Я ТЕПЕРЬ ВСПОМИНАЮ, КАК ПЕСНЮ, СВОИ ГОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ...

Орловская Лидия Михайловна

Кто я? Орловская Лидия Михайловна, в 1938 году — старшая вожатая школы № 119 Советского района Москвы. Как давно! Мне скоро 85 лет. И, конечно, как у каждого пожилого человека, всегда что-то болит. Но недавно взяла в руки районную газету «Вести Северного Тушино» и на глаза попалась заметка «Отзовитесь, вожатые 40-х!» Сколько чувств она всколыхнула, куда девались мои болячки! Я вновь окунулась в юность, самое замечательное время в жизни каждого человека. И хотя в чем-то это, действительно, ностальгия по прошлому, главное все-таки в том, что тогда было время надежд и желаний делать как можно больше добрых дел для тех, кто тебя окружает.

Наверное, во мне всегда были желание и способности к организаторской работе. Поэтому вся моя жизнь связана с детьми и их воспитанием.

Начала свой жизненный путь с работы старшей пионерской вожатой. Каждое лето выезжала с детьми в пионерский лагерь Военной академии им. В. И. Ленина. Летом 1941 года была старшей вожатой лагеря, но он работал недолго. 22 июня 1941 года началась война. Мы, тогда еще совсем юные, не ждали ее и не верили, что она может начаться. Но враг начал незамедлительное наступление на Москву.

Уже осенью 1941 правительством страны было принято решение об эвакуации детей из столицы. Школа № 119 была срочно эвакуирована в Рязанскую область, а в школьном здании был развернут военный госпиталь. Нам, вожатым, учителям, организаторам работы с детьми, помогала вера в то, что народ выстоит и не отдаст свою Родину на порабощение врагу. Трудно было в дни оккупации находиться вне Москвы, за которую мы все, и взрослые, и дети, тяжело переживали, и где по-прежнему оставались наши родные и близкие.

Враг же рвался к Москве, ближе и ближе к ней подбираясь. Все, что оставалось нам — следить по карте за наступлением немцев и обороной наших. «Все для фронта! Все для Победы!» -главный лозунг нашей страны был главным и для нас с ребятами.

Мы помогали ближайшему к школе-интернату колхозу. Старшие ребята работали на тракторе, пололи, возили воду, убирали овощи и картофель с полей. Все, кто умел, вязали варежки и носки для солдат, шили им кисеты для махорки. Ребята писали письма незнакомым солдатам, посылали на фронт рисунки. Заняты были все, ведь помимо дел фронтовых, надо было содержать в чистоте и порядке нашу школу-интернат, готовить завтрак, обед, ужин. Практически все это было на плечах ребят, так как нас, взрослых, было мало. Нельзя было забывать и об учебе, а учиться плохо тогда было просто стыдно. А как тепло относились друг к другу, особенно более маленьким, которым было особенно тяжело без мам и пап.

Мы жили одной дружной семьей — горе, действительно, сближает людей и делает их добрее. Мы не только вместе работали, но и проводили то не многое свободное время, которое у нас все-таки еще оставалось. Так был создан коллектив художественной самодеятельности, который иногда выступал перед колхозниками.

Летом 1943 года все мы вернулись в Москву. В здании нашей школы был госпиталь. По новому распределению я попала на работу в школу № 125, но там проработала недолго. Получив рекомендации от РК ВЛКСМ, была направлена на работу в политотдел НКВД, где и сотрудничала до конца войны, занимаясь проблемой создания трудовых и воспитательных колоний для беспризорных детей. Решая этот вопрос, я во всем опиралась на работы известного педагога А. С. Макаренко, с которым не раз встречалась лично еще до войны.

Окончание войны застало меня в Ташкенте за проверкой трудовой исправительной колонии. Какое ликование охватило город! Все люди тогда вышли на улицы. То была Великая Победа всего советского народа. А мне хотелось пойти пешком до Москвы, лишь бы в это время быть в своем любимом городе. И самое удивительное, что значительный вклад в это громадное дело общей победы принадлежит обычным, рядовым советским ребятам: школьникам, пионерам, а так же их учителям, вожатым, настоящим патриотам своей Родины, которые всегда были рядом со своими учениками.

ПИОНЕРСКИЕ ВОЖАТЫЕ МОСКВЫ 1941-1945 годы. М., Издательство «Классикс Стиль», 2005
Публикация i81_2016