КАК Я РАБОТАЛА С ПИОНЕРАМИ

Корушева Валентина Петровна

В 1937 году меня приняли в пионеры. К этому событию готовилась вся семья, волновались одноклассники. Я выучила Торжественное обещание и чтобы не забыть, повторяла его на каждой перемене. И вот наступил торжественный момент принятия в пионеры. 10 ребят (моих сверстников) произнесли клятву-обещание. Нам повязали красные галстуки и мы дружно ответили на призыв старшей пионерской вожатой — «Всегда готовы!». Сколько было гордости и радости, смеха, веселья песен в этот день — трудно описать. Наши родители сфотографировали весь класс с вожатой, устроили нам чай. Так началась моя новая пионерская жизнь. До войны я получила значок БГТО (Будь готов к труду и обороне), занимаясь в оборонно-массовом кружке; как и все мои сверстники, я умела оказывать первую медицинскую помощь, стрелять, ходить на лыжах и коньках, играть в любимые игры — волейбол, лапту. Пела в хоре, занималась в драмкружке (была его старостой). Охотно и очень ответственно выполняла все пионерские поручения.

Когда началась война, мне было 14 лет. Утром 22 июня мы услышали сообщение диктора Левитана по радио о нападении немецких войск на нашу страну, о начале войны.

Так в нашу семью (как и в каждую в стране) пришло горе и, одновременно, радость — в этот день мама родила дочку, мою сестру Галку. Папа в первые дни ушел добровольно на фронт и погиб во время боев под Москвой. Помню проводы отца на фронт. Мама плакала, я ее утешала и говорила, что война скоро кончится, и папа вернется к нам. Мы — дети, как и большинство взрослых, были уверены, что наша Красная Армия быстро справится с фашистскими войсками. Нашу веру мы подкрепляли своим посильным участием в помощи фронту.

В первые дни войны мы с ребятами нашего двора организовали отряд при 40-м отделении милиции и стали охранять мост через реку, по который шли поезда с Белорусского вокзала (с оружием, танками, солдатами) на фронт; дежурили у заводов, вокруг бараков, на крышах домов (сбрасывали зажигательные бомбы во время налетов фашистских самолетов). Однажды, выходя из бомбоубежища (с мамой и сестренкой), увидели на улице страшную картину пожара после бомбежки.

По улице метались женщины, вытаскивали вещи из горящего дома, старались потушить пожар, чем могли. Не долго думая, я схватила чемодан с Галкиными пеленками, и побежала навстречу огню, чтобы вытаскивать раненых и оказать им первую медицинскую помощь. Так началась моя боевая жизнь.

В сентябре 1941 года, в тяжелые месяцы обороны столицы по решению правительства многие школы Москвы были превращены в госпитали, пункты обороны и места формирования новых воинских частей. Многие школьники пошли работать. Пошла работать и я на 123-й завод в цех, где собирали приборы для самолетов. Мне была поручена сборка прибора «высота». В 1942 году я вступила в комсомол и сразу написала заявление об отправке меня на фронт (мне исполнилось тогда 15 лет). Долго ждала ответа, но вот вызвали меня в комитет комсомола и сказали: «Валя, мы приняли решение направить тебя на самый нужный и важный сейчас фронт — пойдешь работать пионерской вожатой в школу № 658».

Немецкие войска были отброшены от Москвы, начали работать школы. Я была огорчена, но подчинилась решению комитета комсомола. Школа, директором которой стала Б. Т. Мальцева, была разорена, плохо отапливалась. Мы с директором обошли в первые же дни все помещения школы. В классах не было парт, стульев. Учебное оборудование полностью отсутствовало. Я собрала ребят, и мы начали поиски и сбор необходимого для работы школы оборудования, мебели. Обнаружили часть парт, стульев в подвальном школьном помещении, перенесли в классы, расставили, привели в порядок. С Киевского вокзала привозили дрова, топили школьную котельную, чтобы обогреть школьное здание. Жизнь школы постепенно налаживалась. Но помимо учебы, мы с ребятами взяли шефство над госпиталем, который располагался в помещении гостиницы «Днепр» у Киевского вокзала: оказывали помощь медицинскому персоналу, писали письма родным по просьбам раненых, организовывали концерты, собирали пузырьки, бинты для госпиталя. Часто разгружали вагоны, которые привозили раненых с фронта. Надо было видеть глаза школьников, которые внимательно всматривались в лица раненых, надеясь найти среди них родных или знакомых. Ребята старались ободрить раненых своими улыбками, добрым словом. Слезы выступали на глазах от этих печальных картин, но дети и взрослые их сдерживали. Все знали и понимали, что идет война и нужно быть готовыми ко всему.

В классах после учебы регулярно проводили политинформации, беседы о положении на фронтах войны. Выпускали стенгазеты, в которых знакомили ребят с подвигами их молодых сверстников — Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Лизы Чайкиной, молодогвардейцев, Саши Котова, Кости Пчелки и многих других — юных сыновей полков, давали сообщения о значительных битвах-победах Советской Армии (Сталинградская, Курская, оборона Ленинграда).

Собирались вместе и готовили посылки на фронт (вязали варежки, шили кисеты, писали теплые письма солдатам к 7 ноября, 23 февраля, 1 мая). Собирали вместе с пионерами-школьниками Москвы деньги и облигации на строительство самолетов, танков, паровозов. Ребятам много приходилось помогать родителям (в основном мамам, бабушкам), которые работали по две-три смены, заменяя мужчин, ушедших на войну. В 1943 году московские школы преобразовали в «школы девочек» и «школы мальчиков». Я с девочками осталась в школе № 658, а мальчиков перевели в школу № 665, где старшей пионервожатой стала Шура Пивченко. Но мы сохранили дружбу мальчиков и девочек. Вместе ездили в колхозы, собирали колоски, помогали в уборке урожая, заготовках кормов, дров. Давали концерты для сельских жителей. Шефствовали над семьями погибших на войне, одинокими пожилыми людьми.

Закончилась война. Ребята радовались Победе, встречам с родными и близкими, переживали горечь потерь. Дети стали чаще улыбаться, петь песни. Но война нанесла тяжелый удар по всей стране, всему народному хозяйству. И ребята-школьники включились вместе со взрослыми в восстановление страны. Мы стали собирать металлолом для фабрик и заводов, макулатуру для издания учебников и пособий. В 1948 году нашей пионерской организации было присвоено имя в честь 30-летия ВЛКСМ. Пионерская дружина была награждена Красным знаменем РК ВЛКСМ Киевского района. В этой школе старшей вожатой я работала до 1949 года.

Много лет была членом городского совета вожатых. 15 лет являлась ответственным секретарем бюро Киевского районного совета пионерской организации. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Имею почетные знаки ЦК ВЛКСМ и ЦС ВПО «Лучшему вожатому», «За активную работу с пионерами», «За активную работу в комсомоле» и Почетный знак Министерства просвещения СССР «Отличник народного просвещения». Ветеран труда.

ПИОНЕРСКИЕ ВОЖАТЫЕ МОСКВЫ 1941-1945 годы. М., Издательство «Классикс Стиль», 2005
Публикация i81_2023