для советской женщины источником радости, вдохновения и счастья "78

Однако этот фальшивый мотив пропаганды начинает уже терять свою убедительность. Конечно, во всех индустриальных странах современного мира женщины принимают участие в общественном труде, то есть работают в народном хозяйстве, и это является положительным фактом новейшей истории. Но люди в СССР постепенно узнают, что не в воображаемом по книгам столетней давности "буржуазно-капиталистическом обществе", а в современном индустриальном обществе Запада нет никакой необходимости в поголовном участии женщин в общественном труде, нет никакой необходимости применять женский труд в производствах тяжелых и вредных для женского организма, нет никакой необходимости искусственно создавать такую обстановку в стране, которая бы принуждала женщин идти на фабрику или завод.

Женщины на Западе участвуют в общественном труде, то есть работают в народном хозяйстве, но не поголовно, а как правило, в той мере, в какой они могут это делать, не нанося серьезного ущерба семье и детям. На Западе женщины, не имеющие детей, работают в народном хозяйстве примерно в той же мере, как и в СССР. Но выйдя замуж и родив детей, женщины чаще всего покидают работу и пока дети не пойдут в школу занимаются их домашним воспитанием. Только некоторая часть женщин, имеющих детей (в США на 1.3.1967 одна из трех) продолжают свою работу и в народном хозяйстве. Понятно, что удельный вес женщин, работающих в народном хозяйстве на Западе ниже, чем в СССР, а женщин, выполняющих физическую работу, тем более тяжелую физическую работу, на Западе значительно меньше. Женщин шахтеров, грузчиков, лесорубов, каменщиков, китобоев и т. д. на Западе совсем нет. И если в СССР, как пишут и советские авторы

"...признавая женщину равноправной с мужчиной, иногда забывают о том, что она - женщина, не считаются с естественными особенностями женского организма, с материнством женщины... и по сей день оставляют женщин на тяжелых работах",79

то на Западе этого уже, как правило, нет. И поскольку это становится известным населению СССР, постольку пропаганда в этой части оказывается уже менее эффективной.

Второй прием пропаганды - превознесение, восхваление, воспевание женского труда в народном хозяйстве, героизация тяжело работающих женщин, поэтизация женщин "передовиков". ударниц и "маяков". Но и этот прием пропаганды также начинает терять свою убедительность, о чем пишут и в советской литературе. Скажем, в пьесе советского писателя Алексея Коломийца "Планета Сперанта" дан отрывок такой пропаганды по радио и реплики на нее слушателей. По ходу пьесы диктор говорит по радио:

"..Она уже в десятом классе ночами не спала, думала, кем ей быть: дояркой, свинаркой или свекловодом? И однажды, весной, очевидно, вдохновленная соловьями, которые без умолку пели под окном, она сказала: мама, я стану как и ты, дояркой. С тех пор прошел только год, а уже осуществилась ее заветная мечта - она стала членом бригады коммунистического труда... Более того, когда она проходит селом, ей вслед несется стоголосое: наш маяк..."

И вот реплики слушателей радио - молодых научных работников - Леси и Сергея:

"Леся - Какой примитив. Можно завыть от обиды... Разве можно так царапать душу?

Сергей - А пора уже за ложь и неискренность карать, как за преступление".80

Как видим, люди в СССР начинают уже понимать провокационный смысл этой пропаганды, начинают видеть в ней пустую казенную словесность, начинают чувствовать постыдную ее фальшь и начинают говорить и писать об этом открыто.

Советский писатель Вл. Немцов мужественно выступил по поводу такой пропаганды со следующими, например, словами:

"Мы воспитывали у молодежи стремление к овладению разными профессиями, причем в ряде произведении подчеркивали, что женщина ни в чем не должна отставать. Рассказывали, как женская бригада грузчиц побеждает мужскую, умилялись, что шахтерки запросто катают вагончики, доказывали, что для девушки нет милее профессии, чем проходчицы или машиниста на паровозе, и убеждали, что нет в мире лучшей работы, чем укладка шпал. Но почему-то очень редко вспоминалось великое женское призвание быть матерью и воспитательницей своих детей... Так зачем же... торжественно звонить в колокола и сообщать всему миру, что вот, мол, чего мы добились, - на месте бывшей ссылки под землей работают тихие, светленькие девушки? И к чему здесь поэтизация женского шахтерского труда?"81

И действительно, раньше, до коммунистической революции, в шахты и рудники ссылали преступников, приговоренных судом на каторжные работы.

Теперь, после коммунистической революции, работают там обыкновенные девушки и советская пропаганда прославляет это как величайшее достижение партии в борьбе за женское равноправие.

Возможности дальнейшей "мобилизации" женщин. Обстановка в стране изменилась и прежние методы, которыми пользовалась партия для мобилизации или вовлечения женщин в народное хозяйство становятся недостаточно эффективными. Но если бы они и сохранили свою эффективность - всё равно мобилизовать дополнительные контингенты женщин в народное хозяйство было бы очень трудно. Конечно, по мере роста населения и расширения промышленности, численность женщин, работающих в народном хозяйстве, будет увеличиваться. Но речь идет не об этом, речь идет об увеличении удельного веса женщин в общем составе работников народного хозяйства СССР. В настоящее время удельный вес женщин, с общем составе работников народного хозяйства, примерно, 54% (19% в составе рабочих и служащих), а удельный вес женщин в составе всего населения на 1 января 1966 г. - 54,2%. Это значит, что ресурсы женской рабочей силы в стране исчерпаны в той же степени, в какой исчерпаны и ресурсы мужской рабочей силы. Конечно, существует какое-то количество домашних хозяек, не работающих в народном хозяйстве (как существует какое-то количество мужчин тоже не работающих в народном хозяйстве), но их сравнительно немного, и мобилизация их не может сколько-нибудь существенно повысить удельный вес женщин в общем составе работников народного хозяйства.

Существенное повышение удельного веса женщин в составе работников народного хозяйства в дальнейшем не только невозможно, но и опасно. В условиях традиционной семьи и определенного уровня индустриализации страны существует определенный оптимум, определенный предел вовлечения женщин в народное хозяйство. За этим пределом действует правило или "закон": чем больше женщин вовлечено в народное хозяйство, тем ниже рождаемость в стране и тем, следовательно, меньше рабочих рук. Подробно об этом будет речь в другом месте, а пока заметим, что в СССР партия ведет в области труда и народонаселения по меньшей мере недальновидную и пагубную политику:

Стремясь максимально увеличить количество рабочих рук с народном хозяйстве и создать предпосылки для "освобождения" женщин от домашнего хозяйства, а в дальнейшем и от семьи, партия мобилизовала всех или почти всех трудоспособных женщин и привела страну к резкому снижению рождаемости, то есть привела народ к грани вымирания. В своей политике партия игнорирует правило, которое мы сформулировали бы так, чем больше женских рабочих рук в народном хозяйстве сейчас, тем меньше рабочих рук в будущем. Это мы подчеркиваем имея в виду, прежде всего, женщину-мать. Конечно, процесс вовлечения женщин в народное хозяйство является процессом прогрессивным и необратимым. Но никто и не требует возвращения всех женщин на кухню. Однако, когда речь идет о женщине-матери, государство может и должно Провести ряд мер, облегчающих ее положение, скажем: полное освобождение женщины-матери от работы пока ее ребенок беспомощен и не устроен, неполную рабочую неделю и неполный рабочий день для женщин, имеющих детей и мн. др. Между тем коммунистическое государство ничего этого Не делает и, таким образом, ведет страну к вырождению. И если этого не случится, то только потому, что современная техника, особенно автоматизация производства, сокращает потребности в рабочей силе и создает угрозу безработицы. Поэтому объективные условия заставляют партию отказаться от своей политики превращения всех женщин в рабочую силу народного хозяйства и удельный вес женщин в составе рабочих и служащих СССР будет понижаться.

Далее...