|
|
Тончу Е. Женское предпринимательство в России // Как организовать свое дело. СПб, Общество "Знание" России, 1998. С. 1-32.
|
В начало документа |
В конец документа |
Тончу Е. Женское предпринимательство в России Продолжение. Перейти к предыдущей части текста В период Крымской войны впервые были использованы силы и знания женин для медицинского обслуживания армии. Их деятельность на передовой и в госпиталях, внимание к нуждам русского солдата снискали себе общую любовь и уважение современников. Инициатором женской помощи в армии был великий хирург, горячий сторонник женской эмансипации Н.И.Пирогов. Он признавал приниженное, угнетенное положение женщины в обществе: "Женщины должны занять место в обществе, более отвечающее их человеческому достоинству и их умственным способностям". В отличие от Вернадской Пирогов считал, что путь к эмансипации женщины лежит через изменение системы воспитания: "Если женские педанты, толкуя об эмансипации, разумеют одно воспитание женщины, они правы. Если же они разумеют эмансипацию общественных прав женщины, то они сами не знают, чего хотят. Женщина эмансипирована и так уже, да еще может быть более, нежели мужчина. Не положение женщины в обществе, но воспитание всего человечества, вот что требует перемены". В условиях быстрого развития общественного движения в годы, наступившие вслед за поражением Росси в Крымской войне, активизировалось осуждение проблем равноправия и самостоятельности экономической и нравственной свободы женщин. Женщины с целью добиться большей независимости и самостоятельности, стремились освоить новые профессии. Многие повышали свой образовательный уровень. Женщины стали посещать женские курсы, поступали в женские училища, посещали лекции в Медицинской академии, университетах. В Киевском университете только одна женщина выдержала экзамен на звание врача. Первая русская женщина-врач Надежда Прокофьевна Суслова получила обыкновенно дававшееся тогда девушкам образование. Однако, она настолько смогла подготовить себя сама, что выдержала в 1861 году экзамен на звание домашней наставницы, чтобы поступить вольнослушательницей в медико-хирургическую Академию. Н.П.Суслова, обретя своими научными занятиями и специально научной работой большой практический опыт и оценив серьезное отношение к науке и способности женщин к медицине, просила разрешения в 1864 году посещать женщинам лекции в Медико-Хирургической академии. Однако, по уставу для университетов "по утвержденным для каждого университета правилам женщины не допускались даже к посещению лекций, ни к практическим занятиям, за исключением госпожи Кашеваровой". В 1867 году Н.П.Суслова защитила диссертацию в Цюрихской медицинской академии, ей было присвоено звание доктора медицины, хирургии и акушерства. Вернувшись в Россию, в следующем году она получила свидетельство на право врачебной практики, где приобрела всеобщую известность. Варвара Александровна Кашеварова родилась в 1843 году. В 15 лет она поступила в повивальный институт великой княгини Елены Павловны, закончила его с отличием. На экзамене перед авторитетной комиссией она просила в качестве награды за признанные ее успехи, позволить ей продолжить изучение медицины. В 1863 году Варвара Александровна поступила в медицинскую академию. В 1868 году В.А.Кашеварова получила впервые диплом женщины-врача в России, она же первой через несколько месяцев была принята в члены Медицинского общества. Министерство народного просвещения не нашло возможным утвердить избрание Московским университетом доктором медицины Дочаковской приват-доцентом на кафедру гистологии, так как действующим уставом "не предусмотрено допущение лиц женского пола к преподаванию в университетах". В 1872 году в Петербурге при Медико-хирургической академии были созданы первые в Европе женские врачебные курсы. Их цель была выражена в приобретении слушательницами права на самостоятельную врачебно-акушерскую, женскую и детскую практику. Однако положение выпускниц было неопределенным. Вручаемое им свидетельство не давало им право ни на самостоятельную врачебную практику, ни на поступление на службу в земские и общественные заведения. Обладая глубокими и разносторонними знаниями, женщины-врачи фактически оказались на положении фельдшериц. Тем не менее многие земства, поставленные в печальное положение относительно медицинской помощи в уездах, стали приглашать женщин-врачей к себе. Средняя оплата труда женщин-врачей, несмотря на равный труд, была значительно ниже, чем у мужчин. В Петербурге, во время борьбы с оспенной эпидемией, одна из немногих женщин, занимавшихся до этого в качестве бесплатных ординаторов в больницах военного ведомства и других, госпожа Бегак была назначена заведующей городской больницей. Первый выпуск Высших врачебных женских курсов, основанных при Медицинской академии, оказался исключительно сильным. Он дал России более двадцати энергичных и деятельных земских врачей, среди которых особенно выделялись А.К.Ангелова, В.П.Матвеева, О.А.Машковцева, Н.А.Субботина-Бантле, А.Н.Шульц, П.Н.Тарновская, А.Н.Шабанова, Р.А.Павловская, Ю.И.Заволжская. В земствах в участок входило до двести деревень, каждый день проходило по 50-100 больных, рабочий день длился до двенадцати часов, не считая ночных вызовов и приготовление лекарств. И тем не менее из года в год число женщин-врачей в земствах росло. В Московской губернии заметный след своей профессиональной деятельности оставили Н.П.Суслова-Эрисман и А.Г.Архангекльская, основательница больницы на ст.Апрелевка Киевской железной дороги; в Саратовской губернии врач и писательница В.И.Дмитриева. Первой женщине Лукониной в 1876 году предоставили должность штатного клинического ассистента в Цюрихском кантональном госпитале. Свои научные статьи по медицине она опубликовала в русских журналах "Здоровье" и "Военно-медицинский журнал". Среди беднейшего населения Петербурга своей деятельностью широкую известность снискали первые думские женщины-врачи. В 1883 году на должность думских врачей Петербурга Санитарной комиссией было утверждено 7 женщин-врачей, которые работали в окраинных районах Петербурга. Нарвская часть столицы обслуживалась Е.Ф.Вольфсон, Александро-Невская - Е.С.Васильевой, Рождевственская - Е.Н.Сабининой, Заречье-Васильевская часть с Суворовским училищем - М.Ф.Колоколовой, Выборгская - Е.И.Сахаровой и центральная часть Петербурга - С.В.Шменан. Одной из первых женщин-врачей в России была демократка по убеждениям Анна Николаевна Шабанова. В 1878 году она стала ассистенткой при детской клинике Николаевского военного госпиталя. А.Н.Шабанова писала: "Чтобы жить, недостаточно бороться за свое существование, нужно бороться и за жизнь других". При ее содействии в 1892 году был открыт первый женских медицинский институт. С 1897 года она являлась председательницей "Женского клуба" в Петербурге, занимающегося организацией женского труда. В 1912 году она выпустила книгу "Истории женского движения в России". Труд врачей был очень тяжел. Пионеркам врачебного дела пришлось пробить твердую броню невежественности, предрассудков и недоброжелательности, чтобы доказать свою правоспособность. На войне, в земствах, в городах и в глухих деревнях женщина-врач работала наравне с мужчиной. Она работала и на поприще науки, и как преподавательница гигиены, и в качестве ассистентки при клиниках, и работала без прав, и порой без всякого вознаграждения. Возможность получить фармацевтическое образование и заниматься аптекарской деятельностью для женщин была крайне ограничена. Среди первых женщин-фармацевтов были Анна Михайловна Макарова, сдавшая экзамен на аптекарского помощника в Киевском университете в марте 1892 года, Станислава Францевна Довядло, удостоившаяся чести быть первой женщиной, сдавшей экзамен на звание провизора в январе 1898 года, Антонина Болеславовна Лесневская и Зинаида Аккер, получившая звание провизора в 1897-1898 годах, А.И.Левитан и А.Р.Гальперин-Вогава, ставшие провизорами осенью 1898 года. Антонина Лесневская была первой, сдавшей экзамен и получившей диплом магистра в Военно-медицинской академии в 1900 году. Однако Ольга Евгеньевна Габрилович была первой, кто получил звание магистра после защиты диссертации в Военно-медицинской академии в декабре 1906 года. Она была второй женщиной, получившей ученую степень в системе Российского образования, женщиной, получившей звание доктора медицины в 1876 году. Получив в 1898 году степень провизора, Антонина Лесневская в следующем году организовала общество женщин-фармацевтов. В 1901 году она основала подобие биржи труда для ищущих работу женщин учениц фармацевтов и аптекарских помощниц. В 1902 году году Антонина Лесневская открыла частную женскую аптечную школу в Петербурге по подготовке женщин к экзаменам на аптекарского помощника. Специализированные фармацевтические курсы появились и в других городах. В сентябре 1910 года открылись первые женские аптечные курсы в Москве. В Киеве аптекарские помощницы были допущены на курсы провизоров в университете Св.Владимира в качестве вольнослушателей. Созданное в 1900 году в Петербурге Общество взаимопомощи акушерок занималось выдачей ссуд тем, кто не имел работы, а также рекомендовало акушерок больницам. Законодательные постановления создавали неблагоприятные условия для труда женщин, которые везде занимали низшие места с маленьким жалованием. Государственная Дума II и III созывов санкционировала подобное положение дел. На службу в канцелярию допускались женщины лишь в качестве переписчиц, стенографисток. Даже на педагогическом поприще они не были равноправны. В московских средних учебных заведениях заработок учительницы составил 1/3 заработка учителя. Причем учительницы могли быть уволены при выходе замуж. Наличие у учительницы семьи служило значительным препятствием при приеме на работу. Женщины не имели права быть адвокатами. В 1908 году совет присяжных поверенных округа Московской судебной палаты принял в помощники присяжных поверенных женщин Подгурскую, Л.А.Бубнову, М.И.Гиршман, выдержавших экзамен в Юридической испытательной комиссии при московском университете. Однако судебная палата отменила это решение. А.М.Еврейнова - первая в России женщина-юрист, окончившая в 1873 году курс в Лейпцигском университете, посвятила себя разработке научных вопросов. Очень популярны были общества взаимопомощи, создаваемые по профессиональному признаку. Первое такое общество, Санкт-Петербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров, утвердило свой Устав 4 ноября 1898 года. Его целью была защита интересов членов перед нанимателями, правильная организация труда женщин. Годовой взнос составлял 225 рублей. В Николаеве 70 женщин - подбивщиц, работавших в трюмах пароходов, объединившись, создали с целью взаимоподдержки общий капитал. В Бердичиве артель белошвеек, сократив рабочий день с 18 часов до 11 часов, повысила производительность труда в три раза. В Санкт-Петербурге на Васильевсвком острове госпожа Д.Д.Минина на собственные средства открыла женский рабочий зал, где за небольшую плату женщины, не имеющие возможности работать дома, могли пользоваться пишущими, швейными машинами. В бесплатной мастерской А.А.Селивановой малосостоятельные женщины изучали народные ремесла, а в профессиональном Петербургском пансионе велась подготовка девушек к самостоятельному труду на всех поприщах деловой жизни. Женщины-ремесленницы Петербурга пошли еще дальше, основав свой банк для получения дешевого кредита. Здесь же в конце XIX века эффективно действовала артельная мастерская женских рукоделий. Как отмечалось в Уставе, целью мастерской являлось предоставление выгодной и независимой работы женщинам, добывавшим себе средства к жизни самостоятельным трудом. При обществе были открыты магазин готового платья, классы рисования, благотворительная школа по обучению рукоделию, ссудосберегательная касса. Артельщицы получали на руки половину заработной платы, вторая половина шла на оплату жилья и питание. Интересной формой взаимопомощи в Петербурге являлись приданная касса "Свадьба" и в Москве касса взаимопомощи невест. Старейшая из женских организаций в России, Русское взаимоблаготворительное общество, основанное в 1895 году, не оставалось чуждым новым веяням в женском движении. Его традиционная просветительская деятельность наряду с деятельностью благотворительного кружка "На помощь детям", бюро по исканию мест и занятий, кассой взаимопомощи, музыкально-литературным, художественным и этическим кружками, способствовали началу работы в 1904 году Комиссии по исследованию женского труда в России под председательством Е.В.Авиловой. Комиссия занялась изучением правового положения женщин и условиями работы их в правительственных и частных учреждениях. В конце XX века в Петербурге помимо вышеназванных существовали следующие организации: Первый дамский художественный кружок, Общество взаимной помощи женщин-врачей, Общество поощрения женского профессионального образования, Общество "Детская помощь", Общество попечения о молодых девушках в Санкт-Петербурге, Общество охранения здоровья женщин, Общество дешевых квартир, Женская артель бухгалтерш и кассирш в Санкт-Петербурге. Всех их объединяла общая идея взаимной поддержки и усовершенствования профессиональной подготовки. На проходящем в декабре 1908 года в Петербурге Первом Всероссийском съезде женщин, на одной из секций которого обсуждалось положение работницы в сфере промышленного производства. Остроту дискуссии придало участие делегации работниц, которые в своих выступлениях говорили о необходимости установить пределы эксплуатации, требовали широкой законодательной охраны труда, равной с мужчинами оплаты труда, отпусков по беременности и родам, помещения при фабриках для кормления детей. Эти и ряд других требовании к органам власти были включены в резолюцию второй секции съезда. По утверждению одного из идеологов пролетарского направления И.Ф. Арманд, "дело освобождения пролетарок может быть делом только всего рабочего класса в целом". Как явствует из материалов первого женского съезда, в качестве лозунгов текущего момента пролетарскими женскими организациями выдвигались "охрана, регламентация" женского труда, борьба за 8-часовой рабочий день, за принятие законов по охране материнства, за учреждение системы общественного воспитания детей, за право избирать и быть избранной на основе всеобщей, тайной и прямой подачи голосов. По свидетельству одного из организаторов съезда, А.Н.Шабановой: "Русская женщина впервые получила возможность высказать все наболевшее", а сам съезд "всколыхнул умы, внес все возбуждение и привлек внимание русского общества и заграничных центров". В выступлениях женщин отмечалось, что государственная политика в сфере трудовой занятости женщин в условиях царского самодержавия является крайне противоречивой. Основываясь на концепции неполноценности женщины, принадлежности ее только семье и мужу, властные структуры закладывали в законодательство принцип отстранения женщин от труда в сфере государственной службы, политики, хозяйственного управления, интеллигентных профессий. Все очень просто и удобно: если женщина не полноценная, а лишь посильно участвующая в общественном производстве рабочая сила, нет необходимости разрабатывать специальное трудовое законодательство, учитывающее специфические особенности женского организма. А чтобы исключить конкуренцию со стороны образованных женщин в сфере государственной службы и интеллигентных профессий, властные структуры применяли испытанный способ - административный запрет. Но не смотря на все преграды женщины стремились реализовать свой потенциал. Союз Русских женщин, созданный в 1915 году в Санкт-Петербурге, занимался большой созидательной работой. Благодаря Союзу Русских женщин жители Петрограда впервые ознакомились с новой организацией кустарного труда в помощь героям-воинам, а лазаретная мастерская была надолго заполнена заказами. Помимо изыскания денежных средств задачи "Союза" заключались в следующем: 2 ноября 1914 года Союз организовал лазарет для раненных воинов. Заведовала лазаретом член Совета, сестра А.А.Кускова, сестрами были члены Союза Е.М.Соколова и Е.П.Язнина. Все они работали безвозмездно. По снабжению раненых теплыми вещами, продуктами питания, деятельно работала комиссия в составе Л.А.Антоновой, А.И.Головиной, В.Л.Теляковской, М.П.Лампевой и баронессы А.В.Энгельгардт. В 1915 году начал свою работу "Союз Русских женщин". Председателем Союза была графиня Мария Николаевна Дидрих. В уставе были оговорены задачи союза, связанные с долгом русской женщины по отношению к Родине. Для выполнения уставных задач, членам организации приходилось не только вносить членские взносы в размере трех рублей, не только заниматься созидательной работой, но приходилось и изыскивать средства путем проведения концертов, выставок-базаров и т.д. В декабре 1915 года лазарет преобразовали в убежище увеченных воинов с кустарной мастерской, причем для мастерской был выписан из Сергиевского Посада искусный мастер по изготовлению изделий из папье-маше В.И.Рыжков и М.Н.Дидрих, как руководитель Союза, взяла на себя художественное руководство мастерской, организовала первую мастерскую Художественных русских игрушек из папье-маше, выполнив таким образом одну из главных целей Союза. Следует отметить, что еще одним национальным делом Союза был художественный конкурс женской одежды. В 1915 году по ходатайству Российской лиги равноправия женщин директором почт и телеграфа Петербурга женщинам было разрешено работать почтальонами. До 1917 года в общественном сознании России преобладали традиционные вековые патриархальные устои. К женщине относились как к хранительнице очага. Однако Октябрьская революция коренным образом все изменила. Женский труд стал использоваться во всех сферах. Уже в первые годы после революции были приняты законы, охраняющие женский труд и материнство. Были удовлетворены самые насущные требования женщин. В ноябре 1918 года собрался I Всероссийский съезд работниц. В декабре того же года ЦК РКП (б) создал Комиссию по пропаганде и агитации среди женщин. Возглавила ее Инесса Арманд. Аналогичные организации были созданы и на местах. Социалистическая система вызвала быструю мобилизацию женщин, как дополнительной рабочей силы. Это требовало создания организационных, институциональных и правовых условий, которые позволили бы сочетать профессиональную работу с семейными и домашними обязанностями, считавшимися по традиции женскими. Ясли, детские сады, комнаты продленного дня стали элементами инфраструктуры, расширяемыми государством для того, чтобы женщины могли заниматься профессиональной работой. Подчеркиваемое в конституции равноправие женщин и мужчин представляло собой общие рамки для формулировки особых правовых решений, хотя известно, что этот принцип не соблюдался полностью. В 1919 году были созданы женотделы. В 1921 году состоялось совещание представительниц женотделов партийных комитетов Туркестана, Азербайджана, Башкирии, Крыма, Татарии, Сибири. В 1924 году, по поручению XIII съезда ВКП (б), ЦК принял резолюцию "О работе среди работниц и крестьянок". Женщина, занятая во всех сферах народного хозяйства, и по сей день она составляет основную производительную силу. В ней по-прежнему не истребим дух самовыражения, разносторонности интересов и их реализации. Все это воплощается в традиционно-российской женской форме - на общественных началах. Предпринимательство дооктябрьской России зарождалось снизу, последовательно пройдя через все этапы становления буржуазии как класса. У традиционного третьего сословия две основных источника: купечество и крепостное крестьянство. Современное предпринимательство вышло из "верхов", из "теневой экономики" и криминальной среды. Цель традиционного предпринимательства - производство товаров и услуг. Цель современного - достижение прибыли в сфере торговли России. В 1910-1913 годах количество "производительных" и "торгующераспределяющих" предприятий находилось в соотношении 85% к 15%. "Старое" предпринимательство ориентировалось на рынок бедных людей, "новое" - на богатого потребителя. Традиционное предпринимательство развивалось на основе равновероятностного рыночного риска с опорой на соответствующие законы; в основе сегодняшних предпринимательских начинаний - мощная бюрократическая подстраховка, основанная на принципе круговой номенклатурной поруки. "Старое" предпринимательство развивалось само и развивало Россию на основе всестороннего учета и широкого использования национального менталитета, т.е. традиций, обычаев, идеалов, религиозной этики народа; в сегодняшней предпринимательской среде превалирую идеи космополизма, адаптации многочисленных вариантов будущего страны к западным или восточным моделям развития. Российское третье сословие вплоть до начала XX века отличалось исключительной индифферентностью к политической деятельности. Сегодняшние предприниматели активно стремятся заполнить любые свободные "ниши" в политической жизни страны. Социалистический эксперимент в России наглядно показал, что никакой тоталитарный режим не в силах вытравить в человеке предпринимательскую жилку, жажду к самостоятельному экономическому творчеству. После того, как главная цель большевистской партии по ликвидации товарного производства была отчасти достигнута путем национализации крупных промышленных предприятий и банков без всякой компенсации прежним владельцам, предпринимательская активность оказалась на очень низком уровне, даже в годы нэпа. Поскольку непосредственная угроза потери большевиками власти миновала, то дальнейшее отступление в сторону нэпа, к дальнейшему развитию рыночных начал в экономике потеряло смысл. В 1926-1927 годы ради перекачки средств на нужды индустриализации государство усилило прямой нажим на частный сектор экономики: повышение налогового обложения, сокращения банковского кредита, различные административные санкции. В целом сравнительно быстро все чуждые социализму элементы частной предпринимательской деятельности были окончательно придушены. Постепенно было покончено с уцелевшим после коллективизации индивидуальным крестьянским хозяйством и мелким городским ремеслом. Так началась эпоха претворения в жизнь мифа о безденежной социалистической экономике, в которой непосредственный обмен между производителями должен был заменить торговлю В идеале место свободного производителя и свободного предпринимателя должны были занять колхозы-гиганты и трудовые коммуны на промышленных предприятиях, доходы которых должны были распределяться поровну между работниками. Один из уроков, преподнесенных отечественной историей, сводится к тому, что какие бы реформы ни задумывались, какие бы грандиозные программы ни принимались, они останутся мертвыми схемами, если не появятся люди, способные вдохнуть в них жизнь. В эпоху становления предпринимательства в годы перестройки была предпринята попытки создания планово-регулируемой рыночной экономики. По своим масштабам и ожидаемым социальным последствиям грядущую перестройку можно было сравнить с такой крупной реформой, как отмена крепостного права в 1861 году. С самого начала перестройки экономическую реформу определяли две основные тенденции: расширение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий и одновременно - сферы деятельности частного сектора. Согласно Закону о государственном предприятия от 30 июня 1987 года, предприятия получили право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливая прямы связи с другими предприятиями и даже с иностранными фирмами. Однако, государство по-прежнему оставалось главным заказчиком в промышленности, кроме того, оно устанавливало цены на продукцию и ставки налогообложения, забирая тем самым у предприятий значительную часть доходов и ограничивая возможности для коммерческой и предпринимательской деятельности. История совершила очередной виток, и Россия вновь вступила на путь строительства свободной рыночной экономики, возрождая предпринимательство во всех его формах, становления нового торгово-промышленного класса. Стремление к предпринимательству, к любой форме частной экономической инициативы осталось неотъемлемой частью человеческого бытия даже в предельно жестких рамках плановой экономики. В период "военного коммунизма", и в годы сталинского режима предпринимательство продолжало существовать, будучи вытесненным на обочину экономической жизни, проявляло себя на колхозном рынке и в индивидуальной трудовой деятельности, в "мешочничестве", спекуляции, расхищении социалистической собственности, чиновничьей коррупции и в других суррогатных формах экономической деятельности. |