ДЕТИ ХОТЕЛИ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ СТРАНЕ

Майорова (Лерман) Берта Михайловна

Моими пионерами были очень разные дети. Работала с теми, кто страдал от тяжелых заболеваний: в школе № 581 Москвы обучали детей с диагнозом «детский паралич», в эвакуации пришлось иметь дело с ребятами слабовидящими, заболевшими трахомой, довелось собирать по вокзалам беспризорных, голодных, трудных, а то и имеющих криминальный опыт. Все это непростые детские судьбы. Но всеми средствами, которые есть в пионерской организации, стремилась внести в детский коллектив радость, учила товариществу, взаимопомощи, заботе о других людях, верности слову.

В 1943 году вернулась из эвакуации в Москву и была направлена старшей пионерской вожатой в мужскую школу № 287. Учебный день пионеров начинался с линейки. Мы придавали очень большое значение этим линейкам. Они как бы задавали тон жизни ребят на весь день. Здесь сообщались новости с фронта, определялись дела, которые ждут ребят после уроков, хозяйственно-трудовой центр дружины оценивал дежурство по школе за предыдущий день. Здесь благодарили отличившихся. Линейка была и смотром внешнего вида ребят — поглажена ли одежда, в порядке ли галстук, да и настроение мальчишек улавливалось — кто-то пришел радостный — отец с фронта, наконец, отозвался, а кто-то с горем — вести-то с фронта приходили разные.

Штабы дружины, отрядов организовывали работу отрядов по нескольким направлениям. Большое место отводилось труду — хозяйственно-трудовой центр следил за сохранностью школьного имущества, занимались благоустройством — заклеивали к зиме окна, очищали территорию школы от мусора. Была создана ремонтная бригада — в мастерских устраняли поломки мебели. А вообще, очень помогала беречь имущество персональная ответственность — парта закреплялась за каждым, так что за ее порчу было с кого спросить.

Особое место занимал сбор металлолома. Металл собирали на танковую колонну «Московский пионер». Дети относились к этому с большим энтузиазмом — ведь все слышали на линейке такие цифры: «Если каждый советский пионер сдаст только 1 кг черного лома, наша страна получит 250 паровозов «ИС», 1 тыс. тракторов, 1 тыс. автомобилей». Штаб постоянно информировал дружину о результатах сбора на утренних линейках, в стенгазетах. Пионеры нашей дружины собрали металл на танк, который был назван «Пионер 287-й школы». Это было большое событие для всех нас, тем более что на имя директора школы и пионерской дружины пришла «Благодарность» от Главнокомандующего И. В. Сталина.

Активно занимались пионеры поисковой работой. Над школой шествовал завод «Калибр». Многие рабочие и специалисты ушли с него на фронт. Историю комсомольской организации завода мы и решились написать. Информацию собирали и о тех, кто воевал, и о тех, кто ковал победу в заводских цехах. Ребята встречались с рабочими, руководителями цехов, побывали в семьях фронтовиков (оказывали им посильную помощь), писали заводчанам на фронт, посылали посылки. Каждое письмо с фронта, адресованное пионерам, было событием. Их бережно хранили в пионерской комнате, где даже особый уголок организовали «Фронтовые письма».

В результате был собран обширный материал о комсомольцах завода. Мы оформили его в красочном альбоме и передали в Дом Советской Армии. За успехи нашей дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Сергея Годовикова, который ушел на войну с нашего завода.

XII пленум ЦК комсомола принял постановление «О мерах по улучшению работы комсомола в школе». В его решении особое внимание обращалось на проблемы учебы пионеров.

У нас до этого действовал пионерский штаб непримиримых. Штабисты были непримиримы к лени, расхлябанности, безответственности, но отзывчивы к тем, кому было трудно, у кого были тяжелые условия дома, кто старался, но без поддержки, помощи товарищей не мог вытянуть воз своих проблем.

После пленума ЦК штаб осваивал новые формы работы: начали организовывать познавательные конкурсы, классные библиотечки, увеличилось число кружков, которые вели педагоги, но организовывали ребят пионерские активисты.

За большую общественно-полезную работу дружина школы № 287 им. Сергея Годовикова не раз получала переходящее Красное знамя районной пионерской организации.

* * *

До 1946 года Берта Михайловна работала старшей вожатой школы № 287, потом занималась пионерскими лагерями, была лагерным организатором, вела методическую работу в районном Доме пионеров. Берта Михайловна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». ЦК ВЛКСМ, МГК ВЛКСМ не раз отмечали ее труд почетными грамотами. Ей присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР».

ПИОНЕРСКИЕ ВОЖАТЫЕ МОСКВЫ 1941-1945 годы. М., Издательство «Классикс Стиль», 2005
Публикация i81_2024