Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Женщины и коммунизм


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Это положение продолжалось и после войны. Лишь постепенно и крайне сдержанно были практически восстановлены некоторые нормы трудового законодательства, существовавшие до войны, и введено некоторое ограничение женского труда в особо тяжелых и особо вредных для женского организма профессиях. Однако формулировки этих ограничений даются иногда так, что допускают расширенное толкование. Скажем:

"К погрузочно-разгрузочным работам женщины допускаются только в следующих случаях: погрузка и разгрузка навалочных грузов (песок, глина, зерно, овощи и т. п.), штучных грузов (кирпич, асфальт, жмых и т. п.)".17

Значит женщины привлекаются к погрузке и разгрузке не только песка, глины, кирпича, асфальта, но и "тому подобных" грузов, то есть в сущности почти всех грузов. Понятно, что такое ограничение или "охрана" женского труда носит лишь формальный характер. Кроме того, как отмечает журнал "Партийная жизнь" вообще

"На некоторых предприятиях еще нарушается советское законодательство об охране женского труда, об охране интересов матери-труженицы, нечутко относятся к жалобам и нуждам работниц, не добиваются улучшения их условий быта. Встречаются случаи, когда женщин посылают на такие работы, где женский труд не должен применяться".18

Поэтому положение меняется архимедленно и роль физического труда женщин в народном хозяйстве возрастает, причем количество женщин в профессиях тяжелого физического труда не уменьшается, а увеличивается. Это происходит, во-первых, потому, что численность мужчин в результате террора и войны сократилась, а спрос на них в аппарате управления СССР и аппарате революционного действия во всех странах мира увеличился и, во-вторых, потому, что в СССР расширяется преимущественно тяжелая промышленность и приток женщин в народное хозяйство устремляется по необходимости сюда. В связи с этим была создана и отвечающая потребностям партии теория, что

"...обеспечение фактического равенства женщин требует, чтобы они участвовали во всех областях общественной деятельности",19

то есть и в области тяжелого физического труда. По переписи населения 1959 года численность и удельный вес женщин по некоторым профессиям физического труда был, например, следующим20:

Численность Процент женщин

женщин-рабочих в данной

Профессии (тыс.) профессии

а) Промышленность

Металлисты сверловщики 42,6 73

Металлисты шлифовальщики 62,3 53

Металлисты прессовщики 83,7 64

Металлисты гальваники 16,2 60

Рабочие химического производства 226,2 57

Рабочие производства стройматериалов

и стекольно-фарфоровых изделий 290,2 54

Рабочие деревообрабатывающей пром. 104,1 55

Рабочие бумажной промышленности 22,5 62

Рабочие типографий (наборщики, печатницы) 147,5 70

Меховщики, скорняки 18,9 80

Колбасники, кишечники 30,4 63

Пекари, макаронщики 196,9 77

Маслоделы, сыроделы 41,1 74

Табачники 12,0 87

 

б) Сельское хозяйство

Доярки 1.415,6 99

Свинарки 513,8 91

Птицеводы 151,9 94

 

в) Транспорт

Кондукторы автобусов, трамваев и

троллейбусов 113,1 94

г) Общественное питание

Повара 457,6 88

Официанты 179,5 98

В материалах переписи населения (сводка 48) сознательно указаны не все отрасли и не все профессии. Не указаны, например, такие профессии как шахтеры, сталевары, кочегары, грузчики, кузнецы, лесорубы, каменщики, бетонщики, бурильщики, штукатуры, маляры, плотники, китобои, землекопы и т. Д., хотя во всех этих профессиях женский труд применяется очень широко.21 Но и профессии, указанные в материалах переписи, в которых женский труд применяется, как видим, в большей мере, чем мужской, неопровержимо свидетельствуют о тяжелой работе женщин в народном хозяйстве СССР. Несмотря на это, в СССР непрерывно и настойчиво подчеркивают, что

"Никогда в истории и нигде женщина не была окружена таким вниманием и заботой со стороны государства и народа как в социалистическом обществе".22

В действительности женщины в социалистическом обществе СССР обречены партией на исключительно тяжелую жизнь. Партия окружает отдельных женщин единственным вниманием, выражающимся в награждении их копеечными орденами и медалями, почетными званиями и восхвалениями. Но делает это партия не для облегчения жизни женщин, а наоборот для повышения норм выработки и повышения эксплуатации женского труда. Женщина, добившаяся во имя ордена повышения трудовых норм, сама того не сознавая, дает партии основание повысить нормы для всех женщин. Ордена и почетные звания ("маяки") являются для партии самым дешевым и самым выгодным средством повышения трудовых норм, то есть усиления эксплуатации людей. Награждение женщин, работающих в народном хозяйстве, ведется поэтому в самых широких масштабах. Скажем, до 1963 года награждено 865.059 женщин, в том числе:23

Званием героя социалистического труда 2.879 чел.

Орденом Ленина 53.315 „

Орденом трудового красного знамени 85;.669 „

Орденом "Знак почета" 87.035 ,,

Медалью "3а трудовую доблесть" 249.033 ,,

Медалью "За трудовое отличие" 386.366 ,,

Метод подхлестывания людей при помощи орденов и почетных званий - ударников, стахановцев, маяков и пр. применяется в СССР давно. БСЭ подчеркивает, например, что в свое время

"На Днепрострое женские ударные бригады на бетонных работах при норме в З3 м. за 8 часов Достигали выработки в 73 м. Ни одна мужская бригада не достигала такой производительности."24

Но БСЭ не отмечает какой ценой достигали женщины этого повышения норм. Здоровье, а порой и жизнь приносят женщины во имя орденов и почетных званий, во имя пропагандной шумихи (газеты, портреты), которую организует партия, чтобы заставить и других рабочих повышать производительность своего труда. По существу их жизнь превращается в одурманенную пропагандой каторгу. В последние годы отдельные советские писатели - одни вольно, другие невольно - дали уже более или менее объективную характеристику трудовой жизни советских женщин. Приведем для иллюстрации несколько выдержек из советской литературы.

Женщины-шахтеры. Советский писатель-коммунист Ф. Панферов в романе "Большое искусство" приводит следующий рассказ старика шахтера:

"Вот наша семья!. Все шахтеры. Прадед мои Александр - шахтер был. Дед мой Александр -шахтер был. Отец мой Александр - шахтер был. Сын мой, - показал он на сына, - Александр - шахтер есть. А эти комсомольцы мои7 Санька-шахтер будет, сорвиголова. К тому же в придачу, Машенька - шахтерка. И хозяйка наша, Наташа любезная, - шахтерка".25

В семье старика - две женщины: дочь Машенька - шахтерка и жена сына Александра - тоже шахтерка. Когда старик перечислял прадеда, деда и отца он не говорил, что прабабушка, бабушка и его матушка были шахтерками. Они не были шахтерками. Шахтерская работа была тогда мужской профессией. Теперь она стала и женской. Ф. Панферов привел рассказ старика-шахтера не для того, чтобы отметить тяжелую жизнь женщин, а для того, чтобы восславить эту жизнь, восславить великие деяния партии. Но он невольно показал именно то, что скрывает советская статистика и "запрещает" законодательство - существование в СССР женщин-шахтеров, физически работающих под землей и в два раза превышающих установленные нормы выработки угля.

Московская газета "Труд" приводит следующий рассказ шахтера-проводчика шахты "Пролетарская диктатура":

"Все члены моей семьи - шахтеры: два сына - Василий и Семен, три дочери - Вера, Мария, Eлена и невестка Евгения составляют одну бригаду шахтеров-проходчиков, которой руковожу я... Вот уже 40 лет, как я работаю на шахтах. Мне 62 года. но я полон сил и желания трудиться на благо родины... Моя бригада проходит штрек скоростными методами, перевыполняя задание в два раза и больше".26

Четыре женщины из одной семьи работают шахтерами. Все они целый день в шахте, под землей добывают уголь и напрягают все свои физические силы, чтобы выполнить и в два раза перевыполнить установленные и без того высокие нормы. После такой в два раза более трудной, чем у всех мужских бригад, работы в шахте, они, вернувшись домой, должны еще готовить пищу, стирать белье, чинить одежду убирать помещение и т. д. Такова реальность.

Женщины-грузчицы. Советский писатель Вл. Немцов упоминает о женщинах-грузчицах на Волге. Он заметил на волжских пристанях обычную бестолковщину, вследствие которой имевшиеся механизмы для подачи грузов бездействовали. Вл. Немцов пишет:

"Подъемные краны, бесконечные ленты транспортеров и... грузчицы с мешками на плечах... Так же обстоит дело с механизацией погрузки соли или камня. Соль бывает обычно слежавшаяся и женщины раскалывают ее ломами"27

Женщины грузят мешки с мукой (тяжелее веса самой женщины), мешки с солью, мешки с цементом, грузят камни, лес, железные балки и т. д. И всё это вручную, своими силами, на своей спине. И хотя в СССР в целях пропаганды поэтизируют такой труд женщин, хотя поэты пишут:

"Шикарно взвалив под Слюдянкой

цементный мешок на плечо,

С какой величавой осанкой

Чалдоночка кинет: "Ничо".28

Но для женщины - "чалдоночки", работающей грузчицей и с утра до вечера взваливающей на свои плечи мешки с цементом - это совсем не шикарно и отнюдь не "Ничо", а тяжелый изнурительный и почти непосильный труд.

Женщины-металлурги. Советский писатель Ф, Панферов в своем романе "Большое искусство" приводит еще одну зарисовку женского труда в металлургическом цехе, который он посетил в своих профессионально-писательских целях:

"Тут все кипело, гремело, скрежетало, пахло гарью, и стоял звон, стук молотов. Из горна женщина щипцами доставала раскаленный кусок железа. Сосед рабочий подхватывал у нее кусок..."29

Это подается Парфеновым как трудовая романтика, но... женщина стоит у горна и вытаскивает из огнедышащей пасти тяжелые, добела раскаленные куски металла. Такую работу выдерживает не всякий мужчина: вытаскивать щипцами тяжелые куски железа в условиях обжигающей температуры - работа очень тяжелая и женский труд здесь не должен применяться, но, как видим, он применяется.

Советская писательница Галина Николаева в своем романе "Битва в пути" дает зарисовку работы женщин в связанном с металлургией земледельном цехе завода.

"В углу, отведенном для земледелки, облаком стояла едкая пыль. Медленно вращались лопасти, вздрагивали бункера и с ног до головы перепачканные женщины на глазок засыпали песок, глину, добавляя воду...

- Сколько ты льешь? Как ты льешь7 - повернулся он (директор Бахирев.-К.) к худой, старой женщине.

- Как семь лет лила, так и восьмой лью... - вяло ответила она. Под глазами у нее лежали мертвенно-синие тени. Верхних зубов не было и губа запала...

Бахирев взглянул ей в глаза и встретил тусклый и ко всему безразличный взгляд".30

Она восьмой год тяжело работает, окутанная едкой пылью, и она смертельно устала от такой работы. Но она не может не работать.

Женщины-дорожные рабочие. Советская писательница Евг. Васютина дает зарисовку работы женской бригады, занятой под руководством мастера-мужчины ремонтом железнодорожного полотна - укладкой шпал, подбивкой щебня и т. д. Был перерыв на обед и одна из работниц, еще молоденькая девушка, набрала букетик полевых цветов и трогательно подарила его другой работнице. Но

"Через полчаса эта беленькая девочка, сама чистая и робкая, как первый весенний цветок, пойдет на насыпь, возьмет лопату и до вечера будет гнуть спину, а мастер, неприятно и страшно кривя рот. будет орать на нее. И на красивую желтоволосую женщину, и на приветливую тетку Палашу. На всех будет орать, а они, тяжело справляясь с дыханием, будут выворачивать тяжелые камни, грести "шшебенку", штопать полотно, перетаскивать рельсы".31

И так каждый день с утра до вечера женщины ворочают шпалы, рельсы, камни - ремонтируют проходящий по лесам и болотам железнодорожный путь. И с утра до вечера мастер беспощадно ругает их площадной бранью: он должен выполнять план.

Женщины-бетонщицы. Советский писатель А. Кузнецов в своей повести "Продолжение легенды" говорит о женщинах-бетонщицах:

"Сегодня мы кончили водослив - девушки руками заглаживали откосы. Это те самые знаменитые водосливы, которые рисуют на картинах, когда хотят показать гидроэлектростанцию. Да, их заглаживают руками снизу до верху, всю покатую, как застывший водопад, стену. Просто и обыкновенно: сидит Даша, возле нее ведро с мутной водой, дощечка, кельма - и мажет, развозит, заглаживает, как в деревне бабы мажут печи. Сверху вниз жутко смотреть: как поскользнешься, как поедешь вниз, тут уж не остановишься".33

В 1967 году советская писательница Л. Кузнецова говорит о работе бетонщиц на строительстве Саратовской гидроэлектростанции:

"Десять бетонщиц с совковыми лопатами в руках принимаются за работу - выстраиваются по откосу какой-то хитрой лесенкой и начинают "гладить". Высокие резиновые сапоги их вязнут в серой каше. Сначала лопаты так, потом ребром, потом совковой выпуклостью. Опять ребром. Опять выпуклостью. Вот так. Еще раз. Лязг. Лязг. Постепенно краски стираются. Котлован окутывается туманом. А бетон все идет и идет. Женские руки не знают устали".33

Женщины-плотники. На тяжелых и необычных для женщины работах нередко происходят и несчастные случаи. Советский писатель А. Кузнецов в своей повести "Продолжение легенды" рассказывает о своем знакомстве с девушкой-плотником, работавшей на циркульной пиле.

"Когда меня знакомили с ней, она робко выбралась из своего угла, из-за стола, покраснела как мак, и шепнула, не подавая руки: - Оля!.. Я протянул руку, она неохотно подала свою, я почувствовал, что ее ладонь неестественно узкая, какая-то ненормальная. Краем глаза заметил: у нее нет большого и указательного пальца, срезано начисто чуть не полладони".34

Оля стала калекой, но она безропотно продолжает работать на строительстве.

Женщины-лесосплавщицы. Советский писатель И. Зыков в своей работе "В лесах севера" рассказывает о жизни женщин, работающих по сплаву леса (бревен в плотах). Лесосплав - работа трудная и опасная. Надо день и ночь вести плоты по реке так, чтобы они не сели на мель, не застряли и не разбились. И. Зыков говорит о сплавщиках по реке Мезень, протекающей по глухим местам далекого севера и впадающей в Белое море. В бригаде шесть парней и четыре девушки. Вели они шесть плотов или "паромов". На реке были отмели и заторы.

"Вся команда бродила по воде, не раздеваясь - парни кто в чем, а девушки в юбках, надетых поверх лыжных костюмов. В одежде теплее. Холодно только сначала, при погружении, когда сквозь одежду приливает к телу первая вода, а потом она согревается. Дно у реки неровное. Местами вода до щиколотки, а рядом яма человеку по грудь. Парни и девушки бродили всю светлую ночь и целый день. Только к вечеру все шесть паромов стояли на привязи...

Раскололи топорами бревно, запалили на берегу жаркие костры. Сушились, тоже не раздеваясь. Сидели около костров, а от людей валил густой пар. Сварили в котле соленую треску, вскипятили чаи. Попили, поели, легли на камнях около костров спать. Через два часа проснулись от холода. Температура воздуха и днем и ночью почти одинаковая, но спящему человеку всегда кажется холоднее"35.

Как видим, работают в воде всю "ночь и целый день" без перерыва. Питаются соленой треской и отдыхают на камнях, поедаемые комарами, а часто и под проливным дождем. Когда в низовьях реки сдадут плоты они возвращаются пешком по лесам и болотам на верховья реки за новыми плотами. Зимой работают на лесопунктах, валят деревья, обрубают топором сучья, подают бревна к реке, чтобы весной начать следующий сплав.

Женщины - сельскохозяйственные рабочие. Выше приведено несколько иллюстраций к работе женщин в промышленности и строительстве. Приведем еще несколько иллюстраций к работе женщин в сельском хозяйстве. Советская писательница Анна Маас говорит о девушках, присланных для работы в совхозах на целине. Их сделали копнильщицами и они рассказывают:

"Сено в копнах было утрамбовано так сильно, что казалось склеенным. Мы втыкали вилы, наваливаясь животами на палки, но вместо густых охапок вытаскивали жалкие пучки, которые тут же проваливались между зубьев...

Трудная это работа - копнильщицы. Мы знали, что работать придется по восемнадцати-девятнадцати часов в сутки. Уж на что сильной и выносливой была Света Новикова, но и она, возвращаясь теперь со своего комбайна глубокой ночью, чувствовала себя такой усталой, что не имела сил даже раздеться... Это работа с рассвета до рассвета, работа до полного изнемождения, когда руки начинают дрожать от усталости и темнеет в глазах".36

Не легче для девушек и другие работы, скажем, работа доярок, свинарок и скотниц.

Женщины-доярки. Советский писатель А. Кузнецов в повести "У себя дома" рассказывает о жизни доярки Гали. Галя приехала из города в свой колхоз, где раньше работала ее мать и где Галя провела свое детство. Она стала работать в коровнике дояркой. Норма - двенадцать коров. Накормить, напоить, почистить и подоить 12 коров - работа тяжелая, особенно в первое время, рабочий день у Гали начинается до восхода солнца.

"Она доила пока пальцы не онемели, спешила выдоить до последней капли... Грело солнце, поднимаясь. Галя стала вся мокрая. Одна корова есть, - с облегчением подумала она. - Еще одиннадцать. Солнце уже крепко припекало, когда Галя кончила вторую корову. И когда она разогнула спину, руки ее уже не держали дужку ведра, глаза заливал соленый пот, а в груди комком стояли рыдания..""

Когда Галя закончила первую дойку всех коров, у нее

"дрожали губы, болела нога и в самых костяшках пальцев рук поднялась ломящая боль. Она вся успела пропахнуть навозом и молоком... она запомнила эти дни на всю жизнь. Это был кошмар: она не успевала выспаться, не отходили руки, пальцы немели. Каждый день по дюжине коров, трижды по десять тысяч сжатий!.. Она работала, как машина, автомат. Никаких посторонних мыслей, полное отсутствие своей жизни - только коровник и сон, сон и коровник".37

Галя - молодая доярка и речь идет о первом периоде ее работы. Но вот советский писатель П. Ребрин в своем социальном этюде "Головырино, Головырино" говорит об опытной и прославленной доярке Ольге. Ольга, как и все доярки, работает очень тяжело и очень много.

"Что за окаянная способность работать! Поднималась она чуть ли не среди ночи и бежала на ферму, возвращалась в девятом часу, кормила сынишку. справляла наскоро домашнюю работу, что была под рукой, и заваливалась спать, не раздеваясь, посреди горницы на раскладушке. Часа два она спала тяжелым каменным сном, а Сереженька подбирался к раскладушке и ходил вокруг, теребя мать то за косу, то за платье. Вставала Ольга с лицом красным, "залежавшимся" и, едва оклемавшись, снова бежала на ферму. Возвращалась она через три часа, с ходу бралась за домашние дела, теперь уже основательно, а к вечеру опять спешила на работу".38

Таково свидетельство писателя Ребрина. Другой писатель Леонид Иванов в своем очерке "Лицом к деревне" высказывает несколько общих соображений о работе доярок.

"Заговорили о рабочем дне колхозной доярки. Встает она рано - часа в три, потому что надо успеть на утреннюю дойку, которая начинается в четыре. После некоторого перерыва - в выезд на выпасной табор - в полдень вторая дойка. Здесь коров подкармливают чем-нибудь. Осенью, например, брюквой, а ее надо надергать из земли, вымыть, измельчить, разнести коровам - каждой по ведру, а иногда и по два. А вечером третья дойка коров - часов с восьми... Зимой корма надо раздавать три раза в день - разносить их по кормушкам. А кормов для каждой коровы за сутки задается от тридцати до пятидесяти килограммов... А ведь при механизированном доении на доярку по норме положено двадцать пять-тридцать коров, а на каждую корову, как уже упоминалась, расходуется до пятидесяти килограммов разных кормов. Бывает и больше... Многие доярки говорили мне: - На нашей работе мужик не выдерживает!..

Много раздумывал я над этим и всякий раз приходил к одному-единственному выводу: руководители Министерства сельского хозяйства ничего пока не сделали для улучшения организации труда животноводов. Похоже, что они даже не интересуются этими вопросами".39

Такова жизнь доярок, которых в 1959 году было 1.415.000 человек.

Женщины-свинарки. Трудная жизнь и у женщин, работающих в свиноводческих фермах. Работа этих женщин-свинарок осложняется еще тем, что вследствие плановых просчетов казенного руководства сельским хозяйством скот и, прежде всего, свиньи часто остаются на зиму без корма. Советский писатель Тендряков в своей повести "Поденка - век короткий" несколькими штрихами рисует трудовой день свинарок во время падежа и болезни голодных свиней.

"...нужно отобрать больных поросят, согнать в отдельную клеть, полы, стены, переборки в стойлах надо вымыть, ошпарить, бежать на склад за дезинфекцией. Болезнь, как пожар - успей во время схватиться. А из-за стены слышен дружный визг - бунтуют голодные, чтоб им пусто было. Разводи огонь, крути картофелемойку. Изо дня в день одно и то же - корми да выгребай навоз".40

Советский писатель Александр Яшин в своей повести "Сирота" приводит следующий рассказ колхозника Шурки директору школы:

"Есть у нас такая Нюрка, маленькая девчонка. Ее поставили на свиноферму. А зимой свиньи от голода - совсем как дикие звери. Все деревянные кормушки изгрызли. Нюрка каждое утро уходит из дому и с матерью прощается, потому что боится: схватят ее когда-нибудь свиньи и съедят... Тогда Нюрка... что придумала? Стала собирать конские свежие яблоки и кормить ими свиней. Навалит полное корыто, чуть посыплет отрубями да перемешает, и свиньи жрут на доброе здоровье. Падеж прекратился. В районной газете - читали, наверно? - целая страница была напечатана, как в нашем колхозе свиное поголовье сохранили. Нюрка делилась своим опытом.

- Изобретательная девушка! - восхищенно воскликнул директор школы, прослушав этот рассказ. - Правильно сделала, молодец!

- Конечно, правильно сделала, - заметил рассказчик Шурка. - И молодец - тоже правильно. Только про такую правду лучше бы в газетах не печатали. Свиньям и то стыдно было"11.

Свиньи, может быть, и стыдятся, но люди, руководящие народным хозяйством в СССР, не стыдятся.

Ограничимся только этими иллюстрациями. Их достаточно, чтобы подчеркнуть каторжный труд и страшные условия трудовой жизни большинства советских женщин. Не тех, которые добились видного положения в советском обществе и служат декоративно-показательными фигурами советской пропаганды, а рядовых женщин, составляющих огромное большинство женского населения СССР.

Физическое состояние тяжело работающих женщин. Тяжелая работа в народном хозяйстве несомненно расшатывает здоровье женщин, увеличивает их заболеваемость, инвалидность и ведет к преждевременной старости.

Советская статистика не публикует необходимых материалов для суждения о физическом состоянии работающих в народном хозяйстве женщин. В печати высказываются лишь отрывочные предположения о распространении среди работниц текстильной, химической, угольной и некоторых других отраслей промышленности туберкулеза и нервных заболеваний. Но судить об этом приходится лишь на основе косвенных показателей. Одним из таких показателей является состав больничных коек в СССР. Вот соответствующие цифры:42

1910 г. 1965 г. Во сколько

в тысячах в тысячах раз больше

Общее число больничных коек 791 2.226 2.8 раза

В том числе для:

Нервных больных 10 40 4.3 ,,

Туберкулезных больных 34 259 7,6 ,,

Как видим, общее количество больничных коек увеличилось за 15 лет в 2,8 раза, тогда как количество коек для нервных больных в 4,3 раза, а для больных туберкулезом в 7,6 раз.

Показательны также и некоторые местные "мероприятия", связанные с заболеванием рабочих туберкулезом. В печати сообщается, например, о таком мероприятии, проведенном на Свердловском турбомоторном заводе.

"На заводе открыта специальная столовая для больных туберкулезом. Администрация выделила для нее отдельное помещение, трест столовых - особый штат".45

Значит, заболеваемость людей туберкулезом и в машиностроении приняла такие масштабы, что оказалось необходимым открыть для туберкулезников особую столовую с особым штатом обслуживающего персонала.

Заболеваемость и преждевременная старость женщин отмечается и в художественной литературе. Советская писательница Галина Николаева в своем романе "Битва в пути" рассказывает, в частности, о том как секретарь райкома, объезжая на автомобиле свой район, нагнал хорошо знакомую ему женщину-колхозницу, везущую на салазках хлеб из далекого города к себе в деревню. Он был поражен ее преждевременной старостью, поражен тем, как за короткое время изменилась эта женщина.

Далее...